Это слова Франческо Петрарки, и они пришли к нам из далекого 14-го столетия. Оглядываясь на историю, Петрарка приводит многочисленные примеры того, как осажденные жители городов ели крыс и прочих малосъедобных в обычное время животных, давая, таким образом, необычайно высокую цену мерзким в мирное время тварям. Скользнув мыслью по жемчугам, воде и хлебу, Петрарка далее говорит, что те же закономерности наблюдаются и в социальной жизни. И там «на безрыбье рак – рыба». И там «одноглазый царствует над слепыми». То бишь, если нет достойных лидеров в народе, или система так выстроена, что умного затопчут, а доброго задушат, то ничтожество будет управлять массами. И это даже будет относительно похвально, потому что вовсе не править нельзя, а хаос во сто крат хуже скудного, но упорядоченного существования. В общем, у древних все, как у нас.
* * *
Слова Петрарки, впрочем, не звучат для нас новостью. Мы помним (обязаны помнить), что ели жители осажденного Ленинграда, какова вообще бывает цена банки сгущенного молока или пачки рафинада в известных исторических условиях. К тому же мы сегодня поголовно блещем экономической грамотностью и знаем, что, к примеру, умножение денежной массы часто сопровождается обесцениванием денежной единицы. Мы знакомы со словами «инфляция», «девальвация» и прочее. Рассуждаем о глобальном кризисе и шулерстве с резервными валютами. Помним (наверное), как Гарин в известном романе А. Толстого имел целью диктовать свою волю всему капиталистическому миру при помощи превращения золота в грязь средствами облегченной добычи. Короче, люди мы грамотные и соотношения между количеством, стоимостью и рыночной ценой для нас не тайна. Как говорил поэт, «нам внятно все: и острый галльский смысл/ и сумрачный германский гений»
* * *
А еще мы знаем, что слово «массовая» в соединении со словом «культура» означают что угодно, только не культуру. Здесь тоже умножение товарной массы неумолимо связывается с потерей качества и переходом в антикачество, в мир перевертышей.
И хоть все слова эти не новость, все-таки для осмысления реальности произносить их нужно. Ведь эпоха наша – эпоха массового потребления. В этой эпохе (как и в любой другой) нельзя просто жить. Ее понять надо.
Всего сегодня нужно много: услуг, товаров, развлечений, новостей, телеканалов, одежды в шкафу, дисконтных карт в бумажнике. А раз всего много, то и качество этого разнообразия падает. Товары широкого потребления не зря сокращают в названии и произносят, как «ширпотреб». А вот наконец теперь отметим, что все сказанное касается не только товаров и услуг, властей и банкнот, но и слов.
* * *
Эпохе товарного изобилия с кажущейся логической неизбежностью соответствует эпоха свободы слова. Вроде бы все хорошо с точки зрения освобождения личности и приближения к счастью. Много хлеба, много масла, много радиостанций в FM диапазоне. Это ли не рай или его подобие?
Но эпоха свободы слова есть неизбежно эпоха умножения слов. А эпоха умножения слов есть эпоха их обесценивания (см. выше). А обесценивание слова, это - угроза тотального слома межличностной и внутриобщественной коммуникации. Кто не понял, пусть прочтет эпилог «Преступления и наказания» с видениями Раскольникова. Неумение понимать друг друга приводит к всеобщему пожару и каннибализму. Если все говорят, но никто никого толком не слушает; если все говорят не для того чтобы быть понятыми и не потому, что есть что сказать, а чтобы самовыразиться, то к чему мы придем, как не к новому прочтению текста о Вавилонской башне?
На раскладках в газетных киосках – куча печатной продукции, но читать может быть нечего. Как героиня Любови Орловой в фильме «Волга, Волга», плавая посреди реки, просила воды, так и обыватель, погруженный в море слов, может не иметь пищи для ума и сердца. «Все есть, но ничего нет», - вот, как называется наша эпоха.
Конечно доступ к источникам открыт. Он облегчен неслыханно, но при этом возросли требования к самому человеку. Раньше его опекали, а теперь бросили. И человеку предстоит научиться работать с источниками, анализировать, отсеивать, отбирать главное, копать вглубь. Кто его этому научит? Если никто, то он утонет в море пустой болтовни, и пока я пишу, а вы читаете эти строки, кто-то очередной уже захлебывается.
* * *
Да, господа, мы живем во времена слова, умноженного в количестве, но обесцененного по качеству. И люди уже даже удивляться перестают, что ни клятва верности, ни признание в любви, ни исповедание веры уже вызывают такого доверия, как прежде. «Что ты читаешь, Гамлет? Так. Слово, слова, слова…». Просто «словами» стало все написанное: и Библия, и Конституция, и воинская присяга. Только векселю еще верят да торговому контракту. Но это до тех пор, пока золото не стало грязью или бумажные деньги не засыпали мир по пояс.
Сейчас нам уже трудно представить тот бывший страх тоталитарного режима перед печатным словом, когда «Ксероксы» всюду на учете, а за пару страниц машинописного текста Самиздата можно сесть в тюрьму. Именно запрет на слово «вскипятил» многих гениев и дал им выплеснуться. Как ни странно, но тот тоталитарный страх системы перед словом сказанным и напечатанным – верный показатель подлинной ценности слова. И ведь предполагалось борцами с системой, что систему-то мы уберем, сломаем, но ценность слова, и гражданственность, и бескорыстие оставим. А вот не получилось. И система рухнула, и ценности, которые она подавляла, стали заметно испаряться. Очень странно.
