«Я не чувствую себя одиноким, потому что со мной Христос»

К 15-летию со дня преставления архиепископа Японского Николая (Саяма)

Архиепископ Николай (Саяма) в Покровском монастыре г. Оами, месте проживания до 1989 г. Архиепископ Николай (Саяма) в Покровском монастыре г. Оами, месте проживания до 1989 г. Архиепископ Николай (Саяма) был японским архиепископом Русской Православной Церкви в Японии и основателем монастыря Святой Софии в Мацуо, Чиба. Архиепископ хотел создать оазис для японского народа и искал подходящее место для этого. Когда он поднялся на вершину холма, то увидел в небе радугу. И он купил эту землю. Это было в двух часах езды на поезде от большого города Токио и еще в десяти минутах на такси от отдаленной станции в глуши. Немного поднявшись вверх по холму, вы попадете на небольшую ровную площадку. Вокруг – поля и густые леса. Это мир голубого неба, зеленых лесов и светло-коричневых полей. Все, что вы можете услышать, – это шум птиц и редких самолетов, поскольку мы находимся недалеко от аэропорта Нарита. Все остальное – природа. Посреди всего этого стоит красная церковь. Это монастырь Святой Софии. Это самое подходящее место для духовного оазиса, в сердце основателя которого почивает Христос, источник животворящей воды, орощающей нас через сердце основателя и дающий нам покой.

1989 г. Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы 1989 г. Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Каким человеком был архиепископ Николай? Я оставлю подробное жизнеописание другим авторам, но постараюсь написать то, что я еще могу вспомнить, то, что еще не утрачено моей памятью. Однако эти воспоминания поблекли, и я могу припомнить лишь некоторые события.

Монастырь Святой Софии, Премудрости Божией Монастырь Святой Софии, Премудрости Божией

Один из монахов сказал мне нечто такое, что осталось со мной на всю жизнь.

«Иерархия мирского общества – это треугольник с головой наверху, но иерархия христианства – это перевернутый треугольник. Это Христос, который держит его снизу (краеугольный камень)».

В Евангелии также сказано: «Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22, 26). Именно эти слова приходят мне на ум, когда я думаю о его высокопреосвященстве, архиепископе Николае. В нем не было ничего напыщенного, напротив, он сам прислуживал паломникам, подобно Христу, Который омывал ноги Своим ученикам. Это потому, что он жил один, на природе, и, кроме него, не было никого. Его скромность и мягкость снимали напряжение, которое мы чувствовали из-за его духовного величия. Было очень свободно и легко общаться с человеком с такой мягкой и доброй душой.

Ученики школы и семинарии при соборе Воскресения Христова (Николай–до), пятый слева во втором ряду – Петр Саяма Ученики школы и семинарии при соборе Воскресения Христова (Николай–до), пятый слева во втором ряду – Петр Саяма

Было очень свободно и легко общаться с человеком с такой мягкой и доброй душой

Однако тогда мне было 20 лет, и я не понимала, что причина этого в том, что этот старик с прозрачной, как воздух, душой несет в ней Евангелие. Позже, когда я читала книги православных старцев, я поняла, что он был именно таким человеком, который имел истинное православное смирение, видя всех выше себя.

Была группа из четырех подруг, которые всегда были вместе. Архиепископ лично собрал два дивана-кровати и постелил простыни, чтобы нам было где спать. Мы, все четверо, спали вместе на двух диванах-кроватях. Он не отмахнулся от нас, сказав, что вы уже взрослые и можете сами заправить постель, но расставил кровати, как служащий гостиничного номера.

Собор Японской Православной Церкви. г.Токио. Собор Воскресения Христова. В центре сидит митрополит Сергий (Тихомиров). Петр Саяма в верхнем ряду справа – выпускник семинарии Николай–до Собор Японской Православной Церкви. г.Токио. Собор Воскресения Христова. В центре сидит митрополит Сергий (Тихомиров). Петр Саяма в верхнем ряду справа – выпускник семинарии Николай–до

Проснувшись утром, мы все по очереди читали Полунощницу в храме. Это была обычная ранняя утренняя молитва в монастыре, и, вероятно, он единственный в Японии того времени соблюдал это монашеское правило.

