Не хочешь – заставим?

Как научить детей читать? Как привить, воспитать – в общем, каким способом «загрузить» в них любовь к чтению? Этот вопрос актуален как никогда, и ответов написано немало. Нужно ли что-то добавлять? Я рискну просто суммировать мысли, которые обычно посещают, когда знакомые в школе начинают спрашивать: «А ваши, правда, читают? А как вы добились?»

Не могу сказать, что я «билась», но результат (пока) действительно заметен: старшая, второклассница, из школьной библиотеки таскает и проглатывает в среднем книги по четыре в неделю; среднюю перед прогулкой от книжки приходится буквально «отклеивать». В итоге я порой не столько «прививаю любовь к чтению», сколько требую «положить наконец-то книгу», что сегодня действительно встречается не всегда. К слову, это не «хвастовства пост» – далее из текста будет видно, что тут нет каких-то титанических усилий и материнских заслуг. Разве что небольшой набор довольно простых… даже не правил. Привычек, может быть?

Так вот: первое и, пожалуй, главное, чего я НЕ делала для «привития любви» к чтению, – я не плясала перед детьми с бубном. Условно говоря. Ведь почему-то сегодня так сложилось, что каждая «нормальная» мама чувствует себя действительно нормальной только тогда, когда уверена: ее ребенку не скучно, и он непрерывно «развивается». Конечно, у нас тоже есть дополнительные занятия, и иногда их довольно много. Но я уже давно не делаю целью жизни посещение всех полезных мастер-классов в родном городе, всех концертов и мероприятий в округе. Более того, я бессовестно не ощущаю себя виноватой, когда работаю за компьютером, а дети рядом и (жуть какая!) «сами по себе».

У меня есть знакомая, которой долго казалось, что я злоупотребляю своим полупедагогическим образованием, скрывая от нее «секрет» нормальной детской дикции и любви к чтению. Действительно, на просьбы дать совет я что-то «по мелочи» предлагала, но долго не решалась сказать главного: «Да отключите наконец ребенку телевизор!» А потом даже и говорила мягко, но меня в принципе не понимали:

– Как же? Я же на кухне готовлю, дом убираю… Я должна его чем-то занять в это время.

Ну не станешь же смущать взрослого человека, объясняя, что «занять» ребенка – это дать ему почистить картошку, а телевизор – это не «занять», а отключить мозг и успокоить материнские нервы. Кажется: ребенок с телевизором «не лезет», не «нудит», не беспокоит – значит, и мама чувствует свою педагогическую состоятельность. Но если дитя все время «занято» подобным образом, если ему никогда не скучно – какие могут быть у него резоны, чтобы вместо пульта от телевизора взять в руки книгу? Понятно, что к планшету/смартфону все это тоже относится.

– И что же? – можно меня спросить. – Нам терпеть его скучающее нытье и смотреть, как он не знает, чем себя занять?

Умение себя занять – навык, который не формируется, если ребенок лишен возможности сначала немного заскучать

Да, именно так, как ни жестоко это звучит! Умение (и желание) себя занять – важнейший навык, который не формируется, если ребенок начисто лишен возможности сначала немного заскучать, а потом предпринять творческие попытки преодолеть скуку.

Это не значит, что дети целыми днями должны слоняться из угла в угол – но и мамы, которая 24 часа в сутки работает дома «аниматором», быть не должно. Можно вместе немного почитать, приготовить завтрак, побеседовать за столом, помыть посуду и погулять, сделать уроки или (изредка) сходить в музей… А потом – всё.

Пускай с унылым видом приходят на кухню и видят, что у мамы законный отдых, она подогнула ноги в кресле, уткнулась в книгу и пьет чай с лимоном. И маме так интересно, что отвлечь ее на что-то еще – не получается. И мультик «злая» мама не ставит – для глаз, говорит, вредно, ждите выходных.

Дети потопчутся на пороге кухни, попробуют затеять драку (вдруг поможет отвлечь маму), разольют что-нибудь (эх, зря – самим же вытирать, пока мама к книжке приклеилась) и… И да – пойдут тоже возьмут книгу или альбом для рисования.

Это не исключает традиционного совета много читать детям вслух. Что-то им просто рано осваивать самим (например, Библию, даже в любом «детском» изложении, лучше читать вслух, чтобы вовремя ответить на вопросы). Но все же чтение вслух не может быть круглосуточным.

Собственно, это второе важное правило (или привычка): нельзя слишком зацикливаться на абстрактной цели «приучить к чтению», бросая на это все силы и нервы. Всегда важно отдавать себе отчет: а для чего? Просто если внутри семьи, у старшего поколения, читать особенно-то и не принято, то никакая техника, никакой «рецепт» не даст результата с гарантией. Ну, представьте: мама час читает вслух «как проклятая», чтобы потом с облегчением побежать к экрану и включить сериал или нырнуть в соцсеть.

Я это пишу и для себя, чтобы стыдно стало, потому что тоже часто злоупотребляю компьютером, что, конечно, сильно девальвирует образ мамы с книжкой. Хорошо, если я за компьютером пишу, но иногда с грустью замечаешь: а вот сейчас пошло просто убийство времени. Разумеется, дети очень быстро могут «считывать» такие модели поведения, и тогда уже ни о каком «приучении к чтению» речи быть не может.

Так вот вернемся к цели «приучения». В идеале, нам надо думать не о том, что «ребенок должен стать читающим». Важно понимать, ЧТО мы хотим, чтобы он прочитал, ЧТО почерпнул. Тогда разговоры в семье акцентируются не на «Читай, кому сказала!», а на обсуждении произведений и персонажей. В речи свободно и естественно всплывает:

– Эх ты, барон Мюнхгаузен!

– Мама, а это кто?

