О финской системе образования

Беседа с Надеждой Карвонен, школьным педагогом из Хельсинки

Правда ли, что финская школа лучшая в мире? Правда ли, что все проблемы в образовании в стране Суоми решены окончательно и бесповоротно? Чем по праву может гордиться финская школа, и что может, а то и должна перенять у нее школа российская, если хочет вернуть себе прежний высокий статус? А чего перенимать никак не стоит? Об этом наш разговор с преподавателем хельсинкской школы Надеждой Карвонен.

Полезная безотчетность в действиях

– Надежда Николаевна, какие предметы вы ведете в средней школе?

– Специальность педагога я получила в Финляндии. Имею право работать учителем начальных классов и преподавать математику и физику в средней школе. Дополнительное образование дало возможность работать специалистом по коррекционной педагогике: сейчас я преподаю в классе, где учатся дети с проблемами социально-эмоционального характера. Приходится вести почти все предметы программы средней школы.

– Как чувствует себя учитель в финской школе? Я имею в виду на уроке.

– Свободно. У него есть свобода действий.

– Что, и отчеты не пишете?

– Абсолютно. Но в 2016 году сами писали программы развития образования. Министерство образования дало основное направление развития, и каждая школа на основе этих направлений создавала свою программу. Эта программа, составленная учителями-предметниками, выносилась на всеобщее обсуждение. Родители имели право внести свои идеи и пожелания.

– Судя по жалобам педагогов в России, главное, что мешает их работе, – это необходимость составлять отчеты. По словам наших учителей, это просто ужас: большая часть времени, сил, фантазии убивается отчетами. Я знаю, как себя чувствует учитель даже после одного проведенного урока. А если прибавить радость предвкушения заполнения бумажек в вышестоящую инстанцию, это всё. Здесь же, в Финляндии, такого нет. Почему?

– Так всегда здесь было: доверие учителю. И в педагогический университет большой конкурс. Поступить учиться на учителя очень трудно. Эта специальность пользуется уважением.

– Исторически?

– Наверное, да.

– То есть изначально учитель здесь пользуется уважением?

– Да. B принципе, это уважаемая профессия. И молодые действительно хотят идти учиться на учителя. Конкурс большой на самом деле.

– Считать себя неудачником, если ты пошел в «пед», здесь не будут?

– Нет. Такого здесь нет.

– Коснусь стереотипов, точнее – мнений, которые часто слышу: финское образование – земной рай, что-то неимоверно умное, прогрессивное. Разумеется, критическим улыбкам есть место. Тем не менее: что отличает финское образование, и что позволяет ему быть одним из самых уважаемых в мире? Отсутствие тотального контроля и ненужной отчетности – уже огромный плюс.

– Хочу подчеркнуть, что это мое частное мнение, основанное на моем личном опыте. Одно из главных качеств, мне кажется, это творческая свобода учителя. Учитель сам решает, в каком порядке и каким образом он будет преподавать какую-либо тему.

Учитель сам решает, в каком порядке и каким образом он будет преподавать

– Тут требуется пояснение. Не «от балды» же он учит.

– Нет, конечно. Есть программа обучения, и в ее рамках он будет преподавать. A как он будет преподавать – это его дело.

– Научить таблице умножения, предположим?

– Можно и на улице это делать: например, на дерево карабкаться и считать веточки-иголочки – если он уверен, что это поможет его ученикам действительно выучить таблицу умножения.

– Важен результат, а не отписки?

– Совершенно верно.

Айпадовое поколение

– Каково отношение к ученикам в школе?

– Уважительное. Каждый ребенок – личность, достойная уважения. Нельзя ни в коем случае ребенка обзывать, трогать, он неприкосновенная личность.

– Ученики не злоупотребляют своим положением? Я сужу по Германии. Там часто пользуются бесправием учителя и устраивают провокации.

– Здесь пока такого нет. Хотя бывают конфликты в школе, естественно. Учителей обижают, и, бывает, учителя детей обижают. Но это всё идет на словесном уровне. В таких ситуациях важна поддержка педагогического коллектива и ректора школы. Она есть.

– Как к вам дети обращаются? Просто по имени?

– Да, по имени, но без отчества. «Надежда Николаевна» – от этого я уже отвыкла. Да и нет в Финляндии отчеств.

– Детей вы тоже по имени называете?

– Да. А фамилий я даже не помню, честно говоря.

– Всё ли так ладно, действительно ли финская школа – рай земной?

– Нет, конечно. Везде свои плюсы и минусы. Сейчас слишком увлеклись компьютеризацией. В первом классе практически не учат детей писать. Я считаю, что это катастрофа. Вырастет поколение, которое не умеет писать. Научные исследования показывают, что развитие тонкой (мелкой) ручной моторики влияет на развитие мышления.

Тут слишком увлеклись компьютеризацией. В первом классе практически не учат писать

– То самое клиповое мышление получается?

– Получается. «Лайки» вместо букв. У каждого первоклассника айпад. Как это отразится на нынешних первоклашках – время покажет. Потом, может, вернутся к письму. Сейчас учитель может сам решать, насколько он хочет учить писать.

– А есть у него такая возможность – научить письму, или он связан по рукам и ногам гаджетами?