В течение дня каждому из нас было поручено простое послушание. Мы были совершенно спокойны и умиротворены добротой епископа, но он время от времени проходил мимо, делая вид, что не замечает нас. Когда мы вернулись с послушания, он дал каждой из нас нужный совет. Он никогда не сердился и не указывал на вещи, которые нам нужно было знать, а просто давал нам хорошие советы в мягкой форме. Например, он сказал мне: «По благодати Божьей, исцели свое тело полностью. Тогда тебе откроется свой путь». Он также посоветовал нам всем отправиться в паломничество за границу. Он посоветовал нам поехать за границу для изучения православной традиции, поскольку Православная Церковь в Японии была еще молодой. Так я и поступала несколько лет, в течение которых ездила в Россию к старцу, исцелявшему больных. Ни один врач не мог вылечить меня, поэтому я уповала только на Бога и на совет старца. Обычно, когда вы заболеваете, вам говорят: «Оставайся дома и отдыхай». Но благословение старца, исцелявшего больных, было иным. Он сказал мне приходить в храм, когда я болею, даже если мне придется лечь в церкви, чтобы участвовать в богослужении и получить исцеление по благодати Божьей. Поэтому, пока я была со старцем, я ходила в церковь каждое утро и вечер. Чуть более чем за два месяца я излечилась от своей болезни без применения лекарств. И, наконец, как и говорил владыка, мне открылся путь помощи в делах для Церкви.

Около 1940 г. Петр Саяма в кругу семьи. Справа – отец Иосиф, протестант, преподаватель истории, слева – мать София, учительница игры на кото ( японский национальный инструмент). Сестры: Вера (Фудзиэ), Надежда (Есиэ), Любовь (Каэдэ) и племянники Около 1940 г. Петр Саяма в кругу семьи. Справа – отец Иосиф, протестант, преподаватель истории, слева – мать София, учительница игры на кото ( японский национальный инструмент). Сестры: Вера (Фудзиэ), Надежда (Есиэ), Любовь (Каэдэ) и племянники

В полдень он угостил нас обедом. Я помню, что он угощал нас неочищенным рисом, который приготовил сам. Рис был теплым и рассыпчатым, и в нем почти чувствовалась благодать. Иногда он заказывал для нас суши. Для простой монашеской жизни суши были слишком роскошным угощением. Когда мы летом приезжали как паломники, он угощал нас сидром. Позже, когда я поехала в Россию, старец, которого я встретила, не благословил сидр. Он сказал, что этот напиток усиливает нечистые плотские желания. Однако, когда этот мирской напиток проходил через руки архиепископа, он был освежающим, вкусным и благословенным.

Петр Саяма. Харбин. Храм Cв. Софии Петр Саяма. Харбин. Храм Cв. Софии Другая история – о молодом иеромонахе в России, который вез нас на своей машине, но вдруг внезапно остановился и вышел из машины. Когда он вернулся, он предложил нам мороженое. У него не было ничего для себя, но монах, который имел так немного денег, купил лакомство для верующих. Я думаю, что если мы обычно снисходительны к себе и строги к другим, то святые люди строги к себе и мягки к другим. Или, когда они строги к другим, это делается для их спасения, а не из ненависти. В целом порядок вещей определяется любовью.

Мы спросили его, каким образом старик-отшельник, живущий одиноко среди полей, в небольшом лесу на холме, не стал замкнутым, а наоборот, стяжал в своем сердце любовь к ближнему.

– Владыка, разве вам не одиноко здесь, в лесу, одному?

Он ответил с нежной улыбкой:

– Я совсем не чувствую себя одиноким, потому что со мной Христос.

