Пятнадцать игумений для православных обителей в России и за рубежом выпустил за минувшие четверть века Свято-Никольский женский Черноостровский монастырь в Малоярославце. Таковы плоды русско-афонской традиции, которую утверждали в обители старцы Кирилл (Павлов), Михаил (Балаев), Иосиф Ватопедский. Об удивительной духовной связи русских и святогорских подвижников размышляет игумения монастыря Николая (Ильина).
– Матушка Николая, расскажите о своих встречах с архимандритом Кириллом (Павловым)?
– Наш старец Михаил (Балаев; 1924–2009), живший в Троице-Сергиевой Лавре, очень любил своего духовника – батюшку Кирилла (Павлова). Однажды отец Михаил сказал мне: «Ты должна поехать к Кириллушке». «Батюшка, зачем? – удивилась я, – у меня же есть один старец!» А он отвечает: «Чтобы он тебя знал».
Так мы с отцом Кириллом и познакомились, с тех пор я приезжала к нему с вопросами. «Кириллушку спроси, – говорил батюшка Михаил, если хотел усилить молитву, – поезжай к Кириллушке».
Помню, в одной сложной ситуации отец Михаил сказал: «Поезжай прямо сейчас», – и даже написал письмо. Схиархимандрит Михаил прошел войну, имел ранения, рука у него почти не двигалась, поэтому в записочке оказалось всего два слова: «Прими Ефросинью» (меня тогда так звали). Я поехала в Переделкино, там как раз находился Святейший Патриарх Алексий II. Наверное, отцу Кириллу не с руки было мною заниматься, тем не менее он сразу меня принял. Такие у старцев сложились прочные духовные отношения.
Отец Михаил был духовником нашей обители до самой смерти в 2009 г., мы могли приезжать к нему с детьми из нашего приюта, по человек 40 забивались в его маленькую келейку. Ехали с сестрами, у которых возникали насущные вопросы. Когда отец Михаил отошел ко Господу – я растерялась: как быть, кто будет управлять обителью? Думаю: «Может быть, батюшка Кирилл (Павлов) заменит отца Михаила?» Я к нему приехала, а он мне сказал: «Ну, теперь сама давай!» Благословил принимать у сестер исповедование помыслов и добавил: «Но только смотри – будь святой». Понятно, что до святости всем нам далеко, но я поняла смысл его фразы – по отношению к сестрам нужно смиряться, соблюдать святость общения. А сестер становилось все больше (сейчас – уже 120)…
Через несколько лет мы познакомились с отцом Ефремом Ватопедским, батюшкой Власием (Перегонцевым), нынешним нашим духовником, который живет здесь, недалеко – в Пафнутьево-Боровском монастыре. Стало полегче.
А с батюшкой Кириллом у меня сохранилась замечательная фотография: я – шамординский эконом в Оптиной, послушница Людмила, еще до начала восстановления Свято-Николького монастыря в Малоярославце, на меня только-только надели послушническую одежду, и вот неожиданно приехал батюшка Кирилл и меня благословил.
– Матушка, как в русский, да еще женский монастырь в Малоярославце пришла афонская традиция?
– В самом конце 1990-х мне попалась книжка о старце Иосифе Исихасте «Изложение монашеского опыта». В ней мы почувствовали опыт наших лаврских духовников – Кирилла (Павлова), Михаила (Балаева): они мало говорили, много молились, были прозорливыми. Старцы передавали нам свой опыт незримо, учили не словами, а примером, силой своего духа.
Иосиф Исихаст через свою книгу чудесным образом участвовал в нашей жизни. Доходило до смешного: одна сестра, у которой была большая забота о своем брате-монахе, вдруг читает: «…а в отношении брата своего ты не беспокойся, отдай его в руки Божии, Господь управит». Поэтому, когда один батюшка привез нам со Святой Горы портрет старца Иосифа Исихаста, мы с радостью поместили его в трапезную.
