Железная церковь святого Стефана

Церковь св.Стефана в Стамбуле
Церковь св.Стефана в Стамбуле
/p>

Еще во время русско-турецкой освободительной войны (1877–1878) многие болгары стали массово покидать тогдашнюю турецкую столицу. После подписания Сан-Стефанского мирного договора (3 марта 1878 г.) и последующего Берлинского конгресса (июнь 1878г.) поток уезжающих из Стамбула болгар усилился. Главным образом, это были торговцы, богатые ремесленники и, прежде всего, интеллигенция. Остались в основном македонские болгары, так как их родные земли не были освобождены и все еще входили в состав Османской империи. Согласно официальным турецким статистическим данным в 1885 году население Стамбула составляло более 1 миллиона 33 тысяч жителей, в числе которых было 384 910 турок, 156 032 армян, 152 741 греков, 443 777 болгар и др.

Положение Болгарского экзархата, резиденция которого находилась в Стамбуле (Константинополе), оставалось неопределенным. Второй болгарский экзарх Иосиф I (1840–1915), получивший этот титул в апреле 1877 года, оказался в довольно трудной ситуации. Он лишился поддержки своих архиереев, уехавших в свои епархии; остался без доходов, поскольку «владычину» во время войны не собирали; у него не было возможности поддерживать связь с деятелями освобожденных болгарских земель… И потому он решил временно уехать в Пловдив, где в то время находилась Европейская комиссия, решавшая вопрос о положении Восточной Румелии. В Пловдив Иосиф I отправился 1 июня 1878 года, оставляя своим заместителем в Стамбуле архимандрита Феодосия (позднее митрополита г. Скопие) с советом из шести мирян. Европейский дом в квартале Ортакой Стамбула, где находилась епархия, освободили, а архив перенесли в подворье, в квартал Фанар. Там архимандрит Феодосий пребывал до 10 января 1880 года, дня окончательного возвращения экзарха. После продолжительных споров в Пловдиве о том, где впредь будет размешаться резиденция Болгарского экзархата, победило мнение опытного дипломата Иосифа I, предлагавшего Стамбул, так как только оттуда удалось бы поддерживать прямой контакт с порабощенным населением Македонии и Одринской Фракии, охраняя его от произвола власти, покушений иноверцев и религиозной пропаганды.

На этот раз под резиденцию экзархата был снят (а позже выкуплен) армянский дом в квартале Ортакой. Экзарх Иосиф I проявлял исключительную заботу о своей пастве в вилайетах, но также уделял большое внимание и представителям самого экзархата в Стамбуле. Старая Деревянная церковь настолько обветшала, что было даже страшно служить в ней. С согласия болгарского правительства, которое финансово содержало экзархат в пределах Османской империи, было, наконец, решено построить новую, представительную церковь.

С этой целью к 1 марта 1888 года был подготовлен специальный сборник правил по проведению архитектурного конкурса на лучший проект нового храма. Его выиграл амбициозный архитектор Ховсеп Азнавур (1854–1935), армянин, английский подданный, живший и работавший в турецкой столице. Еще осенью 1888 года он начал разбирать старый поломанный фундамент, заложенный осенью 1859 года во дворе Деревянной церкви. В марте 1889 года со стороны министерства иностранных дел была назначена комиссия по строительству храма. Ее председателем стал Иосиф I, но на самом деле его замещали выбранные им члены комиссии: бывший Скопский митрополит Феодосий (с 19 марта 1889 г. по 11 января 1890 г.), эконом Георги Хаджитилев, протосингел экзархата (с 13 января 1890 г. по 1895 г.), бывший Скопский митрополит Максим (в 1895–1897 гг.) и Димитр Мишев, главный секретарь экзархата (в 1897–1900 гг.). Остальными членами комиссии были Атанас Трайков, Никола Минчов, Атанас Калчов, Стоян Хр. Тыпчилещов, Христо Н. Бракалов и Христо Стаматов.

Тем временем, 25 июня 1890 года, был издан высочайший султанский фирман, разрешающий Болгарскому экзархату строительство новой церкви на месте старой Деревянной церкви. По настоянию компетентных лиц комиссия по строительству распорядилась о начале полной расчистки старого фундамента 1859 года. Ранее, 5 декабря 1890 года, были выкопаны останки погребенных там шести архиереев – Авксентия Велешского, Паисия Пловдивского, Илариона Тырновского (Макариопольского), Доротея Скопского, Парфения Нишавского и Аверкия Врачанского. Останки были очищены и помещены в заранее приготовленные отдельные гробы. Также нашли останки Христо Тыпчилещова, но его близкие пожелали сами заняться останками и перевезти их в Софию. На следующий день, 6 декабря 1890 года, в Деревянной церкви состоялось богослужение, во время которого архимандрит Григорий был хиротонисан в епископа Макариопольского. Затем был отслужен молебен о здравии и долголетии султана Абдулы Хамида II. А после него экзарх Иосиф I и духовенство храма отслужили парастас по усопшим митрополитам, чьи останки были выкопаны накануне. Сам экзарх произнес прочувственное слово об усопших.

