Проповедь в Крещенский сочельник

18 января 2024 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления — Крещения Господня.

Этот праздник тесно связан с Рождеством Христовым и в глубокой древности был соединен с ним в единый праздник, почему и называется праздник Крещения также словом «Богоявление». Господь пришел в мир в Вифлеемской пещере, но явил Себя миру через Крещение на Иордане, когда голос Бога Отца и сошествие Святого Духа свидетельствовали всем, кто был способен это увидеть и понять, что Бог воплотился и Сын Божий стал Сыном Человеческим, для того чтобы спасти мир.

И мы знаем, какой огромный переворот в сознании людей произвела эта Божественная весть. Была создана огромная христианская цивилизация, и людям казалось, что ничто не может поколебать основы христианского мироустройства. Эта цивилизация достигла своего особого расцвета в Византии, и действительно казалось, что благодать Божия сошла на мир. В знак присутствия Бога в мире, промышления Бога о мире в Константинополе был построен величественный кафедральный собор Святой Софии, Премудрости Божией. Он напоминал собой вселенную — огромный купол, совершенно феноменальное по тем временам, да и не только по тем временам инженерное сооружение, был без всяких поддержек распростерт над огромной площадью храма, чтобы тем самым свидетельствовать, что Бог пришел в мир, что высочайшей ценностью человеческой жизни является вера в Бога Творца, а величайшим действием, которым должна быть наполнена наша жизнь, — установление связи человека с Богом.

Так думали наши благочестивые предки. Не потому, что они не были просвещены так, как люди XXI века, — совсем не потому! А потому что, выйдя из оков язычества, на опыте собственной жизни познав всю опасность языческих заблуждений, то есть поклонения ложным богам, люди с великой радостью приняли весть о пришествии в мир Сына Божия. И с какой же радостью они отдавали свои мысли, сердца, души, а иногда и жизнь за эту веру!

Многое прошло с тех пор. И Святая София больше не храм, да и многое другое изменилось в жизни христиан, но, думаю, одно сохраняется среди верных учеников Спасителя — это вера в Его пришествие, вера в то, что Он Своими страданиями искупил от грехов человеческий род, и вера в то, что Он с нами, через нашу жизнь в Церкви, через приятие Его Тела и Крови в Святой Евхаристии. Он вместе с нами, когда мы искренне молимся Ему, а если бы мы не чувствовали помощь свыше, то наверняка и не молились бы.

И сегодняшний день, абсолютно замечательный как по своему историческому происхождению, так и по тому благочестию, с которым связано воспоминание события Крещения, свидетельствует нам о величайшей милости Божией, о присутствии Триединого Бога в роде человеческом и, конечно, призывает всех нас хранить в сердцах своих веру, стараться жить по законам этой веры. Ведь это не человеческие законы, для одного поколения убедительные и привлекательные, а для последующих становящиеся пустым звуком; они исходят не от какой-то мудрости, не от какой-то философии. Не на этих ценностях мы должны основывать свое мировоззрение и свою жизнь, а на глубочайшей уверенности в том, что Бог, сотворивший небо и землю, явился роду человеческому в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, Который через страдания и смерть даровал нам присутствие в нашей жизни Святого Духа.

Именно силой Божественного Духа и существует Церковь Божия. Силой Божественного Духа существует вера в сердцах людей. Именно сила Божественного Духа способна исцелить наши недуги душевные и телесные, укрепить наш разум, дать нам правильные ориентиры в жизни, помочь ни при каких обстоятельствах не поддаваться на искушения и соблазны, но твердо идти по пути, который заповедан нам Самим Господом через Его святых апостолов.

И сегодня, в этот день, когда мы особенно чувствуем прикосновение к нам, через освящение воды, Божественной благодати, прикосновение иного бытия, иного мира, мы должны ясно сознавать, что этот иной мир совсем недалеко от нас. Он рядом с нами. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, вкушая Тело и Кровь Спасителя, мы входим в этот мир. Когда нас окропляет святая вода, мы соприкасаемся с этим Божественным миром. Когда мы в горячей молитве просим Господа и особенно когда совершаем добрые дела во имя Божие, мы соприкасаемся с этим миром, и это соприкосновение дает нам надежду на спасение и в этой жизни, и в жизни вечной.

Всех вас, мои дорогие, я еще раз сердечно поздравляю с этим светоносным праздником, и пусть благодать Божия в ответ на нашу веру и наши скромные молитвы укрепляет нас на нашем жизненном пути. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×