Любаша

Этюд женской головы в красном платочке к картине «Молодые работницы». Художник: Добронравов Михаил Николаевич, ХХ в. Этюд женской головы в красном платочке к картине «Молодые работницы». Художник: Добронравов Михаил Николаевич, ХХ в. Эту странную дамочку я почему-то невзлюбил сразу.

– Кликуша какая-то, – неприязненно подумал я, искоса наблюдая за её какими-то полууголовными ужимками.

Уже урчал двигатель нашего «Икаруса», мы нетерпеливо дожидались последних бегущих паломников из нашей группы и вот-вот должны были уезжать из Санаксар в Ульяновск.

– Послушай, Сергей, – напористо и фамильярно, сразу перейдя на «ты», «окучивала» меня эта незнакомая особа, – я тоже из Ульяновска, с Нового города, меня Любой зовут. Мне срочно домой надо, возьми с собой. Ну, пожалуйста, Серёж!

Однако меня отталкивал даже сам её вид – небрежно, сикось-накось натянутая до бровей тёмная косынка, мятая одежда, странноватая полуулыбочка – короче, сквозило в ней что-то такое, чудаковатое и даже блатное.

Много их таких, «калик перехожих», перевидал я к тому времени на своих монастырских дорогах!

Тогда, в июле 1997 г., шёл первый год моего нового проекта – организации паломнических поездок к святыням Православия. В основном мы трое суток «крутились» на автобусах по маршруту: Ульяновск – Дивеево – Санаксар – Ульяновск. Ездили и дальше – в Оптину, в Троице-Сергиеву лавру, – но реже.

Вот и сейчас мы завершали очередной «круг» и готовились отправляться домой из Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря, который уже несколько веков стоит у мордовского города Темникова.

***

Нам, людям, живущим регулярной церковной жизнью, иногда может показаться, что всё то великолепие, что окружает нас в храме, и есть глубинная сущность Православия. Прямо по Достоевскому: «красота спасёт мир».

Но не кажется ли вам, что здесь кроется одна из опасностей – угроза подмены главного вспомогательным, вторичным?

Да, безусловно, восхитительное пение хора, потрясающей красоты архитектура соборов и храмов, золотые облачения священства, древняя иконопись, колокольный перезвон, кадильный фимиам – всё это тоже Православие, всё это умиляет, размягчает душу, «разрыхляет» и подготавливает её к принятию благодати Христовой. Сюда же можно отнести и огненные проповеди священников, и интереснейшие паломнические поездки. Они расширяют религиозный кругозор и делают нашу духовную жизнь более осмысленной. Всё так. Но… Есть такая штука – свободная воля человека. Один из даров Божиих.

***

Итак, я стою в дверях автобуса и хмуро поглядываю на целую толпу просителей. Все они умоляли нас довезти их хотя бы до Краснослободска. Но «Икарус» – автобус хоть и большой, но не резиновый. Поэтому попутчиков я брал очень редко.

Вот, наконец, примчались и последние паломники из нашей группы. Автобус заурчал сильнее и потихоньку стал трогаться с места. Дверь ещё не закрылась, а Люба всё шла и шла рядом с ней – и дрожащим голосом продолжала меня умолять:

– Серёж, ну, возьми, возьми меня. Ну, пожалуйста. Мне надо…

Мне показалось, что в её глазах даже блеснула слеза, но я был твёрд и непреклонен.

***

Бизнес на паломнических поездках всё больше и больше убеждал меня в своей выгодности. Даже небольшой доход от них уже сейчас существенно помогал гасить типографские расходы на выпуск газеты «Православный Симбирск». Не говоря уже о том, что рассказы и впечатления паломников значительно разнообразили и насыщали её страницы.

А если сферу поездок расширить? А если включить сюда поездки на Святую Землю, на греческий Афон или ещё куда?

Но для этого нужно получить в Госкомитете России по туризму в Москве специальную лицензию туроператора. И я решил в ту поездку немного сэкономить денег на билет – не возвращаться с группой в Ульяновск, а сойти у Краснослободска и на станции Торбеево сесть в любой поезд до Москвы. В этом случае билет обошёлся бы мне вдвое дешевле.

