Первое дело веры

Из Ветхого Завета древние христиане переняли благочестивый обычай собираться на молитву 7 раз в день. Об этой доброй «привычке» сообщал еще царь Давид: «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118: 164). Наши предки-христиане, живя в условиях отсутствия комфорта и при постоянной борьбе за жизнь, находили время для молитвы и стремились строить жизнь вокруг нее. Почему же наших современников в храм порой приходится арканом тащить?

«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – призывает нас апостол Павел со страниц Священного Писания. А блаженный Феофилакт Болгарский в одном из своих толкований говорит, что молитва есть первое дело веры. Но даже многим нашим братьям во Христе куда как интереснее заниматься мероприятиями и социальным служением, чем «тратить время» в стенах храма. Ситуация, возможно, и не новая для Церкви (чего только не было за 2000 лет!), но выглядит пугающе. Один монах как-то сказал мне, что Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери это – останется общественная организация.

Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери молитву – останется общественная организация

Когда человек говорит: «Служу Богу», мы представляем целый комплекс действий и образ жизни, направленный на исполнение всех заповедей Творца. А вот русское слово «богослужение» имеет уже более конкретное значение – соборную молитву христиан. Подобное значение выдвигает церковную службу на острие смысла служения Господу. В сознании наших предков встреча с Богом в стенах храма была важнейшим действием жизни христианина. Дела милосердия не игнорировались, но существовал благочестивый обычай даже дома в будние дни всей семьей совершать богослужение мирским чином. Оно было длительным, более сложным, чем современное. И тем не менее русские люди стремились максимально ввести свою жизнь в богослужебный круг и не выпадать из него. Неправильно будет думать, что они располагали большим количеством времени, чем мы, их потомки. Православные люди Руси были лишены возможности в один поворот тумблера зажечь конфорку и не думать о том, как поддержать нужную температуру в доме. Им приходилось тратить время на то, о чем мы в раю научно-технического прогресса просто забыли. И тем не менее богослужение было образом жизни предков.

Мы часто вспоминаем Святую Русь – то пространство жизни, безмолвия, покоя, покаяния и подвига, которое существовало в допетровскую эпоху. У той Руси не было духовных образовательных заведений, социальных проектов, волонтеров и прочих фрагментарных явлений. Но у праматери нашего государства было огромное количество храмов и монастырей, которые органично формировали церковное тело, поучали паству слову Божиему и раскладывали все богословие в богослужении – лучшей школе, пронизанной Святым Духом и неразрывно связанной молитвенной практикой. Октоих был последней записанной книгой в клиросной библиотеке. Почему? Ее содержание было известно на слух всем прихожанам. Русские на богослужении отдыхали душой в прямом смысле: красота храма, очень символичная организация пространства и шедевры «богословия в красках», неспешное чтение и ангелоподобное пение, молитвенный полумрак – все это создавало неповторимую атмосферу для погружения в чистые воды молитвы.

Сирийский гимн VII века гласит, что церковь есть отражение Божественных таинств. Действительно, храм – это метафизический центр Вселенной, место, в котором время сжимается, останавливается. И человек чувствует это. Он чувствует и присутствие Бога. Недаром многие христиане говорят о храме: «Чувствую себя как дома».

В прежние времена совершению суточного круга богослужения следовали и миряне

На мое отношение к церковной службе в свое время очень сильно повлияла практика совершения богослужения мирским чином. Не надо думать, что это прерогатива лишь старообрядцев, и тем более их беспоповского направления. Совершение суточного круга богослужения является древней иноческой практикой. Миряне также ей следовали (ведь раньше монашеская планка образа жизни считалась среди мирян эталоном, а не параллельной реальностью). Обратим внимание, что в «Домострое», например, есть указания для главы семейства, во сколько как молиться. Благочестивого мужа призывают собирать семью и отправляться «петь вечерню» и далее повечерие, полунощницу, утреню, часы…

Отец Серафим (Роуз) с горечью констатировал, что убери священника – и миряне не способны превратиться в общину, а их собрания на молитву в лучшем случае будут сопровождаться чтением акафистов. Американский подвижник призывал мирян повышать свою грамотность, приобретать богослужебные книги и совершать соборные богослужения, даже если в их местности нет священника. Повторюсь, что на Руси не было воскресных школ и массы лекториев. Но литургическое сознание, как отмечали в разное время иностранные путешественники, было высочайшим. Служба становилась той самой школой богословия, из которой выходили известные и неизвестные подвижники Святой Руси.

