«А вы дустом не пробовали?»

Художник: Иероним Босх Художник: Иероним Босх

Я не буду обсуждать выдержки из пособия дьякона Ильи Кокина для воскресных школ. С точки зрения нравственности они достаточно полно обсуждены и, на мой взгляд, совершенно справедливо осуждены протоиереем Александром Шаргуновым с соавторами, протоиереем Владимиром Переслегиным, публицистом Владимиром Семенко, председателем Союза православных граждан Валентином Лебедевым и другими весьма серьезными авторами. Тем более, не буду касаться юридической стороны вопроса – известные профессионалы в области права выполнили эту задачу. Хочу только добавить, что будь моя воля, я бы квалифицировала сие безобразие (нравственное и интеллектуальное растление детей) как особо тяжкое преступление. От цитат, обильно представленных в критических статьях, у меня не метафорически, а буквально потемнело в глазах. Поэтому позволю себе роскошь ничего не цитировать повторно: «И сказанного довольно»…

Кратко рассмотрю данную тему как детский психолог, много лет работающий с детьми и знающий психопатологию и психиатрию отнюдь не только по учебникам. У меня есть опыт работы в детской психиатрической больнице, да и сейчас приходится работать со все чаще отклоняющейся психикой детей. Прежде, чем перейти к рассмотрению, замечу, что гастрономическое сравнение в ответной на критику статье дьякона, где просроченные консервы противопоставляются «свежему салатику» (наши оппоненты, судя по их тяге к подобным сравнениям, знают толк в гастрономических изысках – даже в таких, как артишоки, не то что «салатик»!), мало того, что, в переносном смысле слова, дурного вкуса, а ошибочно по существу! Вневременное по определению не может быть ни просроченным, ни новейшим, ибо бессрочно. Манипуляция касательно «устаревшей» нравственности, в частности, «устаревших» целомудрия и стыдливости, дает право на «свежие» трактовки и потому столь любезны тем, кому не нравятся незыблемые устои. Ведь если нравственность, которая принята в православной этике, устарела, можно непристойность, скабрезный юмор, осквернение выдать за новую, современную нравственность, за «свежий салатик». А новое надо принять, не питаться же просроченными консервами!

Перехожу к так называемой экспертной оценке. Нас уже приучили к тому, что какие-то очевидные вещи якобы вовсе не очевидны. Только эксперт и может поведать, почему нехорошо растлевать детей. Да и можно ли говорить о растлении? Вопрос дискуссионный, другие эксперты так не считают и могут научно доказать свою правоту… Например, покойный академик Российской академии образования Игорь Семенович Кон был главным консультантом школьных программ по секспросвету, а противников публично именовал фашистами. До чего же мы дожили, если теперь надо привлекать экспертов для полемики на подобные темы с людьми церковными, да еще с клириками!

Сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология

Обсуждение с детьми и подростками вопросов, которые принято называть интимными, особенно если это делают авторитетные для школьников взрослые (воскресная школа при церкви – уж куда авторитетнее!) вредно для психики, так как раньше времени растормаживает сферу влечений, при том, что соответствующее влечение еще не имеет (во всяком случае, не должно иметь) естественного выхода. Учитывая интернет, влияние которого такое «культурное» просвещение вовсе не отменяет, а приплюсовывается к нему, а то и провоцирует интерес к сходной тематике в интернете, выход может быть патологическим – просмотр порносайтов в сочетании с рукоблудием, что превращается в противоестественную зависимость и в некоторых случаях кончается тяжелыми формами безумия, не говоря уж о потере интереса к противоположному полу в дальнейшем и, соответственно, о невозможности продолжить род. Выражаясь современным языком, сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология. К сожалению, я и мои коллеги знакомы с этим не понаслышке. Кстати, задолго до появления порносайтов и вообще интернета великий австрийский психиатр Виктор Франкл писал о психологической импотенции обращающихся к нему молодых, физически здоровых пациентов как о следствии сексуального просвещения в школе. Заметьте: в школе, а не в «подворотне», которую так любят приводить в пример в качестве опасной альтернативы полезному, «культурному» просвещению его адепты. Кто-то же, дескать, должен «нормально» говорить с ребятами о сексе, иначе они получат знания в подворотне. Опыт недавнего прошлого показал, что знания из подворотни с наступлением юношеского возраста из головы благополучно выветриваются, и наступает пора романтической влюбленности. Как утверждал известный отечественный сексопатолог Г.С. Васильченко, фаза романтической любви чрезвычайно важна для дальнейшего формирования полноценного мужчины. Помнится, студент психологического факультета Гамбургского университета в беседе со мной и моей коллегой Татьяной Львовной Шишовой сказал следующее: «Какие счастливые в России юноши и девушки! Они знают, что такое любовь. А я этого не знаю и никогда не узнаю». «Почему?» – удивились мы. Он ответил: «Вы как психологи должны это понимать». Но мы не понимали, поскольку встреча с ним происходила в теперь уже далеком 1994 году, и у нас в стране ничего подобного еще не было. Видя наше недоумение, студент, покраснев, добавил: «У нас в школах есть урок сексуального просвещения. По-настоящему влюбиться, пройдя этот школьный курс, невозможно. Что-нибудь одно: или видишь в девушке ангельское существо, или знаешь то, о чем нам рассказывали на этих уроках…» Он сказал «на уроках», а не «в подворотне». Дело в том, что мальчики — будущие мужчины — по своей природе очень брезгливы к физиологическим подробностям и стыдливы, и полученные в раннем возрасте сведения о физической стороне любви могут привести к тому, о чем писал вышеупомянутый Виктор Франкл.