Так и поступил. Перепоручил группу своей пожилой помощнице, а сам сошёл в Мордовии и примерно через час уже стоял на перроне железнодорожной станции.

***

– Ух, ты! – я глянул расписание и ободрился – поездов «куча», штук восемь.

Но когда обратился в кассу, то немного приуныл – билетов ни на один из них до Москвы нет! Абсолютно!

– Ну и ладно! Сяду без билета, уговорю проводников, – решительно подумал я и стал ждать.

После распада СССР, с его относительным порядком во всём, эти годы были, пожалуй, апогеем бардака на наших железных дорогах. Проводники зарабатывали тогда практически на всём – пускали к себе «левых» пассажиров, с удовольствием, за разумную плату, передавали небольшие посылки встречающим. Словом, уехать тогда в тамбуре, или в купе проводника, или просто на третьей полке проблемой не являлось.

***

И вот, вскоре подошёл первый поезд. Стоянка 2–3 минуты. Я побегал вдоль состава и немного расстроился – все проводники напуганы, неуступчивы. Постоянно озираются по сторонам. Странно, но взять меня без билета не решился никто.

И с этим поездом повторилась та же история: настороженные взгляды проводников, холодные ответы – и отказ, отказ и ещё раз отказ

– Ну и ладно, – гордо подумал я, глядя на удаляющийся хвост состава, – подумаешь, ещё полно поездов впереди.

Примерно через час показался новый состав на Москву. Но и с этим поездом повторилась та же история: настороженные взгляды проводников, холодные ответы – и отказ, отказ и ещё раз отказ…

***

И лишь когда я не смог забраться в шестой или седьмой проходящий поезд, меня начали «терзать смутные сомнения». Что-то здесь было явно не так! Но что?!

Я стоял в полном одиночестве на вновь опустевшем перроне.

– Слушай, Сергей Вячеславович, – задумчиво сказал я себе, – а не получаешь ли ты, дорогой мой, «ответочку» за ту распрекрасную даму в Санаксаре? Не усматриваешь ли ты во всём этом некоторое сходство, а?!

– Хм. Ну, допустим. И что же мне теперь делать прикажете?

И тут постепенно в моей душе что-то начало меняться, словно в ней начал переворачиваться огромный ледяной айсберг. Плавно и неотвратимо. С шумом и огромными волнами вокруг.

Я вдруг чётко осознал, что так поступать с Любой мне было НЕЛЬЗЯ

Как это произошло – не знаю, это тайна. Но я вдруг чётко осознал, что так поступать с Любой мне было НЕЛЬЗЯ!

– Всё! Всё! Господи, я всё понял! – закричал я внутренне, – если ещё раз предоставится такой случай, обязательно её возьму. Обещаю!..

***

Характер мой – отменно голубиный,
И ласточки в душе моей галдят.
Но дальше простираются глубины,
Где молча птеродактили сидят.

(Игорь Губерман)

Так что же может Православная Церковь? Она всей своей красотой и одновременно духовной мощью таинств может лишь помочь человеку, призвать его к исправлению его жизни, искоренению греховных наклонностей, но сделать это с ним вместо него, за него – не может. Да, наверное, и не должна.

«Острие» всех Её усилий «заточено» лишь на вспоможение человеку в осознании своей греховности и на возбуждение в нём желания стать другим. Лучше и благочестивее, чем он был раньше. Но пройти этот непростой путь должен сам грешник.

И именно этот тяжёлый, изнурительный и беспощадный путь борьбы человека с самим собой, путь добровольной ломки себя «через колено» – и есть глубинная сущность Православия: жёсткая, суровая и требовательная.

Поэтому те из нас, кто этого не понимает, рискуют всю свою, порой даже долгую, церковную жизнь потратить на «растекание по поверхности», не занимаясь главным – преображением своей души в её сокровенной глубине.

Не зря же сказано – «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12; Лк.16, 16)…

***

И вот наступила полночь. Почти бесшумно, медленно и осторожно подкрался к нашему перрону очередной состав. Последний на сегодняшний день. По-моему, «Саранск-Москва». После его убытия маленький деревянный вокзальчик закрывался на всю ночь.