Молитва – это разговор с Богом. А Господь – источник всех благ человеческих. Вроде бы, банальность, о которой все знают, но отчего же наши храмы иногда так поразительно пусты? Почему так мало мужчин? Ведь серьезный разговор (а с Богом он другим быть не может) – дело мужское. В дореволюционной России можно было встретить компании мужчин на «торжище» или в чайной, мирно беседующих и перебирающих в руках лестовки (русские четки. – В.Б.). Любовь к молитве и потребность в ней пронизывали весь быт русского человека. Один из современных исследователей, изучая архетипы нашего народа, отметил медитативность в действиях. Это ли не генетическая привычка «непрестанно молиться»?

Господь оставил нам такое сокровище, а мы не ценим его. Наше огромное счастье в том, что мы можем беседовать с Богом. Испрашивать прощение за свои грехи, задавать вопросы, просить помощи в каких-то насущных проблемах, благодарить и славить. И это на самом деле совсем не трудно. Однако современный человек, даже посещая храм Божий и считая себя христианином, порой строит свою жизнь не вокруг Бога и общения с Ним.

Приспособленческие традиции «получше устроиться» неизбежно конфликтуют с тем, к чему мы призваны Христом. Но нам ведь очень хочется поскорее быть с Ним? Тогда отчего же мы так пренебрегаем молитвой в храме, способной вырвать нас из временной петли, в которой мы проживаем эту короткую и суетную жизнь?

Все части суточного круга богослужения глубоко символичны.

Святитель Иоанн Шанхайский: спасение человека заключено в богослужебном круге

Вечерня напоминает нам о заре человечества, о радости, длившейся недолго. Повечерие – это наши молитвы перед сном, совершаемые после ужина. На полунощнице мы призваны памятовать «грядущего в полуночи Жениха» и быть готовыми дать ответ о своей жизни. Утреня являет собой радостное событие вхождение в мир Христа. На часах вспоминаются события последних дней жизни Спасителя, суд Пилата, распятие Господа и Его крестная смерть, а также сошествие Святого Духа на апостолов. И, наконец, Литургия, высота высот, в которой мы, верующие, имеем возможность соединиться с нашим Творцом, почувствовать Его любовь и близость к нам. В богослужебном круге и молитва, и весь смысл Писания, и благовестие, и наш личный разговор с Богом, и возможность получить ответы на свои вопросы, получить просимое, испытать подлинную радость. Святитель Иоанн Шанхайский говорил, что спасение человека заключено в богослужебном круге.

Но как современному горожанину, человеку семейному, да еще с маленькими детьми, организовать «непрестанную молитву» в своем доме? Да, сегодня эта задача усложнилась. Когда раньше семьи проживали целыми родами в нескольких соседних домах, то у них была возможность поочередно молиться. И, скажем, выделить из 20–30 человек одного «молитвенника» на день проще, чем из семьи папы-мамы.

Но всё начинается со стремления. В квартире (доме) необходимо организовать божницу, или, более понятным языком, красный угол. Создавать во время утреннего и вечернего правила атмосферу богослужения: осваивать погласицу (простое чтение нараспев); вместо электрического света стараться использовать свет свечей и лампад; от утренних и вечерних молитв переходить к чтению полунощницы утром и повечерия вечером. Приобрести молитвословы с чинопоследованиями суточного круга богослужений сегодня без особых проблем можно и в интернете. Полунощница и повечерие по времени занимают 30–40 минут – чуть больше, чем утреннее и вечернее правило современных молитвословов. Когда дети подрастают, начинают ходить в школу, их можно приучать и к участию в домашней службе. Освоившись, именно чада в дальнейшем могут серьезно помочь в стремлении семьи к совершению полного круга богослужения.

