О средствах воспитания добродетелей у детей и взрослых рассказывает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области.
– Отец Валериан, можно ли говорить о стяжании добродетелей в современном обществе?
– А как же! К.Д. Ушинский, классик педагогики, писал, что все воспитание заключается в выработке добрых навыков и нравственных привычек. И хотя он имел в виду чисто практические, бытовые привычки (умение рано вставать, например), естественно, на первом месте в шкале ценностей находятся добродетели. «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:22–25).
Все добрые навыки рассматриваются именно в свете добродетелей. У нас сейчас показывают, как живет мир, а точнее – как не надо жить. Многие знают известное изречение: «Век живи – век учись». И люди чувствуют, что чего-то не хватает, что результат печальный, поэтому говорят: «Век живи – век учись, а дураком помрешь». Шутка на самом деле горькая, но это свидетельство того, что современному человеку неизвестно продолжение этого изречения. А полностью оно звучит так: «Век живи – век учись, как надо жить». А «как надо жить» – это и есть стяжание добродетелей.
– Батюшка, а как надо жить?
– «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши» (Пс. 17:26). Но проще запомнить: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Поэтому – учись, как надо жить. У нас все говорят, как не надо жить. С одной стороны, это правильно. А с другой стороны – а как надо? Об этом прекрасно сказал Пушкин в ответной статье на «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, который поносил нравы своего времени. Пушкин написал «обратное» произведение – «Путешествие из Москвы в Петербург», в котором отметил: «…Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви».
У нас поносят, а как и что делать-то? А это уже подвиг. Как отец Сергий Орлов сказал: «Для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись». Подвиг и заключается в стяжании добродетелей. Потому что против добродетелей восстает мир: против целомудрия – разврат, против честности – обман, против смирения – гордыня, самоутверждение, самооправдание…
В свое время, когда я перед исповедью напоминал о грехах, моя теща очень хорошо заметила: «Это правильно, но нужно и о добром говорить». А она была духовным чадом отца Алексия Мечёва, который и про диавола-то особо не упоминал – так, «окаяшка». Он говорил о том, как надо жить: в любви, в мире. Есть выражение: «Будут все время называть свиньей – захрюкаешь». Так и есть…
Гоголь прекрасно сказал: это не реализм, когда показывают одни недостатки… Он и сам показал в «Мертвых душах» страстные образы, страсти. А второй том не смог написать, потому что там речь шла о добродетелях…
– А почему Гоголь не смог показать добродетели? Великий писатель вел по сути монашеский образ жизни.
– Да, говорят, что в конце жизни он жалел, что не стал монахом.
Почему не смог написать? Это не так просто. Гоголь был великий писатель, глубокий психолог, но ближе и понятней ему были страсти. А для того чтобы описать добродетели, нужно быть преподобным Амвросием, святым праведным Иоанном Кронштадтским, Оптинскими старцами – они-то и показали добродетели. Тут уровень другой… Показывать недостатки жизни – это одно. А вот достоинства – сложнее.
– Если Гоголь не смог рассказать о добродетелях, как могут это сделать современные педагоги, родители?
– Есть такое изречение: «Поучения наставляют, а примеры убеждают». В свое время отец Тихон (Агриков) рассказывал: «Иногда слушают, слушают, потом делятся: батюшка такую проповедь говорил!» – «А что говорил-то?» – «Да я не помню, что говорил, но хорошо говорил».
И отец Тихон сказал: «Для того чтобы запомнили, нужны примеры». Это еще преподобный Амвросий Оптинский замечал: «Теория – это придворная дама, а практика – медведь в лесу». Нужно указать на конкретные примеры, и когда эти примеры есть – это хоть что-то, чему можно подражать. Как говорит апостол Павел: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).
У нас же есть примеры, многие встречали: бабушки – добродетельные, труженицы, молчаливые, никого не осуждали… Когда по инерции сохранялась нравственность царской России, у нас и фильмы были с добрыми примерами. А сейчас таких почти нет.
– Сегодня создана Ассоциация кинопедагогов, решено воспитывать детей на добрых, в том числе советских фильмах…
– Да, все-таки там были остатки нравственности. А сейчас создали мультики для детей, для воскресных школ о Священном Писании – богохульство сплошное. Для меня подобная экранизация была оскорблением святыни, которую кто-то старается «приблизить» к современности. Но искусство должно поднимать до своего уровня. А здесь получается, опускается…
Я вырос в церкви, и все это было понятно. Как-то прихожу, а матушка читает моим детям поучения Иоанна Златоуста на славянском языке. Я говорю: «Матушка, да ты что?» Она замолчала, а дети говорят: «Мам, читай, читай». Они слушали. Что они понимали?