* * *
Значит ли это, что нужно «гайки крутить»? Нет, не нужно ничего крутить. Хотя бы потому, что бестолку. Резьба сорвана. А вот, что нужно, так это вернуть ценность словам и смыслам. Об этом говорил Конфуций. Об этом говорил Платон. «Верните словам подлинный смысл», - говорили они.
Область словесности есть область особой христианской ответственности, поскольку мы поклоняемся Богу Слову Воплощенному. Честно говоря, это – наша работа, не по страху, а по совести. А начать нужно с обязательного чтения хороших книг. Мы вот на малом объеме к скольким именам прикоснулись? Петрарка, Алексей Толстой, Достоевский. Платон, Конфуций, Ортега-и-Гассет (не упоминался лично, но подразумевался в разговоре о массах), Блок (не упоминался лично также, но был процитирован). Короче, как говорил классик: «Читайте хорошие книги, жизнь сделает все остальное)
...И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Как известно - от избытка сердца говорят уста. Хочется пожелать всем нам: дай Бог, чтобы у нас было побольше писателей с чистым, добрым и бескорыстным сердцем, старающихся жить по Евангельским заповедям!
А существуют ли тематические подборки рекомендуемой литературы по возрастам и темам?
Спасибо Татьяне за совет "писать хорошие книги". Вот уж поистине: "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..."
Спаси Господи всех!
Много хлеба, масла, сыра в нашей радостной стране
И не меньше сынов свина, утопающих во вне.
Сотни радиоостанций, миллионы разных книг
Как живым-то мне остаться всё прочтя зажрав, запив.
Стал заметно испаряться дух писателей родных
Пушкин, Лермонтов, Некрасов мы уже не знаем их
Стал родным нам Гарри Потер, вместо Бульбы Чарли Бон
А на полках книготорга отвратительный дурдом
Утонченного Толстого не хотите почитать
Вам предложим в сокращеньи книгу Горького про мать
Версии, ремейки, сиквелы и приквелы
Писаний Достоевского про верность и измены
Ну а лучше не читайте всякую белиберду
А в интернете посидите у Патриарших на пруду
Бездомных развелось поэтов в наш век огромное число
В среде ... мы все поэты, среди поэтов видно быть нам не дано.
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог." (Ин.,1,1)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДУЩИЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. В данной статье отец Андрей повторяет мысли ранее изложенные в его сборнике "Лоскутное одеяло". Бессодержательное многословие автора удручает.
Эта тема и меня волновала давно, и вот недавно я тоже попыталась сказать своё слово в защиту СЛОВА.
моё эссе можно считать продолжение Вашей статьи: "МЕЧ, РОСКОШЬ ИЛИ СОР?" - http://www.proza.ru/2013/01/30/643
С уважением,
Ольга Ролич, г. Брест /Беларусь/
ps
Огромная Вам благодарность за Ваш словесный труд!
я имею в виду - Ваши статьи.. очень помогают раставить правильные акценты там, где есть сомнения...
Бог Вам в помощь в Ваших пастырских и писательских трудах.
Полностью согласна с поднятой темой. Сама страдаю многословием. Периодически вспоминаю любимую присказку моей (уже ушедшей) мамы: "Из десяти слов - девять лишних". Кто-то из известных это сказал, вроде Горький...
из серии "Библиотека школьника", и погружусь в нее без остатка. Умели же писать люди !
Игорь Растеряев блестяще сформулировал:
http://www.youtube.com/watch?v=vArOUixOha4
"Помысли душе моя, горький час смерти и Страшный Суд Творца Твоего и Бога. Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся ..."
Когда же, отец Андрей, обесценились слова эти: «помни последняя твоя и во веки не согрешишь»? Не ужели смерть отошла от нас? Не ужели исчезла она для человеков, усохла, девальвировала? Нет. Но не слышно их в народе и не видно в делах его. Сердца осуетились и уходят из обращения смыслы, а с ними и слова. Возможно ли поправить это чтением книг? Возможно, в том числе. Министра Ливанова знаете? – не он ли, случаем, вернет чтение, не он ли постоит за возвращение смыслов?
Себе такую дорогу
Ребята выбрали сами,
Но, все же, кто-то, ей-Богу,
Их подтолкнул и подставил.
Чтоб ни работы, ни дома,
...
Чтоб вместо Васи и Ромы
Лишь васильки да ромашки.
( http://www.youtube.com/watch?v=OpJOl3XjcqA Игорь Растеряев "васильки и ромашки")
Один человек сказал недавно, что все мы живем в неврозе.
Безусловно он прав. Это "девальвация" духовного по отношению к материальному. Нужна очередная "встряска".
При царе Соломоне и серебро считалось ни за что.
А кто изучал украинскую литературу - наверное вспомнят стихи Бориса Олійника "В оборону хліба" и Дмитра Павличка "Коли ми йшли удвох з тобою..." - на ту же тему.
И в изоблилии литературы и при возможностях интернета можно заблудиться в выборе полезного слова для чтения. Но если фильтровать книги для чтения как-то можно научиться... или хотя бы просто действовать по принципу: спроси у человека, которого уважаешь - что он сейчас читает... то вернуть ценность своим словам значительно тяжелее. Где-то встретил интересный совет на этот случай: если хочешь научиться говорить - научись прежде молчать. Золотые слова... Уже замечал: чем меньше говорю без необходимости - тем яснее в голове делается.
-----
Не для печати:
В четвертом абзаце снизу, очевидно, пропущена частица НЕ:
"... И люди уже даже удивляться перестают, что ни клятва верности, ни признание в любви, ни исповедание веры уже НЕ вызывают такого доверия, как прежде. ..."
Прошу исправить.