Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Нет другого Имени

В эти дни, когда Церковь читает книгу Деяний святых апостолов, мы вновь присутствуем при самом начале христианской истории. Апостолы выходят на проповедь и смело провозглашают: Иисус Распятый воскрес из мертвых, Он есть Господь, Судия и Спаситель. Все — иудеи и язычники — должны обратиться к Нему, чтобы обрести вечное спасение. Апостолы проповедуют не атеистам — у иудеев есть древняя и почтенная монотеистическая традиция, пронесенная через столетия суровых испытаний, у язычников — множество разных богов. Впрочем, некоторые философы полагали, что под их личинами можно почитать одну и ту же Божественную реальность. Апостолы проповедуют людям, у которых уже есть религия.

Им не нужно было доказывать современникам, что сверхъестественное реально — для людей той и многих последующих эпох оно было столь же реально, как ветер и облака. В то время — как и сейчас — было предостаточно учителей, религиозных школ и традиций, людей, так или иначе претендующих на общение со сверхъестественным. Но апостолы проповедовали Иисуса не как одного из учителей, основавшего какую-то школу. Они возвещали Его как единственный путь спасения. Евангелие доносит до нас Его слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6), а апостолы повторяли: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Если вы принимаете Христа, вы безусловно отвергаете других богов

Для язычников это было в новинку; они могли видеть некоторые параллели между своими мистериальными культами и Христианством, но одно различие бросалось в глаза. Можно было быть посвященным в мистерии различных божеств: чем больше, тем лучше. Вера апостольская носила исключающий характер: если вы принимаете Христа, вы безусловно отвергаете других богов. Это было не очень понятно язычникам. Это часто непонятно нашим современникам.

Многим кажется само собой разумеющейся позиция, которая называется «религиозным плюрализмом»: что, мол, все религии (ну, может быть, кроме явного сатанизма) так или иначе ведут к истине и спасению, делить их на истинные и ложные – значит, проявлять узость и фанатизм. Что же, отметим, что апостолы такой позиции не придерживались: какой смысл пытаться обратить людей к вере во Христа, претерпевая гонения и казни, если та религия, которая у людей уже есть, ничем не хуже?

Почему же «религиозного плюрализма» придерживаются многие наши современники? Этому есть несколько причин. И на первый взгляд они выглядят довольно уважительными. Рассмотрим их по порядку.

Нам говорят, что жители средневековой деревни — и даже города — могли прожить всю жизнь, не увидев ни одного иноверца, и им просто в голову не приходило, что поклоняться Богу можно как-то иначе. Сегодня мы живем в глобальном мире, где мы прекрасно осведомлены о множестве различных религий и культур, о том, что люди очень по-разному выстраивают свои отношения со сверхъестественным, и в этой ситуации религиозный плюрализм — самой собой разумеющаяся позиция.

Но апостолы жили в столь же плюралистическом мире Римской империи — за тем исключением, что в этом мире еще не существовало Христианства как мировой религии.

Уважать людей и соглашаться с их верованиями — совершенно разные вещи

Нам говорят, что мы должны с уважением относиться к людям, исповедующим другие религии — и это совершенно справедливое требование. Мы должны с любовью и уважением относиться ко всякому нашему ближнему — собрату по вере, иноверцу или неверующему. Но уважать людей и соглашаться с их верованиями — совершенно разные вещи. Ведь и сами сторонники религиозного плюрализма не соглашаются с традиционным христианским вероучением, из чего еще не следует, что они плохо относятся к христианам как к людям. Любовь и уважение к людям никак не требуют соглашаться с ними во всем, как и несогласие не должно приводить к неприязни.

Люди, которые полагают, что все равно, как поклоняться Богу, в итоге не поклоняются Ему никак

Более того, парадокс плюралиста в том, что в итоге он, желая согласиться со всеми, не соглашается ни с кем и, пытаясь быть одинаково своим для всех религиозных традиций, оказывается всем им одинаково чужим. Люди, которые полагают, что все равно, как поклоняться Богу, в итоге не поклоняются Ему никак.

