Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Попутчик из Закарпатья

Рассказ

Эта история произошла в самом конце 1990-х.

С отцом Олегом, настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского в Пскове, мы были знакомы достаточно давно, и, когда он обратился к нам с просьбой собрать для жителей Псковщины одежду к зимнему сезону, это не вызвало удивления. Батюшка радушно принимал паломников в своем храме, организовывал посещение святынь Псковской земли, был внимателен, дружелюбен и тверд в благочестии, и это всегда нас притягивало к нему.

Вот и в этот раз мы без промедления начали выполнять благословение отца Олега и организовали сбор вещей в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, расположенного в центре Москвы. Дело спорилось. Вещи приносили добротные, и к началу декабря мы набрали около 40 мешков одежды, обуви, игрушек и всего прочего, чем делились с храмом его прихожане и просто неравнодушные москвичи.

Последних было немало: по-хозяйски им были понятны наши заботы, а сам храм был интересен бедностью, не присущей столичным центровым церквям. Действительно, изъеденные временем, непогодой и дурным обращением предыдущих «хозяев» стены. На них простые иконы – бумажные изображения, наклеенные на картон и помещенные в самодельные киоты. В холодном здании – деревянные подсвечники с песком, щели в полу, сквозь которые виднелась прошлогодняя трава, и многое другое, говорившее о нашей финансовой несостоятельности.

Но храм жил, потому что в него шли люди – в основном проблемные, как было принято в те годы. Много было молодежи, которая приводила своих друзей и знакомых. Жили мы одной семьей: богослужение и обязательное после него чаепитие. Я с замиранием сердца думал о том, как девушки одни в поздний час после вечерней службы будут выбираться в окраинные районы Москвы и Подмосковья. Но Церковь молилась, и никогда ни с кем ничего дурного не случилось, хотя кругом было неспокойно.

С теми, кто составлял общину храма, происходили чудеса: больные выздоравливали, семейные и бытовые нестроения разрешались, и мы были свидетелями того, что жив Господь и обетования Его непреложны.

Итак, в начале декабря на выходные нам с товарищем предстояло выехать в Псков с гуманитарным грузом. Переговоры с отцом Олегом о приходском грузовике, курсировавшем между Псковом и Москвой, не увенчались успехом. Батюшка благословил решать проблему самим.

Самим так самим. У одного из наших прихожан была старенькая «Газель». Он подхватил наши вещи, довез их до вокзала. Мешки определили в багажный вагон, а мы с товарищем поехали плацкартой в том же поезде.

Вечером мы загрузились в свой вагон и наконец смогли передохнуть после напряженного дня. Ехать в Псков предстояло ночь. Товарищ мой быстро перекусил и забрался на верхнюю полку отдыхать. Я остался на нижней допивать чай и планировать дела на предстоящий день. Мы знали, что в Пскове нас никто не встречает, – до храма придется добираться самим.

– Может, попробуете моего варенья? – вдруг раздался голос нашего попутчика, сидевшего напротив меня. Он был старше нас. Ясные серые глаза с улыбкой смотрели на меня, и, улыбнувшись в ответ, я потянулся к банке с вареньем, аромат которого ощущался на расстоянии.

– Это крымская роза. Мы собираем ее в долине в Восточном Крыму и варим варенье на предстоящую зиму.

– Вы не похожи на крымчанина, – вступил я в разговор. – Скорее вы из Белоруссии или из Литвы. По крайней мере корни где-то там.

Не только внешность, но и легкий акцент говорил в пользу моих первых выводов о собеседнике.

– Не совсем так, – ответил он. – Я родом из Закарпатья, точнее – из Карпатской Руси, но давно живу в России, хотя до этого пришлось помотаться по Советскому Союзу. Сейчас еду к родственникам жены: надо у них кое-что забрать, да и им отвезти. А вы по какой нужде едете, если не секрет?

Я кратко рассказал собеседнику о благословении отца Олега, после чего наш попутчик с большим интересом стал поглядывать на нас.

– Это хорошо, что вы – верующие. Раньше верующий собеседник был редкостью. А сейчас – другие времена. С одной стороны, крещенных стало больше. С другой – понятие крепости веры относится далеко не ко всем. А ведь, по сути, это главный вопрос.

