Иеросхимонах Паисий (Олару) У великих румынских старцев был свой духовник, Духовник с большой буквы, схимник, которого звали Паисием. «Мне не терпелось выйти из тюрьмы, чтобы только увидеть отца Паисия (Олару), — признается старец Иустин (Пырву). — У меня сердце в груди горело от желания увидеть его, и после освобождения я пошел прямо к келлии отца Паисия и два дня ждал под дверью, чтобы он принял меня на Исповедь». Не меньше, чем архимандрит Иустин, его любила и любит до сих пор вся верующая Румыния. Старец Паисий был грандиозной духовной величиной, обладавшей огромными благодатными дарами, и в 2025-м году будет причислен к лику святых. Откроем для себя эту великую личность и для начала ознакомимся с жизнеописанием новоявленного преподобного Паисия Румынского.
Отец Паисий появился на свет 20 июня 1897 года в селе Строешть коммуны Лунка уезда Ботошань, в бедной семье, где уже было пятеро детей. Родители, Иоанн и Екатерина, воспитывали их в глубокой вере и любви к Богу. Отец был лесником, а мама смотрела за домом и детьми. Окончив начальную школу, отец Паисий ушел в армию и воевал на Первой мировой.
Вернувшись с фронта, молодой Петр, с малых лет избранный Богом для монашеской жизни, покинул в 1921-м году отчий дом и поступил в ближайший к родному селу скит Козанча. 9 июня 1922 года он был пострижен в монашество с наречением имени Паисий. Спустя несколько лет несения послушаний в храме и братстве он, с юных лет преисполненный ревности о Боге и жаждавший уединенной молитвы, удаляется на безмолвие в леса неподалеку от Козанчи, где сооружает себе маленькую келлию с часовенкой.
Днем нес послушание в скиту, а ночью подвизался в молитве, посте и бдении. Однако его жизнь во Христе оставалась сокровенной, и никому из учеников неведомы были его слезы и подвиги. Собственные ученики появились у отца Паисия, еще когда он не был старым, и самыми близкими из них стали еще совсем юные тогда Костаке Илие, впоследствии знаменитый архимандрит Клеопа, и два его брата. В этом скиту, в безмолвии и молитве, послушании и неукоснительном участии в церковных богослужениях, отец Паисий прошел высшую школу духовничества, смирения и терпения, очищения от страстей и обновления духа.
Монастырь Козанча, часовня на месте отшельничества старца Паисия
Самой характерной его добродетелью была любовь к Богу и ближнему. Во всем он видел Бога. Бесконечно любил цветы, детей, птичек небесных, болящих людей и вообще всё творение Божие. По этой причине ему много лет поручали послушание ухода за скитскими больными.
Старец Паисий (Олару) В 1943-м году отец Паисий был рукоположен в иеродиакона, а 4 апреля 1947 года — в иеромонаха, и наречен игуменом (настоятелем) и духовником скита Козанча, в котором насчитывалось тогда 25 насельников. Однако, увидев, что настоятельское послушание лишает его безмолвия, он переходит в братство монастыря Сихастрия, во главе которого стоял его ученик архимандрит Клеопа (Илие) и в котором тогда подвизалось свыше 70 монашествующих. В течение 40 с лишним лет отец Паисий был духовником братии этого монастыря, а также множества богомольцев, стекавшихся к нему отовсюду, и стал одним из самых знаменитых в Румынии старцев.
В 1949-м году архимандрит Клеопа, слава которого уже разошлась по всей стране, был направлен в монастырь Слатина для усовершенствования там монашеской жизни. Он взял с собой более 20 опытных сихастрийских монахов, и в том числе, конечно же, главного духовника всей своей жизни, старца Паисия. Эта духовная миссия имела огромное значение, поскольку положила начало целому течению духовного обновления монашества в Молдове.
Вернувшись в Сихастрию, отец Паисий продолжил нести свое святое послушание духовника, принимая монахов и мирян, и сумел воспитать сотни монахов и тысячи верующих мирян, самоотверженных священников, прекрасную молодежь и образованную интеллигенцию всех возрастов.
Всем дарил надежду на спасение, епитимию назначал по силам и разрешал от грехов
Отец Паисий был благодатным духовником. Он был избранником Божиим, наделенным от Бога исключительными дарованиями для выполнения такой важной миссии, как взращивание людей для Царствия Небесного. Он был носителем любви, радости и благословения. Всех принимал в любое время дня и ночи, и никогда не говорил об аде, наказании, ожидающем грешников, о строгости канонов. Всех встречал кротко и радостно и благословлял. С огромным терпением выслушивал Исповедь, всем дарил надежду на спасение, епитимию назначал по силам, вручал затем небольшой подарок и разрешал от грехов, попросив кающегося бросить грехи, которые тот совершал. Напоследок желал всем стяжать «уголочек рая» или говорил: «Да увидимся у ворот рая!»
Много раз я видел, как он плачет о своих духовных чадах: недугующих, оказавшихся в опасности, о многострадальных матерях и детях, а также о впавших в сильные искушения и грехи. Я не видел никого из монахов и духовников, кто любил бы людей сильнее него, у кого хватало бы терпения заниматься со всеми и каждым, кто так жертвовал бы своим временем, отдыхом, молитвой, сном, здоровьем и даже спасением, кто брал бы на себя перед Спасителем нашим Иисусом Христом такую огромную ответственность за тысячи человеческих душ, с одним только желанием — чтобы спаслись все.