Еще один фактор, подпитывающий религиозный плюрализм — вера в то, что исключительность притязаний Евангелия — причина конфликтов, религиозных войн, преследования еретиков и тому подобного. В пример христианскому миру часто ставят мир индуизма, где множество разных школ, практик и представлений существуют вместе, плавно перетекая друг в друга. Иногда как пример «мирной» религии приводят буддизм. Оба этих примера связаны с недостатком знаний о предмете. Увы, Индия была и, в некоторой степени, остается ареной жесточайших межобщинных конфликтов, в которых индуисты выказывают ничуть не меньше воинственности и нетерпимости, чем все остальные. История буддизма знает религиозные войны и преследования иноверцев, и уже в наши дни в Бирме разворачивается кровавый конфликт, в котором громилы выступают под буддистскими знаменами. Конечно, причина этого зла — в лукавом, крайне испорченном человеческом сердце; но отметим, что отсутствие догматов и религиозной исключительности не делает людей более миролюбивыми и терпимыми.

Но главное, в чем религиозный плюрализм расходится с христианством — и не только с христианством — это в отношении к истине. Христианство и есть ответ на вопрос, который плюрализм избегает ставить — вопрос об истине. За религиозным плюрализмом стоит некий подразумеваемый атеизм — религиозные традиции не больше чем попытки людей найти какой-то смысл, утешение и надежду в хаотичном и бессмысленном мире. Их ценность — чисто психотерапевтическая и, может быть, социальная. Бессмысленно спорить о том, какой путь «на самом деле» ведет к спасению — потому что никакого спасения нет, «закопают — лопух вырастет» — и все.

Апостолы возвещают, что спасение реально. Христос действительно, буквально, телесно, физически воскрес из мертвых. Мы действительно призваны к вечной жизни, которую можем обрести покаянием и верой или отвергнуть неверием и противлением. Речь идет об абсолютно реальных вещах — более реальных, чем что-либо еще.

Христос — на самом деле Тот, за кого Себя выдавал — Бог, Господь, Судия и Спаситель

Христос — на самом деле Тот, за кого Себя выдавал — Бог, Господь, Судия и Спаситель. В Его лице мы встречаем не просто Посланника от имени Истины и не просто Учителя Истины — мы встречаем Саму Истину. Бессмысленно говорить о «разных путях к истине», когда Сама Истина сошла на землю и ожидает моего и вашего ответа. Бессмысленно говорить о «разных путях ко спасению», когда Само Спасение пришло к нам и призывает нас принять Его.

Сергей Худиев

22 мая 2014 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 125 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Христос как Спаситель. ВИДЕО Христос как Спаситель. ВИДЕО
Диак. Владимир Василик
Христос как Спаситель. ВИДЕО Христос как Спаситель
Лекция 3-я из цикла «Мир Веры». ВИДЕО
Диакон Владимир Василик
Цикл лекций Сретенского монастыря «Мир Веры». Лекция третья: «Христос как Спаситель». Лекцию прочёл диакон Владимир Василик. ВВЦ, 29 октября 2013.
«Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?» «Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?»
Архиеп. Стефан (Калаиджишвили)
«Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?» «Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?»
Беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)
Шио Отарашвили
Когда мы говорим о заблуждениях людей и стараемся исправить их, мы показываем свою любовь к ним. Мы с любовью говорим им: если и дальше будете идти по этому шаткому пути – погибнете. Вы – образ Божий, но вы потеряли Бога. Придите к Богу! Либерализм не спасет вас, а Христос спасет.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Комментарии
Татьяна Токарева27 января 2017, 18:22
спасибо,Господи.
Елена15 июня 2016, 13:44
Спаси Господи Вас! Спасибо за прекрасную статью!
Владимир25 мая 2014, 04:34
Славно написано! Слово огненное! Спасибо большое!
С уважением,
Владимир
Татьяна Беликова23 мая 2014, 18:19
Отличная статья! Сама воздерживаюсь от плюрализма, а теперь будет чем отвечать его сторонникам. Про то, что верящие в единство всех вер и богов, на самом деле не верят и не поклоняются никому-в самую точку.
Вениамин23 мая 2014, 17:03
Спаси, Господи!
Сергей - умница. Все очень точно, четко, по делу. Особенно здОрово про то, что пытаясь быть со всеми, плюралист оказывается всем чужим.
Иулия22 мая 2014, 15:33
Как замечательно и правдиво написано ! Действительно называют фанатичкой, когда говоришь, что Бог один, или что именно Он сотворил землю.
Прости нас, Господи, грешных.
Спасибо вам за статью)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×