Память преподобного Анфима Хиосского[1]

Св. Анфим родился в 1869 г. в крестьянской семье на о. Хиос. Воспитанный в благочестии, он в детстве удостоился видений Божией Матери, обещавшей ему в будущем Свое покровитель­ство. Мальчику рано пришлось отказаться от учебы в школе и выучиться на сапожника.

Когда Анфиму было девятнадцать лет, мать однажды по­просила его отнести старую икону Богоматери «Скоропос- лушница» для поновления в монастырь Святых Никиты, Ио­анна и Иосифа [20 м.]. Эта обитель была незадолго до того основана на горе Проватий святым монахом Пахомием, быв­шим духовным наставником свт. Нектария Эгинского [9 н.].

Вернувшись в деревню, Анфим, вдохновленный Небесной жизнью монахов, построил себе хижину на окраине и предал­ся подвигам, забыв обо всех заботах этого мира. Живя в хи­жине, он строго выполнял предписания Пахомия. Духовный отец, восхищаясь его послушанием, молчанием и стремлени­ем к молитве, говорил своим монахам: «Этот юный послуш­ник уже настоящий монах, ему уготовано стать великим от­цом». Икона Божией Матери, которую Анфим хранил у себя всю жизнь, была его единственной помощницей, вдохнови­тельницей на богоугодную брань, утешением в испытаниях и искушениях. От нее совершались чудеса для тех, кто наве­щал святого в уединении. После он удалился в монастырь Святых Отцов и принял малую схиму.

Движимый любовью к Богу, святой предавался умерщвле­нию плоти. При этом он мог выполнять любую работу, тру­дясь, в том числе, на строительстве обители Святого Констан­тина. Вскоре он заболел, и игумен отправил его к родителям для лечения у врачей. Анфим продолжил подвиги, как буд­то жил в монастыре, и зарабатывал сапожным ремеслом на хлеб себе и престарелым родителям, раздавая еще милосты­ню нуждавшимся.

Несмотря на болезнь, любовь к Богу помогала ему в аске­тическом подвиге. Это вызывало ярость бесов, которые опол­чались на него во время ночных молитв, поднимая страш­ный грохот. Молиться ночью он любил сидя в дупле старой оливы, что росла рядом с его кельей. Как позже говорил сам св. Анфим, он не давал себе «ни минуты отдыха». С помощью

Богородицы ему удалось провести девятнадцать дней и де­вятнадцать ночей без сна, раз в два дня съедая краюшку хле­ба и выпивая немного воды. В конце этого подвига он при­шел в состояние восхищения и его дух пребывал вознесенным в раю, среди ангельских хоров, и все это время Анфим не пе­реставал повторять: «Господи, помилуй!»

Добродетели святого подвижника и чудеса от иконы Бо- жией Матери стали привлекать к его жилищу большое чис­ло посетителей. Поэтому в ответ на просьбы народа через год после того, как Анфим принял великую схиму, было ре­шено рукоположить его в священника (1910). Но посколь­ку епископ Хиосский все же отказывался рукополагать че­ловека без образования, крестный отец пригласил Анфима в Смирнскую епархию. Во время рукоположения землетря­сение, громы и молнии засвидетельствовали Божие благово­ление, а вскоре после этого прп. Анфим исцелил одержимого. Однако его добродетели и чудеса вызвали зависть некоторых священников, и святому пришлось уехать.

После паломничества на Афон он вернулся на о. Хиос. Ему дали послушание собирать милостыню для лепрозория. Че­рез некоторое время он превратил это заведение, где нищета человеческая развращала души, в настоящий образ рая. На­сельники там вели общинную жизнь, как в монастыре. Он сам лечил больных, заботился о самых отталкивающих из них, те­плотой и добрым советом обращая их к Богу, поэтому мно­гие стали монахами и монахинями. Через св. Анфима Боже­ственное милосердие изливалось и на тех, кто приходил из мира, нуждаясь в заступничестве и наставлении человека Бо- жия. Тридцать восемь одержимых были освобождены его по­стами и молитвами перед иконой Божией Матери.

В то время в Малой Азии греческое население подвер­галось преследованиям, что привело к эмиграции в 1922­1924 гг. Многие беженцы высадились на Хиосе, особенно монахини и девушки, которые, лишившись защиты, вынужде­ны были скитаться в нищете. Св. Анфим с молодых лет леле­ял мечту основать монастырь в облюбованном им пустынном, скалистом месте. Желая наконец осуществить этот замысел, он, поддержанный в видении Божией Матерью, объединил вокруг себя сорок женщин. Чтобы увериться в том, что место для обители выбрано правильно, св. Анфим три раза бросал жребий в конце Божественной литургии. В 1927 г. он полу­чил разрешение основать обитель на месте, избранном Бо­гом. Святой сам составил план, предусмотрев все, что необ­ходимо для жизни большого монастыря. Ценой его трудов, слез и молитв строительство началось, несмотря на проти­водействие тех, кто считал бесполезным и несвоевременным такое начинание[2].

Не прошло и двух лет, как икона Божией Матери «Ско- ропослушница» была торжественно перенесена в монастыр­скую церковь, получившую то же имя. Здесь сразу поселились тридцать монахинь. Обитель стала жить по установлениям святых отцов, которые ввел здесь св. Анфим. Он сам провел остаток дней именно в этом монастыре. Вскоре обитель на­считывала восемьдесят монахинь и быстро сделалась лучшим женским монастырем в Греции.

Святой был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого — целебными травами, но прежде всего — слезной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за


день до шестидесяти-семидесяти больных приходили в мо­настырь просить помощи святого и Пресвятой Богородицы.

Более тридцати лет св. Анфим служил спасению душ и ис­целению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему лю­бым способом до последних мгновений жизни.

Дав общине полные божественной мудрости наставления, он отошел ко Господу 15 февраля 1960 г. в возрасте девяно­ста одного года. Весь остров оплакивал святого. Прп. Ан­фим и теперь пребывает с верующими, изливая на тех, кто прибегает к его заступничеству, Небесное утешение и исце­ляя от болезней.



[1]     Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

[2]В это время происходил так называемый обмен населением между Гре­цией и Турцией после преследований греков в Малой Азии. Огром­ное количество переселенцев необходимо было устроить. Именно на этом фоне больших практических забот попечение о духовном, т. е. строительство монастыря, могло казаться несвоевременным. — Прим. ред.

27 февраля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×