…И ни слова о Христе?

Фрагмент фото Екатерины Соловьевой Фрагмент фото Екатерины Соловьевой
    

Представим себе, что с завтрашнего дня любые пожертвования во всех храмах… отменяются! Берите свечи, книги, заказывайте требы, но не жертвуйте на храм. И вот тогда… А что тогда? Этот вопрос мне все чаще хочется задать в дискуссиях с молодыми и уже не очень молодыми людьми, когда кто-то начинает негодовать: «Почему у вас всё за деньги?»

Итак, что, собственно, тогда произойдет?

Нет, я не собираюсь делать вид, что ничего не слышал о безусловно неприятных ситуациях, когда искренняя жертва на храм превращается в банальную оплату услуг. Я не считаю, что говорить тут не о чем. Но когда подобные дискуссии о «плате за духовность» начинают становиться одной из самых обсуждаемых тем, то появляется нечто, что должно было бы огорчить и встревожить гораздо сильнее. Дело в том, что в подобных спорах много разных тем. Возможно, очень важных, насущных. Кроме одной. Это не разговор о Христе, это не спор об Истине.

Вопросы о церковных деньгах, политике, о скандалах в социальных сетях и дорожно-транспортных происшествиях с участием священнослужителей — да, конечно, в них косвенно присутствует евангельский аспект, следование заповедям. Но они существуют уже не как центр обсуждения и осмысления, а как средство. Как там Шарапов говорил Жеглову про закон, который Глеб Егорыч пытается заменить на кистень, с помощью которого собирается загнать в тюрьму всех, не особо разобравшись, действительно ли они виновны? Вот и тут та же история: ради борьбы с «ужасами клерикализма», причем в духе осуждения, иногда вспоминают про Евангелие — как «кистень».

Всегда ли так было? Давно ли у нас споры о вере заместились спорами о свечном ящике?

Возможно, память играет со мной в прятки, но мне кажется, что я хорошо помню наши горячие споры с родителями, учителями и сверстниками в конце 80-х — начале 90-х годов. Это были настоящие мировоззренческие битвы! Днями и ночами интеллектуально рубились, какая религия — истинная. Спорили о христианстве и толстовстве. О буддизме. Об исламе. Порой наша полемика бывала очень злой: мы ссорились с ближайшими друзьями, уходили из дома, бросали институты и поступали в семинарии…

Но это все же были «споры о Главном», они касались именно «предельных» вопросов. И, несомненно, это был совершенно другой уровень дискуссии. Быть может, поэтому со многими друзьями потом удавалось помириться, родители вслед за нами приходили в храм, а мы научились ценить полученное в университете образование и почитать наших наставников, даже если они были далеки от православия.

Можно, конечно, утешаться тем, что современные полемисты, так сильно сокрушающиеся о «платности всего», уже разрешили все мировоззренческие вопросы. И/или начать покаянно признавать, что причина таких споров — исключительно в том, что в мире не осталось настоящих христиан, что наши критики нигде и никогда не могут увидеть в храме среди служащих и молящихся настоящих праведников. И поскольку их нет, то и спорить остается только про свечки.

Ведь как только на храмах появятся таблички «пожертвования отменены», то мы, «праведники» сможем, наконец, оставить споры в соцсетях, придем в эти самые храмы. И начнем вместо взаимного осуждения подставлять левую щеку, не дожидаясь, пока ударят по правой. И вновь заговорим о Христе, заспорим не о правдах, но о Самой Истине… Но что-то меня не покидают сомнения: так ли все будет?..

Замечу, кстати, что ни за вход в храм, ни за участие в литургии, как и в любой другой службе, никто и никогда в Церкви денег не брал и не берет. И если нет денег на пожертвование на требу, то можно так и сказать, признаться честно. Думаю, никто такого просителя из храма не прогонит. А если вдруг случится иначе, — это совершенно законный повод для обращения к священноначалию.

Но я почти никогда не слышал о таких жалобах. Думаю, люди, которые ходят в храм, понимают смысл и назначение жертвы. В том числе и потому, что прекрасно знают: наша лепта позволяет настоятелю храма и его семье существовать, а также оплачивать труд других людей, занятых на приходе, платить за коммунальные услуги, ремонты и проч.

Во многих европейских католических храмах сегодня свечи… электрические. Это даже не свечи, а такие лампочки, которые загораются на одну-две минуты, если бросить один-два евро. Прошлым летом приходилось видеть такие в Германии. Казалось бы, какой прекрасный повод для благочестивых бюргеров благородно вознегодовать и возмутиться!

