Православный календарьПравославный календарь
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»

Бурши, фуксы и филистеры

О христианских студенческих корпорациях в Германии

История студенческих религиозных корпораций сообществ молодых людей, учащихся в вузах и объединенных чаще всего по вероисповедному признаку, насчитывает в странах Запада уже несколько столетий. До революции они были и в России, однако сегодня их в нашей стране нет, хотя этот опыт наверняка был бы нам крайне полезен. О том, что такое студенческие христианские корпорации в Германии, мы разговариваем с членом студенческой католической корпорации Unitas Максимом Грачевым, выпускником философского факультета Фрайбургского университета.

Расскажите, пожалуйста, о корпорации, членом которой вы являетесь. Для чего и когда она была создана?

– Я живу в городе Фрайбург и учился здесь в университете на философском факультете, по направлениям филология-лингвистика. Окончил я университет в 2014 году, но до сих пор являюсь членом общины, так как один из главных принципов этой общины – это пожизненный союз, или, другими словами, пожизненный принцип членства. То есть из нее нельзя взять и выйти, один раз и на всю жизнь ты становишься корпорантом общины. Наша община называется полностью «Студенческая католическая община “Unitas”», и это самая старая студенческая католическая корпорация в Германии. Она была основана в 1847 году в Бонне, а потом началось ее шествие по другим студенческим городам: Тюбинген, Фрайбург, Мюнхен и др. Я в нее вступил в 2009 году, когда приехал на обучение, и меня с радостью в нее приняли.

Чем католические общины отличаются от других студенческих общин или корпораций?

– Студенческие католические общины отделились от немецких общин или землячеств. Это произошло в середине XIX века и было связано прежде всего с конфронтацией с протестантской Пруссией и нежеланием студентов-католиков мириться с мензурным фехтованием, злоупотреблением алкоголем и другими проявлениями корпоративного кодекса правил. Католические общины основывались прежде всего студентами-теологами, которые затем становились монахами, но затем, с волной либерализации, в эти общины стали принимать абсолютно всех студентов мужского пола.

Сколько членов в вашей корпорации?

– На данный момент по всей Германии примерно 1000 студентов-членов Unitas и примерно 7000 бывших студентов, которые тем не менее являются активными членами данной общины. Есть еще члены нашей корпорации в Австрии.

Но 1000 человек это, в принципе, не так много на всю Германию.

– Да, немного, но это те студенты, которые уже отучились 3 года в университетах, прошли проверку и сдали экзамен на то, чтобы иметь право называться «буршем». То есть в нашей общине тоже есть своя иерархия. Молодые студенты, первокурсники, которые только вступают в общину, называются Fuchs, фуксы (лисички по-русски). Для того чтобы стать буршами, они должны пройти определенный путь: отучиться несколько семестров и показать, что они достойны того, чтобы стать полноценными членами корпорации.

Я сам сейчас бурш и нахожусь на такой продвинутой ступени. И наступит, надеюсь, момент, когда я стану «филистером». Филистер – это третья ступень в иерархии студенческих корпораций, в буквальном переводе «старый господин». То есть это бывший студент, начавший профессиональную карьеру. Он должен, например, спонсировать общину какими-то минимальными денежными взносами.

По моим подсчетам, количество студентов-католиков в нашей корпорации на самом деле гораздо больше. Около тысячи человек – это бурши, устоявшиеся и показавшие себя члены корпорации. Фуксов, я думаю, 2-3 тысячи.

В чем заключается деятельность корпорации и какие обязанности участие в ней накладывает на студентов?

– Наша община живет по трем принципам – virtus, scientia, amicitia. Первый переводится с латинского языка как «добродетель», которую мы расшифровываем как активное участие в общественной христианской жизни.

Второй принцип переводится как «знание», что говорит о том, что наша община носит академический характер. Студенты-корпоранты принимают активное участие в научной деятельности.

Дружба, которая началась в студенческой общине, часто остается на всю жизнь

И третий принцип – это в переводе с латинского «дружба», что подчеркивает пожизненный характер нашей общины и то, что мы должны помогать друг другу в каких-то сложных ситуациях. И на самом деле это так и есть: дружба, которая началась в студенческой общине, очень часто остается на всю жизнь. Также филистеры, или «старые господа», которые давно закончили обучение, помогают в карьере студентам-фуксам и буршам из их общины, просто по старой памяти, потому что их объединяет участие в этой корпорации.