– Да, прописи есть в магазинах. Учитель может решить, в каком объеме учить своих детей. А если он не хочет учить их писать, то минимум – немного писать печатными буквами. Буквы-то они будут знать: надо их нажимать на айпаде. Но практики письма у них не будет. Лекции писать ручкой на бумаге они уже не смогут.

– Это плохо?

– Я не знаю. Мир меняется. Для нас это дико, а для них это естественно. Кто знает, что будет через 20 лет, когда они пойдут в университет. Даже через 10 лет. Может, уже не будет бумаги.

– Вы преподаете в школе уже 20 лет. По вашим наблюдениям, дети изменились? Ментальность их стала другой?

– Конечно.

– Чем характеризуются эти изменения?

– Сейчас приходят в школу дети, которые живут в компьютере. Конечно, не все.

– Потерянные дети?

– Вроде бы у ребенка есть папа и мама. Но ребенок идет и просит: «Папа, папа!» – а папа в компьютере, в телефоне. Он даже не реагирует на ребенка. Ребенок растет без близкого контакта с родителями. Детям не хватает живого внимания, участия. Если раньше дети спали с любимыми игрушками, то теперь – с телефонами. Общались и играли с реальными друзьями, то теперь с виртуальными.

– Это беда. Дигитализация страны и общества.

– Но так не везде, должна сказать, тут многое зависит от семьи. В семьях, где родители занимаются с детьми, нет такого.

Семья и школа: необходимо соработничество

Если раньше дети спали с любимыми игрушками, то теперь – с телефонами

– По мнению родителей и учителей, катастрофа русской школы началась среди прочего и с того, что она отказалась от воспитательной функции. Мы «предоставляем услуги». В Финляндии как?

– Школа не должна воспитывать детей. Я тоже так считаю. Это не моя задача. Я – учитель. Обычные воспитательные вопросы – этим должна заниматься семья.

– Естественно, семья должна воспитывать, никто не спорит. Но вспомните советскую школу: там воспитанию правил поведения в обществе уделялось большое внимание.

– Школа, будучи общественным институтом, должна, конечно, готовить добропорядочных граждан. Но она выполняет свою функцию, а воспитанием человека, взращиванием в нем духовных ценностей должна все-таки заниматься семья, по моему убеждению.

– Умение жить в коллективе – тут без школы не обойдешься.

– Да, согласна. Но воспитание этого умения должно проходить при участии семьи. Обязательна совместная работа с родителями. У нас тоже проходят собрания. Помню, какими были собрания в России: классный руководитель собирает родителей и не очень хорошо говорит о детях: Петров – ужасный лентяй, Иванов сделал то и то, Сидоров вел себя так и так… Здесь такого не бывает. Общее собрание, общие вопросы, знакомство. Оно проходит осенью, и всё: больше не бывает. Когда возникает потребность, учитель или классный руководитель встречается с родителями ребенка персонально, причем вместе с ребенком. За спиной ребенка ни о чем не говорит. Как я могу говорить о нем без него? Я приглашаю родителей, мы разговариваем, обсуждаем наши дела, трудности, успехи, планы на год. Весной мы встречаемся второй раз и обсуждаем, как у нас всё прошло. Есть план обучения. У каждого ребенка он индивидуальный. Раз в год проводится День открытых дверей – открытые уроки для родителей. И вообще школа в Финляндии – открытое учреждение: родители могут присутствовать на уроках в любое время.

Когда ребенка «колбасит»?

Школа в Финляндии – открытое учреждение: родители могут присутствовать на уроках в любое время

– Вы упомянули, что являетесь педагогом по коррекционному обучению. Кому требуется такое обучение? Что это за дети?

– Это дети, у которых есть проблемы в обучении, а могут быть и другие проблемы, неврологические. Для детей, которые не могут учиться в большом классе по тем или иным причинам, организуют маленькие группы. В таком классе может быть 10 человек, больше нельзя. Со мной работает помощник. При необходимости с классом работают также куратор, психолог и социальные работники.

– У таких ребят задержка в развитии?

– Нет, они учатся по общей программе. Просто в большой группе они учиться не могут. Те, у кого задержка в развитии, учатся в спецклассах. Там индивидуально, у каждого свое.

А у меня те, у кого социальные проблемы: в семье плохо, например. Или гиперактивность, синдром Аспергера, аутизм в легкой форме. Но интеллектуальное развитие у этих ребят нормальное. Но в большой группе они просто не могут учиться. Или фобии какие, или в семье развод, и ребенок переживает очень сильно.

– Часто бывает?

– К сожалению, да. Редкость, если ребенка из целой семьи так трясет. А вот если развод, то у ребенка обычно проблемы. Разводы – страшная штука, это тяжело, дети страдают. Особенно в подростковом возрасте страдают.

– Разводов сейчас много?

– К сожалению, много.

Языкастые финны

Надежда Карвонен Надежда Карвонен

– Какие плюсы финского среднего образования вы еще можете назвать?

– В финской системе образования что хорошо: ребенок с седьмого класса начинает сам выбирать предметы. Весной можно выбрать три предмета на восьмой и девятый класс. Еще очень хорошо, что большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Финны хорошо знают языки.