Однако вместо меня прежнего на перроне стоял уже во многом другой человек. От его прежней нахрапистости и самоуверенности не осталось и следа.

– Всё! Не буду никуда бегать, – подумал я, – какой вагон остановится напротив меня, в тот и попрошусь.

Поезд встал. Открылась железная дверь вагона, и наверху, в тамбуре, показались приехавшие пассажиры. Проводница, державшая в руках тряпочку, начала деловито протирать ею поручни лестницы.

Когда все вышли и вокруг никого не осталось, я решился её спросить:

– Девушка! До Москвы без билета не возьмёте? Я заплачу.

И тут случилось невероятное:

– Да-да, конечно! Проходите, пожалуйста! – приветливо и даже радостно, не раздумывая, ответила проводница.

Я был в шоке! Что это? Она сказала это так, словно меня здесь давно ждали! Но постепенно до меня дошло:

– Бог! Это всё – Бог! Только Он мог такое устроить, – думал я, лёжа на своей полке в чистом и уютном вагоне, – ведь моё сердце открыто для Него, и всё, что в нём «перевернулось» сегодня – здесь, на этом малолюдном перроне мордовской станции, – для Него зримо. Как на ладони.

Получив от Господа такую награду, я ощутил непередаваемое чувство защищённости и почти зримого присутствия рядом со мной Бога

«Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я», – легкомысленно процитировал я мысленно строчки К.Чуковского. Получив от Господа такую, буквально осязаемую, награду, я ощутил непередаваемое чувство защищённости и почти зримого присутствия рядом со мной Бога.

Прекрасное, блаженное состояние!

***

Прошло около двух недель. Я снова набрал группу паломников, и круг по монастырям повторился вновь. Мы опять побывали в Дивеево и после него приехали в Санаксар.

И снова всё повторилось точь-в-точь: наш «Икарус» вот-вот тронется в обратный путь, снова ждём наших опаздывающих паломников, у дверей автобуса снова толпа просителей, и… снова показалась она! Улыбается и что-то мне говорит про отъезд в Ульяновск.

– Любаша! Любаша! Ну, конечно же, садись скорей! Конечно же, возьмём! – радостно воскликнул я и бросился затаскивать в салон её пожитки.

Автобус тронулся, и весь обратный путь она, довольная и сияющая, просидела на своих мешках на полу, посреди прохода. Но вряд ли при этом подозревала, что из нас двоих более довольным, чем она, был, конечно же, я…

***

Понемногу мы познакомились – ненадолго пересекались в Дивеево, заходила она ко мне и в редакцию газеты, и из всего этого стало известно, что живёт она в селе Осиновка, что граничит с Дивеево, в небольшом деревянном домике прямо у дороги. Что у неё двое маленьких сыновей, с которыми она подолгу живёт при санаксарском монастыре, и что страсть её души – это посещение наиболее известных в России старцев и стариц. Побывала, наверное, у всех.

Помогали ей как могли. В последующие поездки в те края мы даже иногда «скидывались» всем автобусом и закупали ей по нескольку мешков крупы, картошки, ещё чего-то. Останавливались у её дома и оставляли всё это в открытых сенях. А на двери в дом в это время болтался огромный замок – хозяйку опять куда-то унесло…

Но в декабре того же года случилось вообще удивительное событие.

С очередной группой паломников приехал я тогда в Дивеево и решил свозить их в Цыгановку, на святой источник Батюшки Серафима. Зима была очень снежная, вдоль трасс – огромные сугробы, и узкая лесная дорога на источник для огромного «Икаруса» была чрезвычайно неудобна и даже опасна. Это сейчас она комфортна и ухожена, но тогда, в 1997-м году, перед самым источником, она, грунтовая и ухабистая, резко спускалась вдоль кромки глубокого песчаного карьера. Съехать-то мы съехали, но вот как «Икарусу» с его очень низкой посадкой подниматься обратно, я не подумал. А ведь водители меня предупреждали!

И тут, откуда ни возьмись, к нам в автобус забралась Любаша… Своим тонким певучим голоском она стала нам рассказывать, как недавно нашла небольшую иконку. Встала с ней впереди, у окна, и попросила водителей трогаться в гору. Многотонный автобус зарычал и медленно пополз по глубокой снежной колее вверх. Любаша с улыбочкой, нараспев, громко молилась, а мы поочерёдно проезжали мимо лежащих в кювете, в снегу, машин – одной, другой, третьей. Более легких, кстати, чем наш «Икарус»…

Опомнились только наверху горы, где была уже вполне безопасная дорога.

***

А в последний раз я её видел лет 10 назад. Там же, в Дивеево, в Троицком соборе. Нас разделяла толпа народа, шла служба, и через головы паломников я вновь увидел её – чуть постаревшую, собранную и серьёзную. Она неотрывно смотрела на одну из икон и предельно сосредоточенно молилась. Меня так и подмывало крикнуть ей – «Любаша! Любаша!..»

Сергей Серюбин

18 октября 2024 г.

Комментарии
Игорь Ковалев25 октября 2024, 11:51
Иоанна_24 октября 2024// "принято!)"//Вот и замечательно!)) Кстати, вспомнилось, что один известный протоиерей не так давно призывал ломать через колено женщин.Это, конечно противоречит Православию,но сам факт использования этого фразеологизма пастырями нашей Церкви на лицо.Почему вы решили, что это выражение армейское или тюремное не понятно?
Иоанна_24 октября 2024, 22:12
Игорь Ковалёв, принято!)
Игорь Ковалев24 октября 2024, 20:14
Иоанна_/Продолжение.Это скорее "глубинная сущность" духовной жизни. Пример,в прямом смысле ломания через колено,это подвиг Исидора из "Лествицы".Когда настоятель увидев,что он сильно зол,лукав и горд(он был из князей) придумал ему подвиг, стоять у ворот монастыря и всём кляняться,прося молитв и говоря,что он одержим бесом. "В начале,говорил он,я помышлял,что продал сам себя в рабство за грехи мои и потому со всякою горестию,самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны.По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби,ожидая от самого Господа награды за терпение.Когда минул еще один год,я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители.."(Иоанн Лествичник)
Игорь Ковалев24 октября 2024, 20:01
Иоанна_//Никто не говорит,что,ломая себя через колено,меняются одним махом в добродетельного.Галина описала три степени подвижничества.Кто-то резко изменяет жизнь и жëстко начинает бороться со страстями,например Мария Египетская(это наверное максимум самоотречения и силы воли).Кто-то понемногу старается,что-то изменить в своей жизни и хоть как-то подвизаться.А кто-то, ничего не делает,хотя, как приводил пример свт. Игнатий Брянчанинов, может всю жизнь провести в монастыре, молиться,участвовать в Таинствах,а к старости стать только хуже,развив свои страсти.Об этом писал и автор статьи,что внешнее не главное, возможно и неправильно назвав борьбу со страстями "глубинной сущностью Православия"
Иоанна_24 октября 2024, 15:35
Галина И., перенесение фразеологизмов (а вместе с ними и способов решения проблем) из армейской жизни, а то и из тюремного лексикона, на духовная жизнь - вас это не смущает? Какой такой "сильный духом" может себя одним махом "переломить" из страстного в добродетельного? Это не сильный духом, а гордый, ну, или имеющий пока весьма смутное представление о духовной жизни. Ломают через колено только то, что не имеет никакой ценности, что идёт в мусор, в лучшем случае, на растопку костра. То, что якобы ломается одним махом в духовной жизни, быстро возвращается, и как правило, с удвоенной силой. Но и это неплохо: так человек учится смирению, а это и есть самое главное, "глубинная суть Православия".
Павел К.24 октября 2024, 11:05
Спасибо за поучительный рассказ . Святитель Варлаам Ряшенцев учил : "Спросишь: «Как мне служить? Неужели я должен потакать грешнику и мириться с болячками?» Да, мирись, ты не выше Бога, а Он мирится и даже благоденствует злым, ожидая тем призвать их к покаянию. А ты кто? Гордец и себялюбец... Любовь зарождается только любовию и снисхождением, забвением своего «я», распятием своего самолюбия в пользу любви к ближним и заботы о них...Если в основе какого-нибудь подвига или делаемого добра не лежит смирение, то оно не добро, вредно нам и чуждо Богу».