От утренних и вечерних молитв можно перейти к чтению полунощницы утром и повечерия вечером

Вернемся к молитвословам, содержащим неизменные части суточного круга служб. В них отсутствуют стихиры, антифоны, но и такие книги могут стать хорошим началом. Современные молитвословы единоверцев содержат все необходимые молитвы, так что можно обойтись даже без других специальных книг.

По собственному опыту могу сказать, что вечерня, повечерие, утреня и первый час вечером займут 2,5 часа, а полунощница, часы и обедница утром – 1,5. Самое важное замечание: когда Господь видит наши добрые и угодные Ему намерения, Он всегда идет навстречу. И видя желание молиться больше, обязательно поможет. Это произойдет не сразу, но обязательно случится. В свое время желание посвящать молитве больше времени изменило мою жизнь. Так случилось, что я оставил мирскую работу, и теперь все, что я делаю, имеет церковный характер. Хотя в те годы я и подумать об этом не мог.

Сейчас, в Святые дни, мы переживаем благодатное время духовной весны и праздника торжества Жизни над смертью. Господь говорит нам: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5). Молитва – это и есть способ поддержания непрерывной связи с Творцом, непрестанная беседа с Ним и испрашивание благословения на то или иное дело. А потому, чтобы добиться подлинного успеха в каком-либо деле (а прежде всего, в спасении души), нельзя и помышлять об оставлении молитвы. А значит, нужно жить так, чтобы этот молитвенный потенциал наращивать. Оставим же наши мирские попечения в воскресный день, найдем хоть малое время утром и вечером, попробуем вырваться из круга каждодневной суеты и направим все наши внутренние силы на разговор с нашим Отцом. Который любит и ждет. Каждого из нас без исключения.

