Одна из проблем, к которой приковано сегодня внимание общества, – реформа школьного образования, новые образовательные стандарты. Как «вписаться» в новую реальность православной школе? Какие перемены ждут ее? Что может дать детям православное образование? Эти вопросы поднимались на «круглом столе», организованном 17 марта в Голицынском кабинете храма благоверного царевича Димитрия журналом «Нескучный сад» при содействии «ОТП Банка».
Интерес «ОТП Банка» к данной теме не сиюминутен. В рамках благотворительных программ банк стремится оказывать помощь в сфере образования многодетным православным семьям. Как считает его президент Алексей Коровин, «именно большие семьи, воспитывающие детей в традициях православной нравственности, способны стать фундаментом будущей России». А сама православная школа, в видении финансиста, давая детям не меньший объем знаний, чем обычная школа, должна в чем-то быть лучше…
Ощущая потребность общественности в обсуждении темы образования, журнал «Нескучный сад» с апреля 2011 года открывает рубрику «Новая школа». В рамках этой инициативы журналом был организован «круглый стол», собравший директоров ведущих православных и православно ориентированных школ Москвы, для разговора о том, какой должна быть православная школа, и обмена опытом работы. Вот мнения руководителей некоторых учебных заведений.
Игорь Бузин, директор гимназии в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине:
В нашей школе, работающей с 1993 года, и для учредителей, и для всех профессиональных педагогов, и, конечно, для меня (я преподаю русский язык и литературу) образование всегда было задачей первостепенной важности. Вообще-то если целью школы не является качественное образование, то это что угодно, но не школа. Мы сразу же образовались как школа профессиональная, серьезная, вполне основательная, а не просто как некая «воспитательная среда», в которую детям надо окунуться, дабы не «испортиться». По прошествии времени мы убеждаемся в справедливости подхода: нельзя разделять и противопоставлять эти два процесса. Для школьных профи это понятно…
Елена Шичалина, директор гимназии при Греко-латинском кабинете:
Мы, безусловно, ставили в основу образовательные цели: дать детям фундаментальное добротное образование, включающее обязательное изучение древних языков – древнегреческого и латыни. И мы стараемся продолжать эту линию.
За последние десять лет в обществе произошли изменения, на наш взгляд, в лучшую сторону. Раньше нам приходилось разъяснять родителям, что классическая гимназия предполагает православное мировоззрение; сейчас состав учащихся школы практически однороден: у нас учатся дети из воцерковленных семей – из разных приходов, но очень многие дети и родители посещают наш храм.
Я регулярно борюсь с желанием некоторых родителей во что бы то ни стало оставить в нашей школе своих детей, как бы слабо те ни учились. Родители ссылаются при этом на «хорошую атмосферу» в школе. Слово «атмосфера» я не очень люблю, хотя, конечно же, всячески ратую за то, чтобы эта атмосфера у нас была. С другой стороны, вы, наверное, меня хорошо поймете, потому что, помимо благожелательного и доброго климата, в школе, безусловно, существуют и определенные образовательные требования. И мы предлагаем родителям поменять школу в том случае, если их чада не справляются с нашей достаточно сложной программой. Это не называется «отчислением», это правильный подбор для ребенка того учебного заведения, которое ближе ему по уму и способностям.
Священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской школы:
Да, мы стремимся воспитать человека, который будет воспринимать свою жизнь как служение Богу и Церкви. Но разве не очевидно, что в школьных стенах главным служением ребенка становится учеба, и если он учится плохо и неусердно, то не выполняет своего призвания на данный момент и в будущем вряд ли сможет вырасти по-настоящему преданным Церкви человеком?
Но есть ли сегодня общецерковное понимание этого вопроса? К сожалению, не часто можно услышать в проповедях пастырей воодушевление детей на учебу как на служение Церкви. А ведь это реально помогло бы снять часть образовательных и воспитательных проблем в школах! У нас учатся очень разные дети: достаточно много – больше 30 ребят – из детских домов, около 120 – из многодетных семей, где немало жизненных тягот; тем не менее, мы ставим перед всеми своими учениками высокую образовательную планку, мотивируем их учиться и никогда не выставляем оценок выше тех, что они заслужили.