Недавно мне рассказали о том, как одну из моих книжек прочитали детям шести и двенадцати лет. Положили ее в стол. А вечером, когда им предложили почитать другую, шестилетний ребенок говорит: «Мам, давай ту книжку еще почитаем, я не все запомнил». Оказывается, он понимает! «Я не все запомнил». А это – дошкольник. Вот тебе и пожалуйста – развитие! Всё от Бога.
– Расскажите, пожалуйста, о влиянии богослужения на детей.
– Оно сильнейшее. По сути своей богослужение является главным свидетельством истины православной веры. На наших предков произвело впечатление именно богослужение. Есть современные рассуждения: почему мы с католиками общаемся, что это такое? Да пусть приезжают, хоть увидят что-то, некоторые просто не знают православного богослужения. Это не экуменизм, это общение – разные вещи. Мы не собираемся оттуда ничего брать, в Православии вся полнота.
Именно дети понимают богослужение. По крайне мере чувствуют. Я уже рассказывал, как к нам в храм пришли на экскурсию шестиклассники, а потом в сочинениях написали: «тронула теплая атмосфера в храме», «вышли – почувствовали спокойствие», «это не просто экскурсия, а духовное наполнение» и т.п. И это только храм, даже еще не богослужение!
Ни в одном вероисповедании мира не совершается Таинств. Ведь ничего выше Таинства Евхаристии просто нет! Это живое общение с Богом. И покаяние нигде в мире не стоит на первом месте – как в Православной Церкви.
Ни одно вероисповедание мира не собирало ученых мужей по вопросу веры – как веровать. Магомет, Кришна что-то сказали – и все. А у нас Символ веры утвержден на Семи Вселенских Соборах в течение нескольких веков – и не одним человеком, а собранием ученейших и святых людей. И чудесные свидетельства были, не просто разговоры. Святитель Спиридон Тримифунтский, объясняя догмат о Пресвятой Троице, сжал кирпич, и из него вырвался огонь, потекла вода, а в руках осталась глина.
Или открылись врата храма – по молитве святителя Василия Великого, а не ариан. Или униаты освятили воду – одновременно с нами – и запечатали: у православных – чистейшая вода, а у тех протухла. Это все есть, но об этом не говорят.
Истинная вера свидетельствуется от Бога. Огонь сходит на Гробе Господнем в Иерусалиме только у православных – это факт. Не просто огонь, а огонь, который не обжигает. Говорят: можно зажечь. Но зажги, чтобы он не опалял. Это ж факт, что температура его составляет 42º. Отец Геннадий Заридзе (председатель Объединения православных ученых. – Ред.) измерил. Попробуй сделать огонь, который не жжет!
– Господь сказал: «Веруяй в Мя, аще и умрет, не узрит смерти вовеки» (Ин. 11:26). Не узрит значит не увидит. Потому что для верующего смерть здесь, на земле – это переход в жизнь, у него нет смерти. А у неверующих – безпросвет: они видят смерть, а дальше что? У большинства – неизвестно что или ничто.
Святитель Николай Японский писал: «Годы мои уже подходят, мне хочется увидеть – как там живут». А у меня была мысль: «Господи, а ведь смерть-то – это такая милость Божия! Я увижу все, во что верую!»
– Батюшка, а как же святые боялись смерти? Сисой Великий говорил: «Не знаю, положил ли я начало покаянию».
– Они не смерти боялись. Они боялись ответа за свою жизнь. Но надеялись на милость Божию. Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «Я надеюсь исключительно на то, что дерзновенно скажу Господу: Твой есмь аз – спаси мя».
В том-то и дело, что мы спасаемся милостью Божией, а не заслугами. Какие заслуги? Никаких нет, одни грехи только. Но все-таки разбойника Господь принял в райские обители, может, и нас помилует. Так что у нас есть надежда.
И потом, если «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16) – такова любовь Божия, что и представить себе невозможно! Погибнуть невозможно, если ты веруешь, – Господь по милосердию спасет! А что-то претерпеть за грехи – ну, что-то терпеть нужно…
– Отец Валериан, а какие главные средства воспитания добродетелей?
– Самое важное средство – личный пример. Конечно, ребенок, воспитанный в мире, в любви, будет считать, что только так и можно жить. К несчастью, не все это видят…
Помню, у одной моей дочери какие-то проблемы возникли, а другая ей советует: «Ты с мамой говорила?» – «С мамой невозможно говорить, – отвечает первая, – все, что она говорит, она сама делает».