Сегодня некоторые психиатрические симптомы выдаются за новые эталоны поведения

Надо сказать, что сегодня некоторые психиатрические симптомы выдаются за новые эталоны поведения, мировоззрения и мирочувствования. Психиатрия в лице своих честных представителей пытается такому перевороту помешать, и, скорее всего, именно поэтому ее на Западе, а сейчас и в России всячески стараются разрушить и даже вовсе отменить как медицинскую специализацию. Ведь для многих людей, которые поверили, что сейчас «новая» нравственность, психиатрия осталась единственным критерием нормы и патологии. Так вот: игривый тон, который так любезен автору «Приходской школы», способствует разрушению интимного стыда — одного из основных признаков психической нормы. Отсутствие интимного стыда бывает у больных шизофренией в стадии дефекта — так называется последняя стадия болезни, когда больному уже все равно, о чем говорить с окружающими (о погоде или о том, что происходит в спальне) и что показывать окружающим (ладонь, плечо или то, что ниже пояса). Но это полный распад личности, тяжелая ментальная инвалидность. Разрушение, пускай невольное, интимного стыда у детей можно считать искусственной инвалидизацией психики. Вот почему я полагаю, что это преступление. Как против чистоты, — главного сокровища детского возраста — так и против незрелой детской психики.

Хочу пояснить заголовок статьи. В одной из книг, написанных мною в соавторстве с Т.Л. Шишовой, под названием «Новое время — новые дети» (ее давно нет в продаже, но можно найти в интернете), есть глава «Скверный анекдот», в которой рассказывается о якобы культурном секспросвете. Разрешите процитировать начало.

«Был такой старый советский анекдот. На собрании секретарь обкома сообщает: ‟За истекший период в связи с внезапным падежом крупного рогатого скота потребление сливочного масла на душу населения снизилось на 100%”. Вопрос из зала: ‟Ну, и как народ?” Докладчик: “Нормально. Отнеслись с пониманием. (Продолжает) В связи с ремонтом ТЭЦ вода поступает к населению раз в квартал”. Голос из зала: ‟И как народ?” Докладчик: ‟С пониманием. В связи с пожаром на элеваторе хлебобулочные изделия в магазины не завозились. (Предвидя очередной вопрос) Но люди наши сознательные. И на этот раз поняли все правильно”. Голос из зала: ‟Иван Иванович! А вы дустом не пробовали?”»

В этой главе книги мы говорим о том, что в культуре нашего народа тема интимных отношений сверхсекретна, поэтому богатейший русский язык не дал для её обозначения литературных слов: это или ненормативная лексика, или профессиональный жаргон гинекологов – латынь. Ну, и немногочисленные архаизмы и библеизмы. Даже непристойная передача времён перестройки называлась «Про это». Кстати, именно так назвал соответствующую главу в своей книге диакон Илья Кокин.

Далее в главе «Скверный анекдот» мы размышляем над тем, что ни обнищание (книга писалась двадцать с чем-то лет назад), ни разные другие жизненные невзгоды и перемены не столь пагубны для наших граждан, как школьный секспросвет. Это — «дуст».

Конечно, тогда нам в страшном сне не могло присниться, что через пару десятков лет экспертам придется объяснять людям в сане, почему подобное недопустимо в школе воскресной… А они еще и будут вступать в ответную полемику. Цветаева: «Стыд Зевесовой вожжою/ Не охлестывает лба?»

Ирина Яковлевна Медведева,
детский психолог,
главный научный сотрудник
Института детства Российского детского фонда,
член Союза писателей России

1 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Победа над смыслами, или Артишоки либерального богословия Победа над смыслами, или Артишоки либерального богословия Победа над смыслами, или Артишоки либерального богословия Победа над смыслами,
или Артишоки либерального богословия

Татьяна Исаченко, Алексей Соловьёв, Кира Цеханская, Елена Шубина
Рассмотрим яркие примеры «нового» способа подачи православного вероучения в анимационных фильмах проекта «Академия веры».
Заявление СОРОиК об УМК «Приходская школа “под ключ”» Заявление СОРОиК об УМК «Приходская школа “под ключ”» Заявление СОРОиК об УМК «Приходская школа “под ключ”» Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации об УМК «Приходская школа “под ключ”»
Призываем продолжить диалог вокруг упомянутого пособия для церковной пользы в духе братской любви.
Точка невозврата Точка невозврата
Протоиерей Владимир Переслегин
Точка невозврата Точка невозврата
Протоиерей Владимир Переслегин
Подростки не прощают служителям Церкви заискивания перед падшим миром и субкультурой, которую, нося в себе, сами тайно презирают.
Ответ комментариями, или Похвала послушанию Ответ комментариями, или Похвала послушанию
Прот. Александр Шаргунов
Ответ комментариями, или Похвала послушанию Ответ комментариями,
или Похвала послушанию