Если мы обычно снисходительны к себе и строги к другим, то святые люди строги к себе и мягки к другим

Здесь мы снова вспоминаем о святом, который жил в одиночестве. Преподобный Сергий, отец монашествующих Северной Руси, жил один в густом лесу. Он столкнулся со многими искушениями от дьявола. Например, со страхом, что он может стать жертвой медведей или волков. Однако он преодолел эти искушения, потому что был со Христом, и стал основателем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святой Антоний, основатель Киево-Печерской лавры и отец русского монашества, после подвижничества на горе Афон вернулся в Киевскую Русь и жил один в пещере. Как трудно ему, наверное, было жить и молиться во мраке и холоде пещеры. Они преодолели эти трудности, находясь рядом со Христом. Но Он обитает не в каждом сердце. Он Сам говорит, что у Него нет места, где преклонить голову. Ибо Он обитает в чистом сердце. Он не обитает в сердце, которое питается нечистыми помыслами, в сердце, которое высокомерно, судит и гневается на других. Преподобные Сергий и Антоний смогли перенести одинокую жизнь в лесу и пещерах, с Христом в сердце. Может быть, владыке, который построил первый монастырь в Японии, тоже было суждено прожить уединенную жизнь таким образом? Это было то, чего я никогда не смогла бы сделать, будучи городской девушкой и не имея в своем сердце места для Христа.

8 ноября 1956 г. Священническая хиротония. США, Нью-Йорк, Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий. Прот. Александр (Шмеман) держит диакона Петра Саяма под руку 8 ноября 1956 г. Священническая хиротония. США, Нью-Йорк, Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий. Прот. Александр (Шмеман) держит диакона Петра Саяма под руку Владыка всем сердцем любил Иисуса Христа.

В другой раз, когда мы навестили его группой из четырех человек, сидели вокруг него в столовой и разговаривали, он вдруг открыл Библию и прочитал:

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы и княжества, господства и власти. Другими словами, все вещи были созданы Им и для Него» (Кол, 1, 16).

Когда он закончил читать, он был так тронут, что его голос немного дрожал, и он подчеркнул, что все было создано для Христа. Я знала, что для него Христос был всем. Это был отрывок из Писания, на который я тогда еще не обращала внимания.

В другой раз он сказал нам:

– Для меня не было другого пути, кроме как стать монахом.

20 февраля 1957 г. Нью-Йорк. Иерей Петр Саяма 20 февраля 1957 г. Нью-Йорк. Иерей Петр Саяма Затем он достал свою Библию, открыл ее и прочитал:

– «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22).

И он продолжил:

– Такова жизнь монаха.

Как оказалось, это было из Апостольского увещевания, которое читается в праздник монашествующих святых. Он знал это и познакомил нас с монашеской жизнью.

На личном уровне – это то, что произошло со мной. В то время я очень боялась языческих вещей (статуй, храмов, святилищ и т.д.) и дьявола. Отвечая на первый страх, владыка сказал:

– Это потому, что тебя все еще тянет к ним. Победи свои страсти, и твои страхи исчезнут.

1960 г. Паломничество на Афон 1960 г. Паломничество на Афон

Он указал на сходство между языческими обычаями и писаниями Ветхого и Нового Заветов и научил нас тому, как важно смотреть на все сквозь призму Христа.

В ответ на второй страх владыка сделал мне неожиданный сюрприз.

Когда он узнал, что я в монастыре и не могу спать из-за страха перед дьяволом, он принес к моей постели фигурку орла, символ епископа, и сказал:

– Теперь с тобой все будет в порядке.

В своих поступках он руководствовался не титулом епископа, а смирением и любовью к ближнему

Вера владыки развеяла некоторые мои страхи. На мой взгляд, в своих поступках он руководствовался не титулом епископа, не гордостью епископа, а смирением и любовью к ближнему. Вот почему он смог так легко смириться даже перед такой простой паломницей.

Его внешний вид не соответствовал его возрасту. Когда я навестила его летом, он был одет в тоненькую рясу и приветствовал меня как всегда: «Добро пожаловать!»