– А как с верой у вас на родине? – спросил я, стараясь поддержать разговор. – Я читал, Карпатская Русь всегда была местом особого благочестия.

– У нас даже в самые хмурые годы – при австрийцах, чехах, венграх и в советский период – народ не изменял вере: все были крещены и по возможности ходили в храм. Домашняя молитва была обязательной. Жили бедно, но от веры не отходили. По праздникам наша семья выбиралась в Угольку к отцу Иову, которого у нас почитали исповедником. При Сталине он сидел в лагерях, где был на волосок от смерти. Он мало рассказывал об этом периоде своей жизни. Но говорил, что именно там, в Воркутинских лагерях, он понял, что русские – братский нам народ.

К отцу Иову приезжали верующие из России: он стал для многих из них духовным отцом. Зачем они приезжали к нему? В те годы Церковь контролировалась советской властью, и духовничество было под запретом. Нам в этом плане было легче: контроль был не такой жесткий. Вот и ехали верующие из больших городов Советского Союза на окраины, чтобы глотнуть свежего воздуха Православия.

Именно отец Иов благословил меня после армии оставаться в России. Думаю, он понимал, что беда многих украинцев – а наша земля с 1939 года вошла в состав Украины – в том, что они мало знают Россию, многие тянутся на Запад, которому совсем не нужны. Живут в деревнях, маленьких городках и не представляют масштабов России, ее исторических и духовных задач.

– И вы остались в России?

Старец Иов говорил: без России нам нельзя. Не будет у нас без России ни свободы, ни культурной и духовной самобытности

– Да, по благословению отца Иова не только остался, но и женился на русской и с тех пор живу в России. На родину последние годы езжу редко. Жизнь в России расширила мой кругозор. Я понял главное – прав был отец Иов: без России нам нельзя, не будет у нас ни свободы, ни благополучия, никакой культурной и духовной самобытности. Съест нас Запад, прожует и выплюнет, и останется наш человек «гол как сокол».

У нас, в Карпатской Руси, почти все это осознают, а на Украине далеко не все. Вот и проблема: будь мы ближе к России, соединились бы с ней и жили бы единой Божией волей, а так – всё через Украину, а она совсем другая – здорово заражена национализмом, завистью к русским.

– А как Украине победить этот недуг? – спросил я: мне не хотелось завершать разговор, хотя время уже было позднее.

– Этот недуг, как вы говорите, – продолжал мой собеседник, – может победить только Господь. Нужно время, нужны серьезные испытания, и только тогда народ на Украине придет в себя. И то, я думаю, не все. Кто-то уйдет на Запад, кто-то затаится, но большинство должно пережить серьезную встряску, чтобы измениться. Так было с немцами, ощутившими на своей шкуре всю тяжесть фашизма и войны. Нарыв должен вскрыться, пойдет гной и пока весь не выйдет, результата не будет. А иначе будет и дальше нарывать со всеми сопутствующими последствиями.

– А зачем Господу печься об Украине, которая сама делает свой выбор? – поинтересовался я, не совсем верно формулируя вопрос.

– Старцы говорят: времена уплотняются, на горизонте – завершение мировой истории. Всё к этому и подтягивается. Ведь с приходом антихриста спасаться будет малое стадо, и верю, центром спасения будет Святая Русь, то есть Россия и те соседние страны, которые будут с ней одного духа. Вот и идет деление на тех, кто с Россией, а кто нет. Поэтому и украинцам придется определяться. Хотя будет очень непросто: враг рода человеческого вовсю будет давить через ложных друзей в Европе и Америке. Всё это мы увидим. Может быть, очень скоро. Без понимания единого замысла Бога о нас, о нашем мире, о нашей стране нельзя, мне кажется, рассматривать человеческую историю.

Пока мой собеседник говорил, я думал о времени, в котором мы живем. Только что началось новое тысячелетие. Россия выглядит очень скромно: экономическая и политическая нестабильность, бедность, развал. Единственное, что развивается динамично, – это Церковь, которая отстраивается внешне и внутренне. На Западе всё больше склоняются к принятию безнравственных, гибельных для человека программ. На Украине набирает силу национализм. Китай поднимается, расширяя через экономику свои культурные и частично духовные горизонты. Другие страны тоже делают свой выбор. Что же нас ждет впереди? Об этом я спросил моего собеседника.