Как-то в начале 2000-х к нам приехала группа кипрских паломников под руководством схиархимандрита Арсения († 2004), игумена монастыря Махерас на Кипре. Отец Арсений обратил внимание на портрет в трапезной, заявив, что старец Исихаст – его «духовный дедушка». Игумен пригласил нас в монастырь Махерас – дабы мы воочию смогли увидеть афонский образ жизни. И наверное, старец Иосиф Исихаст внушил ему предложить помощь нашим деткам – в то время строился приют при монастыре, и мы нуждались в материальной помощи. Но еще большую поддержку мы получили в духовном смысле. Потому что когда приехали в Махерас – то увидели настоящий Афон, тот, который всегда любили. И мы – женщины – могли там находиться! Все сестры, которые сейчас стали игумениями, – там перебывали. Благочинный отвечал на вопросы по Уставу, нам дали переводчика, мы участвовали в беседах со старцами, молились в скитах, учились послушанию, молитве, любви, византийскому пению.
– А как завязалась ваша переписка с еще одним афонитом – старцем Иосифом Ватопедским?
– Отец Арсений рассказал нам о монастыре Ватопед, подарил портрет старца Иосифа Ватопедского. И когда мы вернулись в Россию, то отец Иосиф, тогда здравствующий, стал мне сниться. Три раза он мне приснился и все время говорил очень правильные вещи. Снам верить не положено – я поехала к отцу Михаилу: «Батюшка, что все это значит?» – «А ты напиши самому старцу Иосифу на Афон, и он тебе объяснит, что это значит».
Я написала письмо и, говорят, что отец Иосиф ему очень обрадовался. Братия из Ватопеда рассказывали, что он называл нас своими дочками и просил молиться за наш монастырь, читал письма на собраниях – особенно его умиляло все то, что касалось детей. В ответных письмах старца я получала очень много дельных советов и, конечно, молитвенную поддержку.
Как обычно идет переписка? Кто-то пишет письмо, другой отвечает и т.д. И вот старец Иосиф Ватопедский однажды прислал письмо, а я медлила с ответом – в монастыре случилось искушение. И вдруг получаю еще одно письмо, в котором старец сообщает: «Все вы делаете правильно!» Это письмо было написано на трех языках: английском, русском и греческом. Видимо, батюшке очень хотелось, чтобы от меня не ускользнула ни одна его мысль. Я, конечно, прочитала сестрам это письмо, ставшее ответом на наши сомнения.
– Сегодня монастырь дружит с Ватопедом и со старцем Ефремом Ватопедским, который так же поддерживает вас и молитвами, и письмами.
– Перед кончиной отец Иосиф Ватопедский поручил братии молиться о нашем монастыре. Дважды к нам приезжал схиархимандрит Ефрем, нынешний игумен Ватопеда, который привозил в Россию Всечестной Пояс Матери Божией.
Продолжением вселенской проповеди о любви и единстве православия стал организованный отцом Ефремом духовный проект под названием «Свет во Вселенной» с участием музыкального ансамбля приюта «Отрада» нашего монастыря. Отец Ефрем выступает с проповедями, а девочки – с песнями на разных языках, а также русскими и греческими танцами.
Первый концерт состоялся в 2011 г. в Афинах при стечении 1,5 тыс. человек. Произошло это после возвращения старца Ефрема из России. На следующий день он отправился на допрос и потом в тюрьму. А русские люди в те дни собирали подписи в защиту отца Ефрема.
В 2013 г. проект «Свет во Вселенной» был реализован уже в Салониках для 3,5 тыс. человек. На этой конференции выступали Высокопреосвященнейший архиепископ г. Салоники Анфим и другие игумены Святой Горы Афон.
В 2014 г. мы организовали концерт в г. Патры. В этом году планируем проведение праздничных пасхальных мероприятий.
Благословениями и молитвами старцев православные девочки из нашего приюта несут проповедь Христовой любви по всему миру…
Пусть Свет сияет в нашем мире,
И пусть струится благодать,
Чтоб люди наши не забыли
Откуда силы надо брать.
Молитва в духе монастырском
Любовь, поддержка и покров.
Терпите, ваши утешенья
Успеха нашего залог!
Спаси Господь в трудах вседневных
И дай вам много лет и зим
Несите свет любви по миру
Он нужен и незаменим!