Серию "Письма о духовной жизни" продолжает сборник эпистолярного наследия блаженного Иеронима Стридонского "Да будут одежды твои светлы"
Да будут одежды твои светлы: Сб. писем / Сост. И.Г. Шахматова.— М.: Из-во Сретенского монастыря, 2006.— 416 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). |
Ниже приводим отрывок из книги:
Блаженный Иероним родился в Далмации, в городе Стридоне, около 344 года. Отец его Евсевий был человеком состоятельным и знатным. По-видимому, мать блаженного умерла рано. Семья его была христианской, однако по традиции того времени он не был сразу крещен. И все же добрые детские воспоминания дали плоды в свое время.
По окончании домашнего образования Иероним отправляется в Рим «слушать все гуманные науки, какими владело тогдашнее знание». Удивительно то, что родители без боязни отдавали своих детей учиться у языческих наставников, не опасаясь за чистоту их христианских убеждений. Дети же, обучаясь наукам и находясь под влиянием языческой книжности, казалось бы, неблагоприятной для христианства, оставались верны своим убеждениям. Сам Иероним объяснял это добрым домашним воспитанием.
Римское красноречие утратило к тому времени свою силу, а точнее — выродилось всловопрение. Судебное ораторство в своих произведениях Иероним будет противопоставлять витийству Христову. Однако изучение риторики и диалектики окажет свое влияние на творчество Иеронима, и особенно в ранних его произведениях будет заметен критикуемый им самим стиль.
Неизгладимый след оставят в душе святого изучение и древних философов — Цицерона, Платона, Диогена, Аристотеля, Порфирия, и художественные произведения, в частности Персея, Вергилия и Горация. Он будет цитировать их в подтверждение собственных мыслей и даже в толковании Священного Писания. За эту черту еще при жизни блаженный Иероним выслушает множество нареканий, но так и не отвыкнет от нее до конца. С юности Иероним начинает собирать свою библиотеку.
Под влиянием Рима произошло и нравственное падение Иеронима, столь легкое для юноши, попавшего под обаяние роскоши и пиршеств, которыми тогда еще упивался полуязыческий Рим. Пылкий и увлекающийся, он был, по-видимому, захвачен бурей страстей и получил такой опыт, который оплакивал в течение всей своей жизни. Вплоть до того, что, по собственному свидетельству, будучи уже отшельником, покидал свою келию, как свидетельницу помыслов, и скитался по пустыни, стыдясь себя самого.
Но как это бывает с горячими и впечатлительными натурами, Иероним также решительно изменил свою жизнь, начав с того, что принял крещение. Надо сказать, что тут он также поступил нетрадиционно: те, кто откладывал крещение, обычно откладывали его до более зрелого или даже до старческого возраста. Иероним крестился после двадцати лет (около 364 года), когда сам называл себя еще юношей. Посещая римские подземные церкви и гробницы мучеников, Иероним проникался совсем другим духом, противоречащим Риму, который лежал над ними. Пришедшее на смену чувство раскаяния и сожаления навсегда овладело им, и он с особым вдохновением воспевал хранение девства и целомудрие.
Окончив образование в Риме, вместе со своим другом Бонозом Иероним предпринял путешествие в Галлию, на пути остановившись в Аквилее. Там они уже больше посещают не школы, а монастыри в поисках скорее нравственного образования, нежели светского. В Аквилеи он нашел множество достойных людей, среди которых можно назвать пресвитера Хромация, его брата диакона Евсевия, Илиодора, Непоциана. С ними Иероним впоследствии состоял в переписке. Здесь же он встретил Руфина, который сначала стал для него любимейшим другом, а спустя некоторое время непримиримым врагом. Но в то время они еще вместе изучали христианское богословие, ездили в Конкордию, где под влиянием старца Павла много читали Тертуллиана. У последнего Иероним заимствовал некоторые воззрения, свойственные Африканской Церкви, и суровое учение о девстве, к которому так благоговел.
Вместе с Бонозом Иероним достигает Галлии, занимаясь учеными изысканиями, но и обращаясь к религиозному общению. Теперь он постепенно проникается мыслью об уединенной аскетической жизни — о монашестве, вспоминая своих аквилейских знакомых как общество блаженных и мечтая подвизаться среди них. На берегах Рейна он дает обет посвятить себя Богу. С этим желанием он возвращается в Аквилею. Но семейные дела вызывают его на родину, в Стридон. В первую очередь это слухи о дурном поведении сестры, в котором Иероним впоследствии винит Стридонского епископа Люпицина, оставившего паству без должного надзора, и тетку Касторину, с которой жестоко рассорился по этому поводу. Здесь Иероним неожиданно для себя понимает, что ему не стоит избирать Аквилею местом пребывания и что монаху следует держаться подальше от городов и родственных связей. Отзвуки этих переживаний и открытий находим, в частности, в письмах к Павлу и к Люцинию, где Иероним спешит поделиться накопленным монашеским опытом.
