Портал Православие.Ru посвятил иконоборчеству новейшего времени, не обошедшего, к сожалению, и церковную ограду, целые серии статей священника Алексия Кнутова и Владимира Немыченкова. Недавно у уважаемых авторов вышла посвященная этой теме книга «Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания» (СПб.: Алетейя, 2024. 372 с.: ил.), составленная преимущественно из их публикаций на нашем портале. Согласно единодушному убеждению авторов, данную книгу можно смело назвать их совместным проектом с порталом Православие.Ru и нашими читателями, поскольку именно они собрали половину суммы, требуемой для выхода в свет книги.
Предоставляем самим авторам рассказать о новой книге и её проблематике.
Обложка книги: «Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания»
Человечество переживает бум визуальной культуры, который некоторые культурологи называют «иконофагия» – «поедание образов»
В настоящее время человечество переживает бум визуальной культуры, который некоторые культурологи называют «иконофагия» – в буквальном переводе с греческого «поедание образов». Люди во всё возрастающем объеме «потребляют» зрительные образы. Развитие цифровых технологий позволяет с легкостью создавать их в неограниченных количествах (фото, видео) и также непринужденно, походя, потреблять.
К телевизорам, персональным компьютерам и ноутбукам добавились смартфоны, очки дополненной реальности… Лазерные шоу проецируют изображения на любые поверхности и просто на воздух. Инженеры и программисты научились создавать мегакартины в атмосфере из множества светящихся беспилотных аппаратов… Люди развлекаются, общаются и живут в мире образов. Цветные картинки часто заменяют текстовые сообщения в мессенджерах. Мы привыкли к этому как к нашей повседневной обыденности. Зрительные образы входят к нам в душу, в сердце, в память и остаются там навсегда, даже если мы их «забываем». Это не так уж безобидно, потому что всякое «чересчур» неполезно.
Современные технологии позволяют наносить любые изображения практически на любые материалы: бумагу, ткани, кожу, металл, керамику, стекло, дерево, пластмассу, полиэтилен… С экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов, рекламных билбордов, установленных на улицах городов и вдоль загородных шоссе, с обложек книг, журналов и газет, календарей, рекламных проспектов и листовок, с этикеток продовольственных и хозяйственных товаров, с упаковочных коробок и пакетов, – словом отовсюду на нас взирают чьи-то глаза, мы видим лица каких-то людей, задача которых – привлечь к себе наше внимание, в чем-то убедить, что-то предложить или продать, произвести нужное впечатление…
Если портрет Джоконды (Моны Лизы) кисти великого Леонардо да Винчи появляется на чьей-то майке или ботинках, это вопрос вкуса, бытовой культуры или «философии обуви» конкретного производителя и покупателя товара.
Mona Lisa Boots. Фото: Kaboodleworld
Но когда на куртке пассажира метро мы видим множественные иконки Христа Спасителя, а на обуви икону Божией Матери с младенцем Иисусом, это проблема религиозная, причем крайне серьезная. Это уже кризис. Кризис благочестия, надругательство над святым образом, кощунство и богохульство!
Куртка с ликами Иисуса Христа. Источник: телеграмм-канал «Что там в Москве?»
Это профанация святыни, осквернение сакрального, новая форма иконоборчества (или икономахии), которое Церковь Христова, пусть и в другой форме, уже пережила в VIII–IX вв. Пережила как величайший, почти столетний вероучительный и вероисповедный кризис, как борьбу с опаснейшей ересью, поддержанной всей мощью тогдашнего государства – Византийской империи.
Обувь с ликами Богородицы и Богомладенца. Фото: NewsIT
И вот теперь в новых условиях полной «свободы совести» – свободы исповедания любой религии или неисповедания никакой – при поддержке или равнодушии государства в разных странах некогда христианского, в том числе православного мира происходит явное профанирование святых образов, произвольно размещаемых на любых обыденных предметах: обуви, одежде, постельном белье, посуде, упаковке товаров, брелоках и ключах для открывания бутылок… Это явный, очевидный для всех кризис христианского благочестия, иконо- и даже богоборчество!
Или нет?
К огромному сожалению, многие люди действительно не видят в профанировании священных изображений ничего кощунственного
К огромному сожалению, многие люди действительно не видят в описанном ничего кощунственного: «просто оригинальное оформление товара». Ведь ради получения прибыли все средства хороши[1]. Если для человека репродукция иконы или иного священного изображения (фрески, мозаики, скульптуры, Креста или Распятия) – это не святой образ, достойный благоговейного отношения, почитания, поклонения и молитвенного обращения к изображенному (Иисусу Христу, Богородице, святым подвижникам), а простая иллюстрация, картинка религиозного содержания наравне с любой другой, то что мешает делать с такими «картинками» диванные покрывала, одеяла, простыни, подушки, кроссовки (причем иногда даже с наилучшими побуждениями – якобы ради «христианской миссии»[2]), производить ковры, кухонные фартуки и скатерти, куртки, майки и иные «товары для православных»?..[3]
Обувь с ликом Христа в терновом венце. Фото: Ciaocustom
В книге Притчей Соломоновых сказано:
«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его: благочестие же в Бога – начало чувства [разумения], премудрость же и наказание нечестивии уничижат» (Притч. 1: 7)[4].
В XIX веке в толковании на этот библейский стих епископ Виссарион (Нечаев)[5] писал:
«Страх Божий – это такое духовное расположение, которое в этом же стихе называется благочестием в Бога, или в отношении к Богу, – и как страх Божий есть начало премудрости, так и о благочестии сказано, что оно есть “начало чувства” (ведения). “Благочестие в Бога”, значит благое чествование Бога, или истинное богопочтение. <…> Если благочестие или истинное богопочтение сопоставляется со страхом Божиим, этим внушается, что истинное богопочтение немыслимо без страха, или благоговения пред Богом».
Ибо чтитель истинного Бога, сознавая Его величие, святость, могущество, власть, силу, всеведение сознает и свою греховность, виновность и неблагодарность пред Ним, пишет владыка и продолжает:
«Страх Божий столь тесно связан с благочестием, что без него невозможна истинная любовь к Богу, ибо эта любовь должна быть благоговейна; любя Бога, как Отца нашего, мы должны помнить, что Отец сей… есть вместе Господь наш и Владыка всего мiра… и сим памятованием удерживать себя от искушений гордости, дерзости и греховной безпечности»[6].
Благоговение перед священным, перед Божественным – одно из проявлений страха Божия
Во все времена святые учили, что без страха Божия всё, что делают христиане, теряет свой смысл. А благоговение перед священным, перед Божественным – одно из проявлений страха Божия.
Сегодня мы живем в очень лукавое время, когда одни люди откровенно порочат Христа, Богородицу и Церковь всеми возможными способами, а другие вроде бы берутся распространять христианскую веру, но почему-то лукавыми, т.е. дурными, негодными средствами.
Однако «внешних судит Бог» (1Кор. 5: 13), – писал апостол Павел. «Ибо время начаться суду с дома Божия», – добавляет апостол Петр (1Петр. 4: 17), обращаясь к христианам. «“Судом” называет здесь апостол не осуждение, но исследование, рассмотрение. Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной», – поясняет блаженный Феофилакт Болгарский[7].
Комплект постельного белья. Фото: Ciaocustom
Потому нам, православным христианам, нужно в первую очередь наводить порядок у себя, в своем доме. Ведь мы сами – православные, воцерковленные прихожане и священнослужители – считаем вполне допустимым размещать репродукции икон, изображения креста на обыденных предметах, на упаковке «товаров для православных» (например, на коробках для свечей и ладана), на пакетах, на обложках книг, журналов и газет… «Считаем», потому что всё это продается в наших церковных лавках и монастырских магазинах и нами же приобретается. И если на полках церковных магазинов православные книги со святыми ликами на обложках и даже иконы стоят почти на полу – на уровне ботинка, то до «перехода» святого образа на обувь уже недалеко…
Печатные издания со священными изображениями на обложке размещены почти на полу. Церковная лавка. Россия
В деле восстановления православного благочестия Церкви важно начать с себя, потому что наше отношение к нашим же святыням предельно важно для их юридической защиты от оскорблений внешними:
«Любое небрежное отношение внутри Церкви к священному делает доктринально невозможной защиту этих же ценностей на правовом уровне, – пишет юрист и магистр теологии Тимофей Крючков. – Противоправное поведение внешних должно разительно отличаться от отношения к тем же предметам, ставшего нормой для самих православных. Необходимо, чтобы как на уровне священноначалия, так и в бытовой, производственной плоскости были приняты меры по уважительному отношению к соответствующим каноническим нормам»[8].
«Свечи освящены у иконы Божией Матери “Семистрельная”. Свечи церковные восковые». Надпись на упаковке свечей, которая в лучшем случае будет сожжена, если не выброшена в бытовой мусор Вот почему авторы этой книги уже много лет в своих публикациях в первую очередь призывают самих православных к благочестивому отношению к иконам и священным изображениям.
В 2015 г. появилась надежда, что профильная комиссия Межсоборного присутствия Русской Церкви подготовит проект документа, регламентирующего обращение священных изображений в нелитургическом пространстве, обязательного к исполнению церковными структурами[9]. В плане работы этой комиссии тема использования священных изображений (с изменениями наименования) сохранялась вплоть до начала 2024 г. Однако текст документа так и не был представлен на обсуждение общественности. Весной 2024 г. был опубликован перечень тем на новый период, согласно которому работа комиссии по богослужению и церковному искусству над названным документом не предусмотрена[10]. Таким образом, в настоящее время подготовка документа отложена на неопределенный срок.
В 2020 г. в отсутствие общецерковного обязывающего документа, авторы попытались предложить свое решение описанной проблемы в виде Рекомендаций по благочестивому отношению к святым образам, которые были опубликованы на портале Православие.Ru[11] (к настоящему моменту эта статья имеет более 28 тыс. просмотров).
Но еще раньше, начиная с 2013 г., наши публикации по теме данного исследования на православных Интернет-ресурсах неизменно вызывали самый широкий отклик читателей и бурное обсуждение в комментариях. Отвечая на возражения, замечания и предложения читателей, а также профессиональных иконописцев и иконоведов (как в личном общении, так и на научных конференциях, на заседаниях Межвузовского иконописного совета и т.д.), авторы в значительной мере расширили список Рекомендаций, укрепили богословские и церковно-канонические основы изложенной позиции.
Автомобильная цистерна с ликом Божией Матери на дорогах России
На издание книги нас подвигли, в частности, слова стойкого защитника иконопочитания преподобноисповедника Феодора Студита (759–826), писавшего об иконоборчестве:
«Наступает время говорить, а не молчать всякому, кто сколько-нибудь оказывается в состоянии, так как возникла некоторая ересь, восстающая на истину и пустословием внушающая страх душам неутвержденных. Тот, кто говорит, может достигнуть пользы в двух отношениях: раскрывая и собирая воедино достоверные доказательства относительно предложенного предмета, он может и собственный ум вполне укрепить, и другим оказать помощь, если, конечно, кто-нибудь пожелает слушать»[12].
Данная книга представляет собой определенный итог нашей многолетней работы, участия в профильных научно-богословских конференциях (проводимых в том числе в рамках Международных рождественских чтений в Москве), на которых обсуждались актуальные проблемы современного церковного искусства, включая и новые формы иконоборчества в виде профанации священных изображений. В ходе обсуждения на конференциях и в статьях были апробированы богословские обоснования и предлагаемые нами пути решения проблемы. Как нам представляется, тема неоиконоборчества в формате книги, в которой проанализированы важнейшие аспекты проблемы, предлагается вниманию широкой публики впервые.
Тема неоиконоборчества в формате книги предлагается вниманию широкой публики впервые
Книга адресована самому широкому кругу читателей, в первую очередь священнослужителям и мирянам Русской Церкви. Среди ее адресатов также предприниматели, производящие «товары для православных», издатели печатной продукции, работники торговли, особенно церковных магазинов и лавок, которые предлагают покупателям товары со священными изображениями и предметы религиозного почитания, и все, кому дороги Крест Христов, иконы и православная традиция их благоговейного почитания.
Отстаивая традицию как древнее Предание Церкви, в VIII веке свой голос против икономахии одним из первых возвысил прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675–753). Завершая свое третье защитительное слово против порицающих святые иконы, он призвал строго хранить церковное Предание:
«Смотрите, какая крепость и какая божественная сила дается приступающим к иконам святых с верою и чистою совестью. Посему, братия, станем на скале веры и на церковном Предании, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение св. Кафолической и Апостольской Церкви Божией; ибо, если дать свободу всякому желающему, то понемногу будет разрушено все тело Церкви»[13].
В своей работе мы старались следовать завету прп. Иоанна Дамаскина быть верными церковному Преданию, как и заветам других защитников святых икон. Желая своими скромными усилиями послужить делу исправления сложившейся в нашем обществе ситуации с профанацией священных изображений, авторы предприняли труд написания и издания этой книги, которую теперь представляют на суд читателей.