О том, как рождаются истории и часто ли сегодня случаются чудеса, рассказывает в интервью красноярская журналистка Елена Есаулова. Напомним, она была героиней материала о том, почему «мракобесие» оказалось более продвинутым, чем вера 80-го уровня, опубликованном в марте прошлого года. С того времени Елена записала несколько историй бывших протестантов, и издала сборник. Туда, кроме свидетельств о возвращении протестантов в Православие вошли и другие рассказы.
— Елена, расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания книги?
— Собственно, идеи написать именно книгу не было. По мне – книги – это у Толстого и Достоевского, Астафьева и иже с ними. А у меня получился просто маленький сборник публицистики и рассказов.
Сами же публикации впервые появились на Православии.ру с подачи моей замечательной подруги – грузинской писательницы Маши Сараджишвили. Мы давно дружим. Она долго меня убеждала поделиться историей перехода в Православие, я долго думала, стоит ли это делать, правильно ли будет привлекать к себе внимание широкой общественности, стоит ли говорить о личных и отчасти болезненных переживаниях. В конце концов, решение вызрело, я поняла, что такого рода свидетельство может быть полезным. И написала длинную «историю бывшей протестантки», где постаралась изложить всё самое важное, не перегнуть с эмоциями, остаться корректной.
История оказалась популярной, на неё было много отзывов, в том числе и от людей, которые также пришли в Православную церковь из протестантских общин. Я списалась почти со всеми этими людьми, и некоторые – далеко не все – также как и я решились рассказать себе. С этих свидетельств началась серия моих статей на сайте «Православие.ру» и «Прихожанин.ру». Потом попробовала писать небольшие православные рассказики – почти все редакции сайтов их брали и публиковали. А так как я профессиональный журналист и уже давно делаю разнообразные тексты на православные темы для своей газеты, отправляла на эти ресурсы ещё и интервью и статьи. Они тоже там пригодились. В итоге, спустя год, я собрала всё опубликованное в сборник и отправила в Сретенское издательство – с подачи всё той же Маши Сараджишвили, у которой на тот момент вышло семь интересных книжечек. К моему удивлению, в издательстве рукопись одобрили и решили выпускать. Приятное известие о том, что сборник выйдет, я получила, когда ехала уставшая в переполненной маршрутке с работы. Отец Силуан (Никитин) (насельник Сретенского монастыря и сотрудник издательства – прим. автора) позвонил мне на мобильный и сообщил о положительном вердикте. Очень обрадовалась, тут же позвонила всем родным и друзьям. Потом мы с редактором Алевтиной Николаевной Панковой до мая работали над сборником. Я премного благодарна ей – за терпение и оптимизм, которого мне очень не хватало. И в июне – ура! – сборник в двух частях вышел. Название выбрали простое, но вполне отражающее суть изложенного. И связывающее две части воедино.
— Как вы находили своих героев? Сколько времени ушло на работу над сборником?
Про героев стоит сказать отдельно. Есть такой прекрасный американский фильм «Август Раш» – про одарённого мальчика-музыканта, который говорил: «музыка везде». И слышал мелодии во всём – в шуме ветра и в детском смехе, стуке колес трамвая и т.п. Конечно, я далеко не в той степени одарена литературно, как тот мальчик – музыкально. Но для меня интересные случаи, удивительные судьбы и Божьи чудеса, о которых я пишу, – тоже везде. Удивительное – на самом деле рядом, даже искать не нужно. Смотри, запоминай и пиши. К тому же технологии позволяют сегодня узнавать многое, читать и потом общаться со многими уникальными людьми.
Ну и очень помогает многолетний опыт работы в ежедневной газете, где ты тренируешься видеть вокруг себя любопытное. Словом, в темах недостатка нет, не хватает только времени.
— Как Вы думаете, кому стоит читать Ваш сборник?
— Истории бывших протестантов я бы советовала прочесть в первую очередь воцерковлённым православным, тем, кого называют активными прихожанами. Хотелось бы, чтобы они увидели в своих знакомых протестантах не врагов, а людей, нуждающихся в истине. В своё время, когда я ещё была частью протестантской общины, пыталась общаться с православной коллегой – очень славной и, по-видимому, доброй девушкой. Но она в каком-то непонятном ужасе шарахалась – и от меня, и от моих вопросов. Я иногда общаюсь с ней, и мне порой хочется ей рассказать о тех переживаниях. Но сдерживаюсь, ведь мы едва знаем друг друга. Мне кажется, веди она себя тогда иначе, я бы вернулась в Православие гораздо раньше.
У многих церковных людей есть близкие, посещающие протестантские собрания. Может быть, мои рассказы помогут и им лучше понять родных, найти точки соприкосновения для того чтобы вернуть дорогих людей к истине. Примерно об этом пишет и известный миссионер, отец Олег Стеняев, в предисловии к моей книге. Его текст так и называется «Не считайте его за врага». За такое участие я премного благодарна отцу Олегу. В том, что мы с супругом перешли в РПЦ, есть и его заслуга. Ещё будучи протестантами, мы смотрели все видеолекции отца Олега, где он проповедовал Православие таким, как мы.
Вторая часть сборника – это простые рассказы, они о промысле Божьем и чудесах, которые происходят с людьми каждый день, но мы, к сожалению, не всегда их замечаем. Их я бы советовала читать абсолютно всем. Истории написаны на основе реальных событий. И в этом, пожалуй, их главная ценность.
— Люди ведь раскрываются по-разному. Есть истории добрые и простые, а есть такие, которыми не хочется делиться даже с самыми близкими – хотя все они об одном – о дороге к Богу. Трудно ли было разговорить героев?
