Продолжая разговор о Послании апостола Павла к Колоссянам, мы рассмотрим темы, поднятые во второй части послания. В ней апостол говорит со своими адресатами о том, каковы должны быть в нас конкретные проявления христианской жизни, а также о некоторых вопросах семейных и общественных отношений.
Для чего мы покупаем новую одежду? Ответ очевиден: для того, чтобы ее носить. Но, может быть, не все с этим согласны? Например, кто-то аккуратно хранит обновки в шкафу и никогда не надевает… «Нет, такого не бывает, — скажете вы. — В чем смысл тратиться на что-то новое, но продолжать ходить в поношенных рубашках и брюках?» Так вот, интересно, что, по мысли апостола Павла, ко Христу нужно относиться так же, как к новой одежде — облечься в Него и ходить в Нем.
Слово «облекаться», то есть одеваться в какую-то одежду, довольно часто используется в Павловых посланиях для описания христианской жизни. Все мы помним знаменитую фразу из послания к Галатам: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Если наше одеяние — Христос, то все увидят, что мы христиане.
Чтобы не запачкать новую одежду и не превратиться в голого короля из знаменитой сказки Андерсена, христианину нужно умертвить земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 5). Грехи подобны грязи, особенно заметной на белом. Можете представить себе белоснежное платье невесты, на которое большой малярной кистью поставили пятна черной краски? Вот так бывает и с нами, когда, уже облекшись во Христа, мы продолжаем жить во зле и грехе. Поэтому апостол призывает именно умертвить свои страсти. Несмотря на всю резкость этого высказывания, оно лучше всего описывает борьбу с грехом. Нужно полностью победить его — не просто прогнать, а убить.
Можно заметить, что среди таких тяжких грехов, как блуд и похоть, апостол упоминает и любостяжание, то есть любовь к приобретению и накоплению, называя его идолослужением. Почему? Скорее всего, автор послания пишет о том состоянии, когда стремление к земным благам становится смыслом жизни и деятельности человека — превращается в идола. Таким идолом может стать и банковский счет с пятью и более нулями, и желание обзавестись новой вещью, без которой жизнь представляется неполноценной и скучной. У каждого свои идолы, но суть у них всех одна — материальная ценность занимает место Бога.
Затем мы читаем о том, что христианину нужно отложить все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие и не говорить лжи друг другу(ср.: Кол. 3, 8–9). Думаю, сложно даже представить себе, чтобы Христос сквернословил или лгал. Но если я облекся в Него, как я могу продолжать делать все это?
Придя ко Христу, мы должны оставить все старое — снять с себя всю прежнюю одежду греха, лжи, ненависти — и одеться в новое. Причем эта новая одежда всегда будет оставаться новой, поскольку человек, отрекшийся от всего ветхого в себе, как пишет об этом апостол, обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 10). Возрастая в познании Бога, вере и соблюдении заповедей Христовых, мы будем сохранять свою новую одежду в чистоте. По мысли апостола, облечься в Христа — значит облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13). Но самое главное — это облечься в любовь, потому что любовь есть совокупность совершенства (ср.: Кол. 3, 14). Этими добродетелями мы должны свидетельствовать о том, что Христос — наша одежда и мы храним ее чистой и незапятнанной.
* * *
При этом апостол Павел поднимает еще одну важную тему: христианство стирает все возможные различия между людьми. Он пишет, что нет больше ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос (Кол. 3, 11). Во времена первых христиан, как и сейчас, национальные, культурные, социальные различия играли большую роль. Древние греки — эллины — и завоевавшие весь мир римляне гордились своей культурой, ни во что не ставя необразованных и бескультурных варваров, то есть всех тех, кто находился за пределами границ великого Рима. Иудеи превозносились над другими с той мыслью, что именно они сохранили верность Богу, будучи потомками древнего праведника — Авраама. Свободные гордились тем, что они не рабы. А рабы гордились тем, какому именно господину они служат.
Но Христос пришел не для иудеев или эллинов, не для римлян или варваров, не для рабов или свободных. Христос — для всех. Поэтому перед Христом равны все — ведь каждому, кем бы он ни был, нужно стать новым человеком во Христе. И уже не имеет значения то, кем ты был раньше.
* * *
Дальше апостол пишет о том, как христиане должны относиться друг к другу. И эта часть вызывает наибольшее количество вопросов. Прежде всего, автор послания поднимает тему семейных отношений. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, — провозглашает он (Кол. 3, 18–21). По сути, апостол выстраивает классическую схему семейной иерархии. Современный, прогрессивно мыслящий человек может возразить: всё это устаревший порядок, отжившие патриархальные отношения, где младшие безусловно подчиняются старшим. На самом деле это не совсем так. Апостол не пишет о безоговорочном подчинении жен мужьям или о бесправии детей перед родителями. Важно, что прежде всего он обращается к тем, кто в его время имел меньше прав в иерархической лестнице: сначала жены — потом уже мужья, и так же с детьми и отцами. Женам следует повиноваться мужьям, но и мужья не должны обращаться с супругой как с вещью, долг мужа — любить жену. Детям следует слушаться родителей, но и родители не должны быть жестоки с чадами и, более того, не должны раздражать их.
Затем святой Павел обращается к социальной группе, находившейся в его время на самой низкой ступени, — рабам, увещевая их: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога (Кол. 3, 22). После этого он обращается и к господам: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах(Кол. 4, 1). Рабу следует повиноваться, но господин, по мысли автора послания, несет ответственность за своего раба перед Богом. Более того, он сам является рабом Господа, а значит, должен выполнять волю своего Господина.
Возникает вопрос: почему же апостол не призвал к изменению существующего порядка или хотя бы не попросил господ, ставших христианами, отпустить своих рабов на свободу? Однозначного ответа на это нет. Видимо, первоначально среди христиан было не так много богатых людей, владевших рабами, а если бы Павел обращался к язычникам и призывал их отпустить своих рабов, это было бы странно. А вот среди простого населения, в том числе и пребывавшего в рабстве, христиан было гораздо больше. Поэтому апостол и обращается прежде всего к ним, призывая сохранять повиновение своим господам, но делать это искренне, не из лицемерия или страха наказания. По мысли апостола, как внутрисемейные, так и социальные изменения должны начинаться изнутри. Если люди будут поступать по заповеди любви, существующий порядок вещей неизбежно изменится.
Насколько актуальны слова апостола сейчас? В наше время нет рабства в том виде, в каком оно существовало в первые века нашей эры. Но и сейчас люди попадают в практически рабскую зависимость от финансовых обстоятельств. Бывает и так, что формально свободный человек может находиться в рабстве чужих мнений, чьего-то авторитета, собственных иллюзий. От такого рабства нас предостерегает апостол в другом своем послании — к Коринфянам, говоря: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23). Верующий должен стремиться к свободе, обретая ее прежде всего во Христе.
Газета «Православная вера» № 16 (589)