Протоиерей Александр Шаргунов
Есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым.
Суд любви или суд Линча? Суд любви или суд Линча?
Диакон Илья Кокин
Суд любви или суд Линча? Суд любви или суд Линча?
Диакон Илья Кокин
Я хотел бы поблагодарить митрополита Тихона (Шевкунова) за предоставленную мне возможность защитить здесь свой проект и свое честное имя.
УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры? УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры?
Прот. А. Шаргунов, С. Марнов, О. Шикалова, О. Штейнер
УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры? УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры?
Протоиерей Александр Шаргунов, Сергей Марнов, Ольга Шикалова, Олег Штейнер
Материалы этого «маленького, симпатичного чемоданчика», в котором сакральное совмещено с профанным, никак нельзя назвать голосом Церкви!
Комментарии
Ольга26 декабря 2021, 18:00
https://pravoslavie.ru/143521.html По указанной выше ссылке можно ознакомиться с новостью об отзыве грифа у УМК и книги дьякона Ильи Кокина.
Светлана И.20 декабря 2021, 20:10
К сожалению, немногие уже заглядывают на статьи, посвященные УМК "Приходская школа "под ключ", но хочется многих откликнувшихся на эту тему порадовать: на днях Издательский совет РПЦ отозвал гриф у книги д. Илии Кокина "Страх возводит стены, любовь строит мосты" и у упомянутого УМК. Информацию можно прочитать на этом сайте в новостях. Думаю, что такое решение было принято не без влияния общественного мнения.
Эвели18 декабря 2021, 21:35
Спасибо. Хорошая статья. Я писала на эту же тему в Комсомолке ("Не стыдно"). Я живу в Канаде, и там отчетливо видно, как стыд убирают из обихода. Убрали, фактически. Помню учебное видео для учителей, где педагог рассказывает детям лет 10-11 об оргазме - в красках, как это приятно, и о половом акте. Детям стыдно, но им, видимо, велели задавать вопросы. И они смущаясь, хихикая, мучаясь, задают заготовленные взрослыми вопросы. А одному ребенку так стыдно, что он не смог и написал вопрос на бумажке. А учительница аж глаза закатывает, вспоминая о своих ощущениях... К сожалению, многие люди глупы и не видят как втихую, ползуче это пробирается в школы, в детсады. А надо ловить это на старте.
Д.Н-ич13 декабря 2021, 21:41
(Окончание) А. Карпов: "...В каждом из нас сидит постмод. человек, который может внезапно устроить перфоманс, начав жонглировать словами и понятиями, которые, по идее, должны иметь вес и несомненную ценность. Понести может каждого. Удивительно не то, что подобная викторина была составлена, а что ей дали ход. Она получила одобрение на школьном уровне и информационную поддержку на уровне Департамента образования". В этой длинной цитате можно легко заменить викторину на обсуждаемый УМК. Но становится страшно, как всё стало запущено в образовании в целом! Вспоминаются слова иеромон. Серафима (Роуза), сказанные им по другому поводу: "Сейчас позже, чем мы думаем". Ещё напомнило тесты на azbyka.ru
Д.Н-ич13 декабря 2021, 21:33
(Продолжение) Андрей Карпов в ЖЖ пишет:"Кто-то явно хотел пошутить. Возможно, он тяготился необходимостью придумывать эту викторину. Возможно, он стремился снизить пафос, сделать что-то менее формальное, более похожее на игру. Но есть вещи, которыми не шутят. Есть темы, в которых пафос уместен и его снижение выглядит профанацией, а то и кощунством. Викторина оказалась антипедагогическим действием, воспитывающим в школьниках возможность говорить о войне с глупым хихиканьем и чуть ли не с презрительной усмешкой. Но удивительно не это. В каждом из нас сидит постмодернистский человек, который может внезапно устроить перфоманс, начав жонглировать словами и понятиями, которые, (окончание далее)
Д.Н-ич13 декабря 2021, 21:29
Оказывается, одна из московских школ недавно провела в instagram аккаунте викторину, приуроченную к событиям 5 декабря 1941 года. Среди тестовых вопросов школьникам было предложено ответить на вопрос: «За что накладывали штраф на жителей Москвы в вечернее время осенью 1941 года?». Варианты ответов: «за прогулки под луной», «за выход на улицу без собаки», «за любой незакрытый источник света из квартиры», «за посещение общественного места без маски и перчаток». Культуролог Андрей Карпов в ЖЖ написал:"Кто-то явно хотел пошутить. Возможно, он тяготился необходимостью придумывать эту викторину. Возможно, он стремился снизить пафос, сделать что-то менее формальное... (см. след.комментарий)
Игорь Александрович10 декабря 2021, 01:00
Да, я считаю, если взялся писать статью, особенно если для других, то будь досконально ответственен и точен в формулировках и заключениях, а если не так, то лучше не пиши вовсе, даже если ты "семь пядей во лбу"...
Д.Н-ич 9 декабря 2021, 15:58
Руслану, Украина 4 декабря 2021, 21:20, "думаю... люди должны иметь возможность в брак вступать раньше". Это было бы оправдано в консервативном обществе, где ценится верность до брака. Перед пандемией в Красноярском крае 13-летняя забеременела от своего 10-летнего бойфренда, с которым они позиционировали себя как живущие в гражданском браке. Правда, потом экспертиза выяснила, что отцом ребенка был 15-летний подросток. "Любовь" у 10-летнего гражданского мужа продержалась недолго, и он ушёл к "другой". Что это? Полная деконструкция морали, утрата стыда и ужаса перед моральным преступлением. Понижение брачного возраста не спасёт! Скорее, наоборот, легитмизирует частые разводы по ветрености.
София 8 декабря 2021, 21:11
