Велик соблазн для человека впасть в уныние и панику, ненавидеть и роптать, когда вокруг рушится мир, происходят катаклизмы, гонят за правду, навязывают ложь.
Человек слаб и немощен по своей природе, но есть сила, способная изменить его отношение к реальности, а значит поменять и саму реальность. О вере, духовном иммунитете и природе зла – митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами УПЦ.
– Владыко, что есть зло?
– Зло – это недостаток добра. Добро может расти и умаляться. Умаление добра и есть зло.
Зло заключается в свободной воле, в выборе каждого из нас, в движении нашей души. Зло появилось тогда, когда вместо раскрытия в себе образа и подобия Божия человек стал удаляться от Бога и пожелал сам стать богом.
– Что является источником зла?
– Зло по сути не субстанционально, оно не имеет своей отдельной сущности, как ее имеет Бог. Ведь даже падшие ангелы – бесы – по природе своей благи. Господь зла не сотворил. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал, что зло – не есть, или, вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают. Другими словами, источник зла не в устроении мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ.
Зло – это уклонение от добра, и оно существует ровно в той степени, в какой сотворенные Богом свободные существа уклоняются от Своего Творца.
Источник зла в нас самих.
– Как противостоять злу?
– Диавол выбирает в жертву только такого человека, который осознанно отрекается от Бога, от добра, от любви.
Перед каждым из нас ежеминутно стоит непростой выбор: выбрать добро и творить дело Божие, либо же выбрать зло и следовать за диаволом. И если человек делает свой выбор в пользу второго, бесы обязательно овладеют им и сделают его игрушкой, безвольной марионеткой в своих руках. Такие люди в любой ситуации отражают черноту. Они сеют панику, разделяют, ненавидят. И для этого не нужны катаклизмы и войны. Они и в мирное время разрушают гармонию и покой.
Для такого человека ад начинается уже на земле и продлится в вечности, если он духовно не преобразится и не приобретет духовный иммунитет против зла.
– Что такое духовный иммунитет?
– Духовный иммунитет – это умение верующего противостоять злу и его воздействию. Данная способность вырабатывается вследствие обретенных духовных знаний, стремления к нравственным ценностям, жизни по заповедям и совести, хранения себя в чистоте от всего дурного, жизненным опытом, милостью и помощью Божьей.
Окрепнув духовно, стяжая мирный дух, человек другими глазами посмотрит на внешние трудности и испытания. Они станут второстепенными по сравнению с непрекращающейся внутренней работой. И именно от духовных трудов зависит правильное восприятие происходящей действительности. Маленькие внутренние победы над своими страстями и грехами помогут принять правильные решения и во внешней жизни.
Смещение же акцентов на внешние трудности и внешних врагов – бесовская уловка, которая уводит многих верующих от главной богоугодной работы – работы над собой.
– Как выработать духовный иммунитет?
– Для укрепления духовного иммунитета и исцеления человеческой природы нужны три фактора: вера, молитва и пост.
Вера всегда должна сопровождаться молитвой и постом - не бывает веры без дел ее подтверждающих. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что молитва без поста бессильна, так же, как и пост без молитвы бесплоден.
Подлинная вера – это не абстракция. Это жизнь с Богом. Только живя в Боге, мы можем защитить себя от влияния темных бесовских сил.
– Что значит жить с Богом?
– Доверить Ему свою жизнь, стремиться к постоянному Богообщению, которое достигается богоугодной жизнью, чистым сердцем, подлинным смирением, искренней любовью, стяжанием Духа Святого, посредством церковных Таинств, в особенности Таинства Причастия.
Жить с Богом значит не забывать о Нем никогда.
– Как следует православным относиться к гонениям на Церковь, захватам храмов, попранию правды, притеснению прав верующих?
– Нужно искать правду.Главное – в любой борьбе и поисках правды не забывать о Боге. Иначе все обесценивается и теряет смысл.
Святитель Игнатий Брянчанинов советовал не увлекаться ничем земным, иметь мир в Боге, предаваться с полной покорностью Его святой воле. В покорности Божественному промыслу, по слову святителя, человек находит душевное спокойствие: все проходит своею чередою, все или погружается, или готовится к тому, чтобы погрузиться в неизмеримую вечность.
Соизмерение своей жизни, поступков с Евангелием подскажет человеку, что делать, как поступать в конкретном случае. Для этого у каждого из нас есть своя мера ответственности, мудрости, любви и терпения.
Претерпевая искушения, мы учимся молитве, а избавляясь от искушений, мы начинаем по-настоящему верить в Бога.
Так что все промыслительно и премудро.