Владимир Басенков

17 апреля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О благодарности Богу в утренних и вечерних молитвах О благодарности Богу в утренних и вечерних молитвах
Маргарита Родина
О благодарности Богу в утренних и вечерних молитвах О благодарности Богу в утренних и вечерних молитвах
Маргарита Родина
Всякая молитва учит нас не только благодарить Бога, но и понимать само существо благодарения, которое, по слову святителя Феофана Затворника, «есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным», «чувство милости незаслуженной».
Иисусова молитва для мирян Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Иисусова молитва для мирян Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих ситуациях. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё в душе и сердце успокаивается.
Что главное в молитвенном правиле? Что главное в молитвенном правиле?
Отвечают пастыри
Что главное в молитвенном правиле? Что главное в молитвенном правиле?
Отвечают пастыри
Полноценную духовную жизнь христианина невозможно представить без ежедневного молитвенного правила. А каким оно должно быть? Как сделать так, чтобы ежедневная молитва не стала формальной? На что обратить особое внимание, каких ошибок избегать?
Комментарии
Василий 8 апреля 2020, 23:47
Возвращаясь к этой статье: думаю, как раз сейчас, во время "самоизоляции" у многих есть возможность попробовать совершать дома если не весь суточный круг, то какие-то его части.
Алена 6 января 2019, 13:34
1,5 + 2,5 часа - это нереально в современной жизни. А сколько времени из них человек будет читать сердцем, а не устами? Предки наши конечно были хороши, но игнорировать то, что времена поменялись, и мы буквально живем в последние дни , - неразумно.
Василий 1 августа 2018, 23:21
Хорошая, вдохновляющая статья. Как раз преподобный Серафим во время своего затворничества ежедневно совершал суточный круг богослужения, а не только молился Иисусовой молитвой.
Наталья Богоявленская30 апреля 2018, 16:20
Мне кажется, на домашнее Богослужение обязательно нужно испросить благословение духовника, иначе -- гордынька, гордынька... Да и смысл в этом какой? Служба в храме -- это, во-первых, исповедание грехов перед Крестом и Евангелием в присутствии священника, а во-вторых -- Чаша со Святыми Дарами. Именно Евхаристия является центром Богослужения. А дома этого нет. Тогда что? Преподобный Серафим Саровский рекомендует в первой половине дня по возможности часто повторять про себя Иисусову молитву, а во второй -- Богородичную. Это мне как-то ближе. Может, я не права, простите меня. Христос воскресе!
Светлана Ф.25 апреля 2018, 20:44
— У Вас большой опыт служения, отец Никон, есть ли разница между нравственным состоянием прихожан двадцать лет назад и сейчас?
Разница очень большая: сейчас не особо хотят молиться. В семидесятые годы этот храмик был полненький от порога и до амвона. И люди при выносе Плащаницы плакали голосом, их невозможно было остановить. Очень крепкие молитвенники были, и служба была более продолжительная, а казалось, что пролетала. Пели всем храмом, знали все молитвы, Богослужебные песнопения и наслаждались этим. Но мне тогда казалось, что очень мало ходят в храм, хотя причастников было до 400 человек в 70-е годы, а сейчас в эти годы: 25 – 30 причащающихся. Но все равно приходят, Слава Богу, и за это.
Светлана Ф.25 апреля 2018, 20:43
Ну, правда, грех жаловаться. Сейчас хочешь, читай по книгам, хочешь из интернета в смартфоне. Конечно, вначале сложно разобрать, но с опытом приходит всё. И при желании всё возможно. Кто ж нам мешает кроме нас самих разбираться в церковных службах? Не говоря о знании Евангелия? Мне очень очень нравится церковно-славянский язык. Он точен и пронзителен. И часто смыслы слов, замыленные от бытового употребления русского языка, открываются через церковно-славянский. Ни за что не хотела бы службы на другом языке! Церковно-славянский язык - прекрасен и глубок. С опытом приходит и понимание происходящего в храме. Все вспоминается интервью с схиарх. Никоном из Псково-Печерского монастыря:
Андрей Юрьевич24 апреля 2018, 22:48
Говорим о количестве молитв, а о причастии не вспомнили. Какой смысл в молитвах на литургии, если не причащаться Святых Даров? Просим помиловать нас, а Тело и Кровь не принимаем. Опомнитесь, братья! Превращаемся в фарисеев с нашими "вычитками", "стояниями" , "правилами" и прочими количественными "нормативами"
Алексей20 апреля 2018, 15:40
У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть статья "Чин внимания себе для живущего посреди мира" http://www.брянчанинов.рф/tom1/29.shtml. По ней и можно устроить свое молитвенное правило.
Катерина 19 апреля 2018, 22:54