Старец Паисий со своим духовным чадом архимандритом Иоанникием (Бэланом) перед своей келлией в скиту Сихла
Одной рукой он благословлял монахов, другой — мирян, и не делал между ними различий. Под его епитрахилью мы все делались братьями друг другу. Тем более что у него было немало таких чад-мирян, которые своими подвигами, смирением, слезами и постом, терпением и милостыней превосходили священников и монахов. Вот почему его искали и любили все: под его епитрахилью все меняли свою жизнь к лучшему и примирялись со Христом.
Под его епитрахилью все меняли свою жизнь к лучшему и примирялись со Христом
Что касается его духовного подвига, то никому из учеников он не был до конца известен. Отец Паисий совершал свой монашеский подвиг втайне. Насколько он был мягким и всепрощающим к другим, настолько же строгим к себе. Спал очень мало, и то на скамеечке, прислонившись к чему-нибудь, пищу вкушал раз в день, вечером, когда закончится Исповедь и он останется один; творил умную молитву, молился и совершал свое ночное правило втайне от всех и обладал даром слез.
Исповедовался каждую неделю у своего духовника, архимандрита Клеопы, и причащался тоже каждую неделю, в субботу, когда обычно служил Святую литургию. Он обладал, несомненно, и даром прозорливости, о чем свидетельствуют верующие миряне и монахи. Предсказывал грядущие события, открывал сокровенные мысли и дела, в которых ученикам стыдно было признаться, и рассказывал о множестве неизвестных доселе фактов.
Старец Паисий у храма Рождества святого Иоанна Предтечи в скиту Сихла Самые плодотворные годы духовничества отца Паисия, 1970–1985, прошли в скиту Сихла, относящемуся к монастырю Сихастрия. Затем он заболел и вынужден был вернуться в Сихастрию. В 1986-м году сломал ногу и остаток жизни провел на одре болезни. В 1988-м году частично лишился зрения и слуха, однако память, терпение и радость Духа Святого, а также близкие ученики не покинули его до самой последней минуты отшествия его ко Господу.
На одре болезни отец Паисий непрестанно молился непрестанной сердечной молитвой, исповедовал близких духовных чад и давал бесценные советы, отчасти опубликованные в «Духовных беседах»[1]. Иногда он говорил сквозь слезы:
— Огромную ответственность несет духовник! Думаю, сейчас я страдаю и за свои грехи, и за то, что слишком легко отпускал грехи и допускал к Святому Причастию!
Так подвизался и так проводил свою жизнь на земле великий исихаст и духовный отец многочисленных чад, наш батюшка Паисий Духовник. Немногие монахи и духовники умеют так удачно совмещать отшельнический подвиг со служением духовника, уединение с обилием духовных чад, любовь к Богу — с любовью к ближнему, тайные слезы — с болью за учеников.
Старец Паисий в древней церкви Преображения Господня скита Сихла У его келлии ты чувствовал себя счастливым, умиротворенным, обретал надежду на спасение, начинал ощущать жажду жизни, и всё вокруг становилось прекрасным, ведь он сам так любил творение Божие, от звездного неба до цветочков и птичек в горах, от ангелов и монахов до матерей с детьми.
Ночью 18 октября 1990 года, в 4 часа утра, почтенный 93-летний духовник иеросхимонах Паисий (Олару) в окружении близких учеников предал свою душу в руки Христовы.
Отпевание отца Паисия состоялось в субботу, 20 октября, совершал его огромный собор настоятелей, духовников и мирских священников во главе с Высокопреосвященнейшим Даниилом, Митрополитом Молдовы и Буковины, ныне Патриархом, и Преосвященным Иоакимом, епископом Васлуйским, викарием Романским и Хушским. На похороны стеклись сотни монахов и монахинь и более тысячи мирян, духовных чад усопшего. Все провожали старца Паисия в последний путь с возжженными свечами в руках, слезами на глазах и величественным прощальным песнопением на устах:
«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего Паисия иеросхимонаха, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
В монашеском подвиге иеросхимонах Паисий (Олару) был исихастом, которому трудно было отказаться от безмолвия, уединенного скитского жительства, от своей простенькой деревянной келлии на лоне природы, на опушке леса. Пребывание в крупных монастырях со множеством монахов, общим распорядком дня, шумом и многообразными попечениями было ему в тягость.
Могила старца Паисия на кладбище монастыря Сихастрия Отец Паисий был душевным духовником. Он скорее обращался к сердцу, чем к уму. И сам смирялся и даже плакал, чтобы его духовные чада тоже смирились и заплакали о своих грехах.
Немногими словами отцу Паисию удавалось ободрить каждого, кто стучался в его дверь, отвести от безнадежных отчаяние и вселить во всех надежду на получение прощения в раю. По своей великой любви и жалости ко всем, старец ни разу никого не отругал, не обличил со строгостью, не повысил тона, но с великим искусством накладывал бальзам на открытые душевные раны людей.
Отец Паисий был бесценным духовником наших дней. Ему удалось приобрести для Христа больше душ, чем другим, потому что он больше старался, глубже работал с душой человека и сильнее любил.