ЗАМЫСЕЛ ТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРЕХОПАДЕНИЕ
В Евангелии от Иоанна сказано: "Бог есть любовь". Самым главным свойством Бога является любовь. Поэтому Бог восхотел, чтобы к этой любви, как высшему благу, был причастен еще кто-то. С этой целью были созданы разумные существа: Ангелы и человек, которые одни, нося в себе образ Божий, были способны откликаться на Божественную любовь: чувствовать ее и воздавать Богу взаимной любовью.
Это должно было происходить одновременно с тем, как человек сам бы восходил к Богу, постепенно уподобляясь Ему. В этом восхождении и уподоблении Богу была положена цель человеческой жизни. По-другому ее можно назвать обoжением: человек по благодати должен был стать тем, чем Бог является по Своей природе. То есть человек должен был приобретать все те качества, которые имел Бог. Только в отличие от Бога, Который обладал этими качествами по самой Своей природе и у Которого эти качества не имели другого источника кроме Самого Бога, у человека все божественные качества были бы приобретенными и их источником мог быть только Бог. Человек знал о цели своего существования, то есть что Бог уготовал ему стать как Он Сам. Для этого ему нужно было быть верным своему Творцу и не нарушать Его заповеди, которая в раю состояла в том, чтобы не вкушать плодов от дерева познания добра и зла.
Дьяволу – главе отпавших от Бога Ангелов, превратившихся в демонов – было невыносимо видеть, как человек непрестанно восходит в своей любви и познании Бога. Он попытался направить человека по ложному пути, удалить его от Бога. Для этого он явился в виде змея в райском саду жене первого человека – Еве – и предложил нарушить заповедь Божью, вкусив от дерева познания добра и зла. Первые люди – праотцы Адам и Ева – послушались его голоса и преступили повеление Божье, предав тем самым Божью любовь и утратив связь со своим Господом. Произошло грехопадение. В результате того, что люди отвернулись от Бога – подателя жизни и источника всякого блага – в человеческой природе произошли трагические изменения: все ее стройное устройство было нарушено, более низкие ее силы возобладали над более высокими, в ней зародилась непреодолимая склонность ко злу. Результатом этого стали болезни тела и в конце концов физическая смерть человека. Все человеческое существо – его душа и тело – заболели грехом, что в конце концов должно было привести к смерти тела. Поскольку состояние всего окружающего мира было поставлено в прямую зависимость от состояния человеческого естества, болезнь последнего привела к тому, что во все видимое творение Божие тоже вошла порча и болезнь. В Священном Писании об этом сказано, что земля, из которой произраставшее "всякое дерево было приятно на вид и хорошо для пищи", после этого "произрастит терния и волчцы".
Итак, своим непослушанием человек воздвиг стену между собой и Богом, утратил связь со своим Творцом и приобрел непреодолимую склонность ко злу. Это проявилось уже в самом начале человеческой истории после грехопадения, когда старший сын павших прародителей Адама и Евы – Каин – убил своего младшего брата Авеля. После этого человечество все больше и больше начало погрязать во зле. Недружелюбие и неприязнь между отдельными людьми перерастали во вражду и войны между целыми народами, когда одни народы со все возрастающей жестокостью уничтожали другие народы. И сами в свою очередь порабощались тиранами. Зло господствовало и непрестанно умножалось и в личной жизни каждого человека. Однобрачные связи постепенно заменялись многобрачными, царили блуд и разврат. Жены ненавидели своих мужей и сыновья – отцов. Люди осознавали, что делают зло, и не могли справиться с собой, чтобы его не делать.
Тогда Господь Бог избрал праведного патриарха Авраама, чтобы произвести от него избранный народ, из которого должен был родиться Мессия, Который бы избавил страждущее человечество от тирании зла. Через много лет, когда этот избранный народ умножился, Господь дал ему через пророка Моисея Закон – нормы, регулировавшие все стороны его жизни, а также определявшие, что есть зло и что есть добро. Это было особенно важно в мире, где нравственные критерии были размыты и каждый трактовал зло и добро по-своему. Закон представлял избранному еврейскому народу образец, каковой должна быть праведная жизнь. Однако он заведомо был невыполним. Зло, гнездившееся в человеческой природе в результате грехопадения, не давало людям, даже знавшим, что есть праведная жизнь, и желавшим жить такой жизнью, возможности исполнить Закон. Об этом пишет апостол Павел: "Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай… Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!" Чтобы вывести человечество из этого тупика, на землю сошел Сам Бог, приняв человеческое естество.
ТАИНСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА СЛОВА
Вочеловечение Сына Божия имело две цели. Во-первых, Бог принял на Себя падшее человеческое естество, чтобы исцелить его Собой. От соединения с божеством человечество получило исцеление от всех "ран", которые у него возникли в результате грехопадения. Сын Божий, приняв человеческую душу, уничтожил в ней наклонность ко злу, восстановил власть высших сил души над низшими, опять дал ей возможность откликаться на любовь Бога, а приняв человеческое тело, избавил его от необходимости смерти и через Свое воскресение подал всему человечеству надежду на воскресение. Во-вторых, Бог воплотился, чтобы человек наконец мог достичь цели своего существования, предопределенной еще в раю – обoжения. По словам Отца Церкви IV столетия св. Афанасия Великого, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. По словам другого Отца Церкви, жившего в VII веке, св. Максима Исповедника, Слово "настолько нас обожило по благодати, насколько Само по природе стало человеком". Во Христе Его человеческая природа приобрела свойства Божественной. Благодаря этому всякий, кто приобщается ко Христу и становится членом Его Тела – Церкви – тоже наследует свойства Его Божественной природы.
Чтобы человечество получило спасение от греха и возможность обoжения, было необходимо, чтобы с Божественной природой Сына Божия соединилась вся человеческая природа – за исключением греха. То есть и ум, и воля, и чувства, и все силы, которые есть в человеческой душе, а также все человеческое тело. Поэтому Христос имел и два ума, и две воли. Таким образом, во Христе с божеством соединилась вся человеческая природа, потому что, согласно мысли Отцов Церкви, что не соединилось с божественным естеством Христа, то осталось неуврачеваным. Если бы что-нибудь из человеческой природы осталось вне соединения с божественным естеством Христа, та часть была бы лишена спасения и продолжала пребывать во власти греха и тления.
Так как зачатие Христа было непорочным – "от Духа Святого и Марии Девы", как мы исповедуем в Символе веры, – Его человеческая природа не имела в себе никакого порока и следствия первородного греха Прародителей.
Две природы – божественная и человеческая – соединились во Христе так, что не смешались в одну общую природу, не изменили каждая своих природных свойств. Также они соединились так, что их невозможно разделить либо разлучить. Четвертый Вселенский собор Церкви, состоявшийся в 451 году, определил, что божественная и человеческая природы во Христе соединились "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". В силу этого человеческая природа и после преславного Вознесения Христова на Небеса неразлучно пребывает с божественной природой Христа одесную Отца. Вместе с божественной природой она принимает поклонение от всех Небесных Сил бесплотных, а также явится во время второго Пришествия Христова, когда Он придет судить живых и мертвых.
Соединение двух природ во Христе состоялось в Ипостаси Сына Божия. До Боговоплощения не существовало такого человека Иисуса, с которым, как учили некоторые еретики, соединился Христос. Как и после Боговоплощения во Христе не сосуществовало двух ипостасей: божественной и человеческой, но была лишь одна – вторая Ипостась блаженной Троицы, то есть Ипостась Сына Божия и Слова. Ипостась Сына Божия приняла безыпостасное человеческое естество. То есть человеческое естество было "воипостазировано" в Ипостась Бога Слова. При этом самого человеческого естества Христа не существовало до того, как оно было принято Божественной Ипостасью. "Воипостазирование" человеческой природы совершилось во время Благовещения Деве Марии, Которая является истинной Богородицей, потому что родила Христа, Который, как при рождении, так и сразу после зачатия был и Богом и человеком, при чем Его человеческое естество было "воипостазировано" в Ипостась Сына Божия и не существовало никакой человеческой ипостаси, с которой бы оно было соединено.
Спасение человеческой природы через соединение с божественной было, с одной стороны, особым действием второй Ипостаси Святой Троицы, Которая и "воипостазировала" эту природу, а с другой стороны – общим действием всей Святой Троицы.