И у меня ноги болят. И спина. И даже при такой отличной акустике часто не различаю тексты и приходиться запасаться книжечками и распечатками служб (хотя со временем тексты как-то сами начинают различаться). Но я хорошо помню, как каких-то 35 лет назад не то что в церковь... нам к церкви в Пасхальный вечер нельзя было приближаться под угрозой изгнания из комсомола. Вокруг стояли милиция и дружиники и вылавливали школьников. Приходилось эдак с невинным видом бы случайно прогуливаться в парке напротив храма... а сейчас благодать! так что возблагодарим Господа и за то, что дает по великой свое милости.
Катерина 19 апреля 2018, 22:35
Как говорит мой муж: "кто не ценит малого, не ценит и большого". Сто лет назад Господь отлучил наших предков от Литургии, лишив надолго возможности не только слышать не только плохоразличаемые слова Литургических служб, а и вообще их как таковых. И еще тридцать лет назад крестить ребенка было немыслимо для многих жителей России. И как быстро человек забывает, принимая эту милость как что-то само собой разумеещееся.
Ирина19 апреля 2018, 10:32
Согласна с предыдущими ораторами. Сама побывала в очень многих храмах в разных городах, и редко когда, даже при относительном понимании церковно-славянского языка, можно разобрать, что поют и читают. Даже чтение Евангелие непонятно, что уж говорить об остальном? Ап.Павел говорит: "В церкви лучше 5 слов сказать..чтобы и других наставить, чем тьму слов на незнакомом языке". Я не против ЦСЯ, но он должен быть понятен людям. А иначе получается "человек для субботы", а не "суббота для человека". Потому и молящихся в храме мало, что "отстаиваем" службы, а не молимся. Также очень утомительно стоять часами на ногах. Кому-то легко, но для многих смертельная усталость, и присесть хоть на минутку негде
Грешница19 апреля 2018, 07:22
Игумену Всеволоду. Спасибо, отче. Все скачала. Здорово! Непременно буду пользоваться.
Игумен Всеволод18 апреля 2018, 17:44
"Грешнице" и всем страдающим от невозможности понять богослужение.
На сайте www.последование.рф публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в форматах .doc и .pdf
Многие из прихожан во время богослужений пользуются публикуемыми там текстами . Им значительно легче понимать и осмысливать происходящее в храме.
Катерина 18 апреля 2018, 15:46
Виталий, а еще ОН (и сказал всем) сказал о своей современнице, вдовице с двумя лептами:), которые были не менее угодны Ему, чем все десятины вместе взятые всех фарисеев (вместе взятых). И задал этим широчайшую ширину узких ворот спасения. Поэтому пытаться как-то втиснуть ближних своих в свои любимые стандарты молитвенные или какие другие несколько самонадеянно. В Большом театре пускай поют по нотам и читают облегченные молитвенные правила, староверы пускай поют по их крючкам и читают свои усложненные правила - кому что лучше подходит. И каждый карабкается по своей скромной Лествице к Нему.
Елена18 апреля 2018, 14:49
Согласна с Катериной. Я тоже хотела эту арифметику привести, но она меня опередила. 4 часа на сон - это в лучшем случае! Это может обычный человек выдержать???
Максим М.18 апреля 2018, 12:15
Спаси Господи! Мне кажется нежелание людей молиться, посещать храм и вообще духовной жизни связано с их невниманием, небрежением к жизни. Помню наткнулся на песнь Отроков в пещи, мне показалось это настолько поразительным, хваление Господа, благодарность за все благодеяния, все от стихий до разумных животных хвалят Господа, мир чудесен! Человек не должен быть исключением, а наоборот он - венец творения, поэтому это не только необходимо, но и очень-очень полезно. Это и есть предназначение человека, заложенное Творцом, непрерывное общение, соединение с Ним, получение непрерывного благословления на все дела.
Виталий18 апреля 2018, 11:45
Один товарищь мне сказал что десятину БОГУ должно отдавать не только деньгами ,но и своим временем .
Катерина 18 апреля 2018, 00:35
24 (сутки)-8(сон, чтоб голова нормально работала)-9 (работа,надо ж и на десятину заработать)-2(дорога туда-обратно)-1,5(минимум на завтрак ужин для семьи, чистка зубов:)-0,5 (ежедневная уборка)-1 (общение, помощь)= и где тут место для круглосуточных чтений?.. Но в принципе, можно найти 4 часа на круглосуточные чтения, если а) или спихнуть бытовые заботы/общение/чистку зубов на близких б) или спать по часа 4 в сутки (негативные мозговые последствия не замедлят проявиться). Именно поэтому вся святоотеческая литература призывает мирян не впадать в гордыню, не пускаться в различные выдуманные самим себе подвиги
георгий17 апреля 2018, 19:59
Повчерие занимает 20-30 мин с каноном Богородицы (издан Богородичник с повечерием) Можно на повечерии читать канон празднику, тропари. Они есть в"правосланом ежедневникее" на телефоне, в интернете. В течение дня можно поставить напоминалки(есть выводящие заданный текст)и читать тропарь часа. Это несколько минут всего
Валентин17 апреля 2018, 16:37