То есть если сейчас посмотреть на бывших студентов из нашей корпорации, которые сейчас занимают высокие должности, то среди них есть, например, даже епископы или известные адвокаты. И они часто помогают своим младшим товарищам по корпорации. Такая помощь, хотя она негласна, приветствуется корпорацией.

В чем заключается непосредственная деятельность членов общины? Вы регулярно встречаетесь, устраиваете какие-то совместные акции?

– Мы не просто регулярно встречаемся, мы даже живем в студенческий период на одной территории. Во Фрайбурге есть вилла, которая была куплена когда-то членами нашей общины. Она представляет собою мужское общежитие, в ней не имеют права проживать женщины, а их присутствие там ограничивается официальными мероприятиями. Мы живем там вместе, вместе готовим, вместе кушаем и ведем беседы на социальные и политические темы. Какова наша деятельность? Например, мы принимаем участие в программах, которые мы составляем на каникулах. Каждую неделю у нас крайне желательно совместное посещение мессы, а еще по пятницам мы принимаем участие в «научных заседаниях». Каждый студент-корпорант обязан минимум дважды в семестр делать доклад по теме, которая его интересует. Чаще всего эта тема как-то пересекается с направлением его учебы. Я, допустим, делал доклады на литературоведческие темы, сравнивал, например, творчество Достоевского и Кафки. Соответственно, другие студенты делают доклады по своим направлениям.

Никогда ни один корпорант не откажет другому, если у того будет какая-то просьба

Также мы группами по 20–40 человек организуем образовательные поездки. Например, мы ездили в Рим, ходили на службу Папы Римского. Ну, и еще регулярно проходят какие-то внутренние корпоративные мероприятия, например, празднование начала или окончания семестра в непринужденной дружественной обстановке. Таким образом мы сближаемся и учимся помогать друг другу. Никогда ни один корпорант не откажет другому, если у того будет какая-то просьба.

Для вас важно, что вы являетесь членом такой корпорации? Что это дает лично вам?

– Я на самом деле горжусь, что являюсь корпорантом Unitas. В 2009 году, когда я приехал во Фрайбург с двумя чемоданами, у меня не было ни друзей, ни знакомых. Но уже через два дня меня приняли как брата, выделили комнату, какой-то период времени с меня вообще не брали денег за проживание. Я пользовался всеми благами, жил в самом центре города. При этом, если ты что-то получаешь, то что-то надо и отдавать, но я это отдаю не через силу. Я, например, помогаю в силу своих возможностей другим своим товарищам по корпорации.

И я понимаю, что, пока я жил и учился в России, я не мог настолько окунуться в христианство, если так можно выразиться. Я сам из Тулы, учился в Тульском педагогическом университете. И я видел, что тема Православия и христианства по большому счету чужда тамошней молодежи. Об этом чаще всего неловко и даже стыдно говорить. Если, например, пойти в храм на Причастие и сказать об этом своим сверстникам, то на тебя будут очень странно смотреть.

А как смотрят на религиозных студентов в Германии?

– Сегодня, когда общество в Европе является «постхристианским», немецкие католические и другие христианские общины испытывают давление как со стороны общества, так и со стороны государства. То есть можно сказать, что те христианские подходы и та христианская жизнь, которой мы сейчас живем в Германии, не устраивает ни государство, ни университет, ни остальное общество.

В чем именно выражается это давление?

– Я не могу сказать, что это абсолютный запрет на любую деятельность, как во времена нацистов. Но те принципы, которые мы исповедуем, не принимаются обществом. У нас, в Unitas, очень строгое отношение к таким вещам, как гомосексуализм и прочее. Но в данный момент быть христианином и говорить об этом публично как в университете, так и в других общественных местах, мягко говоря, неловко и не принято. То есть общество навязывает какие-то стандарты студентам, которые молодой человек, хочет он того или нет, но должен принимать, чтобы не испытывать давление, например, со стороны университетского начальства.

В современном немецком обществе часто используется поговорка, которая по-русски звучит примерно так: «Все яркое – это хорошо», то есть «Все, что отличается от нормы, хорошо». Если человек, например, является гомосексуалистом, то это считается модным, это в тренде и т.д. И наоборот, если человек говорит, что он христианин, ходит в церковь и старается жить по заветам Господа Бога, то это в глазах людей выглядит странно и скорее не принимается ими.

Вы имеете в виду то, что принято называть «террором общественного мнения»? Или это имеет последствия, например, для будущего и карьеры человека?

