Мой брат отец Иоанникий (Бэлан)

Монахиня Мария (Бэлан) из монастыря Агапия — сестра знаменитого архимандрита Иоанникия (Бэлана) из монастыря Сихастрия, великого духовника, агиолога румынских святых, составителя эпохального «Румынского патерика». Их связывало не только кровное родство, но и крепкая любовь ко Христу, Которому оба они посвятили свои жизни.

Родилась она в селе Станица Нямецкого уезда в простой крестьянской семье, где стала девятым ребенком. А ее брат, прославленный духовник Иоанникий (Бэлан), был вторым ребенком и первым мальчиком. Между ними была разница в 19 лет, но это не мешало им любить друг друга, как умеют делать это только истинные братья и сестры. Монахиня Мария и отец Иоанникий жили в монастырях, расположенных рядом, через горный перевал, на том пятачке у подножия Нямецких гор, который является Румынским Святым Афоном. Здесь собраны едва ли не самые крупные в стране монашеских обители — Секу, Сихастрия, Сихла, Агапия, Вэратек, — над которыми несут стражу как древние, так и новоявленные святые, ожидающие канонизации[1].

Сгущался вечер, когда мы с ней встретились. Вечер, который окутывал повесть о ее жизни в золото, словно изливавшееся не из мира сего.

Брат и сестра, монахиня Мария и архимандрит Иоанникий Брат и сестра, монахиня Мария и архимандрит Иоанникий

— Коммунистический период был для веры тяжелым, но в то же время чудесным, потому что рядом с нами были эти великие духовники. Святые люди… Знаете, какое это счастье — идти по следам святых?

Начало

Архимандрит Клеопа (Илие) и иеромонах Иоанникий (Бэлан), ок. 1952–1954 гг. Архимандрит Клеопа (Илие) и иеромонах Иоанникий (Бэлан), ок. 1952–1954 гг. «Который из них мой брат?» — недоумевала она. Перед ней стояли два монаха, одетые в длинные черные рясы и белые барашковые безрукавки. Один — молодой, лет 30, с белокурыми волосами и небесно-голубыми глазами, — это и был отец Иоанникий (Бэлан), а другой — постарше, мужчина в самом расцвете сил, чуть за 40, — отец Клеопа (Илие).

И только когда всё село хлынуло к ним домой, чтобы увидеть их, Мария поняла, кто из них ее брат. Он не был обычным человеком. Он был монахом, причем не простым, а из монастыря Сихастрия, где настоятелем был сам отец Клеопа (Илие), которого народ уже тогда любил и почитал как святого.

Так оно и было. Когда он говорил проповедь в сельском храме, все плакали. Будь ты хоть каменным, и тогда его слова не могли не растрогать тебя до глубины души. Горящие огнем слова, исходящие из запредельных миров и собранные в его сердце силой молитвы.

Тогда через их дом прошло все село. Шли вереница за вереницей, чтобы поговорить с этими монахами, попросить у них совета и зачастую утолить свои скорби силой их благословения.

Будь ты хоть каменным, и тогда его слова не могли не растрогать тебя до глубины души

— Времена были очень тяжелые. Коллективизация еще не началась с полным размахом, но каждый крестьянин должен был отдавать государству большую часть того, что производил. Если же не мог, тогда заходили к нему в дом и конфисковывали все, что было. И люди ждали от отца Клеопы и моего брата не только утешения, но и совета. Они не знали, что делать перед лицом такой беспощадной диктатуры, вызывавшей только страх.

Помню, перед тем как уйти, отец Иоанникий оставил нам чемодан, полный его рукописей. Думал, что начнется гонение, и он будет арестован. Но ареста он избежал, а вот гонений — нет.