Не возмущаются. Радостно и охотно жертвуют свои кровные евро на эти самые электрические свечи, молятся Богу и умиротворенные расходятся по домам. Видимо, от пресловутой западной бездуховности.

Меня, честно говоря, эти лампочки вместо свечей совсем не вдохновляют. Но суть в том, что этим бюргерам, по крайней мере, ясна простая вещь: содержать храм на что-то надо. Это самоочевидно для них. Но не для тех растревоженных полемистов, которые ссылаясь на то, что «так написали в интернетах», уверились, что все и везде хотят их обмануть, в том числе в Церкви. И что задача вывести, наконец, этих «церковников» на чистую воду важнее поиска Истины и вопроса о собственном сердце, где борются Бог и диавол…

Впрочем, у медали действительно две стороны. Вероятно, как я и писал выше, вопрос и впрямь в том, что какие мы христиане — такие к нам и вопросы. Видимо, если раньше мы и сами искали прежде всего Бога и молились перед тремя бумажными иконочками, то сейчас иконостас занимает полстены, но душа занята тем, что есть дух мира сего?

…О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… (Откр 3:15–16). Об этом, в любом случае, следует помнить.

Владимир Легойда

Источник: Фома.Ru

1 февраля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юрий Чухманов 9 февраля 2017, 21:48
У нас в селе с2000 г. Начал восстанавливаться старый монастырь. И там по сей день нет ни на что ценников. Сёстры всем о цене говорят_ сколько можете. И кладут,конечно ,не до жира но уже и купола восстановили и храм ещё один строят по тихоньку и вообще обитель развивается,хоть медленно но верно, и ни кто не не упрекнул ни когда монастырь в стяжательстве. Это так к размышлению. Народ у нас и в правду большей частью обездоленый, и требовать с них десятину язык не поворачивается, ведь с нас государство вперёд Церкви все доходы выхолащивает. Но по мере возможности все верующие кладут свою лепту,ведь и вдова евангельская больше всех положила не смотря на малую сумму.
Darina 8 февраля 2017, 00:00
Анна, в клубах одни и те же хиты крутят, да диджеи по-разному зажигают. Поэтому и выручка разная. Да? // А есть приходы, где одни нетанцующие старухи.
Анна 7 февраля 2017, 14:00
Я полностью согласна человеком,который утверждает,что если церковь привлекает прихожан, то и пожертвования у нее будут. Туда хочется идти, там хочется быть. И деньги уже выходят на второй план. Там душа радуется и отдыхает. Считаю - это самым верным ответом на данную статью. И все там будет хорошо,а если прихожан мало,то в том виноваты не прихожане.И примеров в это по России достаточно.
александр мельниченко 5 февраля 2017, 07:07
Храмы нонче строят для красоты городского пейзажа.Вон их сколько хотябы в нашем г.Хабаровске - на каждом углу.Раньше храмы строились на пожертвования прихожан - это был показатель духовности народа.А теперь.Да не постройте вы десятый собор и на обслуживание остальных девяти будут средства.А лучше сделать как раньше - и тогда народ увидит своё истинное лицо.
дед Владимир 4 февраля 2017, 23:21
Я например лично считаю, что надо за всё платить в жизни земной. И все мы не только духом живём, но и хлебом единым. А кто этого не понимает , так тот наверное и понимать не хочет, или же ему просто и дела до этого нет до определённого жизненного момента.
Никита Сивочкин 4 февраля 2017, 04:42
Оставляя денежку в Храме , думаю что подаю себе.Очень многие из нас не богаты , но это не повод злиться на весь Мир .
Darina 3 февраля 2017, 16:37
P.S. Да, священники, вступая на путь служения, делают выбор сознательный. Хочу здесь сказать, что в РФ некоторые получают пенсию по инвалидности, наступившей вследствие алкогольного опьянения. Зачастую это рабочая гр. инвалидности. Хоть группа и рабочая, не все могут воспользоваться правом зарабатывать. Не смотря на то, что выбор – пить или не пить? – получателями был сделан сознательно, к ним государство гуманно, каковым и должно быть государство. Священники - если говорить светским лексиконом - в силу своих убеждений не могут быть заняты в очень многих профессиях. Почему бы и им не назначить ежемесячную гос. выплату? Тем более, что они активные позитивные члены общества.
Александр 3 февраля 2017, 14:45