Работы по расчистке старого фундамента начались 10 декабря 1890 года, а завершились 2 апреля 1891 года. Для укрепления строительной площадки, которая представляла собой старую насыпь, были привезены 300 пилонов ливанского кедра длиной 20 м и диаметром 60 см. 12 июня 1891 года был вколочен первый пилон. Сначала их забивали вручную, при этом 10–15 человек справлялись с одним пилоном примерно за неделю. Чтобы ускорить строительство, из Англии была привезена специальная паровая машина, благодаря которой работа пошла легче и быстрее. На укрепленной площадке появился новый гранитный фундамент, облицованный мрамором.

Первый камень новой церкви был заложен экзархом Иосифом I 26 апреля 1892 года после отслуженной в старой Деревянной церкви литургии. При этом событии присутствовали митрополит Скопский Максим, управляющий Одринской епархией архимандрит Софроний, протосингел Георги Хаджитилев, болгарский дипломатический агент в Стамбуле Петр Димитров, а также все чиновники агентства и экзархата, болгарские торговцы, ремесленники и проч.

Под алтарем на фундаменте поставили каменный ковчежец, в который положили разные монеты и металлическую табличку с надписью: «Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. В царствование августейшего господаря султана Абдулы Хамида Хана Второго и при Блаженнейшем Иосифе Первом, экзархе Болгарском, заложен был им камень в основание святого храма сего во имя святого апостола первомученника и архидиакона Стефана, созидаемого с помощью и иждивением болгарского народа в память о его духовном возрождении. Лета от сотворения мира 7400-го, от рождества же во плоти Бога Слова 1892-го, 5-го индикта 26 апреля в царствующем Константинополе, в Фанаре».

Протосингел экзархата отец-эконом Георгий Хаджитилев прочитал надпись перед народом, потом ее положили в ковчежец, который собственноручно обмазал штукатуркой экзарх Иосиф I, а после него – митрополит Скопский Максим, П. Димитров и некоторые другие официальные лица. После этого комиссия по строительству дала скромный обед в болгарской школе квартала Фанар, на котором присутствовало около 100 человек. После обеда болгарский банкир, работавший в Стамбуле, А. Стоянович, позвал гостей в Кеатхану продолжить праздник за его счет. Многие приняли приглашение, и веселье продолжалось до вечера.

По оценке архитектора Ховсепа Азнавура, только фундамент был из гранита, а сама конструкция должна была быть железной и разборной, чтобы в случае проседания фундамента ее можно было демонтировать и перенести на новое место. Через болгарского дипломата в Стамбуле д-ра Георгия Вылковича разработка железной конструкции была поручена фирме Рудольфа Филиппа Вагнера (1827–1888), которая была основана в 1854 году в Вене (эта же фирма делала железные перила Львиного и Орлиного мостов в Софии). Специалисты этой фирмы под руководством инженера Пауля Ноймана разработали новые технические проекты, и тысячи элементов были отлиты, выкованы и вальцованы в течение приблизительно двух лет. После этого Железная церковь была предварительно собрана в Майдлинге, одном из кварталов Вены. Ее величественный вид привлекал внимание жителей, и в нескольких венских газетах появились статьи, посвященные этому храму.

С наибольшим вниманием храм рассматривали члены инженерно-архитектурного сообщества, давшие самую высокую оценку его умелой разработке. Даже эрцгерцог Карл Людвиг с двумя дочерями целый час рассматривал болгарскую церковь 2 октября 1895 года и высказался о ней «чрезвычайно положительно». Болгарский архитектор Янакий Шамарджиев был уполномочен отправиться в Вену, чтобы принять храм.

После принятия церкви она была демонтирована, составные ее части были упакованы и отправлены на поезде в Триест. Там они были погружены на пароход и отправлены в Стамбул. Первая 20-тонная часть прибыла на двух пароходах компании «Ллойд» 22 ноября 1895 года. От фирмы фон Вагнера были командированы 15 работников, которые под руководством главного мастера Хакера начали сборку церкви на готовом каменном фундаменте. По предварительно заключенному договору постройка должна была завершиться в апреле 1896 года.