Братская любовь

Архимандрит Иоанникий (Бэлан) Архимандрит Иоанникий (Бэлан) Отец Иоанникий (Бэлан) всю жизнь любил сестру и заботился о ней. В старости он скажет своему ученику, мирскому священнику:

— Отче, мы, монахи, причастны всех благословений от Бога, кроме одного — носить на руках собственных детей. Эту великую радость Бог даровал только вам, мирянам. Но знай, что я тоже немного был причастен ей, потому что держал на руках свою сестренку Марию. Когда уходил в монастырь, мне было 19 лет, а ей 2 месяца. Ее я обнял последнюю и всегда жил памятью о ней.

Годы шли, девочка стала большой, но брат из своего монастырского уединения продолжал над ней бдеть. И не только молитвами.

— Батюшка меня очень любил. Помню, говорил маме: «Не знаю почему, но мне эта девочка очень дорога». И знайте, он непрестанно бдел надо мной. Однажды я тяжело заболела туберкулезом, и, когда лежала в больнице, получала от него письма, покрытые пятнами его слез… Он очень беспокоился о моем здоровье. Я всегда ощущала его очень нежную, очень чувствительную душу.

Столица святых

Монастырь Агапия, в котором подвизается мать Мария (Бэлан) Монастырь Агапия, в котором подвизается мать Мария (Бэлан)

Мария была студенткой, и когда отец Иоанникий приезжал навестить ее, они бродили по столице. Перед ними открывались все двери, их принимали с любовью везде. В те сумрачные годы в Бухаресте существовала незримая сеть духовных авторитетов, по которой циркулировала любовь Божия. Невзирая на диктатуру, в храмах, закрытых для последующего сноса, в промерзших квартирах и крохотных монастырских келийках можно было встретиться с такими священниками, как Думитру Стэнилоае, Константин Галериу, Софиан (Богиу), Иларион (Аргату) и Венедикт (Гиуш). В эти кружки, пылавшие верой и оказывавшие духовное сопротивление диктатуре, мать Мария вошла через отца Иоанникия (Бэлана), монаха высокочтимого, ученого, всеми очень любимого.

— Все были очень гостеприимными, любвеобильными, я могла в любое время пойти к ним домой или в монастырь. В монастырь Черника к отцу Венедикту (Гиушу) ходила некоторое время каждый день, потому что помогала ему в издании «Прологов». В Чернику я была просто влюблена, и когда шла по аллее, ведущей к храму, чувствовала себя необычайно счастливой. Я очень люблю святого Каллиника[2], он всегда такой теплый и любящий! Поклонившись его мощам в храме, шла в келлию отца Венедикта (Гиуша).

Знаете, каким он был? Святым! Таким я его воспринимала всегда. Мне трудно объяснить почему, это можно только почувствовать, а не объяснить. Он был очень эрудированным, богато одаренным от Бога: прекрасно пел, был талантливым писателем и непревзойденным проповедником. Очень любил Франциска Ассизского и читал мне его стихи в переводе Иоанна Марина Садовяну. Целиком погруженный в себя, и в то же время очень дружелюбный человек, тонкая натура.

Он был очень молчаливым — бывало, когда мы были с ним одни, закончим работать над «Прологами», и он просто умолкает, погрузившись в сердечную молитву. Обычно в такой ситуации, когда человек с тобой так долго не разговаривает, чувствуешь себя неловко, неестественно, к горлу подступает ком. А с батюшкой я могла пробыть час, ничего не говоря, и мы не замечали, как летит время, потому что вокруг него распространялась благодать.

Гонение

Отец Клеопа (Илие) и отец Иоанникий (Бэлан) были слишком сильными, слишком чистыми, и их слова были слишком любимы в народе, чтобы органы безопасности оставили их вместе. И их разлучили. Отца Иоанникия (Бэлана) изгнали из монастыря Сихастрия и отправили в монастырь Бистрица неподалеку от города Пятра-Нямц, чтобы стукачам было легче за ним следить. Туда же был отправлен и отец Иустин (Пырву), у которого за плечами было 7 лет тяжелейшего тюремного заключения. Однако коммунисты, сами того не зная, совершили дело Божие. Здесь, в Бистрице, отец Иоанникий (Бэлан) продолжил работать над своими книгами, в которых спас от забвения и увековечил всех великих румынских святых.