ТАИНСТВО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Тайна Святой Троицы является одной из величайших тайн христианства. Хотя отдельные неявные ссылки на нее можно найти еще в Ветхом Завете, для человечества, жившего до Христа, включая избранный народ, она была закрыта. Откровение о тайне Божественного бытия, что Бог есть Троица, принес в мир Сын Божий и передал его Своей Церкви. Даже после пришествия в мир Спасителя тайна Святой Троицы открывается не всем, но лишь членам Церкви Христовой, которые через соединение со Христом становятся причастниками таинства блаженной Троицы. Все находящиеся вне Церкви, даже если они будут тщательно изучать богословские трактаты, раскрывающие учение Церкви, не смогут постичь тайны бытия Божия так, как члены Церкви – даже если последние не изучали богословия специально. Тайна Святой Троицы познается опытно. Она скорее не познается умом, а переживается сердцем. Самостоятельно познать эту тайну не в силах никто – приобщение к ней возможно только по действию и просвещению Духа Святого. Для того, чтобы Дух Святой посетил человека и вложил в его сердце ведение тайны бытия Пресвятой Троицы, человек должен иметь веру и очищенное от пороков сердце, ибо в Благовествовании Христовом сказано: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Эти же условия необходимы для познания тайны вочеловечения Сына Божия, тайны Церкви и вообще домостроительства спасения падшего человечества.
Итак, откровение Христово и опыт Церкви говорят, что Бог есть Троица и Едuница одновременно: троица Лиц или Ипостасей и едuница Природы.
Отец Церкви IV века св. Василий Великий определяет ипостась в Троице как частное, особенное и неповторимое, а природу или сущность – как общее, принадлежащее всем божественным Ипостасям. Три Ипостаси Святой Троицы – это Отец, Сын и Дух Святой. Отец имеет отличительное свойство, которого не имеют ни Сын, ни Дух Святой. Это свойство нерожденности. Также Сын имеет Свое особое свойство, которое отличает Его от Отца и Духа Святого – свойство рождения от Отца. И Дух Святой отличается от Отца и Сына тем, что исходит от Отца. Нужно остерегаться проводить какие-либо аналогии между тем рождением и исхождением, которые мы знаем из земного опыта, и божественным рождением и исхождением, которые называются так условно, чтобы отличить Отца от Сына и Духа, Сына – от Отца и Духа и Духа – от Отца и Сына. "Образ рождения и образ исхождения для нас непостижим, – говорит еще один Отец Церкви, живший в VIII веке, св. Иоанн Дамаскин, – что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали, но какой образ различия – этого никак не постигаем".
В троице Ипостасей один Отец является безначальным, а Сын и Дух Святой имеют начало – Отца: Сын, как рождающийся от Него, и Дух, как исходящий. Дух Святой исходит только от Отца, а не и от Сына, как учат некоторые еретики, потому что рождать и изводить является личным свойством Отца, отличающим Его как от Сына, так и от Духа Святого. Несмотря на то, что Отец является началом Святой Троицы, все Ее Лица равны между собой – среди них нет старших и подчиненных. Сын не ниже Отца, и Дух Святой не ниже Отца и Сына.
Отец, Сын и Дух Святой не разделяются, но лишь различаются между Собой. Это не три бога, но один Бог. Также божественные Лица не существуют сами по себе, так как не обладают каждое своей особой природой, но имеют одну общую божественную Природу или Сущность. Все, чем обладает Отец, кроме отцовства как Своего отличительного свойства, принадлежит также Сыну и Духу Святому, то есть относится к общей Сущности трех Ипостасей Святой Троицы. То же самое можно сказать о Сыне и Духе Святом. Отец, Сын и Дух Святой имеют каждый не такую же, но ту же Сущность, поэтому являются единосущными друг другу. Как пишет Отец Церкви IV века св. Григорий Богослов, "Сын – не Отец, потому что Отец – один, но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный – один), но то же, что Сын. И Три – единое по Божеству, и Единое – три по личным свойствам". Такие свойства Бога как любовь, благость, справедливость всемогущество и бесчисленное количество прочих относятся к божественной Природе и являются общими для всех Лиц Святой Троицы. Как Лица не могут существовать без Природы, так и Природа не может существовать без Лиц. Их невозможно разделить между собой, но можно лишь мысленно различать. Как пишет тот же св. Григорий Богослов, "Я еще не начал думать о Едuнице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Едuница снова охватывает меня."
В Святой Троице мы должны различать также божественную Сущность или Природу и божественное Действие или "Энергию". Божественная Сущность остается непостижимой как для людей, так и для Ангелов. Бог постигается только благодаря Своему Действию, которое также именуется благодатью, божественным светом и т.д. Оно является нетварным, но и не вторым богом наряду с божественной Природой. Мы можем его лишь отличать, но не отделять от божественной Сущности, из которой оно исходит, не сливаясь и не разделяясь с последней. Божественная благодать является общей для всех Лиц Святой Троицы и представляет собой все Божество без всякого опущения. Именно этой благодатью Бог сотворил весь видимый и невидимый мир и содержит его в бытии. Именно благодаря этой нетварной благодати все творение Божие приобщается превечному божественному Бытию и приобретает возможность обoжения. Именно этой благодатью живет Церковь Христова.
ТАИНСТВО ЦЕРКВИ
Господь и Бог наш Иисус Христос, вознесшись через сорок дней после Своего Светлого Воскресения на Небеса и воссев одесную Отца, оставил на земле Свою Церковь, которая, хотя и предсуществовала прежде сотворения мира, была полностью осуществлена в день праздника Пятидесятницы, когда на блаженных Апостолов, по обетованию Господню, сошел в виде разделяющихся языков пламени Дух Святой. В Церкви Господь пребывает среди Своих верных, так как Церковь является Его Телом, а ее члены – членами Его Тела. Христос есть Глава Церкви. Он основал Свою Церковь как Ковчег спасения, в котором верные спасаются от духовной смерти и достигают спасения и обoжения. Вне этого Ковчега спасения нет, как нет истинного и полного общения со Христом, а через Него – со Святой Троицей, ибо в таковом общении и состоит спасение человека.
Церковь одна и нет других Церквей – как один Христос, являющийся единственным Главой лишь одного Тела. Кто говорит о нескольких Церквах или разделяет Церковь, тот исповедует, что Христос имеет несколько тел, либо же раздробляет Его Тело, что является богохульством. Многие человеческие сообщества, исповедующие то или иное учение о Христе, в силу чего именуются "исповеданиями", называют себя "Церковью Христовой", однако не являются таковой и восхищают то, что принадлежит лишь Единой, Соборной и Апостольской Церкви, которая есть Церковь Православная. Только она является истинным Телом Христовым и Ковчегом спасения. Только она одна в неизменном виде сохранила то, что ей было передано святыми Апостолами. Прочие "исповедания", именующие себя "Церквами", предпочли истине ложь, оставили переданное им Апостолами, исказили учение Христово и отпали от Его Тела. (Сюда можно отнести Армянскую и Коптскую "церкви", (монофизитов), Римо-католическую, различные протестантские "церкви" и отделившиеся от них многочисленные секты: баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы, мормонов и т.д.) Кроме того, существуют также образования, которые, хотя и сохранили православное вероучение, вследствие гордыни и попрания соборного начала Церкви и ее священных канонов также отпали от Тела Христова, превратившись в раскольнические или схизматические группы. (Одна из самых крупных раскольнических лжецерквей существует на Украине. Это так называемая "Украинская православная церковь Киевского патриархата", возглавляемая лжепатриархом Филаретом Денисенко. Она не имеет общения ни с одной Поместной Православной Церковью во всем мире и пошла по пути всех древних церковных раскольников.) Их характерной особенностью является то, что они не имеют общения ни с одной из православных поместных Церквей, тогда как все поместные Церкви имеют общение друг с другом, что и объединяет их в единую Церковь Христову.
Верные получают благодать Божью, а благодаря ей и спасение, через Таинства Церкви. Все Таинства Церкви можно объединить в единое Таинство спасения человека. Главными из церковных Таинств, без которых невозможно спасение, являются Крещение, Миропомазание и Евхаристия. Из этих трех самым главным является Евхаристия, которую также называют Таинством Таинств.
Таинство Евхаристии или Благодарения было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, "взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая". Таким образом, Таинство Евхаристии было установлено как Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, становится одним Телом с Ним и через Него приобщается божественному Бытию. Евхаристия дает силу всем остальным Таинствам. Где недействительно Таинство Евхаристии, там недействительны и прочие Таинства, там не осуществляется Таинство спасения, по слову Самого Господа: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".
Вступление в Церковь осуществляется через Таинство Крещения. Крещение состоит в троекратном погружении крещающегося человека в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. Крещающемуся оставляются все его грехи. После Крещения он готов к обновленной жизни во Христе. Однако прежде, чем креститься, человек должен покаяться во всех своих грехах и решиться больше никогда их не повторять. Если человек крестится без покаяния, он не получит тех благодатных плодов, которые может дать ему Крещение.
По слову Спасителя, человек должен быть крещен водою и духом. То есть по выходе из крещальной купели он должен получить Духа Святого, как некогда Его получили Апостолы в день Пятидесятницы. На человека налагается печать дара Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое для крещаемого является повторением Пятидесятницы.
Отныне он имеет возможность жить полноценной христианской жизнью, через хранение православной веры, соблюдение Божиих заповедей и участие в церковных Таинствах достигая спасения и в конечном счете главной цели своего существования – обoжения.
20/03/2001