Мария Махонина, заместитель директора школы во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова:
Сейчас опыт православных школ востребован в обществе, потому что нравственное воспитание, от которого отказалась государственная школа, всегда присутствовало в них. Можно сказать, православная школа формирует мировоззренческое ядро, которое само по себе охраняет душу ребенка, способствуя проявлению в нем образа Божия.
Мы не можем сказать, что требования ко всем ученикам одинаковые, потому что есть Промысл Божий о каждом ребенке. Изначально каждый ребенок талантлив, у него есть свои способности, и задача школы – раскрыть эти способности, чтобы при этом он чувствовал себя максимально комфортно в православной школе.
Мы не считаем нашу школу какой-то элитарной, но, к сожалению, в современном образовании положение дел таково, что любая школа, где дети не ругаются матом, может считаться элитарной.
Татьяна Лещева, директор Центра образования имени Серафима Саровского:
Наша цель – вырастить доброго христианина. Согласна с предыдущим мнением, что одна из основных задач школы – индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы обязаны помочь ему раскрыть Богом данные таланты, определиться в жизни и не потерять себя. Не случайно из нашей школы выходят ребята, которые легко поступают и в гуманитарные институты, и в Бауманский, и МАИ, и в православные вузы.
Как-то мы приняли одного ребенка-колясочника, затем к нам потянулись и другие дети с ограниченными физическими возможностями. Мы очень этому рады, потому что мало говорить о нравственности, милосердии – милосердие должно быть в делах. Кстати, ребята с ограниченными возможностями являют собой пример стойкости духа и горячего желания учиться. Хочется в каждом классе иметь таких учеников, чтобы воспитательный процесс, действительно, был правдивым и открытым. Случаи отчисления редки: по немощи терпеть можно. Мы помогаем таким детям, а вот с леностью боремся.
Ирина Рублева, директор школы «Ника»:
Это говорит о том, что есть интерес к качественному образованию детей, и мы, по всей видимости, запросы родителей удовлетворяем. Высокий уровень образования для нас приоритет, и мы его достигаем. Сейчас, например, идет городской тур Всероссийской олимпиады, и восемь наших учеников стали призерами окружного тура по разным дисциплинам.
Среди школ Юго-Западного округа Москвы мы вышли на второе место, а в муниципальном образовании Зюзино – на первое.
Создавалась «Ника» как школа полного дня: дети находятся в ней с 8 до 20 часов. В таком режиме была потребность. Родители, особенно работающие, хотели быть уверенными, что ребенок будет обучен, накормлен и с ним станут полноценно заниматься всю вторую половину дня. Вот тут и встал вопрос: какую систему воспитания выбрать, чего придерживаться? В то время я постепенно воцерковлялась, и мой духовный отец посоветовал: смелее вводи основы Православия!
Здесь были свои проблемы, поскольку учредители – частные лица, а в ближайшем храме сказали, что у них пока опыта создания школы нет. Мы начали с того, что милостью Божией нашли заинтересованных людей и получили лицензию, разрешающую вести курс по основам Православия в факультативной форме. А дальше основы Православия внедрили и в средней школе. Вместо классных часов мы ввели уже пастырские часы и, естественно, всю воспитательную работу строим в православном ключе. Есть и интересный опыт, есть, надо признаться, и неудачи.
Можно сказать, что у нас школа миссионерского плана: пусть приходят в нее дети, которые пока, быть может, не готовы к православной школе. Кстати, согласно нашим данным, 98% родителей не против того, чтобы их сыновья и дочери с малых лет приобщались к православной культуре.
Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж»:
Наша задача – готовить хорошо образованных и воспитанных будущих членов Церкви. Сегодня многообразие форм, видов и программ православных школ дает возможность разным семьям с разными детьми найти себе оптимальную школу. Мы с самого начала ориентировались на классическое образование, которое предполагает углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, плюс для нас всегда была важна математика. В младшие классы берем почти всех, чтобы дать каждому ребенку шанс себя проявить. Это себя оправдывает: ребята в силу усердия и интереса становятся прекрасными учениками, хотя изначально, казалось бы, ничто этого не предвещало. Отчисляем только за нежелание учиться и за неблагопристойное поведение, которое угрожает духовному здоровью остальных школьников.