— Положа руку на сердце – да, трудно. Особенно это касается бывших. Из тех, кто решает рассказать о себе, не доходят руки написать, а лично сложно встретится с теми, кто желает поведать о своих исканиях. У меня есть близкие люди, друзья нашей семьи – бывшие адепты протестантских общих, о которых я планирую сделать статьи, но просто некогда – работаю в штате городской газеты, семья, маленький ребёнок – времени катастрофически не хватает на литературную деятельность. Наверное, ещё есть некое духовное противостояние, но об этом рассуждать не берусь, не особо компетентна.
Девяносто процентов из ста вернувшихся в храмы людей отказываются, что называется, дать свидетельство о переходе в РПЦ. По разным причинам. У меня есть много знакомых, в том числе и священники, общественные деятели, которые говорят, что пока не готовы делиться своими удивительными историями. И я этих людей понимаю и ни в коем случае не убеждаю и не принуждаю к публикации. Есть, к примеру, подруга, чья духовная биография очень бурная – там и оккультизм и много чего еще. Она делилась многим лично и её свидетельство могло бы стать назиданием многим. Мы несколько раз с ней брались за написание, но она так и не смогла ничего выдать в итоге. Решила, что, видимо не время говорить о себе, нет Божией воли на это. Я с пониманием отнеслась к этому решению. Журналист не должен относиться к людям как к объектам и только лишь источникам информации, нарушать границы личности ради удачных текстов.
К слову, церковные бывшие протестанты, чьи истории есть в сборнике, все брали благословение у священников на то, чтобы стать героями статей. И я тоже брала благословение у нашего батюшки и даже набралась смелости и попросила благословения у Владыки Красноярского и Ачинского Пантелеимона, когда встречалась с ним по долгу службы.
Если говорить о главных героях простых рассказов, у всех, кто мог узнать в историях себя, я спрашивала согласия на выход материала и высылала текст перед публикацией. Ни один человек не отказал.
— Знаете ли Вы конкретных людей, пришедших к православию после прочтения именно Вашей книги?
— Уверена, что такие люди есть. Ведь рассказы, которые вошли в сборник, выходили на сайте Православие.ру, и я всякий раз получила множество комментариев к статьям. Православные люди благодарили за искренность и писали о том, что моя история помогла им понять, что конкретно происходит в общинах, подобных той, где находилась я. Были и участники собраний, которые задумываться о Православии.
— В начале книги Вы рассказываете о своем личном опыте – о переходе из протестантизма в православие. Я понимаю, что предпосылок было много, но все-таки, что было самой первой причиной и что окончательно определило Ваш выбор?
— Простите за высокий слог, но любовь к Родине. Когда по молитвам православных верующих за меня, я начала сознавать, что у России – уникальная и глубочайшая история, и часть её – Святые, отдавшие жизнь за веру, – в сознании произошёл переворот. И телеканал «Союз» поставил точку, можно сказать. Там очень ясно и просто передавали суть православного вероучения, выступали грамотные священники.
— Вы писали, что жизнь в протестантский период казалась Вам эталоном – «хороша собой, начитана, образована», а «Иисус победил все неприятности на кресте». Не бывало ли чувства сожаления о тех временах, сродни чувствам жены Лота о Содоме? Нет ли у Вас некоего страха, что после благодати, которую обретают все новоначальные в период становления веры, могут прийти достаточно сильные искушения?
— Чувства сожаления нет никакого. Только о том, что не так хороша собой, как 17 лет назад (смеется). Жалею лишь о том, что слишком много времени находилась в общине и часто поддавалась на провокации и позволяла собой манипулировать.
Относительно страхов сейчас – их вообще у меня всегда много, наверное, как и у каждого, и заострять внимание на них смысла не вижу. В жизни много боли и ужаса, у творческих тревожных людей всегда найдётся, о чём попереживать. Тревожность и впечатлительность – тёмная сторона способности творить, считаю. Но всё равно приходится жить, как можешь, верить и надеяться на помощь святых и милость Господа и поддержку Царицы Небесной. И просить молитв у братьев и сестёр.
— Во второй части книги — документальные истории о бывших протестантах — рассказы, напомнившие мне рассказы Нины Павловой и Марии Сараджишвили. В каком жанре Вам больше нравится писать?
— Сложно сказать. Со мной, как в том анекдоте: «что бы ни делал, получается танк». Мне кажется, что бы я ни писала – получаются произведения газетного формата, из каждого рассказа торчат ушки статьи. Профдеформация, так сказать. Думаю, что делать со стилистикой, о том, как писать интереснее. Пожалуй, пока близок именно короткий рассказ. У меня есть и что-то вроде повести, с одной героиней, написана давно. Но там очень
много эмоций, может, стоит и отредактировать, но пока даже погружаться боюсь. Сейчас, когда пробую писать что-то длинное, начинаю скучать и теряю интерес к героям.
— После прочтения Вашей книги, очень хочется прочесть следующую… О чем еще планируете писать? Нет ли желания после «Пути домой» написать какие-нибудь «Дорожные приключения»?
— Желание продолжить делится творчеством с читателями – громадное. У меня много идей, сюжетов, реальных историй, которые обязаны увидеть свет, но мешает большая занятость на основной работе, дома… и, болезнь нашего мира – нехватка времени.
А так хотелось бы публиковаться чаще на дорогих сердцу христианских ресурсах, в добром журнале про отцовство «Батя» на новосибирском сайте «Православие.фм».
Молюсь, чтобы Господь как-то помог со всем этим разобраться, всё увязать и выстроить приоритеты. Вот сейчас пытаюсь осмыслить сборник именно под названием «Дорожные истории», но связан он будет не со мной лично, а с людьми, идущими путём веры. И, может быть, и с реальными дорогами – случаями в поезде, самолёте, автобусе. Пока есть только несколько рассказов и намётки, мысли.