Но само понятие порядочности надо бы вытащить из-под завала таких ассоциаций, потому что оно очень важно. Константин Леонтьев как-то заметил, что в России легче найти святого человека, чем честного. Конечно, он преувеличил, как это бывает с авторами блестящих афоризмов, но он обозначил проблему, которая остается реальной.
У нас принято свысока смотреть на добропорядочного обывателя, который верит в Бога, заботится о семье, ходит в Церковь, дает десятину на храм и еще какие-то пожертвования на благотворительность, добросовестно исполняет свою обязанности на работе и имеет хорошую платежную историю.
Настоящая вера — это подвиги; это что-то невероятное, ломающее все стандарты уютной мирской добропорядочности, это мученичество, или — раз уж мучители в наше время водятся в других областях земного шара — удаление в пустыню и почти рукопашные схватки с бесами, по примеру древних подвижников. А порядочный обыватель, который добросовестно продвигается по карьерной лестнице и умеренно жертвует благотворительному фонду, где у него хорошие знакомые, — это не то, нету в этом настоящего героизма.
Это соображение верно в одном отношении и неверно в другом. Вера — это действительно подвиг. Но подвиг — в отличие от мечты о подвиге — это трудно и, как правило, не щекочет самолюбие. Так юноша, мечтавший о воинской славе, развевающихся знаменах и героическом эпосе, оказавшись на плацу, начинает думать, что мечтал он немного не об этом.
Быть заботливым семьянином, верным прихожанином, честным гражданином и добросовестным работником трудно. Трудно быть добрым и терпеливым, ответственным и надежным. Трудно умеренно жертвовать — жертвовать вообще трудно. Это тяжелая, неинтересная и утомительная работа.
От нее хочется убежать — в мир мечты о великих духовных подвигах. Вот когда явится Антихрист, тогда я себя покажу, тогда я буду герой и мученик. Да и вообще, настоящая вера — это подвиги, а не обывательские добродетели. Так что обывательских добродетелей — вовремя отданных долгов, терпения, даже обычной вежливости — от меня не требуйте. Настоящая христианская любовь — это вам не мирская доброта. Вон, говорят, один святой еретика на соборе заушил... Что же мне пенять, что я несдержан и груб — я ведь тоже воин Христов! Вон как я в Интернете ополчаюсь на врагов Святого Православия — меня даже забанили везде!
Беда в том, что все мы рады забыть очевидное. Хотя святость выше добропорядочности, самопожертвование выше небольших денежных переводов, христианская любовь выше обычной доброты, все эти качества — по крайней мере не ниже.
Перед тем как карабкаться на высоты, надо заметить одну вещь: даже по снисходительным мирским меркам мы одичали. Не надо пока воспарять во области заочны, надо научиться гораздо более простым и базовым вещам — терпению, доброте, вниманию к другим людям, добросовестному отношению к своим обязанностям. Способности в чем-то себе отказать, сэкономить сто рублей и пожертвовать их. Да, негероично, трудно и скучно, и делать это придется по одному шагу за раз, ставя себе реалистичные цели и добиваясь их осуществления. Это и есть христианский подвиг, потому что выйти хотя бы на уровень добропорядочного обывателя, который хорошо заботится о семье и регулярно жертвует на благотворительность, будет уже великим достижением.
Вот вчера глубоко церковная, образованная, весьма уважаемая женщина с достоинством просидела часа два в одном собрании вместе со своей несовершеннолетней дочерью, а рядом также благополучно простоял все это время пожилой человек (говорю не о себе, я тоже стояла). Вот вам и все высокие слова и рассуждение, и "подвиги". Скучно, господа. Простите меня, Христа ради. Это не в осуждение, это всем известно. Наша нравственность застыла, словно прошлогодний цемент, и чтобы ее раздолбить, нужны поистине "подвиги". То, с чем жили наши предки, ушло, как вода сквозь сухую песчаную почву.
положительному значению его соответствует понятие праведности. Праведник. Многие думают (и даже открыто проповедуют), что праведник - это тот, кто, не считая себя грешником, неизбежно будет в аду. Но как раз самая большая опасность с этой стороны - искусственное эмоциональное псевдосмирение, нечто вроде: "Считай себя грешником и делай, что хочешь". Фарисеи - как светские, так и церковные - взяли на вооружение психологизм, заменив им
и смирение и доброделание. Это - страшное явление, его последствия непредсказуемы.
В конечном итоге, по выражению старца Паисия Святогорца, получаются фарисеева гордыня и мытаревы грехи, "и вшивый
и паршивый". И, кроме того, разве базовые Заповеди - не подвиг? Для наших дедов было нормой вступиться, если бьют человека (т.е. вариант Заповеди "Не убий"), а это ведь риск потерять и здоровье и жизнь. В чем-то это, возможно, и тяжелее, чем не отречься от Христа и получить пулю в голову.