– Им приходится. Не все в состоянии понять финский. Хотя он очень красивый.

– Это понятно. Помимо родного финского языка учат обязательно шведский. Английский все знают. Это ненормально, если не знаешь английский. Дополнительно учат французский, немецкий, испанский. Еще есть выбор, если учителя найдутся.

– Русский?

– Русский мало кто берет. Хотя на востоке страны учат активно – ведь приезжает много туристов из России. Немецкий любят, испанский, французский. Очень много программ по обмену, много иностранцев приезжает, гостей. Идет живое общение с Европой, со всем миром.

Еще не «спрашивают параграфы», как было в российских школах. С одной стороны, это было хорошо: нас учили выступать перед коллективом, учили говорить. Здесь такого нет. Здесь беседуют по теме. К доске вообще не вызывают.

– Классный журнал есть?

– У учителя маленький блокнотик. Такого явления, как журнал, где надо писать тему урока и прочее, нет.

– А дневники?

– Есть электронный дневник, «WILMA» называется. В электронном виде. Электронный родственник прежнего российского журнала. Это возможность связи между школой и родителями. Существуют телефонные приложения – связь мгновенная. Учителя, если успевают, отмечают тему урока и домашние задания. У учеников упрощенный вариант WILMA.

Родители не ходят в школу. Мне редко пишут письма. Может, боятся писать? Особенность: никто и никогда не спрашивает, где и кем работают родители.

Учите Православие! (Opetelkaa Ortodoksisuutta!)

– А как обстоит дело с преподаванием христианства в финских школах? Цитирую слухи: «Финляндия – одна из самых страшных стран, где христианство на грани исчезновения; здесь запрещают преподавание Православия в школах». Это правда или нет?

– Нет, такого не слышала.

– Могут ли мои дочь или сын, если они живут в Финляндии, выбрать для себя преподавание Православия?

– Да, разумеется. Православие – официальная религия Финляндии. Обязанность города или поселка – предоставить обучение. Даже если один ученик, найдется преподаватель. Не обязательно профессиональный, но он будет.

– То есть будет приезжать местный священник и рассказывать? Никаких гонений и притеснений в этом смысле?

– Никаких. Кстати, настоятель Никольского прихода в Хельсинки отец Николай Воскобойников ведет «Основы Православия» на русском языке для русскоязычных детей.

– Это занятия в воскресной школе?

– Нет, это специальный школьный предмет. И оценка равносильна школьной.

Трудности первой пятилетки

– Знаю, что в Финляндии сейчас очень много иммигрантов из теплых стран. Это уже сильная община? С этими реалиями финской школе тоже приходится считаться?

– Конечно.

– Отдельная культура, отличная от финского менталитета. Разница большая?

– Да, огромная.

– Конфликты есть в школах?

– Не знаю. Зависит от того, когда и по какой причине ребенок приехал. Это у всех, почти у всех. Стадию отторжения, т.н. «культурного шока», проходят почти все переехавшие.

– Именно – отторжение?

– Да, и тяжелое. «Мое – не мое». Те, кто ругает всё финское, обычно переехали недавно. Всё ругают в Финляндии – настолько всё чужое, непонятное. Первые пять лет ругают. Потом начинают привыкать и понимать. У меня тоже был такой период. Детям трудно, потеряв знакомую среду и друзей, быстро начинать всё сначала. На непонятном языке учиться. А учиться не хочется.

Цена времени

– Вы преподаете много предметов – литературу тоже?

– Да. Здесь несколько усеченное понятие литературы. Не как у нас. У них очень интересно: учитель решает, как вести обучение родному языку. Нет отдельного предмета «финский язык» и «финская литература». Всё вместе называется «финский язык». И учитель сам решает, как он будет вести обучение. И дети могут влиять на выбор читаемой на уроках литературы. Бывает и такое преподавание: восьмиклассники лежат на диванах и читают книжки по желанию.

– А хорошо быть учителем финского языка?

– Когда как. Например, грамматика седьмого класса занимает всего лишь один раздел в годовой программе.

– А сочинения дети пишут?

– Пишут, но не так много. А вот в старших классах начинается настоящая учеба. Там начинается настоящее выжимание, если ты ничего не делал.

Серьезная учеба начинается в старших классах. Но средняя школа не готовит детей к этому

– Стресс случается у учеников?

– Да, настоящий. Там математика, физика, химия на серьезном уровне. Средняя школа не совсем готовит детей к этому.

– Получается серьезный минус.

– Конечно, минус. К некоторым только к концу школы приходит понимание, что надо учиться, надо работать всерьез. Если ты не учился хотя бы наполовину серьезно, то всё, время ушло. Седьмой-восьмой класс – время переходного возраста. А у мальчишек это напряженное время, сами знаете.

– Да мне и в мои сорок с гаком не полегчало…

– Так или иначе, этот переходный возраст выпадает на самое ответственное время, когда нужно вовсю готовиться к старшей школе. Ну, и оценки у парней летят. Девочки обычно стараются и в результате поступают, куда хотят. А мальчишки проигрывают. Хоть и умницы, но конфликты переходного возраста могут быть серьезными. Еще компания попадется в классе не самая благопристойная – и начинается… Вот это беда.

– После 10–11-го классов как поступают в вузы, по какому принципу? Как мы раньше, в институт экзамены сдают? Или же по результатам местного ЕГЭ?

– Я не очень владею информацией в этой области. Сейчас обновлены правила приема в высшие учебные заведения. Баллы за ЕГЭ учитываются при поступлении. А как поступают? Среди прочего, например, абитуриентам надо читать книги, которые не связаны со школьной программой. На вступительном экзамене задают вопросы по ним с тем, чтобы увидеть, насколько абитуриент способен к самостоятельному обучению. По итогам экзамена и собеседования принимается решение. Я сама прошла это три раза. Закончила здесь три университета. Бесплатно. Высшее образование в Финляндии очень демократично, доступно для всех желающих.

– Предположим, я поставил целью выучить финский язык. Мое желание и усердие будет оправданно? Я добьюсь своего?

– Конечно, при желании и трудолюбии.

Благодарность России и храму

– Я обратил внимание: у эмигрантов, не беженцев, из России, бывшего Советского Союза появляется вдруг высокомерное пренебрежение к стране, из которой они уехали.

– Да, встречалось, и это грустно. Но сейчас, мне кажется, этого всё же меньше.

– Чем вызвано это забугорное плебейское высокомерие?

– Не знаю. Обиды? А что плохого Россия сделала? Дала образование, воспитала – разве это плохо? Жизнь складывается у всех по-разному. Да, уехали по разным причинам. Поливать Родину грязью – штука недостойная. К счастью, в моем окружении такого нет. У нас в приходе, как дома. Много молодых, много детей. Всё по-семейному.

Мы все – эгоисты

– Уверен: идей у вас много. Что хотите сделать со своими учениками в ближайшее время?

– Я хочу попробовать их в дом престарелых отвести. К старикам. Помочь на прогулке, почитать газету, просто пообщаться. Это, кстати, одно из того, что я советую делать: вести детей туда, где они могут помочь кому-то, почувствовать свою ответственность за кого-то, попытаться научиться осознанно делать добро.

Обязательно надо вести детей туда, где они могут помочь кому-то, почувствовать свою ответственность за кого-то

– Чтобы они видели, что бывают разные люди?

– Чтобы учились отдавать немного себя. Мы же все, в большей или меньшей мере, – эгоисты. А тут, на мой взгляд, появляется прекрасная возможность побороться с самим собой, таким любимым.

– Не уверен, но предполагаю, что если русский учитель поведет свой класс в дом престарелых или в интернат, он замучается потом давать объяснения и оправдания: мол, «нанес психотравму» ученикам.

– Сочувствую российским коллегам, если это так. А здесь это не только можно – это приветствуется. Очень надеюсь, что российское образование не утратит свои традиции, вернет себе свой статус, свое достоинство. Очень нам всем этого желаю.

