Как правильно побороть искушение: 4 шага

    

Любое хорошее дело, а особенно желание вести добродетельную жизнь, следовать заповедям Христовым, всегда сопровождается искушениями.

Но не каждый осознает, что все прельщения, сопровождающие добрые дела либо намерения, в обязательном порядке нужно распознать, вычислить как шпиона или диверсанта. При правильном отношении к посылаемым искушениям мы с большим умением сможем побеждать их, не впадая при этом в крайние состояния. Как следует бороться с искушениями, советует митрополит Антоний (Паканич).

Первый шаг

Первый шаг – это преодоление маловерия и отчаяния.

Каждый вникающий в духовную жизнь заметит, что в самом начале пути к добродетели многие останавливаются именно из-за маловерия и отчаяния.

Это связано с тем, что подлинная духовная жизнь требует от человека преданности воле Божией, доверия Творцу, вручения своей жизни в Его руки.

Мы подчас, собираясь отправиться в этот важный духовный путь, по своему греховному состоянию надеемся на самих себя, но при этом ощущаем недостаток веры и духовного усердия. И тогда мы впадаем в отчаяние. Каждый из нас говорит: «Я не могу, у меня нет сил, да и зачем мне это нужно?»

Если же мы проходим первый круг искушений, побеждаем маловерие и отчаяние, то не сходим с дистанции, а продолжаем двигаться далее по пути спасения.

Пусть наши шаги будут неуверенными и нечеткими, возможно, мы начнем где-то петлять, но все же сможем продвикаться в спасительном направлении.

Второй шаг

Очередные искушения, которые неизбежно настигают нас после преодоления первых, – это нерадение, уклонение и теплохладность.

Человек начинает думать: «Другие люди живут не так, не по заповедям Божиим, но при этом им все равно хорошо, у них и успех, и достаток».

Такое состояние самооправдания подобно болоту, которое затягивает нас в грех и безразличие все больше и больше.

Мы сравниваем себя с другими людьми, которые, по нашему мнению, хуже нас, грешнее нас, и вследствие этого перестаем трудиться над собой.

Мы не должны соотносить свою жизнь, подобно евангельскому фарисею, с жизнью тех, кто якобы живет хуже нас, кто грешнее нас. Нам следует соразмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом Спасителем, подражать им, их вере, их святости.

Нам нужно не казаться христианами, а быть ними, ведь истинное христианство не в имени, но в нашей жизни.

Каждого, кто преодолеет это искушение, поджидает следующее испытание.

Третий шаг

Мы вроде уже успешно боремся со своими грехами и страстями. Но, думая так, подвергаемся очередному соблазну диавола, сильному и коварному – испытанию гордостью и, как следствие, безрассудностью.

Любование самим собой – это признак того, что человек потерял рассудок. Он сосредоточен исключительно на себе, остальные его не интересуют. Такие люди делят мир на две части: я и другие. Самомнение всегда пагубно. Даже одна мысль о том, что мы хоть чуточку лучше других, говорит о духовной прелести, сигнализирует о движении в неправильном направлении.

Человеку, находящемуся в духовной прелести, ближний не нужен, даже если он кровный родственник. Впавший в искушение считает себя самодостаточным, ведь что ему могут дать другие, менее достойные люди? Еще немного – и гордецу не понадобится Сам Бог.

Только любя ближнего и смиряясь пред Богом, человек может увидеть Его в своей жизни, рассчитывать на Его милосердие. Рождественский пост – самое подходящее время для совершенствования себя в указанных добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, – это лучшее лекарство против греха.

Но нас подстерегает еще одно искушение.

Четвертый шаг

При самосовершенствовании каждому следует опасаться тщеславия.

Если мы в конце поста подумаем, что достигли каких-нибудь духовных высот, стали праведнее, лучше, хорошо постились, сразу же подвергнем себя падению. Это значит: пост прошел не просто зря, но даже причинил вред нам. Ведь в итоге мы не приблизились к Богу, а еще больше отдалились от Него.

Мы только встали на пусть спасения, но уже знаем правильные ориентиры, куда нужно идти и что нужно делать. И поэтому мы должны без самосожаления и фанатизма, шаг за шагом идти по дороге нашего духовного возрождения, чтобы в итоге достичь не притворных, а настоящих, истинных слез умиления и единения со своим Творцом.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Byldakova Dgylia 2 января 2018, 17:11
Хорошо,что это можно здесь прочесть и узнать.
Сергей28 декабря 2017, 04:36
Спасибо, Владыка, за поучительное наставление! По моим ощущениям, всё сказанное Вами лежит на самой поверхности, однако, в силу своей духовной слепоты, мы не замечаем этого, проходя мимо. СПАСИБО Вам ОГРОМНОЕ!!! Храни Вас Господь!!!
Савина Наталия26 декабря 2017, 18:22
Спаси Господи! Но во мне тщеславия огого!!! И пост у меня к сожалению не правильный
Елена Кудина19 декабря 2017, 15:47
Благодарю Вас, Владыко за добрые советы и поучения!
Ирина Фокина18 декабря 2017, 20:42
Спаси Господи!
Елена Лященко18 декабря 2017, 14:46
Благодарю Вас!
тамара12 декабря 2017, 21:49
Владыка,Спаси Вас Бог за добрые советы и поучение.Всё верно Вы говорите.Многая и благая Вам лета.Божией Вам помощи в служении,мир Вашей стране,нашим братиям и сестрам во Христе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×