Из писем о духовной жизни
Об уединении
Есть два рода уединения: одно всецелое, всегдашнее, когда кто уходит в пустынь и живет один; другое — частное, бывающее по временам. Первое действительно не дело мирян; а второе и возможно для них, и даже есть у них. У всякого случается сколько-нибудь времени, когда он бывает один, хотя бы даже и не заботился намеренно о том, чтобы устроять для себя часы уединения. Вот этот-то час или часы и обрати в пользу духовного своего созидания. Вместо пустых мечтаний войди в себя и проверь дела свои — хорошо ли поделаны и могут ли быть угодны Богу, если ты предзришь Его пред собою. Такие часы можно на всякий день выделить для себя всякому многодельному человеку, коль скоро есть у него забота о спасении души. Если не уделяют, то именно потому, что заботы этой нет или не настолько она сильна, чтобы превышала все другие заботы. Но ведь для того, кто не заботится, и не пишутся средства устроять спасительный образ жизни. Таким образом, не всякий день надо иметь уединенные часы; а когда придется говеть, то на все время говения должно прекратить дела, чтобы говение было вполне душеспасительно. Это и имелось в виду в отношении к мирянам при указании на уединение как на средство к богоугодной, ведущей к спасению жизни.
Из писем к разным лицам
К валаамскому схимонаху Агапию
Есть неподвижное пребывание в молитвенных чувствах к Богу, не произнося ни в уме, ни устами никаких слов. Это высшая степень молитвы. Непрестанною молитвой может быть только такая молитва.
1888