С Надеждой Карвонен
беседовал Петр Давыдов

13 февраля 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Почему я не миллионер!» «Почему я не миллионер!»
Основатель частной школы Алла Соломаха
«Почему я не миллионер!» Основатель частной школы Алла Соломаха: «Почему я не миллионер!»
Детей можно сделать удобными, но это бомба замедленного действия.Идёт подавление их воли, а подавляемая воля выльется в большие проблемы.
«Россия уже является лидером в сфере семейного образования» «Россия уже является лидером в сфере семейного образования»
Майкл Донелли
«Россия уже является лидером в сфере семейного образования» «Россия уже является лидером в сфере семейного образования»
Беседа с Майклом Донелли, директором Ассоциации по юридической защите семейного образования
Родители имеют право выбирать, каким должно быть обучение их детей, и руководить образованием своих детей. И это право должно защищаться международным правом и признаваться во всем мире.
Когда неудача приносит пользу Когда неудача приносит пользу
Протоиерей Николай Воскобойников
Когда неудача приносит пользу Когда неудача приносит пользу
Беседа с протоиереем Николаем Воскобойниковым, настоятелем Никольского храма в Хельсинки
«Во что бы то ни стало» – вредная для души установка. Мы стремимся что-то сделать, пытаемся в разные двери стучаться – не получается. А не забываем ли мы, что во всем этом Промысл Божий? И нам нужно понять, для чего все именно так происходит.
Комментарии
Nadezhda Horkan24 февраля 2019, 22:11
Dorogie Rossiyane! Zhivu v Amerike 40 let. U mene 2 detei. Obrazovanie samoye luchschee v Rossii. Kogda ya uehala v 1979 godu moe rossiiskoe
obrazovanie ochen visokoe po sravneniyu chto zdes. Oni ne znayut himii, fiziki, geografii, istorii. Znaniya ne glubokie y schkonikov vipusknikov 12 klassa. Matematika ochen slabaya zdes. Uchitelya maloqualifitchirovannie. Krasivvi angliiskii yazik ne u mnogih ludei.
Esli mama i papa imeyut college obrazovanie to oni dobivaytsya dlya svoix detei zastavlyayut bolsche uchit doma ili u repetitorov.
Derzhites klassicheskogo rossiiskogo obrazovaniya kak bilo v rossii vsegda do revolyutchii i posle. S uvazheniem k vam.
Анна24 февраля 2019, 16:49
Сравниваю нашу советскую систему образования и западную из разных стран. На западе готовят человека- грамотного потребителя с довольно узким кругозором. Есть хорошие организационные моменты, но само образование даёт очень ограниченные знания и понятие о мире. Хорошее образование там для элиты, тех, кто потом будет управлять основной массой населения
Ольга20 февраля 2019, 11:46
Странное интервью. При всем уважении, ответы Надежды такие скупые и немногословные! Или сказать человеку особо нечего, или говорит она с опаской, как бы чего "лишнего" не сказать. Уж извините, но такое впечатление составилось. И ещё, хотелось бы узнать, кто признал финскую систему образования лучшей в мире, какими критериями при этом руководствовались. А наша российская система образования на каком месте?
Татьяна В. для Иоанна_19 февраля 2019, 12:48
А что предусмотрено для защиты детей от неадекватных учителей? (с)
Доказательства этой неадекватности. И с ФАКТАМИ на руках или в суд , или в комитет образования - никому не запрещено
Хотя для некоторых неадекватных граждан фотография в соц сети учительницы на пляже в купальнике служит ФАКТОМ
И человека увольняют, во всяком случае рассматривают на полном серьезе ее проф. пригодность.
Хотя это служит скорее доказательством неадекватности некоторых наших граждан, увы
Простите что пишу тут для Вас общеизвестные истины (пока общеизвестные)
но действовать надо по ЗАКОНУ, а не как хотелки в голову стукнут, с результатом "хотели как лучше..."(с)
Вот и будьте добры подчиняться законам, причем ВСЕ.
Иоанна_ 19 февраля 2019, 10:58
/В основном в целях защиты от неадекватных родителей и прохожих.// А что предусмотрено для защиты детей от неадекватных учителей? Особенно в тех случаях, по счастью РЕДКИХ, когда родители рассматриваются как посторонние, мешающие работе школы? Вариант "кому не нравится - переводите на домашнее обучение" (из ГОСУДАРСТВЕННОЙ школы) не предлагать.
Татьяна В. для Макарова18 февраля 2019, 17:30
Несколько лет назад согласно приказу министерсва все школы ввели режим посещения уч. заведений родителями.
Что неудивительно. Времена давно другие, и это в первую очередь продиктовано угрозой терроризма (хотя думаю - не может при реальном нападении), а в основном в целях защиты от неадекватных родителей и прохожих.
Давно прошли времена, когда учитель был непререкаемый авторитет, как и врач (примеров избиения врачей "больными" - полно).
У нас например были разные случаи - из последних: мамаша ворвалась в класс на уроке и стала избивать мальчика, кот. обидел ее сына (учитель в шоке не знала что делать). Вот от таких казусов вертушка и эл. пропуск прекрасно помогают.
Такова жизнь, увы.
Татьяна В. для Иоанна_ 18 февраля 2019, 17:10
Мне не о чем с вами разговаривать". Так вот, такие слова НИКОГДА не должен произносить ни учитель, ни врач, ни священник. И вообще ни один воспитанный человек, а христианин тем более.(с)
Здесь не школа, и я имею право не отвечать на прямую клевету от таких как Вы.
Ибо диктаторские замашки именно у вас, а не у меня. Именно вы требуете ПРАВО когда вам стукнет в голову приходить в школу и мешать работать и учиться там учителям и детям. 45 м. расписаны по сек. и нет времени на посторонних.

Именно с таких идеек "народных советов" начиналась революция в 20 в., которая закончилась сталинизмом, что закономерно.
Но некоторые не учатся на ошибках и предлагают скакать все по тем же граблям.

Мария Р18 февраля 2019, 11:02
Что мне больше всего не нравится в западном образовании, так это то, что дети не учат все предметы до 12 го или 11 класса, как в России. Я закончила школу в 1992 году и до самого конца мы изучали и географию, и химию и проч. Нет нужды перечислять. А на западе школьник учит до конца только математику и язык, а остальное по выбору. А выбор ограничен. То есть к 12 классу остаются всего 6 предметов ( так в Мельбурне). Мои дети мне часто говорили: Мама, откуда ты все это знаешь? Я отвечала с гордостью, из школы! Продолжаю считать, что русская школа формирует у детей обширный кругозор. И если Россия будет копировать западный мир, то у нас дети будут знать самый минимум.
Иоанна_ 18 февраля 2019, 11:01
Татьяна, две мамы вступили с вами в диалог, и обеим вы указали на дверь со словами: "Мне не о чем с вами разговаривать". Так вот, такие слова НИКОГДА не должен произносить ни учитель, ни врач, ни священник. И вообще ни один воспитанный человек, а христианин тем более. В школе главный не учитель или директор, а ДЕТИ, и всё, что связано с детьми - ко всему этому родители ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ. Если вам это непонятно и неприятно - тогда стоит задуматься, действительно ли вы на своём месте.
Иоанна_ 18 февраля 2019, 08:04
"Православный" для вас значит "диктаторский", Татьяна? Весьма своеобразная трактовка Православия. Подумайте хотя бы о тех детях (и взрослых тоже), которые получат представление о Православии на вашем примере. Придут ли они когда-нибудь в Церковь? Дай Бог...
Макаров18 февраля 2019, 07:26
Мама 15 февраля 2019, 12:35
Родители могут спокойно прийти на урок - у нас это не мыслимо, разве что это какая-то разборка. Даже просто поговорить с учителем технически трудно. Учителя у нас хорошие, сами рады бы общаться с родителями, но у нас родителям даже вход в школу запрещен, буквально так. Вход в школу для родителей - только после уроков по предварительной договоренности.

