Проректор
Свято-Тихоновского университета по учебной работе
священник Геннадий Егоров рассказал о том, как новое
программное обеспечение помогает развитию
православного интернет-образования, которое в
последнее время становится все более
популярным.
Корреспондент: Отец Геннадий,
позвольте Вас поздравить с запуском новой платформы
системы дистанционного обучения!
Священник Геннадий Егоров: Поздравления надо
направлять, прежде всего, не мне, но всем преподавателям и
сотрудникам факультета Дополнительного образования,
преподавателям других факультетов нашего университета,
которые специально под новую систему переработали свои
образовательные программы, а также компанию-разработчика
новой платформы, ГиперМетод IBS.
- В чем преимущества новой системы дистанционного обучения?
- Нельзя сказать, что система стала принципиально новой, ведь образовательные программы на базе СДО мы ведем с 2004 года. Полученный за прошедшие годы опыт однозначно свидетельствует, что главным фактором обеспечения качества дистанционного образования является высокая квалификация преподавательского состава и грамотная методическая работа. Однако хорошо продуманная и грамотно сделанная платформа существенно облегчает преподавателям реализацию своих методических навыков, а также позволяет учащимся более эффективно использовать современные технологии для достижения отличных результатов. Поэтому внедрение в текущем учебном году платформы eLearning Server 4G для нас – знаковое событие.
- Какие образовательные программы доступны желающим
учиться посредством сети Интернет?
- Самые разные! Это и рассчитанная на несколько лет
программа профессиональной переподготовки
«Теология», предназначенная для людей, уже
имеющих высшее образование, и полугодовая программа
повышения квалификации «Основы православия»,
которая пользуется повышенной популярностью среди
учителей, собирающихся вести в школах предмет Основы
православной культуры. Также у нас доступен целый ряд
курсов по отдельным богословским и смежным гуманитарным
дисциплинам.
- Есть ли в настоящее время возможность получить полное высшее образование через интернет?
- Пока такой возможности нет, но, поскольку, с подобным вопросом к нам обращаются все чаще и чаще, мы поставили перед собой откликнуться на просьбы людей. Введенное в этом году программное обеспечение как раз поможет решить эту задачу. Под руководством заместителя декана факультета Дополнительного образования Оксаны Николаевны Шевченко по специальной программе, направленной на овладение новой системой начала проходить обучение первая группа преподавателей Миссионерского факультета. Впоследствии такую же подготовку пройдут и представители других факультетов ПСТГУ, в первую очередь Богословского. Также в наших планах наладить тесное сотрудничество с факультетом Прикладной математики и информатики. Как только преподаватели, ранее не имевшие опыта работы на факультете Дополнительного образования освоят современные технологии интернет-обучения наравне с теми, кто ведет занятия с их применением в течение уже восьми лет, все желающие смогут поступить к нам на программы полного высшего образования.
- Какие курсы помимо богословских уже можно изучать
через интернет?
- У нас налажено сотрудничество с кафедрой социальной
работы Миссионерского факультета. Сейчас на приходах, в
благочиниях, епархиях активно развивается церковное
социальное служение. В храмы стали обращаться за помощью,
сами прихожане организуют различные благотворительные
акции, программы, многие из них стали осознавать, что
необходимо повышать свой профессиональный уровень. У
кафедры социальной работы уже был за плечами собственный
опыт подготовки приходских социальных работников через
интернет, т.к. уже несколько лет проводятся совместные
курсы, вебинары ПСТГУ и Синодального отдела по
благотворительности и социальному служению под
руководством епископа Смоленского и Вяземского
Пантелеимона.
- Есть какие-либо причины, которые способствуют
развитию интернет-обучения именно в этой
области?
- Заведующая кафедрой Татьяна Валерьевна Зальцаман
неоднократно говорила мне о тех особых преимуществах,
которые дает социальным работникам именно дистанционное
образование. Так, в частности, есть возможность более
гибко и дифференцированно подходить формированию учебных
групп, что нельзя сделать в рамках традиционного
образовательного процесса: например, сформировать группу
из прихожан одного прихода или социальных работников,
занимающихся решением одной и той же проблемы, но в разных
регионах, или собрать на семинары только руководителей
социальных отделов, чтобы обсудить с ними проблемы
управления и администрирования социальных проектов. Также
одна из сложностей традиционного образования в области
социальной работы – это необходимость рассказывать
студентам о региональной специфике проявления социальных
проблем и путях их преодолениях, удачных практиках в тех
или иных городах или селах. Однако не всегда московские
преподаватели знают эту специфику, разница между
московской и региональной практикой бывает очень
значительной. Это противоречие практически не разрешимо в
традиционной системе образования, так как не всегда можно
пригласить преподавателя из другого региона для
преподавания целого курса, но легко разрешается в рамках
дистанционного обучения
- Как Вы относитесь к системе дистанционного обучения, которая разрабатывается Учебным комитетом Русской Православной Церкви?
- В разработке этой системы наш университет также принимает посильное участие. Стратегия развития системы дистанционного обучения Учебного комитета отличается от той, которую используем мы на факультете Дополнительного образования. Ничего страшного в этом нет, потому что разрабатываемая система опирается на компилятивный опыт отечественных православных учебных заведений. Прежде всего, это - опыт очного и заочного образования Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, в разработке принимает участие Российский Православный Университет, который в прошлом году также решил реализовывать собственный проект дистанционного образования, и сейчас ведет технические работы по подготовке к его запуску. Но на протяжении восьми лет вплоть до нынешнего дня единственным действующим проектом православного интернет-образования остаются программы ПСТГУ, поэтому в Учебном комитете решили опираться и на наш педагогический опыт, применив его к другой технической платформе.
- Какие перспективы у православного
интернет-образования в будущем?
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
неслучайно призывает активно использовать возможности
интернета для проповеди христианства. Влияние сети на
современную общественную, политическую и научную жизнь
невозможно переоценить. Нам же и нашим студентам интернет
дает возможность преодолеть традиционные преграды, так
система дистанционного обучения позволяет доносить
богословские знания в любую точку земного шара. Поэтому, я
считаю, что православное интернет-образование будет
развиваться из года в год, и все больше людей, особенно из
отдаленных городов, будут предпочитать его традиционным
формам обучения, в частности учебе на заочном отделении. В
заключение приглашаю всех посетить сайт нашего факультета
Дополнительного образования: http://do.pstgu.ru/
Подготовил С. Колотвин