Православный календарьПравославный календарь
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.

Нет другого Имени

В эти дни, когда Церковь читает книгу Деяний святых апостолов, мы вновь присутствуем при самом начале христианской истории. Апостолы выходят на проповедь и смело провозглашают: Иисус Распятый воскрес из мертвых, Он есть Господь, Судия и Спаситель. Все — иудеи и язычники — должны обратиться к Нему, чтобы обрести вечное спасение. Апостолы проповедуют не атеистам — у иудеев есть древняя и почтенная монотеистическая традиция, пронесенная через столетия суровых испытаний, у язычников — множество разных богов. Впрочем, некоторые философы полагали, что под их личинами можно почитать одну и ту же Божественную реальность. Апостолы проповедуют людям, у которых уже есть религия.

Им не нужно было доказывать современникам, что сверхъестественное реально — для людей той и многих последующих эпох оно было столь же реально, как ветер и облака. В то время — как и сейчас — было предостаточно учителей, религиозных школ и традиций, людей, так или иначе претендующих на общение со сверхъестественным. Но апостолы проповедовали Иисуса не как одного из учителей, основавшего какую-то школу. Они возвещали Его как единственный путь спасения. Евангелие доносит до нас Его слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6), а апостолы повторяли: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Если вы принимаете Христа, вы безусловно отвергаете других богов

Для язычников это было в новинку; они могли видеть некоторые параллели между своими мистериальными культами и Христианством, но одно различие бросалось в глаза. Можно было быть посвященным в мистерии различных божеств: чем больше, тем лучше. Вера апостольская носила исключающий характер: если вы принимаете Христа, вы безусловно отвергаете других богов. Это было не очень понятно язычникам. Это часто непонятно нашим современникам.

Многим кажется само собой разумеющейся позиция, которая называется «религиозным плюрализмом»: что, мол, все религии (ну, может быть, кроме явного сатанизма) так или иначе ведут к истине и спасению, делить их на истинные и ложные – значит, проявлять узость и фанатизм. Что же, отметим, что апостолы такой позиции не придерживались: какой смысл пытаться обратить людей к вере во Христа, претерпевая гонения и казни, если та религия, которая у людей уже есть, ничем не хуже?

Почему же «религиозного плюрализма» придерживаются многие наши современники? Этому есть несколько причин. И на первый взгляд они выглядят довольно уважительными. Рассмотрим их по порядку.

Нам говорят, что жители средневековой деревни — и даже города — могли прожить всю жизнь, не увидев ни одного иноверца, и им просто в голову не приходило, что поклоняться Богу можно как-то иначе. Сегодня мы живем в глобальном мире, где мы прекрасно осведомлены о множестве различных религий и культур, о том, что люди очень по-разному выстраивают свои отношения со сверхъестественным, и в этой ситуации религиозный плюрализм — самой собой разумеющаяся позиция.

Но апостолы жили в столь же плюралистическом мире Римской империи — за тем исключением, что в этом мире еще не существовало Христианства как мировой религии.

Уважать людей и соглашаться с их верованиями — совершенно разные вещи

Нам говорят, что мы должны с уважением относиться к людям, исповедующим другие религии — и это совершенно справедливое требование. Мы должны с любовью и уважением относиться ко всякому нашему ближнему — собрату по вере, иноверцу или неверующему. Но уважать людей и соглашаться с их верованиями — совершенно разные вещи. Ведь и сами сторонники религиозного плюрализма не соглашаются с традиционным христианским вероучением, из чего еще не следует, что они плохо относятся к христианам как к людям. Любовь и уважение к людям никак не требуют соглашаться с ними во всем, как и несогласие не должно приводить к неприязни.

Люди, которые полагают, что все равно, как поклоняться Богу, в итоге не поклоняются Ему никак

Более того, парадокс плюралиста в том, что в итоге он, желая согласиться со всеми, не соглашается ни с кем и, пытаясь быть одинаково своим для всех религиозных традиций, оказывается всем им одинаково чужим. Люди, которые полагают, что все равно, как поклоняться Богу, в итоге не поклоняются Ему никак.

Еще один фактор, подпитывающий религиозный плюрализм — вера в то, что исключительность притязаний Евангелия — причина конфликтов, религиозных войн, преследования еретиков и тому подобного. В пример христианскому миру часто ставят мир индуизма, где множество разных школ, практик и представлений существуют вместе, плавно перетекая друг в друга. Иногда как пример «мирной» религии приводят буддизм. Оба этих примера связаны с недостатком знаний о предмете. Увы, Индия была и, в некоторой степени, остается ареной жесточайших межобщинных конфликтов, в которых индуисты выказывают ничуть не меньше воинственности и нетерпимости, чем все остальные. История буддизма знает религиозные войны и преследования иноверцев, и уже в наши дни в Бирме разворачивается кровавый конфликт, в котором громилы выступают под буддистскими знаменами. Конечно, причина этого зла — в лукавом, крайне испорченном человеческом сердце; но отметим, что отсутствие догматов и религиозной исключительности не делает людей более миролюбивыми и терпимыми.

Но главное, в чем религиозный плюрализм расходится с христианством — и не только с христианством — это в отношении к истине. Христианство и есть ответ на вопрос, который плюрализм избегает ставить — вопрос об истине. За религиозным плюрализмом стоит некий подразумеваемый атеизм — религиозные традиции не больше чем попытки людей найти какой-то смысл, утешение и надежду в хаотичном и бессмысленном мире. Их ценность — чисто психотерапевтическая и, может быть, социальная. Бессмысленно спорить о том, какой путь «на самом деле» ведет к спасению — потому что никакого спасения нет, «закопают — лопух вырастет» — и все.

Апостолы возвещают, что спасение реально. Христос действительно, буквально, телесно, физически воскрес из мертвых. Мы действительно призваны к вечной жизни, которую можем обрести покаянием и верой или отвергнуть неверием и противлением. Речь идет об абсолютно реальных вещах — более реальных, чем что-либо еще.

Христос — на самом деле Тот, за кого Себя выдавал — Бог, Господь, Судия и Спаситель

Христос — на самом деле Тот, за кого Себя выдавал — Бог, Господь, Судия и Спаситель. В Его лице мы встречаем не просто Посланника от имени Истины и не просто Учителя Истины — мы встречаем Саму Истину. Бессмысленно говорить о «разных путях к истине», когда Сама Истина сошла на землю и ожидает моего и вашего ответа. Бессмысленно говорить о «разных путях ко спасению», когда Само Спасение пришло к нам и призывает нас принять Его.

Сергей Худиев

22 мая 2014 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 125 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Христос как Спаситель. ВИДЕО Христос как Спаситель. ВИДЕО
Диак. Владимир Василик
Христос как Спаситель. ВИДЕО Христос как Спаситель
Лекция 3-я из цикла «Мир Веры». ВИДЕО
Диакон Владимир Василик
Цикл лекций Сретенского монастыря «Мир Веры». Лекция третья: «Христос как Спаситель». Лекцию прочёл диакон Владимир Василик. ВВЦ, 29 октября 2013.
«Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?» «Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?»
Архиеп. Стефан (Калаиджишвили)
«Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?» «Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?»
Беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)
Шио Отарашвили
Когда мы говорим о заблуждениях людей и стараемся исправить их, мы показываем свою любовь к ним. Мы с любовью говорим им: если и дальше будете идти по этому шаткому пути – погибнете. Вы – образ Божий, но вы потеряли Бога. Придите к Богу! Либерализм не спасет вас, а Христос спасет.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Комментарии
Татьяна Токарева27 января 2017, 18:22
спасибо,Господи.
Елена15 июня 2016, 13:44
Спаси Господи Вас! Спасибо за прекрасную статью!
Владимир25 мая 2014, 04:34
Славно написано! Слово огненное! Спасибо большое!
С уважением,
Владимир
Татьяна Беликова23 мая 2014, 18:19
Отличная статья! Сама воздерживаюсь от плюрализма, а теперь будет чем отвечать его сторонникам. Про то, что верящие в единство всех вер и богов, на самом деле не верят и не поклоняются никому-в самую точку.
Вениамин23 мая 2014, 17:03
Спаси, Господи!
Сергей - умница. Все очень точно, четко, по делу. Особенно здОрово про то, что пытаясь быть со всеми, плюралист оказывается всем чужим.
Иулия22 мая 2014, 15:33
Как замечательно и правдиво написано ! Действительно называют фанатичкой, когда говоришь, что Бог один, или что именно Он сотворил землю.
Прости нас, Господи, грешных.
Спасибо вам за статью)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×