Колыбель сербской государственности - многострадальное Косово - давно потеряла связь с Сербией, и только Сербская Православная Церковь не знает навязанных границ
Патриарх Сербский Ириней, посетивший Москву в рамках празднования 100-летнего юбилея восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, в ходе встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом сделал заявление, казалось бы, не свойственное духовному лицу. Предстоятель Сербской Православной Церкви выразил уверенность, что Сербия и дальше будет бороться за сохранение в своем составе Косово, подчеркнув, что надеется на помощь в этом со стороны Русской Церкви и Государства Российского:
"Наше государство настойчиво борется за то, чтобы сохранить эту землю в составе Сербии. Эта земля отнимается от Сербии несправедливо. Наши силы маленькие, и поэтому мы нуждаемся в помощи братской России и Русской Православной Церкви, настоятелем которой вы являетесь..."
В действительности никакой сенсации в этом выступлении нет. Край Косово и Метохия, который только враги православного славянства именуют "Республикой Косово", исторически является не только колыбелью сербской государственности, освященной героической Битвой на Косовском поле ("Косовской биткой"), но и первой резиденцией Патриархов, получившей автокефалию Сербской Православной Церкви.
Так, именно в Печском монастыре, расположенном в Метохии, с XIV века находилась кафедра Предстоятеля сербской Печской Патриархии (Пећка Патријаршија), независимой от Константинополя. Более того, само греческое слово "μετοχή" переводится как "церковный надел". И это не говоря о том, что и сегодня на территории отторгнутого Косова число православных святынь – храмов и монастырей – лишь немногим меньше, чем в основной, срединной части Сербии.
Наверное, нет смысла подробно напоминать, что произошло в этом крае в течение XX столетия. Все те, "кому за 30", должны помнить позорную войну США и НАТО против Югославии, в результате которой в 1999 году край Косово и Метохия был отторгнут от этой многострадальной балканской страны. В самом же крае, безо всяких референдумов провозглашенном "независимой Республикой Косово", начались этнические чистки и варварские разрушения православных святынь.
С тех пор прошло без малого два десятилетия. Запад сделал все, чтобы разрушить последнее крупное православное государство юго-восточной Европы, исторически и духовно связанное с Россией. Югославия окончательно развалена, Сербия потеряла Черногорию (вовлеченную в НАТО премьер-министрами Мило Джукановичем и Душко Марковичем – под циничным лозунгом "С сербами тяжело в Европу!"), а вместе с ней – и выход к морю.
И все это – на фоне абсолютной беспомощности политических властей самой Сербии, которые пытаются одновременно выглядеть сербскими патриотами и заявлять о своем стремлении войти в Евросоюз. Так, сегодняшний президент Республики Сербия Александр Вучич в молодости был одним из ключевых функционеров националистической и антизападной Сербской радикальной партии, однако с течением времени "переобулся" в прогрессиста-евроинтегратора.
Но сейчас речь не о политике. Увы, приходится признать, что Россия не имеет реальных рычагов военно-политического влияния на происходящее в Косове. Конечно, в 1999 году мы могли помочь сербским братьям не только гуманитарной помощью, но и столь необходимыми им средствами противовоздушной обороны – зенитно-ракетными комплексами С-300. Конечно, можно было не сворачивать героический "марш-бросок на Приштину". Наконец, Россия могла хотя бы сохранить свое участие в составе международных миротворческих сил KFOR. Однако сейчас об этом говорить уже поздно.
А потому, со скорбью принимая тот факт, что в современном Косове нет ни России, ни Сербии, нельзя забывать, что в этом крае остались сами сербы. Ну и, конечно, как метко подчеркнул в комментарии "Царьграду" один из крупнейших специалистов по истории и современному положению Сербского Православия насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков), "самым главным фактором сербского присутствия в Косове остается Церковь".
Действительно, по замечанию отца Игнатия, именно "Сербская Православная Церковь фактически является единственным сербским общественным институтом, никогда не уходившим из Косова". Не образовательные учреждения, не культурные или какие-либо иные гуманитарные центры, а именно Церковь, для которой, как подчеркивает иеромонах Игнатий, "границы между Сербией и Косово не играют никакой роли". И именно поэтому только через Сербскую Патриархию сегодня можно оказать сколь-либо существенную помощь живущим в Косове сербам.
Нужно признать, эта помощь со стороны России и Русской Православной Церкви периодически оказывается (хотелось сказать "регулярно", но на самом деле именно "периодически"). Так, например, в 2010-2011 годах российское правительство (которое в то время возглавлял Владимир Путин) перечислило 2 миллиона долларов для целевого финансирования восстановления косовских православных святынь. Кроме того, в недалеком прошлом проводился массовый сбор средств в приходах Русской Православной Церкви для помощи косовским сербам.
Конечно, учитывая тот чудовищный погром, который совершили в Косове албанские террористы по итогам войны НАТО против Югославии, это очень мало, однако же, благодаря именно российской помощи, удалось восстановить некоторые не уничтоженные до основания православные храмы и монастыри. И как бы ни было трагично положение сербского населения в Косове, по уверению иеромонаха Игнатия (Шестакова), Сербская Православная Церковь смогла возродить свою жизнь практически во всех косовских святынях, откуда ее прежде выгнали.
"За исключением тех мест, где сербов зачистили так, что никого не осталось", - уточняет отец Игнатий, добавляя: "Даже в самые тяжелые моменты монашеская жизнь в Косове не угасала, а сейчас во всех основных косовских монастырях она восстановлена". Более того, даже в те города и села, где православные святыни были сожжены в буквальном смысле дотла, сербское духовенство приезжает и совершает богослужения.
Конечно, все это не благодаря, но вопреки властям так называемой Республики Косово, хотя и последние, в еще не столь далеком прошлом, откровенные террористы и военные преступники, сегодня пытаются играть в "демократию" и "права человека". Так, обвиняемый в массовых убийствах и торговле человеческими органами полевой командир Хашим Тачи (ныне – косовский "президент") встречается с президентом Республики Сербия Александром Вучичем и заверяет, что надеется на примирение албанцев и сербов. В коалиционное же косовское правительство, в значительной степени состоящее из вчерашних головорезов, входят и три представителя сербского меньшинства. Успокаивает ли это? Отнюдь. Однако хотя бы избавляет от окончательного уныния, ощущения тотальной богооставленности.
Конечно, если подходить к вопросу решения косовской проблемы исключительно с геополитической точки зрения, то прекрасно понимаешь, что ключ к ее решению находится не столько в Белграде и Приштине, сколько в Москве и Вашингтоне. Но возможно ли в условиях сегодняшней Realpolitik, когда нашей стране не получается разобраться даже с Матерью городов русских, волевым решением распутать косовский узел? Едва ли.
Что же остается? Пока только политика "малых дел". Дипломатической поддержки Сербии по непризнанию "Республики Косово" ни в каких формах (в том числе, как это было сделано относительно недавно, недопущения ее в состав ЮНЕСКО). Помощи материальной, столь необходимой косовскому сербскому населению и православным святыням этой земли. Но самое главное – все мы, русские православные христиане, можем помочь своим братьям молитвенно. В условиях тотального прагматизма это может вызвать улыбку, но как из русской, так и из сербской истории мы прекрасно знаем: выход есть. Живела Србиjа!