В марте 1896 года болгарский князь Фердинанд прибыл в столицу Турции с официальным визитом. На Вербное воскресение, 17 марта, он со всей своей свитой ходил на службу в старую Деревянную церковь, а после этого с интересом осмотрел строящуюся Железную церковь, на которой оставалось соорудить крышу. Перед отъездом из Стамбула болгарский правитель подарил новому храму 1000 левов.

Сборка Железной церкви была закончена 14 июля 1896 года, и, согласно договору, принята специальной технической комиссией, составившей протокол о ее прочности. При этом возникла небольшая проблема в связи с формой иконостаса, который был создан по западному, католическому образцу. Пришлось отправить в Россию главного секретаря экзархата Афанасия Шопова и архитектора Азнавура, чтобы обсудить возможность создание нового иконостаса в восточноправославном стиле. План иконостаса был разработан Ховсепом Азнавуром, а оценен и одобрен архитектором Петербургской академии художеств Григорием Ивановичем Котовым. Тогда ж был заключен и договор о его создании с фабрикантом Николаем Алексеевичем Ахапкиным. Иконостас без икон оценивался в 20 тысяч рублей. Написание икон было возложено на московского академика живописи Клавдия Васильевича Лебедева (1852–1916). Это должны были быть копии известных икон знаменитых русских иконописцев.

В конце октября 1897 года был подписан договор с фирмой «Д. Сотиров и К°» из Софии о настилке пола из мрамора, доставленного из Болгарии. В разгаре было и благоустройство территории вокруг храма, а также строительство ограды и небольшой пристани со стороны моря.

В конце концов, Железный храм был полностью закончен. Он располагался перпендикулярно берегу залива Золотой Рог, алтарь был обращен к морю. Его размеры: длина – 28 м, ширина – 14 м. Храм имеет продолговатую форму с короткими боковыми крыльями. Над преддверием возвышалась элегантная колокольня высотой 24 м. На ней имелось шесть колоколов различной величины, отлитые в мастерской сыновей П.И. Оловянишникова в Ярославле. Самый большой колокол был диаметром 94 см и весил 444 кг. На нем имелась следующая надпись: «Благая весть несет радость земле и восхваляет славу Господа в небесах». Металлическая конструкция церкви весила 500 т и была покрашена снаружи в серо-синий цвет.

Торжественное освящение новой церкви во имя святого Стефана, называемой также Железной церковью, было осуществлено экзархом Иосифом I 8 сентября 1898 года, в день именин болгарской княгини Марии-Луизы. В торжественном богослужении приняли участие митрополиты Григорий Доростоло-Червенский, Симеон Варненско-Преславский, Константин Врачанский, Григорий Пелагонийский, Гервасий Сливенский, Мефодий Старозагорский, Авксентий Велешский, Иларион Неврокопский, Максим Ловчанский (бывший митрополит Скопский), многие монахи и священники. Присутствовало множество гостей из княжества Болгария, Македонии и Одринской Фракии.

Служба началась рано утром в старой Деревянной церкви, целиком покрытой зеленью. Церковный двор и улицы вокруг храма были заполнены богомольцами. К половине девятого из старой церкви началось шествие, во главе которого несли хоругви, ковчег со святыми мощами и другие святыни. Крестный ход обошел вокруг новой церкви, вошел в нее, после чего началось ее освящение. Во время литургии экзарх произнес прочувствованную проповедь. После службы высшие духовные лица и знатные гости из княжества Болгария посетили дипломата Димитра Маркова и поздравили его с днем именин болгарской княгини. После этого в ресторане Пера-Палас строительная комиссия устроила праздничный банкет. На следующий день, 9 сентября 1898 года, после службы экзарх Иосиф и остальные архиереи принимали и благословляли гостей на Болгарском подворье.

После освещения нового храма старая Деревянная церковь, находившаяся прямо перед его главным входом, была разобрана, а через 40 дней был очищен и участок, на котором она располагалась. Сохранился только престольный камень, который и по сей день лежит там, напоминая об исторической роли скромной церкви, просуществовавшей пол века. Рядом с сохраненным престольным камнем были поставлены мраморные надгробные плиты трех выдающихся иерархов, титанов духовной борьбы и народных вдохновителей Авксентия Велешского, Паисия Пловдивского и Илариона Тырновского (Макариопольского). Рядом с ними находится и надгробный памятник Вылы Йовчевой, сестры экзарха Иосифа I, почившей в Стамбуле в 1887 году. 14 августа 1924 года умер заместитель экзарха Велешский митрополит Мелетий, который был погребен справа от церковных ступеней главного входа.

Перевод с болгарского Федора Калайдова

26 сентября 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту