Православная школа: образование плюс воспитание

Одна из проблем, к которой приковано сегодня внимание общества, – реформа школьного образования, новые образовательные стандарты. Как «вписаться» в новую реальность православной школе? Какие перемены ждут ее? Что может дать детям православное образование? Эти вопросы поднимались на «круглом столе», организованном 17 марта в Голицынском кабинете храма благоверного царевича Димитрия журналом «Нескучный сад» при содействии «ОТП Банка».

    

Интерес «ОТП Банка» к данной теме не сиюминутен. В рамках благотворительных программ банк стремится оказывать помощь в сфере образования многодетным православным семьям. Как считает его президент Алексей Коровин, «именно большие семьи, воспитывающие детей в традициях православной нравственности, способны стать фундаментом будущей России». А сама православная школа, в видении финансиста, давая детям не меньший объем знаний, чем обычная школа, должна в чем-то быть лучше…

Ощущая потребность общественности в обсуждении темы образования, журнал «Нескучный сад» с апреля 2011 года открывает рубрику «Новая школа». В рамках этой инициативы журналом был организован «круглый стол», собравший директоров ведущих православных и православно ориентированных школ Москвы, для разговора о том, какой должна быть православная школа, и обмена опытом работы. Вот мнения руководителей некоторых учебных заведений.

Игорь Бузин, директор гимназии в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине:

– Вспоминаю, как в 1990-е годы, на волне подъема интереса к Церкви, к нам приходили не только воцерковленные люди, но и те, кому было интересно познакомить своих детей с основами православного воспитания, показать богатство православной культуры. Словом, это было прекраснодушное желание поместить ребенка в такую среду, где он мог бы черпать для себя из сокровищницы Православия.

В нашей школе, работающей с 1993 года, и для учредителей, и для всех профессиональных педагогов, и, конечно, для меня (я преподаю русский язык и литературу) образование всегда было задачей первостепенной важности. Вообще-то если целью школы не является качественное образование, то это что угодно, но не школа. Мы сразу же образовались как школа профессиональная, серьезная, вполне основательная, а не просто как некая «воспитательная среда», в которую детям надо окунуться, дабы не «испортиться». По прошествии времени мы убеждаемся в справедливости подхода: нельзя разделять и противопоставлять эти два процесса. Для школьных профи это понятно…

Елена Шичалина, директор гимназии при Греко-латинском кабинете:

– У нас такой же стаж работы, как и у школы в Ховрине (мы работаем с 1993 года), но у нас другая судьба, потому что наша школа была изначально задумана и продолжает работать как традиционная классическая гимназия, которые были в России до революции, но, конечно же, с необходимой модернизацией учебного процесса. И она, как классическая гимназия, всегда основывалась на православном мировоззрении. Статус православной школы мы получили позже, в 2000 году, когда у нас был открыт храм в честь Трех святителей, то есть не школа была образована при храме, а домовый храм, которому в прошлом году исполнилось 10 лет, вырос на фундаменте нашей общей духовной потребности.

Мы, безусловно, ставили в основу образовательные цели: дать детям фундаментальное добротное образование, включающее обязательное изучение древних языков – древнегреческого и латыни. И мы стараемся продолжать эту линию.

За последние десять лет в обществе произошли изменения, на наш взгляд, в лучшую сторону. Раньше нам приходилось разъяснять родителям, что классическая гимназия предполагает православное мировоззрение; сейчас состав учащихся школы практически однороден: у нас учатся дети из воцерковленных семей – из разных приходов, но очень многие дети и родители посещают наш храм.

Я регулярно борюсь с желанием некоторых родителей во что бы то ни стало оставить в нашей школе своих детей, как бы слабо те ни учились. Родители ссылаются при этом на «хорошую атмосферу» в школе. Слово «атмосфера» я не очень люблю, хотя, конечно же, всячески ратую за то, чтобы эта атмосфера у нас была. С другой стороны, вы, наверное, меня хорошо поймете, потому что, помимо благожелательного и доброго климата, в школе, безусловно, существуют и определенные образовательные требования. И мы предлагаем родителям поменять школу в том случае, если их чада не справляются с нашей достаточно сложной программой. Это не называется «отчислением», это правильный подбор для ребенка того учебного заведения, которое ближе ему по уму и способностям.

Священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской школы:

– Наша школа существует не так давно, с 2003 года, и росла постепенно: сейчас у нас 11 классов, учится около 200 детей. Школа в чем-то схожа со стандартной приходской школой. И это порождает определенные проблемы, поскольку есть большой приход, в котором очень много детей, и родители, естественно, считают, что дети должны учиться в школе при приходе, но далеко не все понимают, что определяющим стержнем в ней является учеба.

Да, мы стремимся воспитать человека, который будет воспринимать свою жизнь как служение Богу и Церкви. Но разве не очевидно, что в школьных стенах главным служением ребенка становится учеба, и если он учится плохо и неусердно, то не выполняет своего призвания на данный момент и в будущем вряд ли сможет вырасти по-настоящему преданным Церкви человеком?

Но есть ли сегодня общецерковное понимание этого вопроса? К сожалению, не часто можно услышать в проповедях пастырей воодушевление детей на учебу как на служение Церкви. А ведь это реально помогло бы снять часть образовательных и воспитательных проблем в школах! У нас учатся очень разные дети: достаточно много – больше 30 ребят – из детских домов, около 120 – из многодетных семей, где немало жизненных тягот; тем не менее, мы ставим перед всеми своими учениками высокую образовательную планку, мотивируем их учиться и никогда не выставляем оценок выше тех, что они заслужили.

Мария Махонина, заместитель директора школы во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова:

– 20 лет назад, когда создавалась наша школа, мы шли навстречу определенному социальному заказу: родители хотели, чтобы их дети воспитывались не в атеистическом окружении, а в системе православного мировоззрения. Этот путь открывает перспективу и для реальных знаний, и для целостного восприятия единой картины мира, то есть объединяются и образование, и воспитание. Думаю, что так происходит в любой православной школе.

Сейчас опыт православных школ востребован в обществе, потому что нравственное воспитание, от которого отказалась государственная школа, всегда присутствовало в них. Можно сказать, православная школа формирует мировоззренческое ядро, которое само по себе охраняет душу ребенка, способствуя проявлению в нем образа Божия.

Мы не можем сказать, что требования ко всем ученикам одинаковые, потому что есть Промысл Божий о каждом ребенке. Изначально каждый ребенок талантлив, у него есть свои способности, и задача школы – раскрыть эти способности, чтобы при этом он чувствовал себя максимально комфортно в православной школе.

Мы не считаем нашу школу какой-то элитарной, но, к сожалению, в современном образовании положение дел таково, что любая школа, где дети не ругаются матом, может считаться элитарной.

Татьяна Лещева, директор Центра образования имени Серафима Саровского:

– На заре 1990-х годов, когда появился живой интерес к Православию, силами родителей было инициировано открытие нашей школы. В данный момент в центре обучается 311 детей; помимо школы, есть детский садик, ведется дополнительное образование по восьми направлениям. У нас приоритетной всегда считалась система воспитания, а хорошо учить мы можем – это подтверждают результаты аттестационных комиссий.

Наша цель – вырастить доброго христианина. Согласна с предыдущим мнением, что одна из основных задач школы – индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы обязаны помочь ему раскрыть Богом данные таланты, определиться в жизни и не потерять себя. Не случайно из нашей школы выходят ребята, которые легко поступают и в гуманитарные институты, и в Бауманский, и МАИ, и в православные вузы.

Как-то мы приняли одного ребенка-колясочника, затем к нам потянулись и другие дети с ограниченными физическими возможностями. Мы очень этому рады, потому что мало говорить о нравственности, милосердии – милосердие должно быть в делах. Кстати, ребята с ограниченными возможностями являют собой пример стойкости духа и горячего желания учиться. Хочется в каждом классе иметь таких учеников, чтобы воспитательный процесс, действительно, был правдивым и открытым. Случаи отчисления редки: по немощи терпеть можно. Мы помогаем таким детям, а вот с леностью боремся.

Ирина Рублева, директор школы «Ника»:

– Мы считаем себя православно ориентированной школой. В этом есть свои плюсы и минусы. Сложность, прежде всего, в том, что у нас нет никаких преференций – ни в аренде, ни в стоимости обучения… За минувшие 16 лет мы выросли с 40 учеников до 560. В прошлом году, например, у нас был конкурс на поступление: 20 детей на место.

Это говорит о том, что есть интерес к качественному образованию детей, и мы, по всей видимости, запросы родителей удовлетворяем. Высокий уровень образования для нас приоритет, и мы его достигаем. Сейчас, например, идет городской тур Всероссийской олимпиады, и восемь наших учеников стали призерами окружного тура по разным дисциплинам.

Среди школ Юго-Западного округа Москвы мы вышли на второе место, а в муниципальном образовании Зюзино – на первое.

Создавалась «Ника» как школа полного дня: дети находятся в ней с 8 до 20 часов. В таком режиме была потребность. Родители, особенно работающие, хотели быть уверенными, что ребенок будет обучен, накормлен и с ним станут полноценно заниматься всю вторую половину дня. Вот тут и встал вопрос: какую систему воспитания выбрать, чего придерживаться? В то время я постепенно воцерковлялась, и мой духовный отец посоветовал: смелее вводи основы Православия!

Здесь были свои проблемы, поскольку учредители – частные лица, а в ближайшем храме сказали, что у них пока опыта создания школы нет. Мы начали с того, что милостью Божией нашли заинтересованных людей и получили лицензию, разрешающую вести курс по основам Православия в факультативной форме. А дальше основы Православия внедрили и в средней школе. Вместо классных часов мы ввели уже пастырские часы и, естественно, всю воспитательную работу строим в православном ключе. Есть и интересный опыт, есть, надо признаться, и неудачи.

Можно сказать, что у нас школа миссионерского плана: пусть приходят в нее дети, которые пока, быть может, не готовы к православной школе. Кстати, согласно нашим данным, 98% родителей не против того, чтобы их сыновья и дочери с малых лет приобщались к православной культуре.

Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж»:

– Наша гимназия – одна из старейших, официальная лицензия – с 1990 года. И если государственная школа от воспитания отказалась, поскольку невозможно им заниматься, не имея ни программы, ни цели, то у православных школ есть платформа, мировоззрение, система ценностей, и на этой базе они могли и могут заниматься воспитанием.

Наша задача – готовить хорошо образованных и воспитанных будущих членов Церкви. Сегодня многообразие форм, видов и программ православных школ дает возможность разным семьям с разными детьми найти себе оптимальную школу. Мы с самого начала ориентировались на классическое образование, которое предполагает углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, плюс для нас всегда была важна математика. В младшие классы берем почти всех, чтобы дать каждому ребенку шанс себя проявить. Это себя оправдывает: ребята в силу усердия и интереса становятся прекрасными учениками, хотя изначально, казалось бы, ничто этого не предвещало. Отчисляем только за нежелание учиться и за неблагопристойное поведение, которое угрожает духовному здоровью остальных школьников.

Наша экспериментальная православная площадка – уникальное явление. И когда в массовой школе дойдут до осознания необходимости системно заниматься воспитанием подрастающего поколения, и для этого возникнут соответствующие условия, у нас уже будет накоплен определенный материал, который можно с успехом использовать.

Алексей Тишутин, исполнительный директор Совета православных школ Москвы:

– Может создаться впечатление, будто Москва переполнена разнообразными православными учебными заведениями. Но в действительности на всю столицу приходится 22 православные школы, имеющие госаккредитацию. В них обучается порядка 4500 детей, в то время как общее количество школьников в Москве – свыше миллиона!!! То есть число детей, о которых здесь говорилось, – это чуть меньше… половины процента.

Те православные школы, которые выжили в непростые 1990-е годы, уже точно не реализуют позицию «образование “как получится”», причем образовательный процесс в них неразрывно соединен с воспитательным. Это обусловлено как профессиональным уровнем людей, открывавших эти школы, так и внешним запросом, доминирующим со стороны родителей.

Да, православные и православно ориентированные школы – разные по формату, и подходы в работе у них в чем-то разнятся. Есть четыре-пять школ, которые, действительно, можно назвать приходскими, у остальных, как правило, учредители – либо физические лица, либо группы таких лиц, либо православные организации, но не приходы. И все же каждая такая школа находит свою нишу и готова двигаться дальше.