Откуда Вы взяли про родителей "спокойно на урок"? Где такое практикуется? Конктретный пример, пожалуйста. А "у Вас" родителям в школу вход запрещён - что, охранники стоят с пистолетами и не пущают? Зачем Вы рассказываете страшные сказки? Кому нужны эти "мифы народов России"?
Макаров18 февраля 2019, 07:19
anna
I am from Canada...finished the pedagogical Uni in Volgograd...

Анна, Вы может не в курсе, но на Западе университеты не "finish", а "graduate from". И в Канаде, "откуда" Вы. Это я к тому, что дискуссию принято поддерживать на языке её участников, особенно если этот язык для Вас родной. По поводу того, что в Канаде "The kids in general are kind, not bully, listen to the teacher", канадский сайт "Canadian Institutes of Health Research" с Вами не согласен и утверждает, что 1 из 3 канадских школьников-подростков подвергались травле. И что 38% взрослых мужчин и 30% женщин в Канаде подвергались травле в школе. И что у 47% канадских родителей дети подвергались травле в школе.
Татьяна В.17 февраля 2019, 19:13
В завершение
Меня удивляют люди, которые предлагают "установить тесное сотрудничество с батюшклй", и хотят присутствовать в алтаре, чтобы выбрать себе подходящего а также давать ему советы. Утрирую, но суть та же. Почему то никто не требует открыть двери пекарен, чтобы граждане ходили туда советы давать по выпечке хлеба.
И только в школе все имеют ПРАВО давать какие то советы - КАК и ЧТО учителям делать и как учить детей
К тому же никто и не запрещает советоваться с учителем. Но! Не когда в голову стукнет, а в его свободное время.
При этом еще навешивают ярлыки, совершенно не разбираясь в предмете, исключительно по принципу -
Я ТАК ХОЧУ!(с)
Причем на православном сайте это пишут
Татьяна В. для Иоанна_17 февраля 2019, 18:58
Ну а те, кто приходит в школу, чтобы реализовать здесь свои сталинско-инквизиторские замашки (с)

Вы вероятно вообще не в курсе, что происходит ныне в школах.
Поэтому говорить с такими как вы вообще не о чем.
Впрочем, требуйте права ученикам и родителям самим выбирать себе учителей, из своих рядов. В лучших традициях "народовластия" большевитского.
Спорить с вами не собираюсь.
У меня православныое мировозрение, а не "демократическое", повторю.
Поэтому разговор - ни о чем.
Иоанна_ 17 февраля 2019, 15:57
/Система устроена нормально, еще бы выкорчевать из нее вопли про "права!!!" // Вообще-то права есть даже у заключённых, и определённо они есть у школьников и их родителей. По счастью, у нас преобладают адекватные и доброжелательные учителя, которые любят детей (и вообще людей), могут наладить отношения с родителями, в том числе с проблемными родителями, которых на самом деле ЕДИНИЦЫ. Ну а те, кто приходит в школу, чтобы реализовать здесь свои сталинско-инквизиторские замашки - да, к сожалению, имеют возможность это делать. Мама, полностью с вами согласна.
Татьяна В. для мамы17 февраля 2019, 14:02
Родительские собрания - не для тех, кто только выбирает учителя. (с)

Я уж написала имогу повторить, еслм Вы не поняли. Школа - не базар чтобы там учителей выбирать, тем более у нас например физику вообще один человек ведет.
И что должен "решать " Ваш муж и др. родители в школе - по какой программе учить?
Такого нет нигде.
Нам вообще не о чем говорить, так как я категорическая противница приказа N 1 временного правительства ( воинские части подчинялись теперь не офицерам, а своим выборным комитетам и Совету. ) и пр. "демократических" ужимок.
Каждый должен заниматься своимм делом и на своем месте (см. ниже, уже писала).
Все недовольные могут уйти на дом. обучение. Спор ни о чем.
Сергей Н.17 февраля 2019, 12:12
Самое печальное в нашей школе, это зарплаты учителей, и, как следствие, практически полное отсутствие учителей мужчин. А школе как и в семье должно быть равенство мужчины и женщины, полнота и единство.
Мама16 февраля 2019, 21:41
Татьяна, Вы говорите:представление о родителях на уроке: "учитель ведет урок и в классе сидят еще родители, которые тоже желают учить и воспитывать? Или врываться посреди урока с какими нибудь своими личными проблемами к учителю в класс - это нормально?" . Я иначе пред. День откр двер раз в год, 1000 родителей в одной школе. Договориться - только после 15:00, когда многих учителей уже нет. Родительские собрания - не для тех, кто только выбирает учителя. Род. комитеты не решают вопросы о выборе учебников или программ. Муж в совете школы, но совет также не может решать вопросы. Все это и есть отсутствие участия родителей в учебном процессе. Вы системой довольны, я и те, кто уходит на СО - нет.
Татьяна В. для Мамы Страшная установка.16 февраля 2019, 19:37
Такие установки только у Вас в голове. У Вас действительно два ребенка?
Не знать, что вход в школу родителям вовсе не запрещен, просто нужно его согласовать - это как то непохоже на маму ученика. Как и незнание о существовании родительских комитетов, проведении родительских собраний, открытых уроков и дня открытых дверей.
То что среди родителей есть "дикие, взбаломошные люди", увы, знают все классные руководители.
Идеальных людей вообще нет, и родители не исключение.

