Из Ветхого Завета древние христиане переняли благочестивый обычай собираться на молитву 7 раз в день. Об этой доброй «привычке» сообщал еще царь Давид: «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118: 164). Наши предки-христиане, живя в условиях отсутствия комфорта и при постоянной борьбе за жизнь, находили время для молитвы и стремились строить жизнь вокруг нее. Почему же наших современников в храм порой приходится арканом тащить?
«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – призывает нас апостол Павел со страниц Священного Писания. А блаженный Феофилакт Болгарский в одном из своих толкований говорит, что молитва есть первое дело веры. Но даже многим нашим братьям во Христе куда как интереснее заниматься мероприятиями и социальным служением, чем «тратить время» в стенах храма. Ситуация, возможно, и не новая для Церкви (чего только не было за 2000 лет!), но выглядит пугающе. Один монах как-то сказал мне, что Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери это – останется общественная организация.
Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери молитву – останется общественная организация
Когда человек говорит: «Служу Богу», мы представляем целый комплекс действий и образ жизни, направленный на исполнение всех заповедей Творца. А вот русское слово «богослужение» имеет уже более конкретное значение – соборную молитву христиан. Подобное значение выдвигает церковную службу на острие смысла служения Господу. В сознании наших предков встреча с Богом в стенах храма была важнейшим действием жизни христианина. Дела милосердия не игнорировались, но существовал благочестивый обычай даже дома в будние дни всей семьей совершать богослужение мирским чином. Оно было длительным, более сложным, чем современное. И тем не менее русские люди стремились максимально ввести свою жизнь в богослужебный круг и не выпадать из него. Неправильно будет думать, что они располагали большим количеством времени, чем мы, их потомки. Православные люди Руси были лишены возможности в один поворот тумблера зажечь конфорку и не думать о том, как поддержать нужную температуру в доме. Им приходилось тратить время на то, о чем мы в раю научно-технического прогресса просто забыли. И тем не менее богослужение было образом жизни предков.
Мы часто вспоминаем Святую Русь – то пространство жизни, безмолвия, покоя, покаяния и подвига, которое существовало в допетровскую эпоху. У той Руси не было духовных образовательных заведений, социальных проектов, волонтеров и прочих фрагментарных явлений. Но у праматери нашего государства было огромное количество храмов и монастырей, которые органично формировали церковное тело, поучали паству слову Божиему и раскладывали все богословие в богослужении – лучшей школе, пронизанной Святым Духом и неразрывно связанной молитвенной практикой. Октоих был последней записанной книгой в клиросной библиотеке. Почему? Ее содержание было известно на слух всем прихожанам. Русские на богослужении отдыхали душой в прямом смысле: красота храма, очень символичная организация пространства и шедевры «богословия в красках», неспешное чтение и ангелоподобное пение, молитвенный полумрак – все это создавало неповторимую атмосферу для погружения в чистые воды молитвы.
Сирийский гимн VII века гласит, что церковь есть отражение Божественных таинств. Действительно, храм – это метафизический центр Вселенной, место, в котором время сжимается, останавливается. И человек чувствует это. Он чувствует и присутствие Бога. Недаром многие христиане говорят о храме: «Чувствую себя как дома».
В прежние времена совершению суточного круга богослужения следовали и миряне
На мое отношение к церковной службе в свое время очень сильно повлияла практика совершения богослужения мирским чином. Не надо думать, что это прерогатива лишь старообрядцев, и тем более их беспоповского направления. Совершение суточного круга богослужения является древней иноческой практикой. Миряне также ей следовали (ведь раньше монашеская планка образа жизни считалась среди мирян эталоном, а не параллельной реальностью). Обратим внимание, что в «Домострое», например, есть указания для главы семейства, во сколько как молиться. Благочестивого мужа призывают собирать семью и отправляться «петь вечерню» и далее повечерие, полунощницу, утреню, часы…
Отец Серафим (Роуз) с горечью констатировал, что убери священника – и миряне не способны превратиться в общину, а их собрания на молитву в лучшем случае будут сопровождаться чтением акафистов. Американский подвижник призывал мирян повышать свою грамотность, приобретать богослужебные книги и совершать соборные богослужения, даже если в их местности нет священника. Повторюсь, что на Руси не было воскресных школ и массы лекториев. Но литургическое сознание, как отмечали в разное время иностранные путешественники, было высочайшим. Служба становилась той самой школой богословия, из которой выходили известные и неизвестные подвижники Святой Руси.
Молитва – это разговор с Богом. А Господь – источник всех благ человеческих. Вроде бы, банальность, о которой все знают, но отчего же наши храмы иногда так поразительно пусты? Почему так мало мужчин? Ведь серьезный разговор (а с Богом он другим быть не может) – дело мужское. В дореволюционной России можно было встретить компании мужчин на «торжище» или в чайной, мирно беседующих и перебирающих в руках лестовки (русские четки. – В.Б.). Любовь к молитве и потребность в ней пронизывали весь быт русского человека. Один из современных исследователей, изучая архетипы нашего народа, отметил медитативность в действиях. Это ли не генетическая привычка «непрестанно молиться»?
Господь оставил нам такое сокровище, а мы не ценим его. Наше огромное счастье в том, что мы можем беседовать с Богом. Испрашивать прощение за свои грехи, задавать вопросы, просить помощи в каких-то насущных проблемах, благодарить и славить. И это на самом деле совсем не трудно. Однако современный человек, даже посещая храм Божий и считая себя христианином, порой строит свою жизнь не вокруг Бога и общения с Ним.