Очень сложная тема. Очень. Работает человек 9 часов в день. Дорога до работы 1 час и с работы 1 час. Домашние повседневные дела - просто пообщаться с детьми, с родителями, с супругом, - еще какое-то время. СтОит ли говорить о желательности перевода молитвенного правила (примерно 1 час) на службы мирским чином (примерно 4 часа)? Думаю, что стОит в том случае, когда нет возможности посещать храм. Простите великодушно, если неправильно понял идею автора.
Валентина Бурковская17 апреля 2018, 16:18
Могу сказать,что нашему приходу очень повезло.Слава Богу,в нашем храме Св.равноапостольных Константина и Елены настоятель О.Геннадий Фаст,священник поистине от Бога. И не замечаешь этих как иным кажется длинных служб,потому что время ,проведенное с Богом самое благодатное время.И службы полные,не сокращенные,и все слышно.Господи Слава тебе!
Василий17 апреля 2018, 16:07
Гость, когда я знаю что читают или поют, мне слышно при любой акустике, когда не знаю - часто не слышно и при идеальной.
Аноним,
>В наше время всякий, кто вкусил радость осознанной соборной молитвы должен нести этот опыт другим
Неудобно носимые бремена Вы на меня возлагаете. Как же мне спасти иереев и всю церковь, когда я сам погибаю? Мне бы о своём спасении научиться думать. Кто-то может не знать, что из службы опустили - а я знаю ли, какого Царства лишаюсь грехом?
Василий17 апреля 2018, 15:52
Мне представляется более правильным дневной круг вычитывать не как автор, а на своём месте - утреню утром, вечерю до ужина, повечерие после, полуношницу посреди сна по будильнику. Часы с междучасиями и изобразительны читаю в начале каждого рабочего часа незаметно для коллег, их как раз хватает. Для кафизм метро есть, поэтому на утрене и вечере их не читаю. Получается понемногу, но часто - как кажется, именно это и задумывалось при создании дневного круга. В сумме по времени и час не занимает, от высот автора я весьма далёк.
Занимаюсь я этим только великим постом.
17 апреля 2018, 11:42
В наше время всякий, кто вкусил радость осознанной соборной молитвы должен нести этот опыт другим - высказывать священникам пожелания об улучшении чтения и пения в храме (хотя бы бороться за его внятность, чтобы слова можно было услышать), выражать желание более уставной службы (чтобы из неё не вырывались целые куски, драгоценные сердцу молящегося). Но в этом своём делании не идти на конфликт с непонимающими, а стараться уяснить себе, что эти люди просто не понимают, чего они лишаются. Ведь действительно - спешную, неразборчивую, небрежную, непонятную службу хочется сократить...
Гость17 апреля 2018, 11:10
В нашем соборе другая проблема - ничего не слышно на богослужениях, звук рассеивается и идет к потолку. Хор поет на втором этаже. Никому ничего не слышно. Текст всех служб проходит "мимо" верующих. Так что, богослужение для прихожан и получается как "тратить время" в храме, а не молиться. Помимо этого, человек должен уметь молиться. Количество при отсутствии качества приведет ли к чему-нибудь?
Иван Мень17 апреля 2018, 11:06
Да, обозрев многие храмы нашей Отчизны, могу свидетельствовать, что всё меньше приходов, где ты можешь влиться в жизнь Церкви, ощутить веяние Духа Святаго...
Так уже Сам Христос сказал не об оскудении числа храмов, но об умалении веры.
Достойное по делом моим приемлю!
Алексей17 апреля 2018, 07:53
"Но отчего же наши храмы иногда так поразительно пусты"? * Это не сташно — гораздо хуже, что опустошены Храмы наших сердец /запонены грехом!/. Отчего? Оттого, что храмовая молитва противоставляется молитве сердца; оттого, что под соборной молитвой понимается исключительно молитва, требующая находиться рядом /в храме, в квартире — не суть/... * А регулярной совместной /умной, искренней/ молитве в Боге и друг с другом ВСЕХ христиан "в любом месте и времени" священство нас не учит, точнее, призывает, но не организует!; а сами мы организоваться /как справедливо отмечено в статье/ не можем! Просто ВМЕСТЕ искренне призвать Господа на помощь — это и труд, и подвиг! Но нет организующего! Извините!
Грешница17 апреля 2018, 07:18
Отчего мы порой пренебрегаем "молитвой в храме, способной вырвать нас из временной петли...?"В храм хожу давно. Но каждый раз приходится мучительно напрягаться,чтобы молиться, почувствовать Бога и общаться с Ним. Мешает быстрое, нечленораздельное и долгое,утомительное чтение богослужебных текстов, хождение людей,бегающие детишки, разговоры. Стоять долго не могу, болят ноги, спина. И так многие, не только я, что много раз было говорено. Бесполезно говорить о важности чтения, если люди не понимают, что читают чтецы. А у нас и епископ говорит очень тихо, слышат только те, кто рядом стоит. Дай Бог УЧАСТВОВАТЬ В БОГОСЛУЖЕНИИ, а не созерцать его.После службы очень устаю, благодать редко ощущается
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×