2 октября 2013 года Президент России Владимир Путин провёл заседание Совета по культуре и искусству, посвященное роли культурной политики государства в укреплении единства страны, значению отечественной культуры в укреплении российской идентичности. В повестке дня также определение приоритетных направлений и принципов формирования государственной политики в сфере культуры.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемое собрание!
В Вашем докладе, Владимир Владимирович, сегодня сказано самое главное: в стране будет разработана концепция государственной политики в области культуры, и эта концепция будет органично связана с образованием и воспитанием. Решение, о котором объявлено сегодня, – это переход к практическому решению вопросов, о которых мы так долго говорили.
Такая концепция призвана решить немало задач. В первую очередь она поможет наконец хотя бы отчасти выйти из затянувшегося состояния идеологической аморфности, станет платформой, на базе которой можно будет избежать бесконечного шараханья из стороны в сторону в вопросе поддержки тех или иных творческих проектов, позволит сосредоточивать средства и силы на важнейших выбранных направлениях. Концепция создаст здесь разумную определённость.
Вот уже несколько лет идёт работа над законом о культуре. Но то, что мы видим, пока представляет собой документ чисто технический. Концепция государственной политики в области культуры даст направление и смысл этому закону, станет его идеологическим базовым документом.
Одна из главных задач при создании концепции – определение приоритетов. Этот вопрос чреват бесконечными и непродуктивными спорами. Но есть путь, держась которого мы можем твёрдо надеяться, что не ошибёмся. Это приоритет базовой для нас и неоспоримой русской и мировой классической культуры. В истории нашей страны не раз бывали этапы, когда возникали проблемы с преемственностью культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей – ничего нового в этом нет. Главное вовремя заметить и осознать болезнь и принять правильные меры к исправлению ситуации.
В послереволюционный период стремительное разложение всех элементов общей культуры было предотвращено возрождением ряда важнейших составляющих традиционной в России системы классического образования, включением огромных возможностей государственной машины для приобщения народа к русской и мировой классической культуре. Результатом этого в целом удачного решения, к примеру, стала система советского гуманитарного образования в школах и вузах. Именно эта система приобщения к классической отечественной и мировой культуре, а также система воспитания, во многом основанная на исторически сложившихся в России духовно-нравственных национальных идеалах, несмотря на всё давление тоталитарной идеологии, во многом сформировала мировоззрение, наверное, всех сидящих в этом зале.
Некоторые реформы образования иногда приводили у нас к духовной примитивизации личности. Так, в середине XIX века, как раз в период воодушевления разного рода реформами, решительно изменили и систему образования. В частности, как и сегодня, было сокращено количество часов по литературе и истории, и вместо них сделали прагматический упор на естественные науки и законоведение. В результате, когда через 10 лет в учебные заведения были направлены комиссии, выяснилось, что выпускники гимназий почти поголовно не имеют совершенно никакого представления о лучших произведениях отечественной литературы, а такие имена, как Гомер, Шекспир и Гёте, им ничего не говорят. Реформой министра народного просвещения Головина в 1864 году ситуация была решительно и вовремя исправлена.
Представляется, что важнейшим неотложным практическим шагом сегодня должно стать возвращение на должное место великой русской литературы в школах, вузах и в целом в духовном пространстве России. В первую очередь речь идёт об увеличении количества часов по русской и мировой литературе в школах. Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу.
Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом – это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры.
И эти вопросы, и важнейшие вопросы воспитания, и разработка системы посещения всеми детьми страны в период школьного обучения основных памятных мест, связанных с историей культуры России, и, наконец, долгожданное стимулирование СМИ, телевидения, интернета, кинематографа к ответственному, гражданскому и этическому служению – всё это возможно, если будет создана и утверждена концепция государственной политики в области культуры, образования и воспитания, отражающая наши основополагающие духовные, нравственные и культурные ценности, историческую преемственность и социальные цели.
И последнее. Чтобы работа по созданию такой концепции была продуктивной, необходимо просить, чтобы этот проект возглавлялся не менее статусным чиновником, чем, к примеру, проект по созданию единого учебника истории в российском историческом обществе.
Спасибо.
Однако... Слово было сказано властям, но всё это глас вопиющего в пустыне (это, по крайней мере, а скорее всего – бисер перед известными зверями).
Нынешняя Россия – страна периферийного капитализма, реальная власть в которой принадлежит узкой группе лиц, «связке» коммерц-бюрократии и предпринимателей.
Для них сохранение и повышение культурного уровня народа – смерти подобно.
«Что будет, если молодые люди будут изучать русскую классику?! Ведь так они будут усваивать понятия о чести и совести! Кошмар! А хуже того, начав с русской литературы, они осознанно могут придти к Евангелию (придти к Евангелию как к руководству жизни, стать членами Церкви, а не захожанами в церковь «где свечки ставят»).
Это ведь прямая угроза бизнесу! Эдакие молодые идеалисты, пожалуй, не захотят иметь дел с взятками и откатами, не захотят навязывать друг другу ненужные товары и искать утешения в шопинге...»
...Что же делать? Один голос, даже столь авторитетный, как голос отца Тихона, ситуации не изменит. Решение одно – солидаризоваться в противостоянии служителям мамоны. Сбор подписей на приходах, акции гражданского протеста – массовые сплочённые действия могут остановить развал системы образования и культуры.
Cвященноначалие могло бы благословить подобные начинания, могло бы оказать организационную и методическую помощь...
Это не было бы вмешательство Церкви в политику, это была бы одна из сторон извечной борьбы Церкви за спасение душ.
Касательно, вопросов культуры и преподавания гуманитарных наук. Все эти годы, наблюдая процесс реформы образования, у меня постоянно был вопрос к нашим чиновникам. Кто из них думает, что патриотизм, понимание добра и зла воспитываются на уроках математики и физики, пусть сделают шаг вперед, или хотя бы поднимут руки. Страна, должна знать в лицо своих “героев”. Неужели, в их головы не приходит простая мысль: физик, химик, математик, лишенный нравственных ориентиров и работающий за границей – абсолютно бесполезен для России? Это ведь очень простые вопросы, на которые должны существовать простые ответы. Почему, для того, чтобы это усвоить, нужно обязательно собрать все возможные неприятности?
Еще раз, спасибо отцу Тихону и братии Сретенского монастыря, за Ваше служение и службы, за молитвы Ваши. Храни, Вас Бог.
С глубочайшим уважением.
На встрече в редакции "Литературной газеты" Вы говорили, что сегодня национальная идея не обозначена.
Духовно-нравственное возрождение России, основанное на
преемственности культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей, приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом как "не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений" - золотые слова из Вашего выступления! - это, может быть, и есть если не национальная идея в целом, но наиважнейшая, неотъемлемая её составляющая.
Концепция государственной политики в области культуры и через сто лет не появится из чиновничьих кабинетов и заседаний. Но её уже сегодня могут дать России люди, которых Бог одарил талантом, которые приносят плоды таланта и свой труд обществу и осознают свою особую ответственность за судьбу Отечества.
Да поможет Бог Вам и Вашим единомышленникам! Многие, следуя за вами, постараются внести свой скромный вклад в "исправление ситуации".