Уважаемый автор, матушка Ирина, разрешите поблагодарить ща эту экспертную оценку, тут сомнений никаких у православных быть не может. Позвольте спросить, являетесь ли Вы участницей так называемого собора православных мирян или одноимённого движения? Видела Вас на видео среди участников, скажите, если не секрет, это правда?
Игорь Александрович 8 декабря 2021, 03:51
Галина И. 7 декабря 2021, 18:18: Да, конечно, я видел эти строки и обращал на них внимание, но не вижу никаких противоречий в духе происходящего, ибо всё это от игр слов человеческих, возникающих от разобщения людей и разделения их языков. В Библии таких моментов много, однако они не отменяют её. Разные книги, с разных языков переводы и в разное время. Всё это не отменяет премудрости здравого смысла, которым, при определённых условиях может оперировать каждый церковный человек.
Игорь Александрович 8 декабря 2021, 03:39
Галина И. 7 декабря 2021, 18:18: Бог не может устыдиться, Он же совершен!!! Или как вы себе это представляете?! Посмотрите разные определения стыда, он же от отсутствия целостности, а значит от повреждения, порока.
Игорь Александрович 8 декабря 2021, 03:37
С греческого, кстати, есть как вариант перевода "стеснение" вместо "стыда". Оно более, на мой взгляд, подходит, поскольку Бог может быть стеснён в своих действиях к человеку, если тот не готов принять Его дары.
Галина И. 7 декабря 2021, 18:18
Игорь Александрович: "стыд является тёмной энергией, возникающей от внутреннего конфликта и разделения (см. книгу Бытие) и значит он не может быть исполнителем блага в человеке". "Иисус Христос — тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" и "Он есть путь и истина и жизнь", а значит та самая "норма" о которой речь"./Ладно, что вы сами себе навоображали, но Иисуса Христа не дергайте своими выдернутыми из Библии цитатами! Разве не Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того ПОСТЫДИТСЯ И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»(Мк 8). У Бога, по-вашему, темная энергия? Еще собрались статью писать.Спаси, Господи, и помилуй.
Игорь Александрович 6 декабря 2021, 02:45
И. 5 декабря 2021, 11:52: Послушайте, я не вижу смысла дискутировать на темы, которые, уж так вышло, для меня достаточный срок являются не только прописной истинной, но и опытной. Я высказал свою позицию и вашу услышал. Я с вашей не согласен и переубеждать вас не намерен. Я же с тем, что имею в разуме, в сердце ли или на совести, доволен в Церкви и по своему успешен, чего и вам желаю. Бог в помощь!
Игорь Александрович 6 декабря 2021, 02:13
Александр Юрьевич 4 декабря 2021, 22:20: Как? Вот так сразу, по одному абзацу и в прелести? Ну, ладно, прощайте тогда.
И. 5 декабря 2021, 11:52
на Игорь Александрович 4.12.2021... Для чтения древних в оригинале придется все равно довериться переводчику (словарь кто-то же составлял), иначе язык изучить не получится. Выходит то ли святые согласны были в оценке происхождения и действия стыда, то ли все переводчики сговорились. Совесть распознает добро и зло. А стыд может стать барьером для греха или препятствием для покаяния - остатки совести подскажут. Еще человеку дан разум, в т.ч. чтобы окончательно не погрязнуть в стихии природного чувственного начала. У животных нет стыда, правда они не наворотили как люди и спрос с них другой. Однако и у них есть "правила общежития", не соблюдающих их свои же наказывают ради выживания стаи/вида.
Катерина 5 декабря 2021, 10:20
Дмитрий Габышев 4 декабря 2021, 18:37 -- очень хорошо изложено и правильно, как мне кажется. Отправленное письмо Белинского via неотправленный ответ Гоголя/его уже отправленный вариант. Современный нагловатый тон раскрученного дружками журналиста Б. по отношению потрясающе талантливому писателю меня просто поразил, особенно своей схожестью с современными нашими либеральными журналистами всех цветов. Пушкин за каких-то 20 лет прошедший путь от пылкого вполне либерального юнца, голова которого была забита порнографическим мусором наподобие того, который предлагается диаконом современным молодым людям под видом мега-креатива, до зрелого поэта, написавшего "Отцы-пустынники".
Александр Юрьевич 4 декабря 2021, 22:20
Игорь Александрович 4 декабря 2021, 02:25/ Ваша аргументация более чем странна: неизменность Христа распространять на "нормы" человека до и после грехопадения невообразимо. Вы находитесь в прелести, полагаясь на свой "аналитический разум". Она (прелесть) не позволяет Вам правильно воспринимать прочитанное.
Руслан, Украина 4 декабря 2021, 21:20
Я думаю, чтобы было меньше добрачных связей люди должны иметь возможность в брак вступать раньше. Сейчас с этим сложно. А создавать семьи с юношами, которые не стоят крепко на ногах многие девушки просто не желают. Ну, и побольше говорить о нравственности. Из детства учить детей чистоте и религии, с малых лет. И если молодые люди хотят пожениться, то по возможности пусть родственники помогут им (конечно, не нужно их полностью содержать, но какая-то помощь это уже что-то).
Дмитрий Габышев 4 декабря 2021, 18:37
(продолжение)почему Катерина в "Грозе" Островского поступает с собою так жестоко (её мотив в наше время представляется сущим пустяком). Материала для изучения и обсуждения в воскресной школе огромное количество! Литература, история, география, язык. Почему император Николай II вступил в Первую мировую? Об этом уже даже далеко не каждый серб знает. А какие просторы Бог дал нашей стране? Можно посмотреть фотографии Ольхона на Байкале, плато Путорана, гейзеров на Камчатке, курильских крабов. Начать и закончить урок молитвой благодарности Богу за то, что имеем всё это. И естественным образом никакие "приколы" и "гэги" при обучении не понадобятся. А вера? Вера - она повсюду, между строк. И Бог...
