Фото: Пелагия Замятина "Вечерняя Москва"
В дни Великого поста мы будем готовиться к празднику Пасхи, к встрече с Воскресшим Христом. И эта первая встреча проходит здесь, на земле, но нас ждет еще одна встреча, более важная — на Последнем Суде, когда все люди без исключения будут судимы Праведным Судьей.
Но разве это справедливо, особенно по отношению к тем, кто в своей земной жизни о Христе даже не слышал, а если и слышал, то не признавал Его Богом?
Не человек дает бытие миру, а Господь. Бог — Автор законов для всего сотворенного Им мира. И человеку Он дает Свои законы, следуя которым люди могут сохранять связь с Творцом в любых условиях жизни. Преподобный Максим Исповедник подчеркивает, что любой Божий закон — естественный, писаный или благодатный — есть у людей благодаря Христу. Ведь именно Он — наш Создатель, Промыслитель, Законодатель и Умилостивитель.
Таким образом, для человека альтернативным является выбор не одного из Божиих законов, а либо следовать хотя бы одному из них, либо жить по «своим правилам». Поскольку Источником всех этих законов является Бог, то и судиться каждый человек будет по Его закону, а не по своим надуманным представлениям. Именно Христос из всех людей, когда-либо живших на земле, примет только тех, кто жил по голосу совести или по Декалогу, или по евангельским заповедям.
Миллиарды людей рождались и жили на земле в разное время и в разных условиях! У одних все было в достатке, другие прозябали в нищете. Одни верили в Бога, безропотно переносили тяготы жизни и гонения ради Него, другие оставались равнодушными к вере, жили по принципу «бери от жизни все» или противились Христу, считая себя атеистами. Кто-то даже не слышал Имени Божьего, а всю жизнь поклонялся идолам по примеру предков. И все это огромное количество столь разных людей будет судимо на Суде Христовом по одному критерию.
Этот критерий назвал Сам Господь, принесший в наш мир Свет и сказавший, что «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 20–21). Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет, что порочные люди отвергают Христа, потому что Он повелевает оставить возлюбленный ими грех, и, наоборот, добродетельные люди притягиваются ко Христу, потому что в Нем заключены полнота и совершенство любой добродетели.
Языком символов и красок эта же мысль отражена на древней иконе «Сошествие Христа во ад». Мы видим множество истомившихся людей, которые дождались Христа, спустившегося в ад, чтобы разрушить его навеки. Господь в сияющих золотых одеждах, от Его фигуры исходит свет Божественной любви и благодати. В великой радости люди протягивают к Христу руки, молят вывести их из мрачной преисподней. И в ответ Господь протягивает им Свои руки.
В нижней же части иконы, в разломах адских темниц, на темном фоне еле заметны маленькие черные силуэты людей, стремительно убегающих еще глубже в адский мрак от слепящей их души благодати, исходящей от Христа. Чернота их фигур символизирует ту тьму грехов, злые дела, которыми наполнились их нераскаянные души. Эти люди написаны на иконе в гораздо меньшем масштабе, чем праведники, что также указывает на отсутствие в них добродетелей. У грешников нет желания раскаяться в своих неправдах, их души измельчали. Свет Христовой благодати их не радует, не согревает, а мучает, жжет, палит, обличает их совесть, поэтому они стремятся спрятаться в кромешную тьму в надежде, что сияние Божественного света там менее ощутимо.
Так будет и на Страшном Суде. Когда Христос откроется каждому, человек, в зависимости от того, как он жил, либо пойдет к Христу, либо побежит от Него. Христианин, который был грешником и любил грех, побежит от Христа реального, а не от придуманного им образа. Если же человек не знал Христа в своей земной жизни, но жил по естественному закону: стремился к добру, выбирал правду, пытался поступать по совести, — такой увидит в Господе полную реализацию этого добра и пойдет к Христу как к Той Истине, к Которой стремился в жизни. Во Христе ветхозаветный праведник узнает своего Законодателя и возрадуется воплотившемуся Богу, Которому служил всю жизнь.
А если человек не соблюдал никаких законов, не знал ни писаного, ни Евангельского закона, жил вопреки естеству, то есть сознательно и непрестанно попирал совесть, если «высшим законом» для него были только его собственные желания и амбиции? Ведь человек, как пишет апостол Павел, может даже сжечь свою совесть. Такой человек будет судим по своей загубленной совести, по тому, что он с ней сделал. Ведь не родился же он с такой совестью, а своими поступками привел ее в разоренное состояние.
Человек может родиться с тяжелой наследственностью. Но и в этом случае он может усугубить грех, к которому чувствует влечение, а может противостоять ему. Игумен Никон (Воробьев) призывал в письмах своего духовного сына, страдавшего недугом алкоголизма, бороться со своим грехом хотя бы малым снижением своей «нормы»: выпить, например, не пять рюмок, а четыре, три, и далее уменьшая потребление вина.
В подобных ситуациях Господь смотрит на намерения человека: боролся ли он против своей страсти или оправдывал себя и добровольно усугублял свой грех. Если человек пытался делать хотя бы малейшие шаги к исправлению, они будут оценены Богом гораздо выше, чем подвиги человека, не отягощенного этой страстью. Каждый человек, даже с тяжелой наследственностью, свободен в плане спасения. Он волен выбирать путь к свету или во тьму каждым своим поступком, день за днем формируя свою судьбу в вечности.
Страшный суд будет праведным, и никто не возразит против того, как будет судить Христос, ведь «Он всезнающ и всевидящ. Все, от самого крупного до самого мелкого в нашей человеческой жизни... Ему известно до последних тонкостей», — писал преподобный Иустин (Попович).