Монастырь Бистрица Монастырь Бистрица

— Стоило ему выйти из монастырских ворот, как сотрудники безопасности проникали в его келлию и всё обшаривали. Как-то у него отобрали одну рукопись. А потом возвращали с огромным трудом, хотя в ней ничего политического не было. Он совсем не занимался политикой, но все-таки его проповеди, которые очень любили в народе, были пощечиной режиму. Так что его перевод в Бистрицу был от Бога, и батюшку там очень любили. К нему шли из города Пятра-Нямц и всех окрестных сел. Как и к отцу Иустину (Пырву), который в Бистрице просто утопал в толпе народа. Ему некогда было даже пойти в храм на Святую литургию, так его искали люди. Его тоже очень любили, потому что он был очень кротким и прошел через тюремные страдания.

Книга с востока

Составитель «Румынского патерика» архимандрит Иоанникий (Бэлан) Составитель «Румынского патерика» архимандрит Иоанникий (Бэлан) Она с детских лет ходила в монастырь Сихастрия к своему брату отцу Иоанникию, но призвание к монашеству созрело не сразу:

— Помню, как-то батюшка привел меня в маленькую монастырскую библиотеку. «Смотри, — говорит, — с восточной стороны я расставил священные книги, а с западной — все остальные. Выбери себе одну и почитай!» Я глянула на названия и говорю ему: «Мне бы одну с запада!» — «Нет, сестренка, прошу тебя: возьми и одну священную книгу, с востока. Вот, я даю тебе послушание прочитать Деяния Апостолов».

А в то время в монастыре Сихастрия электричества не было. Читали при свете лампы, и это было так красиво! На клиросе же пели тихо, византийского пения не было, звучала очень простая мелодическая линия. Это фактически была молитва-пение, где музыка отходила на второй план, а на первом оставалась любовь к Господу.

Так я узнала, что такое монастырь. В 1968-м году в монастыре Вэратек я помогала монахине Агафии, моей троюродной сестре, как вдруг она мне говорит: «А ты знаешь, что отец Иоанникий был бы рад, если бы ты пришла в монастырь?» Тут на меня словно небесный свод обрушился! Я стала молиться, описывая круги вокруг церкви, и приняла решение. Тогда я училась на втором курсе, а мне нравилось доводить дело до конца. Так что решила сначала закончить вуз (при Академии экономических исследований).

Монастырь Вэратек, храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото: Shutterstock Монастырь Вэратек, храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото: Shutterstock

А когда я его окончила, мой брат отец Иоанникий решил меня испытать и попросил подождать еще. Думаю, батюшка хотел увидеть мою непреклонность, да и чтобы прошла волна гонений, обрушившаяся на монастыри после декрета 1959 года, № 410, когда все монахи были изгнаны из своих монастырей. Декрет не был отменен, и хоть монахи стали возвращаться в свои обители, но делали это нелегально, стараясь закрепиться в монастырях под любым предлогом, как музейные сотрудники или рабочие ремесленных мастерских.

Молитва старца Паисия (Олару)

Иеросхимонах Паисий (Олару) Иеросхимонах Паисий (Олару) «У тебя еще есть радость?» — вот о чем спрашивал ее отец Иоанникий каждый раз, когда они виделись. Знал, что любая монахиня в первые годы после поступления в монастырь чувствует себя чрезвычайно счастливой. Благодать свыше переполняет сердце новоначального и помогает ему незаметно перешагивать через любое испытание. Мать Мария ясно помнит эти годы начала, когда Бог носил ее на руках:

— Когда у тебя есть от Христа призвание к монашеству, ты не уходишь в монастырь, ты бежишь в него! Это благодать Божия, великая благодать. Вначале она тебя окутывает, а потом ослабевает, и приходят испытания, чтобы ты смирялся. Для меня радость поступления в монастырь была огромной. Хотелось заключить в свои объятия всех сестер, до того я была счастлива! Между нами была пучина любви. Бывало, мы работаем в поле, я отстану и вдруг вижу впереди себя пару монахинь, которые закончили копать свой ряд и перешли на мой, торопясь вскопать и его. Или, когда валил снег, мы вставали в полночь и шли к стареньким монахиням, чтобы разгрести сугробы вокруг их домика. В те годы было замечательно! Да и настоятельница у нас была особенная, Евстохия (Чокану), дорогая, в прошлом студентка отца Стэнилоае. Я ее очень любила.

Любая монахиня в первые годы после поступления в монастырь чувствует себя счастливой

Мать Мария выбрала монастырь Агапия, где подвизается и сейчас, чтобы быть поближе к старцу Паисию (Олару), подвизавшемуся в то время в скиту Сихла. Тысячи паломников взбирались по тропинкам Нямецких гор, чтобы попасть в маленькую келлию святого духовника.

— Когда я поступила в монастырь, то попросила настоятельницу отпускать меня к отцу Паисию хотя бы раз в месяц. И ходила к нему по ночам иногда, потому что днем была работа. В то время в Сихле были только старенькие домики, и каждый освещался одной лампадкой. Батюшка обитал наверху, в маленькой келлии под скалой. Он был добрым, как мать! На Исповеди можно было уткнуться головой в его колени… (плачет).

Мне всю жизнь хотелось иметь такого духовника, как он. Он был очень добрым. Очень добрым! Окормлял нас с огромной любовью. В полночь собирал нас, как наседка, под свою епитрахиль и читал над нами удивительную молитву, составленную им самим: «Благослови, Господи, труд их, и домик их, и хлеб их, и детей их, и жизнь их, и доброй кончиной помилуй их, а на том свете, в день Суда, уголочек рая даруй им, яко благословен еси во веки веков». А в завершение каждый раз желал нам: «Да встретимся у ворот рая!»

А в завершение каждый раз желал нам: «Да встретимся у ворот рая!»

Он был просто бесценным! У него всегда находились маленькие стишки, которые вызывали у нас улыбку. Когда мы поднимались в гору, он приговаривал: «Пойдем в рай, рай, рай, на телеге с двумя конями!»[3] Потом объяснял, что два коня — это тело и душа, а в телеге находятся наши дела.

Мы, молоденькие монахини, немного подтрунивали друг над дружкой, а очень страдала от этих обид только я: в монастыре так бывает, потому что мы приходим из мира с амбициями, от которых трудно отказаться. И отец Паисий учил меня видеть всех монахинь лучшими, чем я. То есть чтобы я смирялась. Говорил, чтобы я пошла в церковь и сказала перед иконой: «Я виновата во всем!» Но говорил это с такой любовью! Исправлял с огромной любовью, чтобы мы смирились, но и понимал нас тоже.

Уход отца Иоанникия

После отшествия отца Клеопы (Илие) к Богу, произошедшего 2 декабря 1998 года, отец Иоанникий (Бэлан) стал говорить ученикам, что хотел бы удалиться на безмолвие. Всю свою жизнь он отдал Христу, обошел все уголки страны в поисках сказаний о древних святых. Книги его, на которых выросло уже целое поколение, теперь читали все, от самых простых верующих до иерархов. Он исполнил свое предназначение, и теперь, в 70 лет, искал отдохновения в молитве, хотел покоя, в котором нуждался всю жизнь.

— Отец Иоанникий был созерцательной натурой. Очень любил молиться. В своем дневнике писал, что, выйдя после утрени часа в 2 ночи, шел на кладбище помолиться на могилах великих старцев Сихастрии.