Он выглядел молодо, из него ключом била жизненная энергия. Роста он был невысокого, а его лицо было светлым и радостным. Он был сильным и молодым.

Однажды я посетила его с одной русской верующей. Как только мы приехали, он пригласил нас на прогулку. В то время у него была большая собака. Мы выгуливали собаку. Это была долгая прогулка через лес, на которую ушло около трех часов. Мы были молоды и измучены, но у епископа, которому было за 80, оставалось еще много энергии. Он напомнил нам слова из Писания: «Обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102, 5).

28 августа 1962 г. Делегация из Японии на приеме у Святейшего Патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре. Слева от Святейшего Патриарха – протоиерей Антоний Такаи, иерей Петр Саяма, крайний справа – Павел, сын прот. Антония 28 августа 1962 г. Делегация из Японии на приеме у Святейшего Патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре. Слева от Святейшего Патриарха – протоиерей Антоний Такаи, иерей Петр Саяма, крайний справа – Павел, сын прот. Антония

Однако и у архиепископа, спокойного и мирного, были свои испытания (искушения). С умилением и чистосердечием он открыл нам об одном из них, связанным с Пресвятой Богородицей.

Однажды он был в Греции. Когда он вошел в собор, то увидел перед собой видение у иконы Божией Матери. В этом видении она плакала кровавыми слезами, но через некоторое время слезы вернулись в ее глаза. На самом деле, архиепископ был неожиданно оклеветан в Греции. Он был очень огорчен этим, но вскоре клевета прекратилась. Много скорби у праведника. Никто не может попасть на небеса, не пройдя через скорбь. Этот инцидент стал испытанием смирения, кротости и терпения архиепископа.

Епископ Николай Епископ Николай В монастыре произошло странное событие. Змея сбросила свою кожу в алтаре на престоле. Обновилась икона Христа, которая также хранилась в алтаре. Позже, во время паломничества, я узнала, что в Православной Церкви случается чудо, когда краски иконы, которые состарились и поблекли, постепенно восстанавливаются до прежнего великолепия без помощи человеческих рук. Такая чудотворная икона находится так близко от нас.

Владыка, который был так активен, в один день упал в обморок. Получив эту новость, мы вместе с русской подругой поехали в больницу, где он лечился. Когда мы приехали, мы нашли его отдыхающим в большой комнате в общей палате. Он упал посреди ночи, и утром его нашла городская помощница для престарелых людей. У его кровати в больнице не было ни молитвослова, ни Библии, ничего. Русская подруга взяла такси до монастыря, чтобы привезти ему молитвослов, но когда мы приехали туда, то обнаружили, что дверь заперта, и мы были на мгновение разочарованы. Мы вернулись в больницу и стали свидетелями процедуры реабилитации. Невыносимо было видеть ранее такого здорового человека в таком слабом состоянии. Он был неизменно спокойным и никогда не жаловался. И снова я была тронута тем, как он прожил свою жизнь, не забывая о добрых делах христианских, о смирении, терпении и твердом уповании на Божий Промысл при любых обстоятельствах.

1970 г. Приезд делегации из Москвы по поводу дарования автономии Японской Православной Церкви и создания Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Токио. Глава делегации митрополит Никодим сидит в центре, за ним слева стоит иеромонах Кирилл (Гундяев), справа от митрополита Никодима епископ Филарет (Вахромеев), слева епископ Николай (Саяма) 1970 г. Приезд делегации из Москвы по поводу дарования автономии Японской Православной Церкви и создания Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Токио. Глава делегации митрополит Никодим сидит в центре, за ним слева стоит иеромонах Кирилл (Гундяев), справа от митрополита Никодима епископ Филарет (Вахромеев), слева епископ Николай (Саяма)

Владыка рассказал нам, что он планировал пригласить монахов жить с ним, но этого не произошло по не зависящим от него обстоятельствам. Владыка надеялся, что этот монастырь станет началом монашеской жизни в Японии. Однако монахи не приходили в течение десятилетий. На самом деле, он хотел пригласить одного иеромонаха из-за границы, но он, к сожалению, отказался приехать в Японию. Но владыка Николай не беспокоился о будущем этого монастыря. Он возлагал свою надежду на Бога, говоря: «Я уверен, что Христос позаботится об этом».

