Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

О подвиге добропорядочности

Источник: Фома.Ru

Великий Пост — это время, когда мы приводим свою жизнь в порядок; когда мы учимся быть порядочными людьми. Слово «порядочный» в нашем языке приобрело негативно-иронический оттенок: «порядочный» — это такой светский фарисей, человек, уверенный, что уж он-то точно не такой, как прочие люди, человек, демонстрирующий презрительную самоправедность, но очень часто даже без какой-либо веры в Бога.

Но само понятие порядочности надо бы вытащить из-под завала таких ассоциаций, потому что оно очень важно. Константин Леонтьев как-то заметил, что в России легче найти святого человека, чем честного. Конечно, он преувеличил, как это бывает с авторами блестящих афоризмов, но он обозначил проблему, которая остается реальной.

У нас принято свысока смотреть на добропорядочного обывателя, который верит в Бога, заботится о семье, ходит в Церковь, дает десятину на храм и еще какие-то пожертвования на благотворительность, добросовестно исполняет свою обязанности на работе и имеет хорошую платежную историю.

Настоящая вера — это подвиги; это что-то невероятное, ломающее все стандарты уютной мирской добропорядочности, это мученичество, или — раз уж мучители в наше время водятся в других областях земного шара — удаление в пустыню и почти рукопашные схватки с бесами, по примеру древних подвижников. А порядочный обыватель, который добросовестно продвигается по карьерной лестнице и умеренно жертвует благотворительному фонду, где у него хорошие знакомые, — это не то, нету в этом настоящего героизма.

Это соображение верно в одном отношении и неверно в другом. Вера — это действительно подвиг. Но подвиг — в отличие от мечты о подвиге — это трудно и, как правило, не щекочет самолюбие. Так юноша, мечтавший о воинской славе, развевающихся знаменах и героическом эпосе, оказавшись на плацу, начинает думать, что мечтал он немного не об этом.

Быть заботливым семьянином, верным прихожанином, честным гражданином и добросовестным работником трудно. Трудно быть добрым и терпеливым, ответственным и надежным. Трудно умеренно жертвовать — жертвовать вообще трудно. Это тяжелая, неинтересная и утомительная работа.

От нее хочется убежать — в мир мечты о великих духовных подвигах. Вот когда явится Антихрист, тогда я себя покажу, тогда я буду герой и мученик. Да и вообще, настоящая вера — это подвиги, а не обывательские добродетели. Так что обывательских добродетелей — вовремя отданных долгов, терпения, даже обычной вежливости — от меня не требуйте. Настоящая христианская любовь — это вам не мирская доброта. Вон, говорят, один святой еретика на соборе заушил... Что же мне пенять, что я несдержан и груб — я ведь тоже воин Христов! Вон как я в Интернете ополчаюсь на врагов Святого Православия — меня даже забанили везде!

Беда в том, что все мы рады забыть очевидное. Хотя святость выше добропорядочности, самопожертвование выше небольших денежных переводов, христианская любовь выше обычной доброты, все эти качества — по крайней мере не ниже.

Перед тем как карабкаться на высоты, надо заметить одну вещь: даже по снисходительным мирским меркам мы одичали. Не надо пока воспарять во области заочны, надо научиться гораздо более простым и базовым вещам — терпению, доброте, вниманию к другим людям, добросовестному отношению к своим обязанностям. Способности в чем-то себе отказать, сэкономить сто рублей и пожертвовать их. Да, негероично, трудно и скучно, и делать это придется по одному шагу за раз, ставя себе реалистичные цели и добиваясь их осуществления. Это и есть христианский подвиг, потому что выйти хотя бы на уровень добропорядочного обывателя, который хорошо заботится о семье и регулярно жертвует на благотворительность, будет уже великим достижением.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

7 марта 2012 г.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Та же Галина из ХМАО23 февраля 2015, 08:07
Вы меня простите, уважаемый Сергей, но мне удивительно то, что обыкновенные нравственные понятия вменяются современному православному в "подвиг". Подвигом стало все, что является зачастую обыкновенной нормой для простого совестливого человека, даже неверующего или иной веры. Вот и живем с внутренним "задравносовым", глубоко прелестным ощущением, что я совершил(а) подвиг, если что- то сделала элементарно именно порядочное, допустим, какое-то милосердное дело. Одни сплошные подвиги без чистого сердца.
Вот вчера глубоко церковная, образованная, весьма уважаемая женщина с достоинством просидела часа два в одном собрании вместе со своей несовершеннолетней дочерью, а рядом также благополучно простоял все это время пожилой человек (говорю не о себе, я тоже стояла). Вот вам и все высокие слова и рассуждение, и "подвиги". Скучно, господа. Простите меня, Христа ради. Это не в осуждение, это всем известно. Наша нравственность застыла, словно прошлогодний цемент, и чтобы ее раздолбить, нужны поистине "подвиги". То, с чем жили наши предки, ушло, как вода сквозь сухую песчаную почву.
Cергей Ка. 7 марта 2012, 18:32
Понятие порядочности приобрело в культуре последнего столетия значение "светский фарисей", а в церковной лексике
положительному значению его соответствует понятие праведности. Праведник. Многие думают (и даже открыто проповедуют), что праведник - это тот, кто, не считая себя грешником, неизбежно будет в аду. Но как раз самая большая опасность с этой стороны - искусственное эмоциональное псевдосмирение, нечто вроде: "Считай себя грешником и делай, что хочешь". Фарисеи - как светские, так и церковные - взяли на вооружение психологизм, заменив им
и смирение и доброделание. Это - страшное явление, его последствия непредсказуемы.
Сергей Ка. 7 марта 2012, 17:53
Очень верная, нужная статья. Фарисейская одержимость, конечно, есть зло самое большое, но ведь фарисейство это, на самом деле, не исполнение базовых Заповедей, а пустое исполнение ритуалов и немилосердие к людям. А так - правильно, не стяжав ничего человек мечтает о великом.
В конечном итоге, по выражению старца Паисия Святогорца, получаются фарисеева гордыня и мытаревы грехи, "и вшивый
и паршивый". И, кроме того, разве базовые Заповеди - не подвиг? Для наших дедов было нормой вступиться, если бьют человека (т.е. вариант Заповеди "Не убий"), а это ведь риск потерять и здоровье и жизнь. В чем-то это, возможно, и тяжелее, чем не отречься от Христа и получить пулю в голову.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×