Поэтому все очень просто: нужно побольше молчать, стараться не гневаться, молиться. Человек не может не раздражаться, поэтому и сказано: «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Согласно Соломону, «сдерживающий гнев выше берущего приступом город».
Не нужно вести пустых разговоров. Я недавно услышал выражение: празднословие – это свобода слова, умноженная на отсутствие мысли.
Я не помню, чтобы мама кого-то осуждала. Мне запрещала даже старшему брату перечить. О родителях, учителях вообще не было разговора. А у нас: учитель – не прав. Сейчас детям дали «права» нарушать заповедь почитания родителей. Утвердили закон непочитания старших – это как раз то несчастное состояние человечества, о котором в Священном Писании сказано: «Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет – тьмою» (Ис. 5:20).
За счет чего держатся некоторые народы – Средняя Азия, Кавказ? А народность держится именно за счет почитания старших, традиций. Это святитель Макарий (Невский) сказал, что любое племя, в котором будут почитать старших, соблюдать традиции, дольше просуществует, чем народ, который это отвергнет. «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будеши на земле» – пятая заповедь дает и долголетие, и добрую жизнь.
– Какое значение в стяжании добродетелей имеет молитва?
– Молитвенный подвиг – прежде всего, это всем нужно помнить: и взрослым, и детям. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мк. 9:29). Помню, мои мальчишки подрались между собой, говорю сыну: что ж ты… А он откровенно отвечает: «Я не могу с собой справиться». – «А потому что не с собой, тебя еще подзуживает другая сила, которая старается посеять разделение, злобу. Поэтому твори Иисусову молитву». Потом, когда я напоминал ему об этом разговоре, он тут же успокаивался.
– А с какого возраста дети могут выучить Иисусову молитву?
– Да когда в кроватке еще лежат! Я вспоминаю своих детей. Мы им ставили кроватки так, чтобы нельзя было друг до друга дотянуться, но они все равно ухитрялись это делать и друг друга цепляли. И вот они лежат (а старшему сыну тогда пять лет было), и один из них говорит: «Кто-то меня за волосы схватил!» Другой сын отвечает: «Кто тебя схватил? Бес, наверное?»
Я думаю, про бесов, на ночь-то глядя, не к чему вспоминать, лучше о Боге. Говорю старшему сыну:
– Андрюша, знаешь молитву Иисусову?
– Знаю.
– Научи его.
Он Тихону, второму сыну, говорит:
– Слушай: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…» – остановился: «это – сила Божия» – а потом: «…помилуй меня, грешного!»
Кто его научил так разделять? Пять лет ему было.
В другой раз – меня прихватил радикулит, Андрей вбегает: «Пап, ты чего лежишь?» Я отвечаю: «Папа заболел». Он посмотрел на меня: «Ты хоть и батюшка, но раз ты заболел, тебе надо причаститься…»
– Как детям-подросткам объяснить, зачем пост нужен?
– А зачем люди делают зарядку, занимаются физкультурой, например? Воздержание – сдерживание своих порывов – нужно для самого человека. Понятно, что преподобные, подвизаясь, достигали духовной высоты. Но и в спорте не все же чемпионами становятся. А зарядка всем полезна. Пост нам еще в раю был заповедан. Он укрепляет волю. Пост – условие гармоничного развития всего человека: и души и тела. Человек может оказаться в разных обстоятельствах. Те, кто не постятся, чуть что – сразу раздражаются. А человек, который может себя сдерживать в элементарном – в еде, и во всем остальном владеет собою, не раболепствует.
– Мальчикам часто хочется самоутвердиться, силу применить невпопад – то дерутся, то какие-то соревнования опасные устраивают… А как им объяснить, что такое настоящее мужество?
– Помню, как при мне отец Николай Гурьянов осадил одного офицера-афганца, который побывал чуть ли не во всех горячих точках.
– А тебе нужно мужество.
– Как?! – удивился тот.
– То, о чем ты думаешь, – это геройство, отвага. Это порыв, может, одно мгновение. А мужество – это видеть свои грехи и оплакивать их.
Александр Васильевич Суворов, у кого не было ни одного поражения, говорил: «Себя победишь – будешь непобедим».
– Сейчас еще есть такая проблема – «клиповое сознание». Ребенок постоянно отвлекается-развлекается: эсэмэска пришла, видео посмотрел, в Ватсапе ответил… Все такое мелкое, фрагментарное – нашинкованное! Как цельности, целеустремленности детей научить?