Он возлагал свою надежду на Бога, говоря: «Я уверен, что Христос позаботится об этом»

Когда он заболел, и ему стало трудно жить одному, законный опекун монастыря, отец Николай (Кацюбан) из Подворья Русской Православной Церкви в Японии, обратился в Русскую Православную Церковь. Его идея заключалась в том, чтобы монастырь в Чибе стал подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Владыка согласился с ним. Он показал мне медаль преподобного Сергия и сказал: «И я стал монахом в Сергиевой лавре, поэтому я тоже лаврский монах». Он был большим почитателем Святейшего Патриарха Русской Православной Церкви Алексия I, который пожертвовал иконы для строительства монастыря, и каждый раз, посещая Троице-Сергиеву лавру, владыка Николай совершал заупокойную литию у гробницы Патриарха Алексия I в крипте Успенского собора. Он надеялся, что в и Японии может быть основан монастырь Преподобного Сергия.

19 июля 1984 г. Архиепископ Николай (Саяма) на приеме у Святейшего Патриарха Пимена 19 июля 1984 г. Архиепископ Николай (Саяма) на приеме у Святейшего Патриарха Пимена Несмотря на неудачу с присылкой монахов, отец Николай (Кацюбан) сделал еще один запрос, на этот раз в Москву, об отправке монахинь для ухода за владыкой. Разве допустимо поместить епископа в Дом престарелых?

На этот раз, по поручению Святейшего Патриарха Алексия II, запрос поступил к митрополиту Вениамину Владивостокскому, было решено направить монахинь из его епархии в Японию, и они проделали весь путь до Японии. Усилиями трех монашествующих – монахини Ксении, монахини Аполлинарии и владыки Николая – был заложен фундамент Софийского монастыря. Две монахини из Владивостока начали обрабатывать землю для монастырских полей. Они начали возделывать поля, а верующие с Подворья Русской Православной Церкви приехали в монастырь, чтобы помочь им. Так как это было перед тем, как я заболела во второй раз после Крещения, то я смогла присоединиться к работе, и мне это понравилось. За обедом мы все наслаждались русским угощением, приготовленным монахинями, включая борщ и гречневую кашу. Владыка Николай смиренно сказал: «Я забыл русский язык, извините». Его японский язык был очень вежлив и красив, а облик очень добр, но по-русски он говорил всего несколько слов, так как не пользовался им много лет. Однако ему никогда не было скучно сидеть среди русских, он всегда был доволен и никогда не говорил окружающим: «Вы приехали в Японию, поэтому вам следует изучать японский язык». Он всегда осуждал себя, был скромным и довольным.

18 июня 1989 г. День Святой Троицы. В храме Покрова Пресвятой Богородицы 18 июня 1989 г. День Святой Троицы. В храме Покрова Пресвятой Богородицы

Даже на трапезе после литургии владыка всегда был скромен. После того как все занимали свои места, его, как самого пожилого и уважаемого священника, приглашали, предлагая место во главе стола, он смирялся и говорил: «Я недостоин, садись ты». Владыка всегда говорил это вскользь, не нарочито; казалось, он от всего сердца считал себя недостойным. Его поведение напомнило мне слова Евангелия:

«Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг, пересядь выше», – тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк, 14, 10–1).

Я не понимала, что смирение владыки было добродетелью православного смирения, но когда приехала игуменья Варвара из Владивостока, она сказала: «Мы учимся у владыки». Добродетельным людям были хорошо известны добрые дела владыки Николая.