Неугасимые лампады на кладбище монастыря Сихастрия Неугасимые лампады на кладбище монастыря Сихастрия

В конце концов Бог исполнил его жажду уединения, послав тяжелую болезнь. И в последние годы, до самого своего переселения на небеса в 2007-м году, он знал только одну дорогу: из келлии — в церковь и обратно, и его всегда вели под руки ученики.

— Оставайся здесь, ты же мне как мама! — говорил он каждый раз, когда она приходила в Сихастрию.

Книги его, на которых выросло уже целое поколение, теперь читали все, от простых верующих до иерархов

И она, наконец, осталась.

— Мой брат был очень восприимчивым человеком, у него была очень чувствительная душа, душа поэта. Когда я в последние годы читала ему стихи Еминеску, он плакал. Я была с ним, когда он отошел ко Господу ночью 22 ноября. Он впал в кому за 10 дней до этого, и к его одру началось настоящее паломничество. Шли, чтобы увидеть его, вереницы верующих, священники, монахи, иерархи.

21 ноября, в 8 часов вечера, я сидела возле него и читала Псалтирь. Обычно он дышал очень тяжело, но когда я дошла до псалма 119, то заметила, что он стал дышать нормально. А потом дыхание становилось все слабее, и в 2:20 он угас. За окном повалил снегопад… Он умер мирно.

Монахиня Мария (Бэлан) Монахиня Мария (Бэлан)

Иногда я вижу его во сне. Как-то видела в священническом облачении — он благословил меня и исчез. Был такой радостный. Очень радостный! И я проснулась счастливая, на седьмом небе!

Он был мне очень дорог! И не только он, к нему я привязана как к родному брату, но и другие старцы века минувшего. Они все были настоящими отцами! Рядом с ними я даже не ощущала, что живу в эпоху диктатуры. Я была так счастлива!

Чувствую, они до сих пор говорят с нами. Всегда думаю о них. Они для меня останутся идеалом до самой смерти. Всегда думаю: а что бы сказали они, что бы сделали, окажись сейчас на моем месте? И с этой мыслью мне легко принимать решение, чтобы держаться верного пути к Богу.

С монахиней Марией (Бэлан)
беседовал Кристиан Курте
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Formula AS (Формула АС)

9 ноября 2023 г.

[1] Упомянутые в этой статье протоиерей Думитру Стэнилоае, а также старцы Клеопа (Илие) и Паисий (Олару), прославившиеся обилием чудотворений как при жизни, так и после упокоения, в 2025-м году, будут причислены Румынской Церковью к лику святых.

[2] Имеется в виду свт. Каллиник Черникский († 1868), память 11/24 апреля.

[3] На румынском это звучит в рифму: «Hai la rai, la rai, la rai, cu căruţa cu doi cai».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Невидимые пустынники Буковинских гор Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Невидимые пустынники Буковинских гор Невидимые пустынники Буковинских гор
Часть 1. Восхождение на Джумэлэу
Богдан Лупеску
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Отец Иакинф, мой добрый духовник Отец Иакинф, мой добрый духовник Отец Иакинф, мой добрый духовник Отец Иакинф, мой добрый духовник
Когда кто-нибудь согрешал, он ему говорил: «Вот самая большая епитимия, которую я тебе даю: подумай о том, что ты огорчил Бога. И старайся впредь Его не огорчать».
«Я смотрел на него как на святого» «Я смотрел на него как на святого»
Архим. Иустин (Пырву)
«Я смотрел на него как на святого» «Я смотрел на него как на святого»
Памяти архимандрита Иоанникия (Бэлана)
Архимандрит Иустин (Пырву)
У отца Иоанникия (Бэлана) была душа, с детства избранная и призванная Богом. Он с девятилетнего возраста полюбил монашескую жизнь, и его, мальчишку, часто можно было встретить то в Сихастрии, то в Нямце, то в Секу…
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×