В 372 году вместе с пресвитером Евагрием он отправляется на Восток, посещая Фракию, Понт, Галатию, Каппадокию и Киликию. Достигает Сирии. На пути его постигает тяжелая болезнь, и он остается в Антиохии, в доме Евагрия. Здесь он занимается списыванием книг, пополняя свою библиотеку, с которой не мог расстаться. Здесь же он пишет первую книгу, пытаясь толковать Священное Писание (Книгу пророка Авдия), которую он впоследствии называл юношескими упражнениями, а не книгой.
Спустя два года Иероним наконец удаляется в пустыню Халкидонскую, о которой блаженный Феодорит писал, что она была наполнена «бесчисленным множеством иноков, которые в телах, подверженных немощам природы, жили как бесстрастные». Занимаясь богомыслием, чтением книг и молитвой, Иероним и теперь, как впоследствии, не чуждается телесного труда. Будучи ученым монахом, он тем не менее считает физический труд должным и необходимым для монашеской жизни, о чем также упомянет в личной переписке.
Руфин тоже отправился на Восток с блаженной Меланией, матерью Августина, которая к тому моменту овдовела и потеряла двоих детей. Узнав, что Руфин находится в Александрии, Иероним пишет ему письма, полные преданности и любви. Но не только Руфину пишет подвижник. Из пустыни Халкидонской блаженный Иероним старался поддерживать общение со всеми близкими людьми и, конечно, призывал к аскетическим подвигам.
Находясь в борьбе с нечистыми помыслами и не испытывая от них послабления, Иероним прибавляет к своим трудам изучение еврейского языка. Он поставил себе цель не только изучить его для чтения Священного Писания, но также усвоить его в совершенстве, вместе с идиомами и поговорками. Однако несколько раз отчаявшись в этом деле и начав сначала, он достиг некоторых успехов и добавил к изучению халдейский. В этих его опытах появляется и иная цель: послужить Церкви, истолковывая Священное Писание.
Тогда же и другое искушение владело Иеронимом — пристрастие к языческим авторам. Постясь и молясь, он нередко открывал книги своей библиотеки, получая удовольствие от изящной словесности греческих и римских классиков. Сознавая противоречие в себе, он не мог сам отрешиться от него, пока наконец не был удостоен Божественного вмешательства, о котором мы знаем по его собственному свидетельству. Во время Четыредесятницы им овладела горячка и он находился при смерти. Окружающие уже было готовились похоронить его. Тогда он был представлен пред лицем Судии, окруженного таким светом и величием, что Иероним пал на землю. На вопрос, какого он исповедования, Иероним отвечал: христианин. Но услышал от Бога: ты обманываешься, ты цицеронист, а не христианин, ибо творения Цицерона совершенно овладели твоим сердцем! Тогда Иероним дал обет Богу не читать больше языческих книг. И очнувшись в потрясенном состоянии, обилием слез убедил всех вокруг в истинности видения.
Однако, отрекшись от сердечного услаждения в этих книгах, он впоследствии стал опять цитировать их, за что подвергся обвинениям в клятвопреступлении со стороны Руфина, когда тот ополчился на него. Но Иероним не изменил своему обету: от этого увлечения он отрекся навсегда. Целью подобного цитирования было свидетельствование христианской веры на языке, доступном миру. Отвечая на подобные обвинения, Иероним замечает, что и в Апостоле есть стихи Менандра и народные поговорки.