Наша экспериментальная православная площадка – уникальное явление. И когда в массовой школе дойдут до осознания необходимости системно заниматься воспитанием подрастающего поколения, и для этого возникнут соответствующие условия, у нас уже будет накоплен определенный материал, который можно с успехом использовать.
Алексей Тишутин, исполнительный директор Совета православных школ Москвы:
Те православные школы, которые выжили в непростые 1990-е годы, уже точно не реализуют позицию «образование “как получится”», причем образовательный процесс в них неразрывно соединен с воспитательным. Это обусловлено как профессиональным уровнем людей, открывавших эти школы, так и внешним запросом, доминирующим со стороны родителей.
Да, православные и православно ориентированные школы – разные по формату, и подходы в работе у них в чем-то разнятся. Есть четыре-пять школ, которые, действительно, можно назвать приходскими, у остальных, как правило, учредители – либо физические лица, либо группы таких лиц, либо православные организации, но не приходы. И все же каждая такая школа находит свою нишу и готова двигаться дальше.
связи с отношениями Российского государства с Русской Православной церковью. Но сам термин никак не определен и применяется в самых различных смыслах – от собственно нравственного воспитания как синонима до воспитания вообще – в широком смысле. Поскольку термин не определен, его применение нежелательно". /Источник: А.М.Новиков. Педагогика. Словарь системы основных понятий. М., 2013./ В др. словарях по Педагогике до сих пор есть термин - валеология (См. Пед.словарь Коджаспирова Г.М.). Этими словарями пользуются все. Может быть, можно помочь как-то науке начать исправляться к добру.
ФИО: Иванова Екатерина Андреевна
Дата рождения: 11.05.1987г.
Тел.: 8 926 563 59 88
Адрес проживания: г. Видное
Адрес электронной почты: uchitelmatem87@mail.ru
Образование: высшее по специальности "Прикладная математика и информатика" ("Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова"); а также в 2016 году прошла профессиональную переподготовку по программе "Педагогическоеобразование: учитель математики" ("Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса" г. Москвы).
Опыт работы педагогом: Центр дополнительного образования для одаренных детей «Интеллект» (3-6, 9-11 классы), АНО «ВЦНМО» (9-11 классы), «Институт цивилизации» г. Владикавказа.
Прихожанка Афонского подворья г. Москвы, имеется рекомендация духовника.
При этом за 20 лет православное школьное сообщество, рапортующее здесь о своих успехах, не создало ни одного серьезного методического пособия, и практически ни одной собственной полноценной учебной программы, в том числе и в первую очередь -- дающей возможность детям совместить веру в Бога с научными знаниями. Вообще не изучается апологетика и наследие верующих представителей науки, хоть тех же о.Глеба Каледы (геолога), Н.Е.Пестова (химия). Поэтому у детей происходит раздвоение сознания, что в последующем дает почву для утраты веры.
Отторжение православными педагогами советского наследия как пропагандистского вместо его исторического творческого осмысления приводит к вымыванию целых культурных пластов из имеющегося материала по отечественной литературе, истории, художественной культуре. В сочетании с отсутствием собственного аналогичного материала это порождает культурный вакуум в сознании православного ребенка.
Печально все это.
Увы, есть два серьезных минуса в православных школах: высокая плата за обучение (в Ховринской гимназии - 16000 в месяц было в прошлом году)
Да, если такое дорогое обучение, кому оно под силу? А как же многодетные учатся? Это что, православные школы для бизнесменов? Сначала порадовалась, а теперь ужаснулась. Это же не реально!!!
А есть ли поодобные школы в Санкт-Петербурге? Если "да", то назовите их адреса, пожалуйста.
Я ужаснулась,а ведь в нашей стране уже несколько поколений
не знает,потому что это нигде не преподается!Никакой пользы не будет ни от образования,ни от труда,не зная Главного.