Дмитрий Габышев 4 декабря 2021, 18:24
История вокруг УМК заставила задуматься над вопросом, а чем вообще должна заниматься воскресная школа? Пусть не по максимуму (потому "на максимум" не все школы располагают возможностями, кадрами и ресурсами), а по такому минимуму, чтобы не навредить. Пришла мысль: воскресная школа должна помогать учащимся рассмотреть в христианском ключе то, что дети изучают за неделю в обычной школе. Они должны выносить из школы правильное понимание, каков христианский взгляд на всё то, что преподается им в обычной школе. Детям совсем не очевидно, как понимать, например, "Мцыри" Лермонтова, чем же отвратительна "Мистерия-Буфф" Маяковского, почему Катерина в "Грозе" ... (окочание в следующем комментарии)
Игорь Александрович 4 декабря 2021, 02:32
Алексей 2 декабря 2021, 23:28: Ну, послушайте, мало ли кто и что написал в порыве вдохновения. Романтично звучит и достаточно доходчиво, не спорю, но нам заповедано исследовать себя досконально, а не парить в образах, ещё не известно насколько чистых...
Игорь Александрович 4 декабря 2021, 02:25
Александр Юрьевич 3 декабря 2021, 00:47: Исхожу из того, что "Иисус Христос — тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" и "Он есть путь и истина и жизнь", а значит та самая "норма" о которой речь. У животных, кстати, нет никакого стыда. Меньшие наши движутся по закону Духа, проистекающего чрез них и не более. Мы, конечно, очеловечиваем их, но это не более чем эмоциональные порывы, так что сравнение понятное, в глубине себя некорректное.
Игорь Александрович 4 декабря 2021, 02:08
И. 3 декабря 2021, 20:16: "Всему своё время" это библейское, аксиоматическое и самодостаточное. А вы древних в оригинале читали? Можете не отвечать. Речь о совести и её муках. Это к тому, как небрежно у нас переводятся рукописи, да.. Так что барьер - это остатки несгоревшей совести, тогда как стыд является тёмной энергией, возникающей от внутреннего конфликта и разделения (см. книгу Бытие) и значит он не может быть исполнителем блага в человеке. Да, кстати, я сам из обмирщённых, так что мирно апеллирую к таковым. Про детей и барьеры это отдельная тема, мне тут места не хватит. Ну прямо действительно, хоть садись и сам статью пиши... В целом - не понимаю, зачем вы мне написали? Простите.
И. 3 декабря 2021, 20:16
Игорь Александрович, статья практикующего детского психолога о том, что всему свое время. О стыде, например, свт.Иоанн Златоуст говорил, что Бог насадил его в человеческой природе, хоть капля есть даже у бесстыдных. Свт.Григорий Нисский говорил, что стыд за худые дела становится пропастью, отделяющей от греха. "Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать"(Сир.4:25). Все наставления касаются поврежденного первородным грехом человека. И вот у такого человека есть барьер - стыд, предотвращающий его хоть сколько-то от грехов, в интимной сфере тоже. Не следует его ломать, особенно детям, последствия необратимы. У "обмирщенных" он единственный может, и живут они рядом с Вами.
Антон 3 декабря 2021, 09:56
Абсолютно согласен с автором. Креативные "пособия" господина Кокина действительно не просто кощунственны и аморальны. Они преступны.
Игорь Александрович 3 декабря 2021, 02:20
Ольга 2 декабря 2021, 16:55: Позволю себе ещё добавить, что у некоего православного человека есть такое состояние, переживаемое как страх Божий. При наличии такового, навязываемая извне форма поведения, формулируемая как "интимный стыд" вообще ничтожна, ну разве что у людей обмирщенных, но не о них же, право речь...
Игорь Александрович 3 декабря 2021, 02:05
Ольга 2 декабря 2021, 16:55: Следовательно вышесказанное, не по моему мнению, а по мнению книги Бытие 2:25 говорит всё просто и ясно. Если же угодно, то для пущей полноты полистайте толкования. Также в целом можете исследовать тему стыда в христианстве, её взаимосвяэь со грехом в различных аспектах человеческого поведения. Предположу, что для начала будет достаточно, дабы сделать некие элементарные выводы на волнующую тему. После приходите, потолкуем, может быть... Ах, да, для христиан нет никакой размытой терминологически психологической нормы, но есть непрестанное стремление к пребыванию в Божией славе, единственной норме и критерию на белом свете.
Александр Юрьевич 3 декабря 2021, 00:47
Игорь Александрович 2 декабря 2021, 04:04... "Интимный стыд есть следствие грехопадения человека, а значит не может быть психологической нормой".... Для человека ДО грехопадения интимный стыд не может быть психологической нормой, а ПОСЛЕ грехопадения - и может и должен быть нормой. В том-то и дело, что грехопадение (самовольное познание добра и зла) изменило "нормы" как и все другое. БеЗстыдство падшего человека - уподобление беЗсловесным.
Алексей 2 декабря 2021, 23:28
"...Природа крылья вычеркнет в отместку За признаки отсутствия стыда." Ю.П.Мориц
Ольга 2 декабря 2021, 16:55
Игорь Александрович (02.12.21): "Интимный стыд есть следствие грехопадения человека, а значит не может быть психологической нормой". Следовательно,по Вашему мнению, психологическая норма - это интимное бесстыдство? Ведь так получается? Вот такого на православных сайтах встречать еще не доводилось! Но, видимо, лиха беда - начало. Ведь пишут тут же про "православных христиан", вступающих в добрачные связи, чьи дети сидят на порносайтах и начинают интимную жизнь в 5 классе средней школы. Насколько такие "православные" православны, вот в чем вопрос, особенно если смертный грех блуда они считают почти нормой, "ведь все сейчас так делают".
Ольга 2 декабря 2021, 16:46