В силу сложившихся обстоятельств, блаженный Иероним не смог долго оставаться в возлюбленном уединении. В Антиохии в начале шестидесятых годов IV столетия появились одновременно два епископа — Мелетий и Павлин. Избранный в 358 году с согласия православных и ариан, так как те и другие считали его своим сторонником, Мелетий в действительности оправдал надежды православных. Но ввиду того, что он был избран не без содействия ариан, православные ревнители, с любовью чтившие память великого иерарха Антиохийской Церкви Евстафия, несправедливо низложенного по проискам ариан, отделились от Мелетия во главе с пресвитером Павлином, который в362году был возведен в сан епископа. Положение дела осложнилось, когда в 376году в ту же Антиохию был поставлен третий епископ Виталий. Раздоры между партиями усиливались еще богословскими спорами, сосредоточенными на вопросе о достоинстве и равночестности Лиц Пресвятой Троицы. Эти распри проникли и в соседнюю Халкидонскую пустыню, где подвизался блаженный Иероним. В письме к папе Дамасу он сетует на нарушение пустынного уединения, вызванного указанными причинами, и просит указать, как ему вести себя всложившейся ситуации. Чем далее шло время, тем более усиливались раздоры в Антиохии, а вместе с этим увеличивалось и беспокойство, причиняемое блаженному Иерониму. Вскоре Иероним удалился из пустыни в Антиохию, вероятно, к своему другу Евагрию. В Антиохии он присоединился к общине Павлина; последний и рукоположил его во пресвитера.
Но и здесь он пробыл недолго; привлекаемый славой о Григории Назианзине как церковном учителе, блаженный Иероним отправился в Константинополь, епископом которого в это время и был святой Григорий. Впоследствии блаженный Иероним не раз вспоминал, как много он обязан святому Григорию, руководившему им в изучении Писания. Здесь же, в Константинополе, Иероним встретился схристианским богословом-философом Григорием Нисским, который читал ему свое только что написанное сочинение против еретика Евномия, погрешавшего против православного учения о Святой Троице.
В конце 381 года папа Дамас вызвал Иеронима в Рим на Собор по делам злополучного раскола в Антиохийской Церкви. В Риме блаженный Иероним тотчас же получил должность секретаря у папы и Собора. Отцами Собора блаженному Иерониму, между прочим, поручено было изложить исповедание веры, направленное против еретического заблуждения Аполлинария.
В начале своего пребывания в Риме блаженный Иероним за аскетический образ жизни, за ученость и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкой известностью. Ему всячески пророчили быть преемником папы Дамаса на Римской кафедре. Но спустя недолгое время Иероним стал предметом ожесточенной ненависти. Будучи смелым и искренним проповедником, он, как водится, легко нажил себе врагов. Собственные ошибки юности заставляли его быть непримиримым борцом со всякого рода светскими удовольствиями и поблажками. Он обличал как мирян, так и клириков, а они подчас не останавливались перед клеветой, пытаясь заглушить проповедь, звучащую из его уст. Недовольство вызывала положительная оценка, данная Иеронимом трудам Оригена, который был признан еретиком. Иероним же объяснял, что переводит и использует ту часть творчества Оригена, которая не содержит вероучительных ошибок и, напротив, имеет большую духовную ценность. Враждебность особенно усилилась после его письма к Евстохии о хранении девства. Письмо это как раз обличало нравы римского общества, не исключая пороков духовного сословия. Некоторые выражения этого письма вызвали негодование у Руфина. В частности, ему не нравилось выражение «теща Христова» в отношении к матери девушки, посвятившей себя Христу.
Однако и в Риме у блаженного были свои почитатели и друзья: Паммахий и товарищ блаженного Иеронима по школе Океан, впоследствии друг блаженного Августина, пресвитер Домнион, а также знатные (и благочестивые) женщины: Мелания, Альбина и ее дочь Марцелла, Лея, Азелла, а также Павла и ее дочери — Блезилла, Евстохия, Павлина и Руфина, которые впоследствии сыграли не последнюю роль в судьбе подвижника.
По поручению папы Дамаса с 383 года Иероним занимается исправлением книг Священного Писания, в первую очередь Нового Завета. Была введена в богослужебную практику исправленная Иеронимом Псалтирь. Правка Иеронима вызвала также немалую бурю толков и негодования, что, конечно же, способствовало тому, что блаженному вновь пришлось сменить место пребывания. В 384 году умер папа Дамас, и после своего трехлетнего пребывания в Риме Иероним удалился из него вместе со своим родным братом Павлинианом и с пресвитером Винцетием.
Блаженный Иероним намеревался совершить паломничество на Святую Землю. В Антиохии к блаженному Иерониму присоединились Павла и Евстохия, порвавшие все связи с родным Римом ради благочестия. Эти две родственные Иерониму души остались с ним до конца; ему было суждено пережить и Павлу, и Евстохию.
Обойдя многочисленные святые места Палестины, они наконец остались в Вифлееме осенью 386 года. Вифлеем стал последним земным пристанищем блаженного Иеронима. Здесь он обрел некий покой в монашеской келии, что поспособствовало расцвету его литературного творчества, здесь он и окончил свои дни.
