Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.

Над нами есть Бог

Выступление Патриарха Кирилла в Государственной Думе привлекло внимание комментаторов прежде всего, предложением прекратить государственное финансирование абортов, хотя содержание речи Предстоятеля гораздо обширней и глубже; его позиция по абортам вытекает из общего консервативного взгляда на мироздание. Процитируем Патриарха:

«Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющиеся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

Если задуматься о том, что такое справедливость (позвольте мне открыто сказать об этом в нашем собрании), мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна, и до недавнего времени не возникало никаких сомнений, как это понятие следует интерпретировать».

«Консервативный» означает не «противящийся переменам» (это смотря каким), а воспринимающий мироздание как осмысленное органическое целое, мир, в котором есть цель и смысл, лад и порядок, строй и закон. Консервативный взгляд на мир принимает объективное существование нравственного закона, вписанного в нашу природу; закона, которому мы должны следовать, но который мы не можем изменить. Как говорил еще античный мыслитель Цицерон,

«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает... Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем, и ничего нам искать Секста Элия, чтобы он разъяснил и истолковал нам этот закон, и не будет одного закона в Риме, другого в Афинах, одного ныне, другого в будущем; нет, на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — Бог, создатель, судья, автор закона. Кто не покорится ему, тот будет беглецом от самого себя и, презрев человеческую природу, тем самым понесет величайшую кару, хотя и избегнет других мучений, которые таковыми считаются (Марк Туллий Цицерон О Государстве, Книга III, глава XXII)»

Вера в естественный Закон не является чем-то конфессиональным, специфически православным или христианским вообще — во всех человеческих культурах существовало представление о нравственной правде как о чем-то объективном, что не люди придумали и что они не могут изменить.

В современном же обществе преобладает другой взгляд, за которым закрепилось имя либерализма; он видит вселенную как в целом бессмысленную и не предъявляющую к нам никаких требований; любой закон является продуктом соглашения между людьми и вырабатывается в ходе процесса согласования интересов между различными группами. Патриарх обращает внимание на опасность такого подхода:

«Однако сегодня справедливым, а значит и нравственным, стало считаться только то, что с новыми господствующими философскими и политическими установками находится во взаимодействии. И, напротив, всяческому порицанию, вплоть до отказа в праве на существование, подвергается иной взгляд, который демонизируется политически и идеологически ангажированными СМИ. Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается»

В самом деле, если справедливость определяется текущими политическими настроениями, предпочтениями политических или медийных элит, то само это понятие теряет смысл — а что если завтра настроения изменятся? Если какая-то группа людей вправе решать, что есть справедливость, то почему именно эта группа, а не другая? Если нраственные нормы можно отменять большинством голосов, как далеко можно зайти?

Вопрос об абортах лежит в контексте этой полемики. Как говорит Патриарх, «Церковь, следуя заповеди Божией «не убий», всегда видела в умерщвлении не родившегося ребенка тяжкий грех». Как правило, сторонники абортов отрицают за неродившимся младенцем статус человека. Но можно ли просто взять и большинством голосов объявить некоторую категорию человеческих существ не-людьми? Есть самоочевидное, почти тавтологическое определение человека, данное еще Аристотелем: «Человек — это живое существо, принадлежащее к человеческому роду»

Является ли младенец существом, а не частью тела матери? Да, это очевидно. У них разные геномы, разные кровеносные и нервные системы, и т.д. Является ли он человеческим существом? Да; а то каким же? Можно ли лишать жизни невинное человеческое существо, которое заведомо не является ни преступником, ни агрессором?

Противясь абортам Церковь отстаивает вполне очевидный и понятный всем людям принцип — нельзя лишать жизни невинное человеческое существо. Особенно странно, когда это оплачивается за счет налогоплательщиков; предназначение медицины — спасать, а не разрушать жизни.

Реакция на слова Патриарха часто выдавала незнакомство с его речью — люди писали о том, что важнее поддерживать материнство, помогать женщинам в трудной ситуации, чем ограничивать аборты. Видимо, они комментировали цитаты, разошедшиеся по сети. В самой же речи Патриарха много говорится именно о поддержке материнства:

«Преодоление этого зла требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение»

Речь Патриарха, с которой стоит ознакомиться полностью, задает не просто определенной подход к конкретным вопросам, но обращает нас к определенной картине мира — мира, в котором в нашей жизни и в нашей истории есть высший смысл, и мы призваны ему последовать. Мира, в котором над нами есть Бог.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

27 января 2015 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Один в поле воин Один в поле воин
Интервью со свящ. Серафимом Галиком
Один в поле воин Священник Серафим Галик – один в поле воин
Как-то к отцу Серафиму подошла женщина и сказала: «Хорошо, что вы здесь. Я убила своего ребенка и уже 40 лет плачу».
Диагноз в сумках Диагноз в сумках
Петр Давыдов
Диагноз в сумках Диагноз в сумках
Петр Давыдов
Санитары подходят к задней двери машины, открывают ее, достают две огромные сумки. На сумках надпись какая-то большими кривыми буквами. Мы всмотрелись: «Аборты».
«Мы ищем всесторонние подходы к решению демографической проблемы» «Мы ищем всесторонние подходы к решению демографической проблемы»
Беседа с президентом фестиваля «За жизнь» Сергеем Чесноковым
С 9 по 11 июля в храме Христа Спасителя пройдет третий Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь». В этом году организаторы решили расширить тему фестиваля и поговорить о том, каким должно быть общество без абортов, каким должен быть уклад жизни, как возродить уважение к институту многодетной семьи и как все это должно выглядеть в современных условиях.
Комментарии
цветок10 марта 2015, 19:04
Легкомыслие жизни, не даёт понять очевидных вещей.Погубить новую жизнь - легкомысленный поступок. Посыл времени простой - живи легко, наслаждайся, отдыхай.Невозможно понять при таком образе мыслей, что новая жизнь, есть чудо, тайна.Одуматься, остановиться призывает патриарх. Имеющий уши - да, услышит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×