На возможный вопрос читателей: «Почему «еще раз»?» ответ простой. Портал Православие.Ru уже обращался к теме кощунственной обуви, о чем мы со священником Алексеем Кнутовым вынуждены были напомнить в одной из своих статей[1]. В ней приводятся примеры того, как Священный Синод Элладской Церкви в 2015-м году в резких выражениях выразил протест в связи с появлением в Греции в продаже обуви с крестом на подошве[2], а в 2016-м году иерархи Халдейской Католической церкви заверили христиан Ирака в скорейшем разрешении аналогичной ситуации[3].
Теперь же дело гораздо серьезнее. Но обо всем по порядку.
В копилку фактов
На месте не стоит не только прогресс, но и регресс, если говорить о христианском благочестии. Или прогресс – если о богохульстве...
Судите сами.
Начиналось все относительно невинно. Мне прислали фотографию человека с чьими-то очкастыми лицами на очень модных штанах. Человек стоит в вагоне метро, одет в куртку, сплошь усыпанную мелкими «иконками» Христа, точнее, «картинками» в западном стиле (Христос с открытым сердцем, что, вероятно, должно напоминать католический гимн: «Сердце Иисуса, смилуйся над нами!..»). Фото сопровождалось сообщением: «В вашу копилку фактов».
Источник: телеграмм-канал «Что там в Москве?»
Ну, да, еще один факт. Сколько их уже было описано...[4] Ковры, одеяла, куртки, толстовки, кухонные скатерти и фартуки (произведенные в Москве!) с «настоящими» византийскими и русскими иконами... Не то что эта аляповатая поделка. Правда, знающие люди пишут, что это, наоборот, последний писк высокой заграничной моды: «куртка Jesus puffer от американского бренда Section 8. На их этикетках написано ‟Sold my soul for this fashionˮ (продал душу за эту моду)». Бренд создал некий Аким Смит, «родившийся в Нью-Йорке и выросший на Ямайке»[5].
Хорошего, конечно, и в этом ничего нет, особенно если учесть, что о правильном и неправильном отношении к священным изображениям на обыденных предметах и вещах сказано и написано было уже немало[6]. Приводились богословские аргументы в пользу того, что и простая репродукция священного изображения[7], и не освященное по чину требника священное изображение (икона), по православному учению, тоже святы[8], что вольное или невольное поругание или бесчестие в отношении них также восходят к Первообразу, как у писанной иконы.
Печально и прискорбно, что любая западная мода так легко проникает в православную Россию, а ее граждане не имеют к чужому богохульству (осознанному или по незнанию) иммунитета в виде первичных богословских знаний или с детства воспитанного православного благочестия, результатом чего должно было бы быть благоговейное отношение к святым образам Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, ангелов Божиих, святых подвижников...
Но худшее ждало впереди...
Обувь с «принтами»
Поинтересовавшись «для приличия» происхождением указанной модной куртки в сети, там же неожиданно наткнулся и на другие модные изделия того же «христианского» ряда. Эти изделия – обувь. Новые технологии предоставляют новые возможности. Цветные «принты» теперь можно наносить на любой материал и на любое изделие. Маркетологи, технологи и «деловые люди» добрались до ботинок, кроссовок и туфель...
Так, один сайт о моде еще в 2014-м г. с восхищением писал, что модный обувной бренд выпустил ботинки с фрагментами картины голландского художника Иеронима Босха: «Принт представляет собой центральную часть картины ‟Сад земных наслажденийˮ, которая посвящена греху сладострастия»[9]. Особую радость автор заметки испытала в связи с поставками этой обуви в Россию (в первую очередь в С.-Петербург и Москву, конечно).
Ботинки c фрагментами «Сада земных наслаждений» И. Босха
Дальше больше.
Тот же обувной бренд запустил линейку обуви «Ренессанс». А в ту эпоху возрождения в Западной Европе интереса к античному язычеству художники всё же писали картины на библейские и евангельские сюжеты, поэтому на обуви неизбежно оказались и христианские образы. На ботинках персонажи картин представлены вроде бы без нимбов, но ангелы с крыльями, так что не ошибешься. Сопутствующие аксессуары (сумки, чехлы) с теми же принтами.
Под фотографией ботинок с ангелом Интернет-магазин приводит положительные отзывы покупателей, приобретших товар в декабре 2023 г.:
- «Я купил их, потому что они выглядели красиво и достаточно дешевы...».
- «Это одна из моих любимых онлайн-находок. Я определенно рекомендую своим друзьям!»
- «Мне нравится в них все! Обязательно перезакажу их, как только понадобятся новые»[10] (соответственно, «Старые выброшу на помойку!» – добавим от себя).
Не дрогнувшей рукой, ради, очевидно, «христианских покупателей» дизайнеры печатают на обуви образы по «спросу» (реальному или придуманному, неважно).
Так, по замыслу производителей, теперь выглядит «христианская обувь»
К сожалению, спрос действительно есть, о чем свидетельствует статистика продаж подобных изделий. Приведем примеры.
«Кроссовки Иисуса»
В 2016-м г. в США собралась команда небедных, кем-то щедро спонсируемых «приколистов» – Бруклинское креативное агентство, назвавшее себя «MSCHF» (произносится как «mischief»)[11], рассказывает о них казанский сетевой «Журнал МЦ»[12]. Создатель MSCHF и ее генеральный директор Габриэль Уэйли говорит:
«Мы считаем всё смешным, в нигилистическом смысле. Мы здесь не для того, чтобы сделать мир лучше. Мы лишь проливаем свет на то, насколько все хреново»[13].
В своей статье журналисты переводят английское слово «mischief» как «шалость», хотя первое словарное его значение – «зло». Судя по описанной журналом «продукции» MSCHF, шутки у них бывают действительно не просто злые, а вполне даже богохульные и сатанинские. На калькированном с американского новоязе скандальные приколы MSCHF именуются «дропы». К самым громким из них относятся два реализованных проекта: «JESUS SHOES» и «SATAN SHOES». Речь, как видно из названия, идет об обуви.
В 2019-м г. MSCHF выпустил дроп «Кроссовки Иисуса» – «кастомизированные кроссовки Nike Air Max 97». В переводе на русский это значит, что креативщики без спросу, т.е. без договоренности с известной спортивной фирмой Nike, взяли её кроссовки названной модели – массовый товар, и изменили сей товар «под запросы потенциальных клиентов». Задача агентства MSCHF состояла в том, чтобы «высмеять культуру коллабораций», т.е. сотрудничества разных брендов для привлечения новых потребителей. Креативщики решили сделать пародию на коллаборацию двух брендов – фирмы спортивной обуви «Adidas» и чайной компании «Arizona Ice Tea». Агентство представило реальный результат (в виде обуви) воображаемого сотрудничества фирмы Nike и Христа. Шутка получилась не злая, а богохульная.
MSCHF x INRI Nike Air Max 97 «Jesus Shoes»
Согласно описанию «концепции силуэта» (так это называется на модном новоязе), в основу положен эпизод хождения Иисуса по воде Галилейского озера (ср. Мф. 14, 25). Поэтому нумерация соответствующего евангельского стиха помещена на боковой поверхности в передней части кроссовок. Прозрачную мидсоль (среднюю часть подошвы между подошвой и стелькой; на фото – голубого цвета) наполнили 60 мл (60 г) воды из реки Иордан (почему не из озера, не объясняется).
«К язычку пришита петля с принтом красной капли – она символизирует кровь Христа. На заднике напечатаны название агентства MSCHF и латинская аббревиатура INRI (фраза, которая переводится как ‟Иисус Назарянин, Царь Иудейскийˮ)»[14].
Эту же аббревиатуру рядом с крестом видно и на пяточной части стельки (см. фото).
«К язычку пришита петля с принтом красной капли – она символизирует кровь Христа. На заднике напечатаны название агентства MSCHF и латинская аббревиатура INRI – ‟Иисус Назарянин, Царь Иудейскийˮ».
«Другие религиозные детали, – продолжает журнал, – включают в себя красные стельки, отсылающие к традиционным тапочкам Папы Римского, и позолоченную подвеску на шнурках с распятием Христа. Стельки также ароматизированы ладаном, который считается одним из даров волхвов, принесенных Иисусу при рождении. Завершают кастомизированный дизайн обувная коробка с модифицированной печатью Папы Римского и ангелом с гравюры Альбрехта Дюрера ‟Меланхолияˮ»[15].
Подвеска с Распятием на шнурках
MSCHF x INRI Nike Air Max 97 «Jesus Shoes» в упаковке. На крышке коробки – модифицированная печать Папы Римского
Вся партия этой богохульной «кастомизированной коллаборации» под названием MSCHF x INRI Nike Air Max 97 «Jesus Shoes» была мгновенно распродана в октябре 2019 г., хотя пара такой обуви стоила немало – 1425$ США[16]. То есть «кастомизация» удалась – предложение совпало с запросом потенциальных клиентов.