– А что такое целеустремленность? Это настойчивое преследование цели. Ну, а цель-то какая? В этом же все дело. Помню, старец Иосиф Ватопедский, когда мы с ним на Афоне беседовали, сказал: «Главное в жизни – цель». Какая у тебя в жизни цель? Если цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, стяжание Духа Святаго – это одно дело. А если потребителем стать, то он и будет весь рассеян. Слово еще такое придумали: «расслабиться». Расслабленным быть?! Боже упаси! «Яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) – это все уже совсем другое дело…
– А кстати, такая «почемучка» от молодежи: карьеру делать – это грех или добродетель?
– Что мы подразумеваем, когда говорим «человек сделал карьеру»? У него была такая возможность, и он ее использовал. На самом деле человек сам не может «сделать карьеру». Это самообман. Допустим, президент. Он один, а претендентов было много. Почему один сделал карьеру президента, а другой не сделал? Да потому что воля Божия: этому быть главой государства, а этому нет. Есть притча, в которой отшельник просит Бога открыть, за что им дан такой жестокий правитель. Бог ответил: «Искал худшего, но не нашел».
За примерами далеко ходить не надо. Говорят, когда Гитлер пришел к власти, он поначалу растерялся, потому что сам того не ожидал. Так же и Ленин. Разве они «сделали карьеру»? Когда я однажды при отце Сергии Орлове упомянул про Ленина, батюшка сказал: «А что это за личность? Это – никто, какой-то публицистишка! Я был в гуще революционных событий, о нем не слышали, знали Плеханова и других». Ленин за две недели до революции еще и не догадывался, что состоится переворот. Как про него говорить, что он «сделал карьеру»? Господь просто его попустил народу – хуже, что называется, «не нашел». Отступление произошло в массах. Просто так на пустом месте безбожие не могло охватить значительную часть населения.
В каком смысле может быть грешно делать карьеру? В том, что человек пытается добиться своей земной цели. А главное-то – исполнять волю Божию. Как сказал святитель Николай Сербский, своя воля – злая воля. Потому что, если на что-то есть воля Божия, это и так исполнится. А если воли Божией нет, а человек упорствует, он и будет грешить.
– А если цель, допустим, выбрана благая. Человек искренне в это верит. Может ли цель оправдывать средства?
– Нет, даже если цель правильна и высока. Эта рожденная на католическом Западе установка: цель оправдывает средства. В Православии и цель, и средства должны быть в одном духе. Об этом и Достоевский писал: нельзя убить кого-то ради счастья других.
– Над верующими подростками сверстники иногда подтрунивают: «Фанатик!» Вы говорили, что против добродетели мир воюет. Как устоять?
– Иногда слышу это слово, оно обозначает человека последовательного в своих твердых принципах. Это скорее – идти против течения. Так любого порядочного человека можно назвать фанатиком. Вопрос – в чем ты являешься фанатиком. Если фанатик футбола…
– Нет, про этих-то уважительно говорят: «фанаты». Их всегда много, они молоды, энергичны, толпа всегда чувствует право большинства диктовать «как надо жить». А этот, мол, со старушками в церкви поклоны кладет…
– Когда моему сыну (сейчас он уже сам священник – отец Тихон) в школе сказали: «Ты что, в церковь ходишь? Там же одни старушки». Он ответил: «Старый человек куда попало не пойдет». Очень хорошо сказал. А то можно ведь и в глупости упорствовать, что очень свойственно как раз тем, кто действует по стадному инстинкту. Тут весь вопрос, в чем ты упорствуешь. А так получается, что все ученые, великие деятели искусств, писатели – фанатики. Иначе бы они ничего не достигли. Надо просто направлять упорство в доброе русло.
– Отец Валериан, расскажите о православном укладе семьи.
– Чем отличается наша православная вера? Тем, что она обнимает всю жизнь. Прежде всего идет обращение к Богу, а в свете этого – все остальное.
По-настоящему земная жизнь по Евангелию должна строиться согласно богослужебному кругу. Праздники, посты, воскресные дни распределены по всему году. Есть такая заповедь – никуда не ходить и не принимать гостей под великие двунадесятые праздники, воскресные дни. Нужно быть в храме. Больше того, Евдокия-капельница, крещенские, сретенские морозы» и пр. – то, что происходило в жизни, в природе, люди связывали с тем, что происходило в церкви. Когда человек в поле пахал и слышал колокольный звон, он понимал: 12 раз – значит, поют Символ веры, звон возвещает о начале Евхаристического канона. Человек останавливался, снимал шапку и молился. Ударят потом – «Достойно есть», начинал дальше пахать.