Да, постепенное становление психических патологий НОРМАМИ - это наша тяжелая реальность. К сожалению даже когда привлекаются специалисты, их не слышат те, которых пытаются предостеречь от трагедий. Не слышат, потому, что не хотят,... и постепенно становятся неспособными к правде. Как у протестантов: истины нет, только мнение. НО ВСЕ РАВНО НАДО ГОВОРИТЬ В ЧЕМ ПРАВДА (ОСОБЕННО СПЕЦИАЛИСТАМ!), СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ПРАВДЕ. Даже если не слышат. Дай Бог ума делать это смиренно. Не дидактично. Деликатно. Большое спасибо за статью! Помогай , Господь!
Марина 2 декабря 2021, 15:47
Ирина Яковлевна большое спасибо за статью! С каждым годом становится все сложнее говорить о нравственности. То что раньше считалось нормой в обществе, сейчас закрыто для большинства. Вместо нормы в человеческих отношениях, лавиной низвергается всякая пошлость, разврат, осмеяние чистоты, осквернение чистых и любимых с детства героев. Использование материалов "УМК под ключ" в воскресных школах -это ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Потому что в гражданском обществе ПРЕСТУПЛЕНИЕМ называется нарушение законов РФ. Секспросвет в школах запрещен Законом РФ, а в воскресных школах вводить сексуальное просвещение(в обход Закона № 273-ФЗ) по рекомендации ОРОК и К-это какой то нонсенс!
Антоний 2 декабря 2021, 14:40
Дорогая Ангелина (1 декабря 2021, 21:18), так и есть! Если в прайм-тайм, в самое детское время, на ТВ зычно рекламируют "изделие №2", то да - с малолетства приучают к блуду, так и есть. Конечно, нужно вышвырнуть эту погань с экрана! И вышвырнуть из кресел тех, кто ее на экран пустил. P.S. Нужно ли отдельное "пособие по интимной жизни" для Православных? Ответ очевиден - всё необходимое уже сказано святыми Отцами, начиная с Апостолов. Священное Писание - исчерпывающая инструкция к жизни. Там всё есть в том числе и о личной жизни - о целомудрии, о браке и девстве, об абортах и блуде. Наш единственный путь - приспособить себя к Писанию, а не придумывать новое "писание" в стиле "Камасутры".
И. 2 декабря 2021, 05:22
Дарья 1 декабря 2021, 14:54 По плодам их узнаете их. Запад "просветился" так, что в глазах рябит. Правда многие к психологам, а то и к психиатрам, дорогу забыть не могут. Видимо не за горами день, когда знания о нормальной семье секспросвет загонит в подворотню.
Игорь Александрович 2 декабря 2021, 04:04
Обратная сторона т.н. секспросвета - "секса у нас нет". Хрен, что называется, редьки не слаще. Нет из дилеммы благоприятного выхода по горизонтали и автор, пишущий на эту тему, обязан это знать, дабы не вводить в заблуждение своих читателей. Так что же делать? Именно это автор и должен был раскрыть в своём материале, однако... Ещё. Интимный стыд есть следствие грехопадения человека, а значит не может быть психологической нормой. Ну если автор не православный человек, тогда все эти недоразумения понятны, а иначе весь этот пафос считаю невнятным для православного сайта, уж точно.
Александр 1 декабря 2021, 23:34
Спасибо, Ирина Яковлевна, низкий вам поклон от отца пятерых детей. Самое удивительное даже не то, что приходится доказывать очевидное, что развращение детей есть зло, а то что такие как Илья Кокин ещё из сана не извергнуты.
ИН для Вячеслава 1 декабря 2021, 21:45
А почему это: "большинство родителей не смогут обсуждать тему сексуальности с детьми". Веками обсуждали, а теперь что изменилось? И родители сделают это максимально целомудренно, потому что их стремление уберечь дитя от вредного - оно на животном уровне - ни на жизнь, а на смерть родители восстают, чтобы уберечь свое дитя. Это стремление их и словам, и интонациям научит.
Ангелина 1 декабря 2021, 21:18
Уже более 20-ти лет над трассами и пешеходными дорожками расставлены, разложены, развешаны изображения полуобнаженных и обнаженных тел, т.е. реклама страсти блуда, соблазна к возбуждению и половому акту под видом рекламы трусов, лифчиков, сосисок, часов, ксероксов, билетов на самолет, автомеханики, обуви и т.п. Так, что запоминаются только эти позы, взгляды; мат от кого-то, проходящего мимо рекламы. А идут и видят это дети, подростки, почтальон и учитель школы, следователь, занимающийся проституцией, и дьяконы, и др. Пьяное состояние от возбуждения человек не может объяснить даже самому себе. Горожанин привыкает к рекламе блуда, защищает ее. Так аборты, измены, бордели грядут быть нормой.
Иоанна_ 1 декабря 2021, 20:45
Алексей и Вячеслав, надо отвечать на вопросы по мере их возникновения, а не работать на опережение. Отвечать просто и кратко, не подогревать интерес. Защитить человека от всех соблазнов, с которыми он столкнётся в жизни - невозможно, как невозможно рукой остановить ветер, по выражению кого-то из святых отцов. Надо с детства воспитывать правильное мировоззрение, а в том, на что мы повлиять бессильны - уповать на Бога, верить, что даже когда ребёнок столкнётся с грязной стороной жизни - это не повредит ему.
Елизавета 1 декабря 2021, 19:23
Даже если вы установите родительский контроль на всех электронных устройствах (смартфон, компьютер, планшет), ребенок посмотрит у кого-нибудь из одноклассников. Уроки полового воспитания в первую очередь нужны, чтобы снизить процент людей с ЗППП (Россия по СПИДу уже Африку обгоняет), уберечь девочек от абортов (это самый страшный грех из всех, не просто убийство - убийство своего ребенка). Ад современных подростков не пугает, а вот СПИД, аборт и его последствия вполне могут заставить думать головой, а не бушующими гормонами. Таковы современные реалии, что по настоящему верующих Христиан, которые будут ждать до свадьбы - единицы.