– Это давление идет сразу с двух сторон. С одной стороны – общественное: стоит сказать, что нам несколько раз били стекла, закидывали фасад банками с краской, а подвал соседней общины вообще подожгли, – а с другой стороны, такое отношение влияет на будущую карьеру и трудоустройство. Например, если, допустим, студент, который пять лет отучился в университете, скажет своему будущему работодателю, что пять лет был членом католической общины, то работодатель (не все, конечно, но, я думаю, значительное количество) очень странно посмотрит на него, и, весьма вероятно, могут возникнуть проблемы при приеме на работу.

Для многих работодателей это является отрицательным фактором

То есть в этом случае труднее найти хорошую работу с хорошей зарплатой?

– Естественно. Конечно, это неполный «бан» или запрет, но если человек заявит о том, что он был и остается членом студенческой католической общины, то это будет минусом при приеме на работу. Для многих работодателей это является отрицательным фактором.

На ваш взгляд, насколько такой опыт студенческих христианских корпораций желателен и вообще возможен в России?

– Я думаю, что этот опыт очень желателен сегодня в России. Сейчас настало время, когда молодых людей подстерегает большое количество искушений, причем не только криминального или потребительского характера. Я имею в виду и ситуации, когда молодежь под разными предлогами вызывают на улицу, на митинги, и используют как пешек. Это возможно потому, что сейчас у молодых людей в России, по большому счету, нет идеи, внутреннего стержня. И их головы заполняют каким-то мусором. Когда я учился в России, то видел, что молодежь предоставлена самой себе. Не было никаких мероприятий для нас, молодые люди были разобщены и предоставлены самим себе.

У молодых людей в России нет идеи, внутреннего стержня

Создание же таких корпораций может помочь заполнить этот вакуум. Кроме того, идея подобного пожизненного союза привлекательна сама по себе. Человек является членом общины, и потом у него остаются друзья на всю жизнь. Мне кажется, такие тесные человеческие отношения – это именно то, чего не хватает в России сегодня.

Можно и нужно создавать такие формы самоорганизации студентов, при которых их можно будет воспитывать в христианском духе. Могу привести такой пример. Когда в середине XIX века создавались студенческие католические корпорации, они полностью отказались от фехтования и дуэлей. То есть они отказались от сатисфакции и защиты своей чести, потому что считали, что существует только честь Господа. И я думаю, что в России внедрение подобного образа жизни по христианским заповедям тоже очень желательно и важно.

Опять-таки, если посмотреть на последние события, на ту молодежь, которая устраивала митинги, в том числе и несанкционированные, то можно видеть, что это люди ведомые. У них нет внутреннего стержня, благодаря которому они могли бы противостоять манипуляциям. Мне кажется, создание студенческих христианских корпораций дало бы хороший инструмент воспитания молодежи в правильном русле.

С Максимом Грачёвым
беседовал Юрий Пущаев

26 июня 2017 г.

Рейтинг: 6.7 Голосов: 287 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали» Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали»
Петр Давыдов
Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали» Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали»
Петр Давыдов
Свято-Георгиевский монастырь в немецкой деревне Гётшендорф живет и помогает жить тем, кто задыхается в мире обезумевшей толерантности. Об одном дне обители наш рассказ.
Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням» Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням»
мон. Корнилия (Рис)
Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням» «Нам надо возвращаться к своим корням»
Беседа со схиархимандритом Гавриилом (Бунге)
Беспрецедентным чудом Господним будет приход всех к византийскому Православию, потому что есть целая культура, которая этому противостоит. Люди должны вернуться к своему собственному Православию, к своим исконным традициям.
Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Поиск истины,
или Обретение истинной веры