18 июня 1989 г. День Святой Троицы. В храме Покрова Пресвятой Богородицы 18 июня 1989 г. День Святой Троицы. В храме Покрова Пресвятой Богородицы

Монахини были приглашены в Японию, потому что считалось, что заботу о епископе должны брать на себя монашествующие, а не миряне. Японцы были согласны с этим полностью и поручили заботу и уход за владыкой монахиням из России. Монахиня Магдалина, сменившая в Японии монахиню Аполлинарию, была мастерицей на все руки и делала много нужных вещей для монастыря. На самом деле, монахини хорошо заботились об архиепископе, который полагался на них, как дитя на свою мать. Монахини не лишили владыку молитвы, которую так любил архиепископ, несмотря на то, что он был уже очень пожилым человеком. Когда только монахини заканчивали утреннее монашеское правило, они будили архиепископа и вместе пели «Святый Боже» на японском в храме. У него был красивый голос, и, несмотря на то, что ему было уже за 90, его голос звучал хорошо. И, пока позволяли силы, он присоединялся к ним и в других молитвах.

Осень 2003 г. Визит настоятельницы Южно-Уссурийского Рождества Богородицы женского монастыря игуменьи Варвары (Волгиной) Осень 2003 г. Визит настоятельницы Южно-Уссурийского Рождества Богородицы женского монастыря игуменьи Варвары (Волгиной)

На обратном пути из паломничества в Россию я посетила монастырь вместе с мамой, которая встретила меня в аэропорту Нарита. Мы поговорили с монахинями, рассказывали о России. Не успела я опомниться, как забыла и о маме, и об архиепископе, сидящих с нами. Разговор шел на русском языке, поэтому они не могли в него вступить. Через час или около того монахиня Ксения наконец вспомнила о них, и когда монахиня повернулась к нему и сказала: «Владыченька», – он не рассердился, а был добр, как всегда. Моя мама была очень впечатлена его кротостью. В отличие от меня, которая не смогла произвести впечатление на свою мать даже после более чем двадцатилетнего Крещения, он впечатлил ее своим поведением всего за один час. Хотя я прекрасно понимаю, как трудно жить по Евангелию, мне стыдно, что я недооценивала реальность того, что прямо передо мной человек, живущий по Евангелию.

Я недооценивала реальность того, что прямо передо мной человек, живущий по Евангелию

Благодаря его смирению, не было чувства стесненности перед его епископским саном. Интересно, было ли то же самое с Иисусом Христом, Который не имел ни малейшего греха и был послушен Своему Богу и Отцу даже до крестной смерти? Он не ездил на боевом коне, а въехал в Иерусалим на молодом осле. Как нам трудно признать этого смиренного Господа Всемогущим Богом, Сотворившим небеса и землю! Это противоположность иерархии этого мира, о которой я говорила ранее.

Вот что было в последний раз, когда я видела владыку Николая перед его кончиной. Он был уже очень стар и ел медленно и осторожно. За ужином было то же самое. Мы с двумя монахинями уже закончили есть, и монахини попросили меня прибраться, сказав, что у них есть дела. Когда владыка остался со мной вдвоем, то с величием епископа начал рассказывать:

– Я хотел сделать этот монастырь оазисом для японцев и хотел сделать так, чтобы он был со строгим монашеским уставом.

23 ноября 2004 г. Празднование 90-летнего юбилея архиепископа Николая 23 ноября 2004 г. Празднование 90-летнего юбилея архиепископа Николая

Старец, разум которого, казалось, угасал, говорил об этом со всем достоинством епископа. Поэтому, когда монахини вернулись, посуда была еще не убрана. Но как мы можем быть послушными, если мы игнорируем то, что говорит архиепископ? Я уже тогда захотела когда-нибудь записать эти слова архиепископа. И вот сейчас я это делаю.

Образ жизни архиепископа может показаться глупым для тех, кто ищет почета, уважения и авторитета у других людей. Но для нас, православных, он был свидетелем великой силы Божьей в смирении. Мы, православные, считаем, что это потому, что он находится ближе к нижней части иерархического треугольника Православной Церкви, которым является Христос.

