Однажды Христа спросили, почему Его ученики не постятся. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» – отвечал Христос. «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14–15).
Великим постом мы видим исполнение слов Христовых. Жених Церковный на время отнимается у сынов чертога брачного – христиан. В будние дни в храмах не слышно ликующих песнопений Литургии, Христос не являет Себя в таинстве Тела и Крови. Сын Божий молчит в богослужении – Евангелие в эти дни не читается. Церковь как бы уходит в дохристианские времена, где Мессия еще только ожидается, потомство Адама еще не искуплено кровью Богочеловека, а род людской устами пророка Давида кричит в небо: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» (Пс. 21:1).
Туда, в эпоху Ветхого Завета, уходит новозаветная Церковь, а вместе с ней и мы. Мы уходим туда, чтобы найти и оплакать то ветхое, что есть в нас, чтобы принести свои грехи к подножию Креста Христова. Но также мы уходим туда, чтобы искать Христа. И мы находим Его – находим в образах, символах, пророчествах Ветхого Завета.
Вот и в сегодняшнем апостольском чтении Павел, говоря о христианской вере, напоминает нам о множестве ветхозаветных праведников, прообразовавших Христа. Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай; Давид и Самуил, Исаия и Даниил и многие другие мужи, житием своим явившие те или иные грани личности Богочеловека, своим подвигом предвозвестившие подвиг Спасителя мира.
Эти люди – как звезды на небе дохристианского мира. Укажем на самую яркую, самую значительную звезду. Это вождь еврейского народа, великий пророк, «кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3); законодавец и боговидец, друг и собеседник Божий – Моисей. О нем особым образом упоминает сегодня апостол Павел, о нем будем говорить и мы.
В образе Моисея узнается не только лик Христов, но и пророчески изображается христианская жизнь вообще. Если мы внимательно всмотримся в историю Моисея, то найдем в ней Христа, а также найдем в ней себя.
Имя Моисей означает «взятый из воды». Всем известно о чудесном спасении маленького Моисея из реки. И мы с вами, христиане, тоже в определенном смысле «взяты из воды» – мы ведь тоже спасены от фараона (диавола) водою крещения.
Моисей достигает зрелого возраста не зная ни Бога, ни общества Израильского. Так же и с нами бывает. Будучи крещены в младенчестве, мы зачастую вырастаем вдали от Бога и от церковного собрания. Мы учимся светской премудрости, узнаем мир, влюбляемся, создаем семьи... Наше небесное отечество в это время может быть скрыто от нас, и лишь странное ощущение какой-то неполноты жизни временами тревожит нашу душу.
Что же потом? Потом человеку предстоит уверовать и осознанно войти в Церковь. Писание говорит нам, что по рождению Моисей был евреем, но по-настоящему он вступил в народ Божий только после личной встречи с Богом – после неопалимой купины. Так же и мы. Несмотря на формальную принадлежность к Церкви Божией по факту крещения, мы не можем начать служить Богу, если в нашей жизни не произойдет личная встреча с Господом. Моисею для этого нужно было уйти в пустыню и из царского сына превратиться в пастуха. Так и нам, чтобы пробудиться от духовной спячки, бывает необходимо удалиться в пустыню смирения и переоценки ценностей. Так нужно для того, чтобы Бог однажды позвал нас, как Моисея при неопалимой купине, и мы услышали Его голос и ответили: вот я, Господи.
А затем что? А затем начнутся попытки исполнить повеления Господни, и тут же возникнут неприятности с «фараоном». Отметим: до встречи с Богом Моисей спокойно жил, имел семью, воспитывал детей. После же неопалимой купины его жизнь превратилась в остросюжетный приключенческий сериал. Нам нужно помнить об этом, т. к. мы часто и сами думаем, и другим рассказываем, что после обретения веры человека непременно ожидает какое-то сплошное счастье. Вовсе нет! С этого времени начинается тяжелая борьба – с самим собой, и с ним, с «фараоном». Будут и поражения, и падения, и ранения. «Даждь кровь и прими Дух», – говорили о христианской жизни святые отцы. История каждого христианина – это не сказка, но драма. Не нужно искать в христианстве сладости, хотя сладость и есть в нем. Следует искать Бога, а Он вовсе не обязан оказаться таким, каким мы Его себе нарисовали. Тот, кто нашел Христа, вполне может почувствовать, как непросто жить с Ним.