Так что система устроена нормально, еще бы выкорчевать из нее вопли про "права!!!" - и внедрить в голову как детей, так и их родителей мысль о том, что прав без обязанностей не бывает!
Школа - не базар, пора понять.
Мама16 февраля 2019, 11:18
У меня сын в 9 кл., дочка идет в 1-й. В школе 9 первых кл., и я бы посидела бы на уроках каждого учителя - в конце класса, тихо. Чтобы почувствовать атмосферу, человека, который 4 г. будет моей дочке второй мамой. А пока выбор - почти вслепую. Если бы мы выбирали учителя, близкого по духу и темпераменту, пообщались бы, сошлись - и как раз не было бы потом конфликтов. Вообще удивительно, когда учитель обвиняет родителей (заочно как таковых) в неадекватности. Будто наш народ, наше общество состоит из неадекватных людей плюс есть чудесная каста адекватных, то есть учителей. И учителя у нас хорошие, и родители - научить бы тех и других ценить и уважать друг друга, работать вместе над общим делом
Мама16 февраля 2019, 10:53
Татьяна В., я как раз об этом. Во многих странах мира школы заявлены как открытые для родителей, приветствуется и поощряется сотрудничество школы и родителей, участие родителей не только в сборе средств, но в учебно-воспитательном процессе. Так, есть обязательная составляющая программы, а есть то, что учителя выбирают в совете с родителями. Для такого участия существуют механизмы и опробованные формы совместной взаимоуважительной работы. А у нас отношение учителя - не любого, к счастью - к родителям вот такое: что родители - дикие, взбаломошные люди, которые со своими претензиями мешают учителю работать. Страшная установка. И не учителя, не родители виноваты - это система так у нас устроена.
Татьяна В. для Мама15 февраля 2019, 16:00
Я сама педагог, и поддерживаю это правило.
Мы можете представить себе, что учитель ведет урок и в классе сидят еще родители, которые тоже желают учить и воспитывать? Или врываться посреди урока с какими нибудь своими личными проблемами к учителю в класс - это нормально?
Все эти претензии выглядят еще более нелепо, при наличии у всех телефонов, соц. сетей и пр. способов общения.
Родители должны заниматься воспитанием и обучением дома, но и этого часто нет Есть одни глупые претензии "вы ДОЛЖНЫ" - при том, что ребенок не приучен элементарно работать и вести себя в обществе как детей, так и взрослых.
Татьяна В. для anna и Макарова15 февраля 2019, 14:57
anna my kids don't have any soviet education (с)
Really? Do you still believe that somewhere there is soviet education?

После этого я вовсе не хочу что бы учителя из Фин-дии, Канады работали в наших школах.
Пусть преподают и воспитывают "гендерные равенства" и "толерантность" к греху у себя, а не у нас.
Знаю из первых рук, что нет у них никаких "Свободно. У него есть свобода действий."(с)
И если учитель из лучших побуждений скажет кому то из детей, что не стоит носить вызывающие вещи.... завтра вызовут и скажут - "уволим, если это еще повторится"