Парадокс нынешнего времени заключается в том, что в советские времена, которые все исключительно величают как безбожные,истинными жизненными ценностями по сути были вечные христианские ценности. Пусть их назвали "моральным кодексом строителя коммунизма", но сути это не меняло, так как они были взяты из Евангелия. Что происходит сейчас. В СМИ была информация, что у нас 80% населения Православные христиане. И вдруг, что я читаю, в Москве возникают яростные споры, необходимо ли преподавать в школах Основы православной веры. И даже не споры, пишут петиции во всевозможные инстанции, возмущаются, кричат, топают ногами. Позвольте спросить, а где же эти 80% Православных христиан?!
Игорь Ивашов 3 февраля 2017, 14:05
Да, Церковь нуждается в пожертвованиях, но надо вынести лавки по продаже свечей и прочих ритуальных принадлежностей за пределы помещений храмов, где совершаются службы и молятся прихожане. Не "в лавочку за свечечкой" они приходят, а для молитвенного общения с Богом! Ведь сам Христос изгонял торговцев из Храма.
Darina 3 февраля 2017, 12:16
Александру:"Не ходят в храм, да и..." А потом захотят или приспичит. А их там будут ждать. Действительно,будут ждать и сохранять дух,и поддерживать благолепие. Церковь предотвращает и исцеляет многие трагедии на уровне личности и на уровне всего общества. Почему же она не получает поддержки на общественном,государственном,уровне? Нет поддержки Церкви в целом и адресной гарантированной постоянной поддержки служителям Церкви. Ст.14 Конституции РФ гласит об отделении от государства религиозных объединений. Но разве отделены от государства священники? Разве они не граждане РФ? В РФ есть группы населения, не создающие мат.ценностей, однако, получающие социальные пенсии. А священники почему нет?
Елена 2 февраля 2017, 23:50
Раиса,СПАСИБО! КАК хорошо Вы написали: "Цены, установленные в храмах, вынужденные, это прямой, НЕМОЙ укор вам за то, что не хотите содержать Дом Божий."
Антонина Щеголева 2 февраля 2017, 13:47
Понравилась мне статья.
раиса 1 февраля 2017, 21:53
Я бывший казначей кафедрального собора на пенсии.Обязанность казначея предусматривает изыскание средств на содержание храма, оплату всех налогов, коммунальных услуг и зарплат священнослужителей. Из своего опыта знаю, люди на храм жертвовать на хотят.Нужно откровенно говорить людям, что государство не содержит храмы. В православные храмы вход бесплатен, десятину никто не платит,церковного налога, как в католичестве, у нас нет. Взрослые люди, приходя в храм начинают роптать, что за все надо платить.Вам не приходит в голову, чтобы содержать огромный храм необходимы огромные деньги. Цены, установленные в храмах, вынужденные, это прямой, немой укор вам за то, что не хотите содержать Дом Божий.
Александр 1 февраля 2017, 20:24
Христос давным давно ответил на все наши вопросы-то не со мной,тот против меня.С деньгами ли,без денег ли-но ты с ним,со Христом,этим всё сказано.Не нужно метать бисер перед свиньями-не ходят в храм-да и Господь с ними!!!!Спаси,нас ,всех,Господи!!!
1 февраля 2017, 19:01
Спаси Господи! Прочитал статью и обсолютно не согласен! Я один из тех кто считает что Церковь и пожертвование не разделими! А бизнес и Церковь не сопоставимы! На Большой Академической в Москве есть Церквушка деревянная, которая за несколько лет преобразилась, стало краше и величественее своей аурой и пополнением прихожанами. Ехал както по дороге и увидев Её захотелось зайти. Был приятно удивлен, когда оказалось что свечки там бесплатны.стоял яшик для пожертвовании. В кармане у меня было 250 руб. Взяв 5 свечек, положил 150 рублей. Когда рассказал про это одному монаху из Ростова Великого. Он ответил что не все будут жертвовать и бесплатно будут их брать. Я не согласен. БОГ всем судья!
1 февраля 2017, 16:26
Если бы все, кто считает себя православными, отдавали, как положено, десятину Церкви, не было бы вопроса о платных требах. Знаю многих людей, которые ими возмущаются, но не жертвуют ничего, хотя хотят крестить детей, венчаться, отпевать усопших. Мне кажется, это неосознанное ими сребролюбие, заставляет так говорить. Читала, что в Германии люди честно заявляют о своей вере и из их доходов высчитывается процент на содержание Церкви.
Марина 1 февраля 2017, 14:11
Электрические свечи? Это очень жутко.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×