Думаю, богохульный характер «Кроссовок Иисуса» очевиден для всех даже без особых комментариев. Заметим только, что в старину наши предки, ходившие в Святую Землю пешком (!), всегда омывали рубаху в священных водах Иордана, приносили ее на Родину как святыню и завещали после смерти положить себя в ней в гроб. Вспомним есенинские строки: «Положите меня в русской рубахе под иконами умирать...». Сейчас паломники привозят из поездок в Святую Землю иорданскую воду в бутылочках и хранят дома как реликвию...
Владельцу кроссовок полагается носить Распятие Христа на шнурках и попирать на стельке своей пяткой изображение Креста и имя Божие
Креативщики же из MSCHF с изощренной издевкой предлагают покупателям иметь иорданскую воду в своих ботинках с двойным дном. Но что уж говорить о воде в подошве, если владельцу кроссовок полагается носить Распятие Христа на шнурках и попирать на стельке своей пяткой изображение Креста и имя Божие – монограмму Спасителя INRI – аббревиатуру «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» («Иисус Назарянин, Царь Иудейский») – ту самую надпись, которую по приказу Понтия Пилата начертали на титле (ср. Ин. 19, 19), прибитом легионерами над главой распятого Господа. Эту же монограмму Христа в славянском начертании мы видим на Распятии на храмовой Голгофе...
Готовых отмахнуться от богохульных «шузов» как от досадной, но заморской (в буквальном смысле) неприятности (пусть, мол, они там у себя в Америке с ума сходят) вынужден разочаровать. Именно эту модель легко найти и в России (товар также «отправляют во все города мира»). Фотографии и описание товара на сайте («концепция силуэта») соответствуют приведенным выше.
Остается добавить, что ни фирма Nike, ни папский престол в Ватикане, который явно хотели задеть креативщики из MSCHF, не отреагировали на появление в продаже «Кроссовок Иисуса». Компанию Nike допек только следующий дроп агентства – «SATAN SHOES». За сатанинскую версию кроссовок 2021 года, «в подошве которых была капля настоящей человеческой крови» и которые были «выпущены тиражом в 666 пар», компания Nike подала-таки «в суд на MSCHF за нарушение прав на товарный знак», заявив, что потерпела ущерб своей репутации, поскольку «некоторые потребители посчитали, что Nike поддерживает сатанизм»[17].
Впрочем, судебный иск закончился полюбовным соглашением сторон: теперь «у покупателей кроссовок ‟Satan Shoesˮ, а также не менее нашумевших ‟Jesus Shoesˮ появится возможность вернуть пару MSCHF, получив взамен полную компенсацию стоимости»[18].
И никто в США (а может, и во всем христианском мире) публично не заявил о богохульстве бренда «Кроссовки Иисуса». Компания Nike в 2019-м г. не сочла ущербом для своей репутации эту кощунственную кастомизацию. И только прямая связь модного спортивного бренда с сатанизмом заставила пошевелиться ее юристов.
К сожалению, это не единственный случай стильной богохульной обуви. Но иногда ее производители все же получают если не юридический, то хотя бы моральный отпор. Однако мужайтесь, православные, такого вы еще не видели (как до недавнего времени и автор).
Ботинки в стиле... Божией Матери
Разыскивая в сети материал про ту злосчастную куртку, я наткнулся на шокирующую фотографию ботинок с иконой Божией Матери. Скабрезные комментарии недоброжелателей Христа и Его Церкви приводить не буду, но отмечу, что все такие желающие «на теме оттоптались», вынося из «злого сокровища сердца своего... злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк. 6, 45) и пишет рука их. Бог им судья!
Новая мода на обувное богохульство
Обратимся к защитникам нашей веры в Господа и Его Пречистую Матерь. Хотя в сети их и меньше, но они есть. Как это ни удивительно, быстрее всего в сети нашлись копты-христиане. Хотя наша Церковь не считает их православными (копты относятся к Восточным дохалкидонским церквям), благочестие у них настоящее.
На сайте коптской общины «Copts United» в 2020-м г. появилась заметка о том, что изображение иконы Богородицы и Христа на обуви (приводится это же фото) одной из американских компаний вызвало гнев коптов.
«Карим Камаль, глава ‟Всеобщего союза коптов за Родинуˮ, заявил, что действия американской компании по производству одежды и обуви ‟Art Vibesˮ, разместившей изображение Девы Марии на одной из новых моделей обуви... противоречат морали и ценностям и являются вопиющим нарушением прав человека, поскольку затрагивают один из важнейших символов религии. Оскорбление христианства со стороны компании недопустимо»[19].