Одни сельскохозяйственные культуры высаживали по «неподвижному» кругу, а другие – по «подвижному». Редьку, например, после Троицы сажали (раньше ее оставляли на зиму, а весной вырывали свежую). Освящение плодов на юге происходит в Петров день. А у нас – на Преображение. Мед освящают на первый Спас. Весь распорядок так и создавался…
Что касается богослужения, то в нем апостольские и евангельские чтения иногда повторяются, пересекаются. Повторение – мать учения, и, видимо, здесь Церковь старается, чтобы еще раз прозвучал тот или иной отрывок. Как тот ребенок сказал: «Мама, прочитай еще, я не все запомнил».
Например, «Богородичное» Евангелие читается довольно часто на дни икон Матери Божией, в Богородичные праздники. А заканчивается одним и тем же: «Блаженны слышащие слово Божие – и хранящие его» (Лк. 11:27). Перед этим говорится о едином на потребу: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отнимется от нея» (Лк. 10:40–42). Слово Божие и есть «едино на потребу».
Когда есть благословение Божие, пища становится питательной. А если этого нет – она не только не питательна, а иногда и вредна. Важно, с каким чувством человек что-либо делает, говорит. В рассказе «Проклятая щука», записанном преподобным Варсонофием Оптинским, казанский архиепископ Афанасий велел убрать со стола вроде бы прекрасно приготовленную щуку. Владыка духом почувствовал, что повар ее проклял, порезав палец.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово Божие – это всё. Словом Божиим небеса утверждаются и вся красота. Слово Божие – это церковная архитектура. Слово Божие – иконы, богословие в красках. Слово Божие – наше внутреннее духовное состояние. Сказано в Священном Писании: «От человека произволение сердца, а изречение уст от Бога» – что Господь дает.
Например, мы говорим, о добродетелях, но Церковь все время напоминает о Заповедях блаженства – тех же добродетелях, которые включены в богослужение.
– В Евангелии нет понятия счастья – только блаженство?
– Счастье – это часть. А блаженство связано с Богом, это – полнота. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Поэтому все, что от Бога, – то блаженство.
– Но блаженство связано со страданием.
– Это путь. Просто так получить что-то без труда – не совсем то… Это как-то не ценится. Даже если взять нашу жизнь – не почувствуешь отдых, если не потрудишься как следует, – тогда и сон в сладость, а так – не спится…
Поэтому путь к блаженству лежит через страдания.
– В Свято-Тихоновском университете провели исследование, опросили детей, какие добродетели даются им легче. Оказалось, младшие школьники «легкими» считают добродетели радости, любви, упования на Бога. Старшеклассникам это уже труднее. Получилось, что малыши более добродетельны, чем дети постарше.
– Они более восприимчивы к добродетелям. Они чувствуют самое главное. Потому и сказано: «Аще не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Нужно дойти до того же состояния – как говорят, что стар, что мал. Что в старости нужно? Любовь, мир, радость… А от ругани никогда не было пользы.
– То есть дети могут научить добродетелям?
– Очень даже могут. Как дети рассуждают? Папа стоит со своей дочкой на платформе, ждут электричку, чтобы поехать в храм, а рядом – муж с женой ругаются. «Папа, а почему они ругаются?» – спрашивает девочка. Тот не знает, как объяснить. «Не любят, поэтому ругаются?» – говорит ребенок.
Другой мальчик на вопрос «что такое счастье?» ответил: «Счастье – это когда все друг друга любят».
К несчастью, люди начинают забывать, что это самое главное. Когда современное человечество отошло от Бога, то покатилось в бездну. Любви-то настоящей нет, только плоть, на этом все замешано, все вокруг этого крутится. Семьи лопаются: там разводятся, здесь разводятся, «гражданский брак» – блуд это откровенный. Какое-то грязненькое удовольствие получили: удо-вольствие – «уды» волю получили, а дальше что? Пустота все это.
Почему и сказано: «Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие». Любовь – это то, что обнимает все бытие. Поэтому и говорил преподобный Иустин (Попович): «Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества».
Это как ребенок спросил меня: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Вопрос непростой. «Ты маму с папой любишь? – отвечаю я. – Мама и папа любят друг друга? Все в любви живут. А любви не свойственно жить в себе – она должна на кого-то изливаться. И Господь пожелал, чтобы другие разумные существа тоже жили в любви, – и сотворил человека. И все должны жить в любви». Ребенок все понял.