Елизавета 1 декабря 2021, 19:19
"Дарья, на минуточку, позиция Христианства-хранение чистоты до брака. Какие могут быть в браке венерические заболевания, нежелательные беременности и прочее. Отсюда и нелепость секспросвета на приходах" Вы много знаете в 2021 году Христиан, которые берегут себя до брака? Даже те, кто считают себя "верующими" вступают в добрачные связи. В таком контексте рассуждать можно только в Чечне. А у нас жить половой жизнью начинают рано, к сожалению. Но это факт. И уже в пятом классе дети знают откуда берутся дети. Посмотрите современные сериалы, фильмы, даже про супергероев. Там все это есть. А если у ребенка есть доступ к интернету, то он уже и порно смотрел. И родительские контроль не поможет.
Дмитрий Габышев 1 декабря 2021, 18:58
Растление начинается с героизации "первой любви" в кино и литературе. Потому что где названа "первая", там же подразумевается, что будет и "вторая", и n-ая. А это уже автоматически подразумевает отсутствие верности. Однако присутствует некий общественный консенсус, что обнажать первую любовь и выставлять её на показ - нечто хорошее (вспомните названия передач по телевизору "Первый мужчина Анны Ивановны", "Все женщины Ивана Ивановича", "Последняя женщина Ерша Ершовича" и т.п.). Надо этот консенсус менять. Думается, из культа первой любви вырастают прочие перегибы и отклонения, известные нам теперь. Процесс этот непрерывно шедший десятилетия и даже века.
Ирина 1 декабря 2021, 18:08
Автор статьи ,конечно, права, но, может найдет время объяснить, как разговаривать на эту тему с подростками.Особенно с теми, кто успешно проучился 11 лет в Православной гимназии, сохранил чистоту, а поступив в престижный университет, пал и обвинил родителей, что своим" сексуальным воспитанием" они только зародили в нем массу комплексов.А в гимназии, оказывается, никто вообще не ообъяснил, что девственность-одно из главных сокровищ человека.
Надя 1 декабря 2021, 18:06
Ирина Яковлевна, огромное спасибо, что прокомментировали эту тему. В 90е годы прошла через это в школе и прекрасно представляю, какой шок и осквернение детской души дают подобные уроки. Кто этого не понимает и не чувствует, просто омертвел душой.
Иоанна_ 1 декабря 2021, 17:55
Дарье. Интимные отношения до брака, тем более в подростковом возрасте - это и есть исковерканные судьбы! Даже если благодаря "защищённому сексу" и противозачаточным средствам (вы ведь об этом?) обойдётся без абортов, венерических заболеваний и ранних беременностей.
Татьяна 1 декабря 2021, 16:44
Дарья 1 декабря 2021, 14:54 "Выражаясь современным языком, сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология."А я думала, что сексуальное просвещение-это забота о здоровье ребенка,жизнь без абортов, венерических заболеваний, ранних беременностей и исковерканных судеб. _-----_------ Дарья, на минуточку, позиция Христианства-хранение чистоты до брака. Какие могут быть в браке венерические заболевания, нежелательные беременности и прочее. Отсюда и нелепость секспросвета на приходах.
Елена О. 1 декабря 2021, 16:35
ПОДВОРО'ТНЯ, и, р. мн. тен, ж. Доска для закладыванья пространства между створками ворот и землей. Отвалили подворотню и вылезли со двора. А.Н. Толстой. || Самое это пространство. Вдруг из подворотни дворняжка тявкнула на них. Крылов.
Елена О. 1 декабря 2021, 16:21
Дарья 1 декабря 2021, 14:54 Почему же только подворотня? У "культурных" людей ещё театр, кино и литература в запасе есть. Технологии шагнули далеко вперед. Рождаемость правда падает... И с этим не поспоришь.
Елена О. 1 декабря 2021, 16:02
Дарья 1 декабря 2021, 14:54 Рассказывайте своему ребёнку сами. Надеюсь, он у вас дома живет, а не в подворотне. Причём здесь воскресная школа??? Вам не хватает образования? Так может на родителях сначала секспросвет применить? Соберите взрослых прихожан и попробуйте начать их просвещать - посмотрим на результат.
Алексей 1 декабря 2021, 15:16
Если у ребенка или его знакомых детей есть свободный доступ в интернет, он с вероятностью 99 проц пройдет порнопросвет в раннем возрасте. Дети крайне любознательны, исследуют все уголки. Уберечь можно только изоляцией и доступом на выбранные сайты. Никаких смартфонов.
Дарья 1 декабря 2021, 14:54
"Выражаясь современным языком, сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология."А я думала, что сексуальное просвещение-это забота о здоровье ребенка,жизнь без абортов, венерических заболеваний, ранних беременностей и исковерканных судеб. Не говорить об этом с детьми-это просто преступление и нежелание жить сегодняшними реалиями этого мира. Сексуальное просвещение - это не то же самое, что разврат и порнография, как автор статьи пытается тут представить. Во всем надо знать меру, но дети будут всегда чувствовать фальшь, если честно и откровенно не говорить с ними об этих вещах. Где как не дома и в школе об этом нужно говорить? Или ждать пока подворотня научит?!
Екатерина 1 декабря 2021, 14:45
Большая благодарность за статью специалиста. Однако, Ирина Яковлевна, этим людям в сане Ваши объяснения не нужны, их разрушительная деятельность осознанная и целенаправленная. Вопрос в другом, когда же начнутся действия по устранению из среды Церкви этой вредоносной группы. Понятно, что кадровый дефицит, но не до такой же степени. Зачем медлить? Зачем заниматься смиреннословием? Чтобы дать врагу подойти поближе? Чтобы жертв было больше? Как в Великой Отечественной войне.
Юрий 1 декабря 2021, 14:39
Согласен с автором. Все верно. Пособие дьякона Ильи Кокина - это какая-то попытка нравственной диверсии.
НН 1 декабря 2021, 13:20