Несогласна и с Макаровым. Есть много учителей, которые честно пишут про проблемы школ там.
Рекомендую "Классная Америка" Айдара Димиева.
Мама15 февраля 2019, 12:35
Анне С. Как же нет отличий от нашей школы? Самое разительное и принципиальное отличие: школа открыта для родителей и в Финлянлии, и во многих других странах мира. Родители могут спокойно прийти на урок - у нас это не мыслимо, разве что это какая-то разборка. Даже просто поговорить с учителем технически трудно. Учителя у нас хорошие, сами рады бы общаться с родителями, но у нас родителям даже вход в школу запрещен, буквально так. Вход в школу для родителей - только после уроков по предварительной договоренности. Как будто воспитание и обучение детей - не совместная задача родителей и учителей.
anna14 февраля 2019, 19:49
I didn't like the questions of the interviewer. He used slang and didn't sound professional. I am from Canada, we have very similar system. I am a teacher ( finished the pedagogical Uni in Volgograd and did my Master's degree in Education here in Canada and I would say, this system is better, has human attitude and I am very happy my kids don't have any soviet education. The kids in general are kind, not bully, listen to the teacher. And we are talking not about elite schools, just regular ones. As a professional, I would say these working settings are better here from the teacher's point of view.
Бычкова Евгения14 февраля 2019, 17:39
Удивительная система образования в Финляндии
Мария14 февраля 2019, 16:02
Статья оставляет впечатление умалчивания негативных сторон школьной жизни в Финляндии. Хотя я за то, чтобы изучать зарубежный опыт и брать из него лучшее для себя. Я несколько лет преподавала в государственной школе в Канаде и мне там очень понравилась организация безопасности (например,когда дети идут в школу на оживленных перекрестках стоят работники, помогающие детям переходить дорогу), неплохо организована работа специалистов по поведению (ребенок плохо ведет себя на уроке- учитель вызывает специалиста, он забирает ученика и проводит работу, например по смене модели поведения с хамства на вежливость).Но плохое есть: ранние секспросвет, упрощение учебных программ, неуважение к старшим,тд
Р.Б. Наталья14 февраля 2019, 10:39
Продолжу своё возмущение по поводу хорошего образования в Финляндии! Вы поймите одно, везде хорошо где нас нет!!!!! И в Финляндии много минусов и плюсов тоже в образовании! И в России есть минусы , и проблемы в школе, но много и плюсов!!!!
Анна С.13 февраля 2019, 18:43
Честно говоря, не увидела ничего такого, что нельзя иметь в Российской школе сегодня и сейчас, за исключением, пожалуй, специальных классов для проблемных детей. Это было бы здорово. У нас, сожалению, такие проблемные дети и сами не учатся в больших классах по 25человек, и другим не дают. Лично меня больше всего напрягает неадекватная администрация и наивные представления некоторых руководящих лиц о роли и формах воспитательной работы ( обязательное посещение кружков и секций как профилактика правонарушений, например), а также желание всех кому не лень за счёт образования заткнуть как финансовые, так и организационные дыры.
Макаров13 февраля 2019, 15:54
Чувствуется, что она просто боится. На вопрос про южных мигрантов просто односложный ответ "– Конфликты есть в школах? – Не знаю." Ну как может человек, десятилетия живущий в стране и работающий по специальности, настолько быть не в курсе дел? Просто избегает откровенности. Всё прочее - сплошной сусальный позитив, как и положено рассказывать про "новую Родину". Поэтому к материалу статьи отношение не слишком доверительное. Я сам старый эмигрант, поэтому так и пишу. Я не учитель (слава Всевышнему), но у меня много друзей из числа местных, по профессии учителя, и от них я знаю правду. Но уверен, стОит расспросить местного русскоязычного учителя - и будет тот же фальшивый позитив. Се ля ви.
Сергей Н.13 февраля 2019, 15:03
Анна, Вы путаете их школу и их ВУЗ.

Р.Б. Наталья, ну как же не может называть по имени? Вот же читаем в статье:

" – Детей вы тоже по имени называете?
– Да. А фамилий я даже не помню, честно говоря. "
13 февраля 2019, 13:21
Как-то очень сдержанно и однобоко отвечает педагог про свою работу, в некоторых случаях складывается ощущение, что учитель не все знает! Мои дети учатся в финской школе, поэтому знаю систему изнутри. Дополнение - все предметы ведет учитель до 6-7 класса, и не один, мой сын в 5 классе - сейчас 4 учителя. После 7 класса учителя специальные по предметам. Про преподавание религии можно было бы и подробнее рассказать. Преподают в большинстве случаев не священники, а учителя религии, получившие специализацию по православию, например. То есть учитель предметник, но со специализацией по религии. Детей возят на службы в церковь от школы. устриваются православные лагеря.
Р.Б. Наталья13 февраля 2019, 12:38
Надежда очень хорошо описала образование в Финляндии! Но проблемы в образовании есть: во первых умиленно навязывают детям мысль о том что гомосексуализм это чудесно просто и что поменять пол это нормально! В старших классах , когда начинается переходный возраст, это просто бум. И это уже не смешно! Во вторых учитель не может называть детей по имени, или мальчик или девочка! Не положенно! В третьих учителя старших классов не мотивируют детей к учебе и выбору профессии! В итоге финны учиться чуть ли до 30 лет, меняют институты. «Ищут себя» -можно так назвать или молодежь тупо сидит дома ! И кто же скажет что образование хорошее???? В гимназии из 20 учеников, 15 с психическими отклонениями!
Анна13 февраля 2019, 09:49
Вот это основной и очень серьёзный минус: все предметы ведёт один учитель. В России пять лет учатся в институте, чтобы преподавать, скажем, только химию или только историю. Пять лет - на изучение одного предмета. А так получается "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь".
Катерина 13 февраля 2019, 09:37
Удивляет эта странная дискуссия о том, кто и что воспитывает ребенка (что показывает полное незнание основ психики, педагогоки, как педагогов, так и родителей). Да всё и все нас воспитывают! До последней секунды. До последнего вдоха. Мы, составляющие социум, ежесекундно воспитываем друг друга. Хоти мы этого или не хотим. Своим прведением. А уж как мы развиваемся, зависит от нашей способности воспринимать эти сигналы социума. Самый яркий пример - разбойники на крестах. Слева и справа. Одного пример страданий Невинного и свои вполне заслуженные страдания кинули еще глубже вниз. Другого - возвысили до нравственного катарсиса и полного исправления личности.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×