Галина И.23 октября 2024, 18:01
Краткое дополнение. В "Добротолюбии" при желании также можно найти достаточное количество словосочетаний, ставших уже устойчивыми, т.е. фразеологизмами. Вот только о молитве: "царица добродетелей", "щит избавления в брани", "печать Христова" и др. Фразеологизм "царица добродетелей", например, св. отцы используют и при определении таких понятий, как милостыня, смирение, послушание, любовь. Развитие русского языка- непрекращающийся процесс, и церковнославянизмы, как и просторечные фразеологизмы (см. злосчастное "через колено") -это факт современного русского языка. Ничего здесь нет предосудительного.
Галина И.23 октября 2024, 08:50
"Православная картина мира"-это учение о познании Бога, исповедание единой апостольской веры и христианских базовых ценностей; основанное на Свящ. Писании и Свящ. Предании. Православная Библия- бесценный клад мудрости, содержащий огромное количество красочных выражений и устойчивых словосочетаний, фразеологизмов. Н.: нести свой крест, камень преткновения, волк в овечьей шкуре, козел отпущения, адамово яблоко, соль земли, говорить на ветер и мн. др. Библия призывает нас сбросить, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях». Но это кому как. Сильные духом способны "ломать себя через колено", слабые изменяются годами. А люди типа амеб -большой вопрос.
Игорь Ковалев22 октября 2024, 13:58
Иоанна_//"Ломать себя через колено"-это фразеологизм в русском языке и означает "насильно заставить себя что-либо сделать вопреки нежеланию".Естественно, этого выражения нет в "Добротолюбии" и автор просто своими словами описал борьбу со страстями.Насильно себя заставлять надо в любом духовном делании, особенно в начале.И в молитве,и в посте,и в хождении в церковь,и в борьбе с греховными помыслами,чувствами сердца,и в хранении чувст,и т.д.К этому призывает и Господь:"отвергнись себя и возьми крест свой", "Царствие Божие силою берëтся","идите узким путëм".Почему борьба со своим ветхим,страстным человеком у вас противоречит тому,что Бог "Долготерпелив и Многомилостив" не понятно?
Иоанна_21 октября 2024, 17:27
Игорь Ковалёв, ломание себя (или другого) ЧЕРЕЗ КОЛЕНО - это с православной картиной мира вообще никак не соотносится, это из какой-то другой области бытия выражение. Ничего подобного у святых отцов вы не найдёте, хоть все 5 томов "Добротолюбия" просеете через мелкое сито. Наш Господь Долготерпелив и Многомилостив. Поэтому и обсуждать здесь нечего.
Игорь Ковалев21 октября 2024, 12:39
Елена20 октября/"Так вот, по своему опыту, перерождаясь,приходится ломать себя через колено. Возможно,это просто звонкая,но не совсем корректная метафора?"//Это правильное выражение, "ломать себя"(бороться со страстями,со своим ветхим человеком,"распять плоть со страстями и похотями","дать кровь и принять Дух".Конкретно,в этом рассказе автор не исполнил заповедь "как хочешь,чтобы с тобой поступали люди,так и ты поступай с ними" ,поддавшись жестокосердию,эгоизму.А, чтобы исполнять заповеди надо идти наперекор своим страстям, своему ветхому человеку, т.е. как раз "ломать себя".А от того, что просто осознал свою страсть,она не пропадëт. Со страстями надо постоянно бороться.
Игорь Ковалев21 октября 2024, 12:23
Иоанна_/Смирение-это не сущность Православия,а главная черта правильного подвижничества,которое заключается в исполнении заповедей,борьбе со страстями,со своим ветхим человеком,а это и есть аскетика("ломание себя").Причём,исполнение заповедей приводит и к смирению и к приобретению любви."Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи"(прп.Симеон Новый Богослов)То есть научает смирению."Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их,тот любит Меня"(Ин.14:21)Соблюдением заповедей приобретается и любовь.Сущность же Православия в соединении с Богом(стяжании Духа Святого по словам прп.Серафима Саровского),а для этого и нужно ломать себя.Как говорили св.Отцы:"Дай кровь и прими Дух".