Павла на свои средства построила два монастыря — женский и мужской; в последнем настоятелем стал блаженный Иероним. Позже она построила еще два женских монастыря, странноприимный дом, где при посещениях Вифлеема находили бесплатный приют паломники, в большом количестве приезжавшие на Святую Землю. Странноприимный дом был открыт для всех паломников, исключая еретиков. Когда богатые личные средства Павлы были издержаны, блаженный Иероним отправил в Далмацию своего брата Павлиниана с поручением продать его личное наследство. Позже в Вифлееме поселилась младшая Павла, внучка Павлы-старшей, с дочерью Меланией.
Сам блаженный жил в пещере, находившейся по соседству с пещерой Рождества Христова. Пищей ему служил хлеб со съедобными травами, а питьем — вода, да и эту скудную пищу блаженный подвижник в постные дни вкушал лишь на закате солнца. Он руководил иноками своего монастыря, наставлял в благочестивых упражнениях Павлу и Евстохию и отвечал на множество вопросов о различных местах СвященногоПисания. Часть трудового дня блаженный Иероним отводил на преподавание мальчикам, продолжал заниматься еврейским языком. Уделял немалое время переписке, а отдыху, напротив,— ничтожно мало. Здесь блаженный Иероним продолжал собирать свою библиотеку главным образом из трудов Оригена, Дидима, Иринея и Евсевия Кесарийского. Он просил высылать ему книги иназывал это лучшим подарком.
В Вифлееме блаженный Иероним окончил исправление «италийского текста» книг Ветхого Завета, причем эту работу он опять начал с Псалтири, которую он исправил по наработкам Оригена. Эта Псалтирь известна под именем «Галльской Псалтири», потому что вошла в употребление прежде всего в Галльской Церкви и потом была принята во всей Западной Церкви. Будучи знатоком еврейского, халдейского и греческого языков, блаженный Иероним самостоятельно перевел на латинский все священные книги Ветхого Завета. Впоследствии его перевод вошел во всеобщее употребление в Латинской Церкви, а с XIII века сделался известным под именем Вульгаты, то есть перевода, распространенного среди всего народа.
Первые десять лет в Вифлееме оказались самыми плодотворными. Но старость и болезни брали свое. Много терзаний доставила ему полемика, которую он не оставлял, находясь в уединении. Он написал три обличительные книги против инока Иовиниана; был вовлечен в спор об Оригене, убедил блаженного Августина отказаться от ошибочного мнения: Августин считал излишним перевод Священного Писания с еврейского языка. В письмах к блаженному Августину уже чувствуется усталость Иеронима как полемиста. Всю свою жизнь он обличал лиц, высказывавших взгляды, несогласные с учением Церкви, защищал свои воззрения в случае нападок на них со стороны клеветников, бывших друзей, а также тех, кто просто исповедовал другую точку зрения. В конце жизни ему хотелось покоя, который и был видимо дарован ему от Господа: за последние девять месяцев перед смертью Иероним не написал ни строчки, предположительно по причине болезни.
Особое место в литературном наследии блаженного Иеронима занимают письма разным лицам. Некоторые из них содержат целостные нравственные наставления и являются не столько частным письмом, сколько общественной проповедью, как, например, вышеупомянутое письмо к Евстохии о хранении девства. В них можно найти наставление монашествующим и клирикам, не исключая епископов. Имея безусловный дар слова, блаженный Иероним легко выходит за привычный размер письма и за рамки частной ситуации, легко и много цитирует Священное Писание, впрочем, отдавая дань некоторым своим любимым стихам из него. Множество толкований на библейские тексты разбросано по его письмам. По преимуществу это филологические сопоставления, в которых Иероним находит мистический смысл. Примером такого письма для благочестивого читателя может послужить письмо к Принципии столкованием на 44-й псалом.
Блаженному Иерониму суждено было пережить не только вести о разорении родного Стридона, но и падение Рима под ударами готских полчищ в 410 году. А в 411 году и Вифлеем подвергся набегу бедуинов, и лишь по милости Божией обитель блаженного Иеронима не пострадала. Претерпев различные гонения, скитания и клеветы, пережив многих своих друзей и чад, блаженный Иероним оканчивал свои дни в вожделенной монашеской келии. Он скончался
Память блаженного Иеронима Русская Православная Церковь отмечает в один день сблаженным Августином 15/28июня.