Далее. Всякому христианину предстоит выйти из Египта – раз и навсегда порвать со грехом. Порвать значит возненавидеть и всеми силами стараться не возвращаться к нему. Но выход из Египта есть только начало большого пути по пустыне. Так и верующего после объявления войны греху ожидает трудный путь к земле обетованной; путь, который займет всю оставшуюся жизнь. Как и Моисея, на этом пути нас будут поджидать личные ошибки, предательство и непонимание близких, страх, периоды маловерия...
Моисей при жизни увидел землю обетованную, но не вошел в нее. Так будет и с нами. Краешком нашего сердца мы уже сейчас предчувствуем красоту Царствия Божьего, но во всей полноте оно откроется нам только после смерти и Страшного суда Божьего. Главное – умереть с верой. Умереть не в прахе земном, но на горе, как Моисей. Умереть на горе веры, с сердцем, стремящимся вверх. Ничто другое не может возвысить человека над землей так, как вера. Верою нужно жить, и в вере нужно умирать. Тогда земля обетованная будет подарена нам.
Где находится могила Моисея, не знает никто. Один из еврейских раввинов-толкователей объясняет это тем, что Бог заранее знал о будущем разрушении храма и о других бедствиях еврейского народа и намеренно скрыл могилу Моисея, чтобы евреи не пришли туда с плачем и не сказали: «Моисей! Учитель наш! Встань, молись за нас!». Тогда бы Моисей встал и вымолил бы у Бога отмены приговора. Ибо после смерти, говорит раввин, праведники угодны Господу еще более, нежели при жизни своей. Так пишет еврейский толкователь. Но что скажем мы, христиане?
Скрывая могилу Моисея, Господь напоминает нам, что место праведника – не здесь. На земле его не ищи. Земное отечество – лишь временное пристанище для нас. «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр.13:14). Мы ненадолго оказались в гостинице, в которую нас привел добрый самарянин. Кто-то живет в меблированных комнатах, кто-то занимает тесный угол, но для всех настанет день переселения. Не нужно привязываться к этим стенам, ибо нас ожидает Царство. Не надо чрезмерно привязываться даже к святым, ибо нас ждет сам Христос. Моисей, Давид, Илия, Елисей ведут нас к Богу, и прежде всего за это мы должны их любить. Любить так, как старших братьев, ни на секунду не забывая о нашем общем Отце.
Вспоминая сегодня о Моисее, шедшем к земле обетованной сорок лет, вспомним о том, что и мы неделю назад вступили в сорокадневное странствие, чтобы достичь обетованного Воскресения Христова. Мы только начали путь, и нам уже тяжело. А Моисей блуждал сорок лет, ежедневно слыша упреки и жалобы от своего неспокойного народа, и ежечасно вопия ко Господу: «Когда же конец, когда это все закончится?!» Но странствие не кончалось, и на его глазах постепенно умирали все, вышедшие с ним из Египта и согрешившие в пустыне. Вместо них поднялись новые люди, не знавшие египетского рабства, свободные от многих грехов своих отцов. Так должны в нас умирать страсти, зовущие к работе греху – страсти, с которыми мы начали великопостное странствие. Только через очищение от страстей открывается путь в землю обетованную – обещанное Христом Царство Божие.
Пусть всех нас, труждающихся и обремененных, укрепит на этом нелегком пути память о могучей вере Моисея – вере, которой он жил до конца. Дай Бог, чтобы этой верой мы достигли праздника Воскресения Христова, а в будущем – и нашего личного воскресения в жизнь новую. Если Господу будет угодно, там мы обязательно встретим великого праведника, пророка, чудотворца и боговидца Моисея.