Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы.
Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире.
И еще один момент есть в испрашивании прощения…
Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем
я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват,
проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как
прекрасного «светлого Ангела», но как больного
тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое
своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь
пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении
причиненного зла. Оно понимает (ведь так научил Господь
наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла
исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если
я сам в себе «переключу тумблер» воли в
сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и
окружающий меня мир, потому что стану
генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда
высказывание преподобного Серафима Саровского:
«Спасись сам – и вокруг тебя спасутся
тысячи».
Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то
написал о том, что конец света придет, когда чаша людских
грехов переполнится. И ее может переполнить в любую
секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра,
грех.
Вот о чем, мне кажется, нужно думать…
И вторая тема вспоминаемая перед Великим постом. Это Адамово изгнание из рая. Кто такой Адам? Это – я, его потомок. Я изгнан из рая. Я заболел первородным грехом – смертельной болезнью, которая разрослась во мне и заполонила все мое существо.
Я – Адам. И мое тело восстало против души, и душа воюет против тела. Я не стал по замыслу Божественного Творца генератором любви, сыном, поднимающим весь мир на руках к Богу все выше и выше бесконечно… Нет. Я стал генератором зла, греха, и причем таким страшным, что не замечаю содеянный мною грех, ставший привычкой, нормой.
Как пел когда то Виктор Цой: «Мама, я знаю мы все тяжело больны…»
Святая Церковь призывает человека на пороге Великого поста стать Адамом, изгнанным из рая, обратиться в человека, который повернет концентрацию своего внимания и напряжения естества не во вне, но во внутрь и достанет лупу, чтобы начать искать в себе грех – грех, требующий исцеления.
Мы входим в Великий пост, как тяжелобольной ложиться на операционный стол. Мы входим в Великий пост, как больной, измученный болезнью, входит в кабинет врача в надежде на исцеление. Мы входим в Великий пост, чтобы предать себя в руки Главного и Единственного Лекаря – Господа нашего Иисуса Христа.
Но для этого нужно осознать, что ты болен, важно осознать, чем ты болен. Потому Церковь предлагает человеческой душе тысячелетний опыт покаяния, падения, вставания, жажды, пути и достижения святости, заключенный в Священном Писании Ветхого Завета, сконцентрированный, как некий эликсир словесный, в одном великом духовном произведении – Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Он как камертон дает душе нужную ноту, чтобы ее псалтирь зазвучала угодным Богу псалмопением покаяния.
Потому-то в первую седмицу Святой Четыредесятницы, чтобы помочь человеку обратить свой взор внутрь на обнаружение своих грехов, на осознание их мерзости, рождающее позитивное желание избавления-исцеления от них, и читается с понедельника по четверг на великих повечериях этот удивительный канон. Он также читается на утрене четверга пятой седмицы Великого поста вместе с очень назидательным, духоносным и великолепным в литературном смысле житием преподобной Марии Египетской.
Ведь это я Адам, каждый день ядущий с дерева добра и зла, преступающий заповеди Божии каждый день. Ведь это я Каин, убивающий пусть не делом, но словом в самом себе тяжелым камнем осуждения и обиды тысячи, быть может, людей за жизнь. Ведь это я – Исав, продающий духовность за чечевичную похлебку. Ведь это я – Давид и Соломон, удаляющиеся от Царствия Небесного ради опьяняющих дурманящих, но таких ядовитых и смертоносных плотских наслаждений.
И все, что мне осталось, это вопиять припевом канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Вот с каким настроем нужно входить в Великий пост. И тогда ноги сами понесут тебя в храм.
Стой, человече, посмотри, продышись, подумай! Пропасть адская под ногами. Еще шажочек – и ух! На веки вечные. Повернись в сторону Господа, посмотри, как ты далеко до рая. Но надо с Божьей помощью идти, надо начинать этот путь!
И пусть первым или «энным», но таким верным и спасительным шажочком для тебя станет Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!
Греховный груз тяжёлый, как гора,
Стремлюсь найти у Господа спасенье,
Пробил мой час: покаяться пора!