Для меня самое неприятное открытие в обсуждении УМК и темы секспросвета - это то, что искренне считающие себя православными людми пишут в защиту секспросвета не только в школе, но и требуют методического пособия для воскресных школ. И требуют обсуждения! Люди, если вы действительно считаете, что нужна просто другая методика, а по существу согласны, по подумайте, а туда ли вы попали? Может, Православие вовсе не ваша религия? И ваши попытки приспособить православное учение под себя - ошибка, честнее будет поискать что-то другое? или всё же пересмотреть свои убеждения? А то договорились/дописались до того, что стыд и традиции православных не обсуждать интимные отношения назвали ханжеством...
Татиана 1 декабря 2021, 13:17
Спасибо автору,помоги Господи,чтобы все эти доказательства нашли свое место и были применены по назначению.Вам Ирина Николаевна особое спасибо,за ваши труды на ниве Божией.Очень помогали ваши книги в воспитании детей
Вячеслав 1 декабря 2021, 12:53
Уверен, что о теме сексуальности говорить с подростками надо. И если мы видим, что тот информационный фон, который доступен подростку, разрушает его целомудрие, то этим необходимо заниматься и на приходе. Поэтому правильным будет искать и предлагать пути решения проблемы, а не судить плохих копирайтеров практики, сложившейся на Западе. Важно при этом еще не забывать, что большенство родителей не смогут обсуждать тему сексуальности с детьми и эта обязанность ляжет на сотрудниках прихода. И у меня даже в голове не укладывается, как на эту тему говорить с чужим ребенком, как ее правильно донести до него, если к разговору со своим готовишься неделями и месяцами.
Инна 1 декабря 2021, 11:31
Спасибо большое за статью. Я именно так и думала, но современная мода на всевозможное развитие, в том числе и на Это развитие меня ставили в ступор. У меня сыну три с половиной года и недавно я прочитала, что развитием Этого воспитания надо начинать с 2х лет. А у меня в голове мысли именно те, что Вы озвучили. Не буду больше заморачиваться на эту тему.
Галина 1 декабря 2021, 11:19
«Разрушение, пускай невольное, интимного стыда у детей можно считать искусственной инвалидизацией психики» - уважаемая Ирина Яковлевна, наверное, еще лет 20 назад можно было предположить невольное разрушение, но сейчас - увы. Эти господа отлично понимают, что они делают. Не являюсь специалистом ни в сфере педагогики, ни в медицинской сфере, однако еще пару лет назад в одном из коментов говорила об искусственной инвалидизации. Многие это понимают. Хорошо, что Вы и как специалист говорите об этом.
Антоний 1 декабря 2021, 11:09
"Сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология" - разумеется. Это идеологическое, нравственное оружие против нас и нашего народа. Это яд разврата и вседозволенности, который "наши западные партнеры" норовят влить в души наших детей (сами они им уже отравились, вымирают, уступают свои земли мусульманам по всей Европе)! Это вторая доза вышеназванного яда, необходимая для окончания духовной эвтаназии нашего народа! Первая была получена в 90-е, - через экраны, журналы и Интернет, заменившие благочестивый контент развратным. Сейчас наступает момент истины - или мы выздоровеем от того отравления, или мы введем ЮЮ, добьем традиционную семью, распустим ЛГБТ, - и вымрем как Запад.
Юлия 1 декабря 2021, 10:39
Ирина Яковлевна, огромное спасибо! Коротко и ясно- это ПРЕСТУПЛЕНИЕ против детей, никаких вариантов. Ужасное, мерзкое, и - сознательное. Бог судья всем , кто это организовал и воплотил в жизнь.
Ольга 1 декабря 2021, 09:38
Спасибо за статью. Есть большая просьба к автору как к специалисту в этой теме - описать конкретные шаги: что делать родителю, ребенка которого "познакомили" друзья с этой темой в возрасте 7-8 лет. К сожалению, сейчас, когда у каждого малолетнего балбеса есть смартфон, защитить своего ребенка на 100% от этой темы невозможно... Только если дома запереть. Ситуация: ребенок учится в православной школе, но ходит в обычную секцию. Друзья на секции в раздевалке умудрились просветить ребенка. Что делать родителю? Буду очень признательна!
Катерина 1 декабря 2021, 09:11
Спасибо автору и редакции за эти публикации.
Мария Кузьмина 1 декабря 2021, 09:11
Ирина Яковлевна, благодарю за статью! Даже не знала, что есть такое пособие. А оказывается, в "датском королевстве" всё так плохо, что духовно и интеллектуально образованным людям непонятно, что нельзя за святым местом (которое пусто не бывает) учить подглядывать в замочную скважину. Это неумно и некрасиво. Подобные "салатики" не должны сравниваться с духовным пиром святоотеческого наследия и целомудренного ума, которые здесь именуются "консервами" (вот уже верно: расскажи мне о твоих метафорах, и я скажу, кто ты). Я стараюсь учить детей (как своих родных, так и учеников), что принимать низкосортную культуру "второй свежести" - это дурной вкус. Другого выхода не вижу.
Тамара 1 декабря 2021, 05:12
Вот уж никогда бы не подумала, что среди нашего духовенства найдется такие клирики с желанием проповедовать секспросвет в воскресной школе!! В школах обычных наших нет, а тут воскресная школа?!? Уму просто непостижимо!!! Спасибо огромное, Ирина Яковлевна , за Вашу статью!!! В голове все это не укладывается, как такое возможно было состряпать этому дьякону !!???
Татьяна Васильевна 1 декабря 2021, 01:59
С Рождественским постом! Ирина Яковлена, спасибо! Как всегда, профессионально выверено, содержательно глубоко! Ваша книга с Т. Шишовой «Россия в кильватере «Титаника» -замечательная, цитирую студентам. Низкий поклон.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×