Василий Писаревский

18 марта 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
А.П.30 марта 2019, 22:53
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – термин, получивший широчайшее распространение в последние десятилетия в
связи с отношениями Российского государства с Русской Православной церковью. Но сам термин никак не определен и применяется в самых различных смыслах – от собственно нравственного воспитания как синонима до воспитания вообще – в широком смысле. Поскольку термин не определен, его применение нежелательно". /Источник: А.М.Новиков. Педагогика. Словарь системы основных понятий. М., 2013./ В др. словарях по Педагогике до сих пор есть термин - валеология (См. Пед.словарь Коджаспирова Г.М.). Этими словарями пользуются все. Может быть, можно помочь как-то науке начать исправляться к добру.
Екатерина11 августа 2016, 11:58
Здравствуйте. Хотела бы работать в вашей школе учителем математики. Мои данные:
ФИО: Иванова Екатерина Андреевна
Дата рождения: 11.05.1987г.
Тел.: 8 926 563 59 88
Адрес проживания: г. Видное
Адрес электронной почты: uchitelmatem87@mail.ru
Образование: высшее по специальности "Прикладная математика и информатика" ("Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова"); а также в 2016 году прошла профессиональную переподготовку по программе "Педагогическоеобразование: учитель математики" ("Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса" г. Москвы).
Опыт работы педагогом: Центр дополнительного образования для одаренных детей «Интеллект» (3-6, 9-11 классы), АНО «ВЦНМО» (9-11 классы), «Институт цивилизации» г. Владикавказа.

Прихожанка Афонского подворья г. Москвы, имеется рекомендация духовника.
римма 6 февраля 2016, 15:38
Здравствуйте, хочу летом отправить дочь 10лет, пожить в женский монастырь, не подскажите куда и как это делается? Я слышала что есть православные школы которые выезжают
Лариса Стрельцова24 мая 2014, 13:40
Хочу внука перевести в гимназию при монастыре. Видела фильм /давно/ про обучении детей при монастыре.Очень понравилось! Название не помню. Что-то связано с Александро-Невским монастырем,точно не помню. Помогите найти! Очень сложная ситуация! Буду очень благодарна за любой совет!
Православная мама10 июля 2012, 00:59
Все это прекрасно, но реальность совсем другая. В православных школах преподают лучше или хуже -- все зависит от учителей. Как и везде. При этом в православной школе могут держать учителя совершенно бездарного, злого, ненавидящего детей -- но зато демонстрирующего свою вчера обретенную церковность.
При этом за 20 лет православное школьное сообщество, рапортующее здесь о своих успехах, не создало ни одного серьезного методического пособия, и практически ни одной собственной полноценной учебной программы, в том числе и в первую очередь -- дающей возможность детям совместить веру в Бога с научными знаниями. Вообще не изучается апологетика и наследие верующих представителей науки, хоть тех же о.Глеба Каледы (геолога), Н.Е.Пестова (химия). Поэтому у детей происходит раздвоение сознания, что в последующем дает почву для утраты веры.
Отторжение православными педагогами советского наследия как пропагандистского вместо его исторического творческого осмысления приводит к вымыванию целых культурных пластов из имеющегося материала по отечественной литературе, истории, художественной культуре. В сочетании с отсутствием собственного аналогичного материала это порождает культурный вакуум в сознании православного ребенка.
Печально все это.
александр21 февраля 2012, 06:17
Очередной загон людского стада-теперь в лоно якобы церкви.Повсеместное обучение в школах православия.Сектантам вход свободен кто будет проверять этих "божественных"учителей,лучше бы боролись с детским пьянством.Вообщем пичкают в продмагах гольной химией,а теперь ещё и начнут зомбировать детей для новых господ из-за рубежа-АМЕРИКОСОВ!Аминь....
Марьюшка27 ноября 2011, 21:41
Хочу найти православную гимназию в ЮВАО г. Москвы. (учусь в 7-м классе)
юлия22 ноября 2011, 10:44
К великому сожалению все не так радужно, как Вам представляется в православных школах, увы... мой сын обучается в одной из таких школ плата высокая, наш классный педагог оказалась не христианкой (она конечно православного вероисповедания, но не христиане, а как иначе можно сказать о педагоге позволяющим называть наших детей дряни паршивые и мрази).... да и вообще дух школы не пропитан ....... как выразится...... ХРИСТОМ ............ все как то зло, замкнуто, происходит подмена понятий у детей ну как же в школе православной, где есть домовый храм (иконы, директор священник), угрожают отрезать уши и пустить кровь..... не то это все. Очень жаль. Я идя в такую школу хотела, чтобы моего сына учили наукам любя, со Христом, а получила учебу без единого намека на православие , сильные головные боли сына и полный отказ идти в школу учится!!
Александр 6 сентября 2011, 13:35
Прекрасно, когда есть Православная гимназия или воскресная школа при храме, но это не может обеспечить реальных потребностей подрастающего поколения в духовном воспитании. Надо идти в простые светские школы, но опять же возникает вопрос, а как это будет выглядить юридически. Такое же желание проявят и различного рода сектанты как нам поведала Нина. Где обещеное преподование Основ Православной культуры в светской школе.
Света С. 2 апреля 2011, 17:25
Нора:
Увы, есть два серьезных минуса в православных школах: высокая плата за обучение (в Ховринской гимназии - 16000 в месяц было в прошлом году)