Беседа со священником Фомой Диц
Людмила Болотнова
Важно понять, что Зарубежная Церковь всегда воздерживалась от всякой экуменической настроенности, и вследствие этого она утверждала не только, что Католическая Церковь исторически отпала от Православия, но и то, что ее вероучительные отступления вели в ересь. Такое я тогда впервые слышал.
Комментарии
Людмила29 июня 2017, 21:55
Наталья,тоже такая мысль возникла.
Автору-Не понравилась статья.
Наталья29 июня 2017, 14:36
Данные студенческие корпорации в большинстве своем создаются на деньги масонских структур, самые успешные и талантливые студенты вербуются затем на службу. Не удивительно, что такие студенческие общины были в России до революции. И благо, что их сейчас нет. Пока нет...
Юлия28 июня 2017, 16:56
Дмитрий (28 июня), Вами всё сказано верно и предельно ясно. Поддерживаю полностью!
Дмитрий28 июня 2017, 11:19
Есть настоящие, естественные структуры: семья, род, Церковь, приходская община, епархия - их и надо поддерживать, на них и надо бросать силы. Любые другие установления, не берущие начало и благословение от Господа - обречены на стагнацию и исчезновение. Всевозможные кружки и клубы (пусть и православные по названию) разъединили Россию перед 1917 годом, они разъединяют её и теперь. Попытки создавать "свою церковь внутри Церкви", только если это не семья (малая церковь) и не церковный приход, обречены на провал. Не надо тратить силы и время молодёжи на призраки благочестивых проектов, когда всё есть - надо только воспользоваться тем, что уже реально существует.
Валера Огурцов28 июня 2017, 00:08
Екатерина27 июня 2017, 20:34 Неужели в Нашей большой России нет православных студенческих сообществ. почему нам в пример ставят католиков? Такова политика сайта. Ничего не поделаешь. Смиритесь.
Elesaveta27 июня 2017, 23:54
Настораживает утонченное навязывание католического латинянского опыта. Зачем? У нас, православных свой опыт и практика. В приходах действуют молодежные клубы/секции и т.д. Предполагаю, что делается это для того, чтобы католиков к себе в гости позвать или к ним поехать для обмена опытом. Для конечной экуменической цели - объединиться с латинянами.
Наталья27 июня 2017, 22:36
для Марии 27 июня 2017, 13:20 "сейчас мы станем свидетелями того, как рейтинг статьи с без малого "6" еще ранним утром подтягивается к "10".... Да, я поставила 10 и думаю другие тоже. Очень разумные мысли у этого бывшего студента. жаль что он "корпорант" католиков, такой молодой человек и в православии очень бы пригодился. сейчас у православной молодежи на мой взгляд, особенно в крупных городах (увы, мой не том числе) есть много шансов основать такие "заделы" на будущее.
Екатерина27 июня 2017, 20:34
Неужели в Нашей большой России нет православных студенческих сообществ. почему нам в пример ставят католиков?
Гость27 июня 2017, 19:56
Дело не в рейтинге, он может быть случайным. Дело в том, что в Европе христианские ценности находятся под большим давлением. В России нет, но у нас другие минусы, о чем и речь в статье.
Юлия27 июня 2017, 19:46
Пожизненный принцип членства, обязательные взносы, иерархия... Всё это очень напоминает масонский камуфляж. С учётом духовного состояния современной молодежи и современного католичества... В лучшем случае - палка о двух концах. В худшем - благими намерениями дорога в ад будет вымощена. Пора молиться митрополиту Иоанну (Снычёву).
Анна27 июня 2017, 15:47
И в чем выгода для Макса? В России твоему работодателю плевать, куда ты ходишь и где причащаешься. Волонтерские православные молодежные движения существуют зачастую за свой счет и на редкую спонсорскую помощь, а не на регулярные пожертвования от епископов и других почетных членов братства. ПОка учился в Германии, нужно было подешевле жить и кушать, вот и "переметнулся". Мало просто указывать на недостатки общества и молодежи. Пусть каждый себя спросит, а что лично он сделал для изменения ситуации?Хорошо рассуждать, чего нам не хватает (лично по твоему мнению), сидя за бугром и получая зарплату (стипендию) в евро.
Анна27 июня 2017, 15:38
Не могу промолчать.К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ СТАТЬЯ, В ЧЕМ ЕЁ СМЫСЛ, особенно выделенных "цитат"?О том, что у российской молодежи нет стержня?Или экскурс в исторические термины?Знаю Максима лично по институту,сам высмеивал меня за походы в храм и на Причастие, частенько бывал на службах своей одногруппницы-иеговистки.Сам признавался, что вступил в это братство, потому что у них можно бесплатно жить.А вуз-то, по-моему, так и не закончил.Поражает, как человек, с легкостью перешедший в католичество,рассуждает об отсутствии православ.объединений для молодежи. Если ты о них не знаешь, это не значит, что их нет.У нас ведется разносторонняя миссионерская работа,не то что ваша пресловутая помощь друг другу.
Мария27 июня 2017, 13:20
сейчас мы станем свидетелями того, как рейтинг статьи с без малого "6" еще ранним утром подтягивается к "10"..
Вячеслав27 июня 2017, 12:46
У нас это тоже надо популизировать.Игнатий Брянчининов начинал с подобного кружка
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×