Иоанна_21 октября 2024, 08:11
Ломать себя очень надо иногда, согласна, но не это "глубинная сущность Православия", как здесь написано. Глубинная сущность Православия - смирение. Ломать себя без смирения, то есть без осознания своей немощи и всецелого упования на Бога - это менять одни страсти на другие. Так что "ломать себя" надо грамотно: по-нашему, по-святоотечески.
Елена20 октября 2024, 22:42
Да, замечательный рассказ. Только одна мысль не дает мне покоя. Я, как, наверное, и большинство верующих людей, попадали в ситуации, подобные описанной в рассказе. Так вот, по своему опыту, не могу сказать, что перерождаясь, приходится ломать себя через колено. Возможно, это просто звонкая, но не совсем корректная метафора? Мой опыт говорит, что как только ты осознаешь свой порок, как он "сам по себе" испаряется. Конечно же, не сам по себе, а по милости и воле Божией.
Игорь Ковалев20 октября 2024, 22:23
Иоанна_18 октября/ "Нет,ломание себя через колено - это неправильное понимание Православия."//Это же аскетика,основная суть духовной жизни. "Но те,которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями."(Гал:5:24) "Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов,не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни."(Игумен Никон Воробьëв)И любящей Бога,душа сразу стать не может.По словам св. Отцов,есть три степени состояния подвизающегося человека.Первая- раб,исполняющий волю Господа из боязни наказания,вторая -наëмник,исполняющий ради воздаяния и третья-сын, исполняющий из любви к Богу.И чтобы достичь третьей,надо пройти первые две.
Наталья В.20 октября 2024, 16:25
Спасибо ,автор.
Сергий20 октября 2024, 14:00
Иоанна, ломать себя очень надо порой. Царство Небесное силою берётся. И причём тут плётка, надзиратель - странные какие-то сравнения... Бог спасает нас не без нас. Он, безусловно, любящий Отец и Помощник. Но помогать можно тому, кто что-то делает, кто хотя бы пытается делать, и просит помощи. Вы ведь не будете делать за своего ребёнка то, что он должен делать сам. Но всегда поможете, если надо. То-то и оно. Борьба со страстями в сердце своём - ох, какая нелёгкая работа. Но вести её надо, желание бороться необходимо. А можно, фигурально выражаясь, лежать на диване и вздыхать - ну когда же Господь из меня праведника сделает...
Надежда20 октября 2024, 09:45
Спаси, Господи! На кого нам еще надеяться, только на Господа. Все встречи промыслительны , через них Господь нас чему-то учит.
Марина 19 октября 2024, 17:50
Мария же избрала благую часть, которая не отнимается от нее...
Андрей18 октября 2024, 20:53
Не говорил такого Достоевский - " красота спасет мир". Цитата, выхваченная из контекста у одного второстепенного героя романа " Идиот"
Анна18 октября 2024, 16:54
Автор прав. Бог разными путями стучится в наши сердца... и если мы в чём-то закостянели, значит нужно "ломать" себя ради Бога, во исполнение заповедей Его. А Господь милостивого - милует. Слава Богу за всё! Аминь.
Иоанна_18 октября 2024, 13:59
Нет, ломание себя через колено - это неправильное понимание Православия. Наш Бог - не надзиратель с плёткой, а Милосердный Отец и Помощник во всяком нашем благом начинании, в том числе в борьбе со своими страстями. Без помощи Божией невозможно не то что победить страсть, а даже сдвинуть её с места! Богу нужна живая душа, любящая Его, а не загнанная лошадь и не обломки кораблекрушения.
Ольга18 октября 2024, 13:55
Не уверена, что подвергать опасности жизнь других пассажиров, чтобы угодить другим, это правильно. Налицо грех человекоугодия. Сколько было аварий с этими переполненными "Икарусами"! Цитата:"мы поочерёдно проезжали мимо лежащих в кювете, в снегу, машин – одной, другой, третьей. Более легких, кстати, чем наш «Икарус»…" И чему тут радоваться? Это легкомыслие и безответственность. Есть установленные правила перевозки. Пассажиров, сидящих в проходе на перекладине, в автобусах быть не должно. "Не искушай Господа Бога твоего..."
Елена18 октября 2024, 11:16
Благодарю автора. Глубоко в душу статья.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×