Да, если такое дорогое обучение, кому оно под силу? А как же многодетные учатся? Это что, православные школы для бизнесменов? Сначала порадовалась, а теперь ужаснулась. Это же не реально!!!
Лариса В. 2 апреля 2011, 17:18
Лично мне отрадно слышать, что большинство руководителей православных школ говорит, что приоритетным для них было образование. Так не приятно знать, что есть православные люди, для кот. серьёзное обучение детей- не самое главное, главное, как говорится, чтобы верующие были. Глупость. Современный православный человек должен стремиться к образованию, поступать в серьёзные ВУЗЫ, идти на ответственную работу. В этом и будет наше миссионерство.
Галина19 марта 2011, 21:57
Галина
А есть ли поодобные школы в Санкт-Петербурге? Если "да", то назовите их адреса, пожалуйста.
Лариса19 марта 2011, 18:00
Однажды слушала по радиостанции "Воскресение" вопросы школьников священнику.Девушка спросила:"Что такое грех?"
Я ужаснулась,а ведь в нашей стране уже несколько поколений
не знает,потому что это нигде не преподается!Никакой пользы не будет ни от образования,ни от труда,не зная Главного.
Дмитрий Бор.19 марта 2011, 17:11
Какое бы образование не было – платное или бесплатное, православное или светское, важно, что бы оно избавляло от иллюзий, давало: правильную картинку мира; знания и навыки, востребованные и применимые в реальной жизни; перспективу движения в сторону Добра, как для учащегося, так и для всех вместе. И не настраивало на альфа-лидерство, которое к настоящим людям не имеет никакого отношения. Сотрудничество, согласованность и человечность нужны всем людям, а не «хождение по головам» и стремления добиваться личных или групповых целей любым путём.
marija19 марта 2011, 13:23
Всё отлично образовательный уровень растёт.А, не вернутся ли к опыту советских школ, когда обучали детей ТРУДУ. А сейчас все образованы, но безрукие. Кто будет кормить страну? Ведь школы могут заключать договора с предприятиями для обучения профессии. И ни каких затрат. Нас школа научила жить и в руках каждого осталось какое то мастерство.А, сейчас все образованные, а работать не кому. А так всё у вас отлично, ВЕЛИКОЕ дело, что приобщаете детей к Богу. Храни вас ГОСПОДЬ под омофором любви Его.
Людмила19 марта 2011, 09:33
Cлава Богу! Появились росточки православных школ! Уверена, только такие образовательные центры способны воспитать и поддержать наши семьи, дать живое (без кавычек), целостное триединое:обучение образование воспитание,нравственное,патриотическое, где Заповеди разъяснят, растолкуют, покажут духовные пастыри, что жизнь не по Божьему закону направлена против самого человека, наносит вред, прежде всего себе, родным, своей Родине. За пафос, если усмотрели таковой, простите! Но, как, за державу, больно! Верю, найдутся в России десять праведников! Помоги, вам Господи!
Natalia19 марта 2011, 02:52
Cпасибо Вам, Мария, за эти слова: "Изначально каждый ребенок талантлив, у него есть свои способности, и задача школы – раскрыть эти способности, чтобы при этом он чувствовал себя максимально комфортно в православной школе". А госпожа Шичалина производит впечатление бездушной особы. "Это не отчисление..." А что же тогда? Травмирование менее способных (успешных) детей, кому более чем другим нужны поддержка, любовь и поощрение! Где тут христианские терпение и любовь? Причем здесь вообще православие?
Нора18 марта 2011, 23:22
Увы, есть два серьезных минуса в православных школах: высокая плата за обучение (в Ховринской гимназии - 16000 в месяц было в прошлом году) и обстановка православной "обязаловки" - строем на Литургию.
Нина18 марта 2011, 21:45
Дай Бог,что бы во всех школах торжествовало Православие.Что бы дети и внуки наши росли истинными гражданами своей страны,исторически православной державы.Что бы умы и седца их не завоевывали люди,чуждые по духу.Однажды учительница одной из школ Владимирской области поведала мне очень ужасающую историю о том,как в их школы проникают свидетели иеговы и что там происходит в процессе их внедрения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×