О возмущении коптов кощунственной обувью сообщал и египетский сайт «Аль-Масри Аль-Юм». Специально для этого сайта Карим Камаль добавил:
«Мы отвергаем оскорбление всех религиозных символов всех религий, свобода не означает оскорбление и нарушение прав других».
Случившееся он назвал «позорным нападением на Деву Марию, а также бесчеловечным и аморальным поступком»[20].
Египетский национальный коптский портал «Ватани» («Родина») в том же 2020-м г. писал, что архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Низар Ханна, арабского происхождения) из Иерусалимской Православной Церкви в телеинтервью выразил крайнее недовольство американской компанией Art Vibes, которая напечатала на обуви изображение Девы Марии. Владыка заявил:
«Мы отвергаем оскорбление Девы Марии и всех возвышенных религиозных символов, поскольку это бесчеловечный и аморальный поступок».
Архиепископ Севастийский Феодосий. Фото: сайт «Ватани»
Архиепископ Феодосий заявил, что «это преднамеренное оскорбление Девы Марии не сможет подорвать Ее высокий статус». Он также выразил удивление, что в трудное время пандемии короновируса, когда люди должны с покаянием обратиться к Господу, происходит атака на религиозные символы. Владыка потребовал изъять кощунственную продукцию с рынка и объявить ей бойкот, а также «потребовал от компании-производителя прекратить оскорблять Деву Марию». В заключение архиепископ Феодосий сказал, что мы помещаем Деву Марию в наши сердца, а «не на нашу обувь, и таким подлым образом, который направлен на оскорбление высоких религиозных и духовных символов»[21].
Наконец, нашлась еще публикация на скромном греческом ресурсе NewsIT, который приводит дополнительные фотографии обувного кощунства. Публикация называется: «Те, кто верят, носят их! Ботинки с Богородицей-Одигитрией (Путеводительницей)»[22].
Как видно из новых фотографий, дизайнеры постарались поместить на каждый ботинок обувной пары сразу три репродукции иконы Божией Матери с Богомладенцем и ангелами: на левую и правую сторону, а также на самый носок ботинка.
В связи с этим автор публикации Танос Макрогамбракис пишет, что дизайн такой обуви разработала американская художественная группа «On art gear». Дизайнеры поместили на обувь «шедевр византийского искусства с изображением Девы Марии, держащей на руках Младенца Христа в окружении двух ангелов». По мнению автора, в этом нет ничего «ни священного, ни святого». Собственно, этим кратким замечанием осуждение кощунства и ограничилось.
От себя добавим, что богохульная модель до сих пор продается в зарубежных Интернет-магазинах.
Возможно, авторы этого «стиля» считают, что он «не хуже и не лучше» стиля «Мона Лиза». Для культурного человека и последнее оскорбительно, поскольку даже репродукциям шедевров мировой живописи не место на ботинках, зонтиках, одеялах и т.п. К сожалению, характерная черта нашего времени – это замена отсутствия художественного таланта механическими манипуляциями с чужими произведениями.
Даже репродукциям шедевров мировой живописи не место на ботинках, зонтиках, одеялах
Какая разница бездарю, на чьем шедевре наживаться: византийского иконописца, Иеронима Босха или Леонардо да Винчи?
На наших глазах происходит ужасающее обесценивание достижений человеческой культуры, превращение ее в фарс – своего рода профанация культуры (в смысле осквернения светского сакрального, т.е. коллективной ценности), поскольку единичные уникальные ее образцы тиражируются в виде предметов масскульта, превращаясь в свою противоположность – в антикультуру. Ботинок с «принтом» портрета Моны Лизы – это убийственное унижение мирового шедевра, его гениального автора, изображенного на картине персонажа (искусствоведам решать, кто это на самом деле), женщины как таковой и вообще человека!
Mona Lisa Boots. Фото: Kaboodleworld
В отношении же обуви с иконой Богородицы с Богомладенцем всё сказанное следует возвести в абсолютную степень. Ведь оскорбление – бесчестие и поругание – при этом относится к Самому Христу, Сыну Божию, и Его Пречистой Матери, «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим»!
Бесчестие и поругание относится к Самому Христу, Сыну Божию, и Его Пречистой Матери
Для сознательных кощунников, которые, очевидно, есть среди разработчиков подобной обуви, это решение поставленной задачи и достижение намеченной цели. А для покупателей такой продукции? Кто они? Кощунники и богоборцы? Приколисты, решившие пооригинальничать? Или просто глупцы, полагающие, что так они демонстрируют свою христианскую веру?
Как бы дико ни звучало последнее предположение, оно имеет под собой основание...
(Продолжение следует.)