– Еще в советское время духоносные отцы говорили, что скоро мир изменится. Наступит свобода, в которой будут свои плюсы и минусы. Церковь возродится, и постепенно возродится наша страна, которая уже не будет Советским Союзом. Богатыми мы не станем – нам это не полезно, но крепкими будем. По мере возрождения Церкви Господь пошлет и сильных верующих лидеров, которые будут понимать, в чем смысл истинного развития. Трудно будет всегда. На Западе потеря веры и нравственности приведет к приходу антихриста, который потянется и на Русь. А через три с половиной года тяжелейших испытаний – конец его власти и Второе Пришествие Христа.

Мы проговорили с попутчиком всю ночь. Не доезжая Пскова, он сошел на одной из станций – кажется, это была Старая Русса. А я остался в вагоне с мыслью, зачем мне весь этот разговор. Я лежал без сна и думал: «Что же будет с нами через 20 лет»?

***

Двадцать лет еще не прошло – прошло чуть меньше. Многое сложилось, как говорил мой собеседник. И в нашей стране, и на Украине, и на Западе. На Востоке тоже масса перемен: почти каждый год в Юго-Восточной Азии открываются один-два православных храма. Скоро речь пойдет о создании новой епархии РПЦ. Туристы из Китая осваивают православные святыни – их в Троице-Сергиеву Лавру приезжает по несколько автобусов в день. Китайцы стоят на службе, что-то покупают в церковных лавках, фотографируют, обсуждают.

Но главное – уплотнение времени. По всем показателям мир движется к пропасти, перешагнуть которую смогут далеко не все. А шагать придется, если не хочешь погибнуть вместе с тем, что должно уйти. Только готовы ли мы к этому? Преданы ли до конца Христу?

Сергей Бедненко

7 февраля 2018 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 2031 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Изменяя себя во Христе, мы в силах изменить и окружающий мир» «Изменяя себя во Христе, мы в силах изменить и окружающий мир»
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
«Изменяя себя во Христе, мы в силах изменить и окружающий мир» Митрополит Онуфрий: «Изменяя себя во Христе, мы в силах изменить и окружающий мир»
Беседа с Блаженнейшим Онуфрием, митрополитом Киевским и всея Украины по случаю празднования 1029-й годовщины Крещения Руси
Кормчая женского монашества Закарпатья Кормчая женского монашества Закарпатья
Об игумении Параскеве (Прокоп)
Юрий Данилец
Игумения Параскева вспоминала: «В декабре 1912 года, ночью, когда мы все спали, вломились в нашу обитель шесть жандармов, не разрешили нам и одеться, но так, как мы встали с постели, попровадили нас в сельскую хижу, где толстыми бигарями били нас всю ночь. Плакали только некоторые, а большинство нас радовались, что нам приходится страдать за Иисуса и за русскую православную веру».
Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон
Игорь Якимчук
История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Афон. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний.
Комментарии
Наталья22 февраля 2020, 11:52
Благодарю за статью!Как больно читать тем,кто живёт на Украине!Будем молиться Господу о прозрении скорейшему украинцев да и россиян тоже.О братании истинном!Сейчас,когда воочию видим и чувствуем болезненные изменения на украинской земле,особенно близка статья.
nadezda19 апреля 2018, 08:18
Milostivii Gospodi pomilui nas greshnich i ne dostoinich.
Наталия10 февраля 2018, 08:01
Господи, как страшно и тяжело все звучит. Как до боли жалко людей! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Ксения 8 февраля 2018, 11:28
Марк 13.32 " О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные,ни Сын ,но только Отец мой один "
Как легко думать о всем мире и трудно о своей душе!
Спаси ,Господи!
рб Марина 7 февраля 2018, 11:53
СПАСИ ГОСПОДИ СЕРГЕЙ за статью!!!ПОМОЩИ ВАМ БОЖИЕЙ В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ НАС ГОСПОДИ!!!
Николай 7 февраля 2018, 10:14
Епископ кинешемский Василий в своей книге беседы на евангелие от Марка сказал красиво своим пасомым : какие бы опасности ни встречались на вашем пути, какие бы нравственные падения ни пришлось вам пережить – не выпускайте из рук ризы Христовой, держитесь неуклонно одного направления, ведите свою линию следования за Христом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×