Приспособленческие традиции «получше устроиться» неизбежно конфликтуют с тем, к чему мы призваны Христом. Но нам ведь очень хочется поскорее быть с Ним? Тогда отчего же мы так пренебрегаем молитвой в храме, способной вырвать нас из временной петли, в которой мы проживаем эту короткую и суетную жизнь?
Все части суточного круга богослужения глубоко символичны.
Святитель Иоанн Шанхайский: спасение человека заключено в богослужебном круге
Вечерня напоминает нам о заре человечества, о радости, длившейся недолго. Повечерие – это наши молитвы перед сном, совершаемые после ужина. На полунощнице мы призваны памятовать «грядущего в полуночи Жениха» и быть готовыми дать ответ о своей жизни. Утреня являет собой радостное событие вхождение в мир Христа. На часах вспоминаются события последних дней жизни Спасителя, суд Пилата, распятие Господа и Его крестная смерть, а также сошествие Святого Духа на апостолов. И, наконец, Литургия, высота высот, в которой мы, верующие, имеем возможность соединиться с нашим Творцом, почувствовать Его любовь и близость к нам. В богослужебном круге и молитва, и весь смысл Писания, и благовестие, и наш личный разговор с Богом, и возможность получить ответы на свои вопросы, получить просимое, испытать подлинную радость. Святитель Иоанн Шанхайский говорил, что спасение человека заключено в богослужебном круге.
Но как современному горожанину, человеку семейному, да еще с маленькими детьми, организовать «непрестанную молитву» в своем доме? Да, сегодня эта задача усложнилась. Когда раньше семьи проживали целыми родами в нескольких соседних домах, то у них была возможность поочередно молиться. И, скажем, выделить из 20–30 человек одного «молитвенника» на день проще, чем из семьи папы-мамы.
Но всё начинается со стремления. В квартире (доме) необходимо организовать божницу, или, более понятным языком, красный угол. Создавать во время утреннего и вечернего правила атмосферу богослужения: осваивать погласицу (простое чтение нараспев); вместо электрического света стараться использовать свет свечей и лампад; от утренних и вечерних молитв переходить к чтению полунощницы утром и повечерия вечером. Приобрести молитвословы с чинопоследованиями суточного круга богослужений сегодня без особых проблем можно и в интернете. Полунощница и повечерие по времени занимают 30–40 минут – чуть больше, чем утреннее и вечернее правило современных молитвословов. Когда дети подрастают, начинают ходить в школу, их можно приучать и к участию в домашней службе. Освоившись, именно чада в дальнейшем могут серьезно помочь в стремлении семьи к совершению полного круга богослужения.
От утренних и вечерних молитв можно перейти к чтению полунощницы утром и повечерия вечером
Вернемся к молитвословам, содержащим неизменные части суточного круга служб. В них отсутствуют стихиры, антифоны, но и такие книги могут стать хорошим началом. Современные молитвословы единоверцев содержат все необходимые молитвы, так что можно обойтись даже без других специальных книг.
По собственному опыту могу сказать, что вечерня, повечерие, утреня и первый час вечером займут 2,5 часа, а полунощница, часы и обедница утром – 1,5. Самое важное замечание: когда Господь видит наши добрые и угодные Ему намерения, Он всегда идет навстречу. И видя желание молиться больше, обязательно поможет. Это произойдет не сразу, но обязательно случится. В свое время желание посвящать молитве больше времени изменило мою жизнь. Так случилось, что я оставил мирскую работу, и теперь все, что я делаю, имеет церковный характер. Хотя в те годы я и подумать об этом не мог.
Сейчас, в Святые дни, мы переживаем благодатное время духовной весны и праздника торжества Жизни над смертью. Господь говорит нам: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5). Молитва – это и есть способ поддержания непрерывной связи с Творцом, непрестанная беседа с Ним и испрашивание благословения на то или иное дело. А потому, чтобы добиться подлинного успеха в каком-либо деле (а прежде всего, в спасении души), нельзя и помышлять об оставлении молитвы. А значит, нужно жить так, чтобы этот молитвенный потенциал наращивать. Оставим же наши мирские попечения в воскресный день, найдем хоть малое время утром и вечером, попробуем вырваться из круга каждодневной суеты и направим все наши внутренние силы на разговор с нашим Отцом. Который любит и ждет. Каждого из нас без исключения.
Разница очень большая: сейчас не особо хотят молиться. В семидесятые годы этот храмик был полненький от порога и до амвона. И люди при выносе Плащаницы плакали голосом, их невозможно было остановить. Очень крепкие молитвенники были, и служба была более продолжительная, а казалось, что пролетала. Пели всем храмом, знали все молитвы, Богослужебные песнопения и наслаждались этим. Но мне тогда казалось, что очень мало ходят в храм, хотя причастников было до 400 человек в 70-е годы, а сейчас в эти годы: 25 – 30 причащающихся. Но все равно приходят, Слава Богу, и за это.
На сайте www.последование.рф публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в форматах .doc и .pdf
Многие из прихожан во время богослужений пользуются публикуемыми там текстами . Им значительно легче понимать и осмысливать происходящее в храме.
Аноним,
>В наше время всякий, кто вкусил радость осознанной соборной молитвы должен нести этот опыт другим
Неудобно носимые бремена Вы на меня возлагаете. Как же мне спасти иереев и всю церковь, когда я сам погибаю? Мне бы о своём спасении научиться думать. Кто-то может не знать, что из службы опустили - а я знаю ли, какого Царства лишаюсь грехом?
Занимаюсь я этим только великим постом.
Так уже Сам Христос сказал не об оскудении числа храмов, но об умалении веры.
Достойное по делом моим приемлю!