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя даже до смерти, и смерти крестной» (Сол. 2, 6–7).

Фотография на память по случаю празднования 90-летнего юбилея архиепископа Николая Фотография на память по случаю празднования 90-летнего юбилея архиепископа Николая

Это Бог, в Которого мы верим, и именно благодаря смирению, этой кажущейся глупости, человечеству была дарована жизнь, воскресение, победа.

«А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость, потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 23–25).

Июнь 2008 г. Последняя прижизненная фотография владыки Николая Июнь 2008 г. Последняя прижизненная фотография владыки Николая

Архиепископ Николай был человеком, который жил немудрием Божиим и смирением Бога

Архиепископ иногда подвергался унижениям, а иногда его присутствие даже игнорировалось. Но он переносил эти унижения с кротостью и смирением, никогда не пытаясь злословить или мстить за них. Напротив, он всегда был полон радости и мира. Для меня архиепископ Николай был человеком, который жил немудрием Божиим и смирением Бога, который, хотя и не всегда был понят другими, всегда был кротким, смиренным и любящим своего ближнего, находясь с ним рядом. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5).

Отдельные воспоминания исчезают, но личность владыки по-прежнему живет в наших сердцах. И мы верим, что он сам молится за нас на небесах. Я хотела бы завершить свои воспоминания надеждой на то, что Православная Церковь в Японии и монастырь Святой Софии, который был его сердцем, будут продолжать развиваться.

Ноябрь 2009 г. На могиле архиепископа Николая в Йокогаме. Панихиду служил иерей Олег (Дикмаров) из Владивостока Ноябрь 2009 г. На могиле архиепископа Николая в Йокогаме. Панихиду служил иерей Олег (Дикмаров) из Владивостока

Риэ Хориути

25 августа 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Плод сторичный Плод сторичный
Александр Хрулёв
Плод сторичный Плод сторичный
Памяти японской иконописицы Ирины Ямаситы
Александр Хрулёв
Художница была аскетом в личной жизни и максималистом в работе. В ее жизни не было «романтических» страничек в духе Жорж Санд, зато эта жизнь была полна поисков и находок.
Иеродиакон Николай (Оно) — монах из рода самураев Иеродиакон Николай (Оно) — монах из рода самураев Иеродиакон Николай (Оно) — монах из рода самураев Монах из рода самураев
Беседа с иеродиаконом Николаем (Оно)
Мой прапрадед был последним самураем из нашей семьи. Он принял крещение с именем Иоанн от святителя Николая Японского в 1871 году и стал одним из первых христиан на японской земле.
Апостол Японии и его миссия Апостол Японии и его миссия
Валерий Духанин
Апостол Японии и его миссия Апостол Японии и его миссия
(Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского)
Валерий Духанин
«Мир принадлежит истине, а не лжи; истина же в Православии, но нужно, чтобы истина постепенно овладела миром: скороспелое и насильственное завоевание не прочно. Православное миссионерство должно быть делом всей Русской Церкви – не разных hoard of Missions и тому подобных мелких делений. Но нужно, чтобы в сознание Русской Церкви вошла обязанность миссионерства», – писал святитель Николай.
Комментарии
Ирина НК28 августа 2023, 16:14
Спасибо большое за статью! Такие важные слова о смирении. Очень глубоко и честно. Спасибо!!
Татьяна 25 августа 2023, 17:43
Спасибо за рассказ об архиепископе Николае. Читаешь и чувствуешь: вот Православие, вот Христос! Царствие Небесное архиепископу Николаю!
Евгений 25 августа 2023, 16:35
Вечная память. Со Святыми упокой, Господи
София25 августа 2023, 14:43
Помяни, Господи, священников Твоих архиепископа Николая и новопреставленного митрополита Даниила, прости им всякое согрешение и упокой их во Царствии Твоем! Дорогая Риэ, спаси вас Господи за тёплые и такие личные воспоминания!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×