– А это такой смешной и хвастливый персонаж, который…

Из своего детства я помню любимых авторов и любимые произведения – и когда вскользь, когда подробно рассказываю о них. Разумеется, это детей «цепляет», они начинают спрашивать: а у нас дома есть такая книга? Если нет – просят в библиотеке.

Так постепенно рождается привычка обращать внимание на отзывы. Названия некоторых книг дети уже стали вычитывать в других детских произведениях – именно после упоминания в книгах моя старшая попросила в библиотеке «Приключения Алисы в Стране Чудес» (которые в итоге «не пошли»), «Робинзона Крузо» и «Остров сокровищ» (которые были «проглочены» на одном дыхании).

Кстати, здесь не удержусь поведать забавную историю: библиотекарь в школе отговаривала ребенка читать про Робинзона, потому что «скучно»(!). Дочь пришла ко мне: «Мам, а он правда скучный?» Так я смогла ненавязчиво рассказать немного про особенности английской литературы, после чего ребенок спокойно одолел не только «Робинзона», но и уже подступается к «Жизни Дэвида Копперфильда», которого я все-таки уговорила оставить на лето, чтоб поберечь глаза в период учебы.

На детской книжной полке не место назидательным, но литературно бездарным сочинениям

Ну и поскольку у каждого родителя есть любимые произведения, должны быть и четкие представления о том, что на детской полке совсем ни к чему. Помимо книг «18+» не нужно и назидательных, но литературно бездарных рассказов. Категорически не нужно дурной, графоманской поэзии (а ее сейчас для детей штампуют тоннами, в том числе и некоторые «православные стихи», после которых говорить о воспитании литературного вкуса уж точно не приходится).

Это, кстати, особая тема, но если и говорить о ней отдельно, то меня будет сложно успокоить, ибо – накипело. Скажу коротко: поэзия для детей важна. Поэтические строки они читают и слушают с большим удовольствием, ритм помогает запоминать и тренировать память. Но сегодня слишком многие авторы думают, что всякое стихосложение – это уже поэзия. Но это не так!

Сложить на заданную тему правильно зарифмованное и ритмически верное стихотворение сможет почти каждый гуманитарий с нормальным образованием. Но поэтическое видение мира, живительная авторская самоирония, владение метафорой, естественность, чуждая всякой банальщины, есть далеко не у всех. И в итоге прилавки переполнены «стихами» в стиле поэта Цветика: рифма есть, ритм вроде тоже – а читать вредно для душевного здоровья и умственного развития!

И что делать? Не предлагать же малышам только Пушкина да Пастернака? Разумеется, нет! Среди современных поэтов есть замечательные авторы, пишущие с юмором и пользой, просто, без штампов и примитивных рифм. Нужно только пролистать книгу перед покупкой. Что-то окажется настоящим шедевром, что-то просто неплохим забавным текстом… Но если с «поэтических страниц» на вас обильным потоком польются уменьшительные суффиксы и «суффиксята», если начнут душить сюсюкающие сладкие словечки, примитивные «рифмочки» и сравненьица… Бегите, пока не поздно. Такой книгой вкус к чтению уж точно не привить – разве что можно выработать стойкий рвотный рефлекс.

Елена Фетисова

29 марта 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Домашняя библиотека как идея и педагогический метод Домашняя библиотека как идея и педагогический метод
Анна Сапрыкина
Домашняя библиотека как идея и педагогический метод Домашняя библиотека как идея и педагогический метод
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
С помощью домашней библиотеки мы формируем круг чтения наших детей. Мы можем собрать такие книги, которые поддержат выбранную нами стратегию воспитания.
Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом
Анна Сапрыкина
Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Можно ли вообще «привить» детям любовь к чтению? Достаточно ли того, чтобы сами родители читали? Равноценно ли прочитанное и услышанное? Опытом жизни с книгой в своей семье делится многодетная мама.
Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия
Анна Сапрыкина
Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Многодетная мама делится опытом, как в ее семье справляются с этой непростой задачей – уложить детей спать, да так, чтобы они действительно заснули и чтобы этот процесс был не пыткой, а временем воспитания, да еще и радостью.
Комментарии
Ольга Дубравина 5 апреля 2017, 10:00
Вот рано во 2 классе читать "Девида Копперфилда". С "Оливера Твиста" лучше начинайте, и попозже, после 10 лет хотя бы. В английской литературе ведь есть много чего более детского)
Ксения 3 апреля 2017, 17:00
Могу сказать, по опыту, что для того чтобы ребенок читал, ему не только не нужно включать телевизор и не давать планшет, а еще дома должно быть много разных красивых детских книг, которые всегда у него под рукой. У меня сын читает с 4.9 лет сам. Сейчас ему 7 лет, читает разную литературу - стали с этого года посещать библиотеку. Дочка 2.9 знает весь алфавит. Всегда ели под книжки, время все равно тратиться, а тут его можно провести с пользой.
Галина Ц. 2 апреля 2017, 21:00
Елизавета, могу Вам посоветовать чтение по ролям (если есть несколько героев) или чтение по 1-2 предложению по очереди. Важно читать выразительно, менять голос на каждого героя (особенно разных зверюшек, т.д.)Сама я начала читать в 4,5 года и уже где-то годам к 7-ми начало падать зрение. Поэтому своих детей старалась рано не учить чтению, но сама им читала и рассказывала с самого раннего возраста.
30 марта 2017, 18:00
Статья очень хорошая,спасибо автору!Хочется посоветовать детям и родителям православные библиотеки.У нас замечательный библиотекарь Светлана,она может каждому посоветовать нужную книгу и как результат:детей не оторвать от книги,хотя возраст 15 и 5 лет.
Екатерина30 марта 2017, 10:00
Очень была бы благодарна, если бы автор опубликовала список книг для чтения детям, начиная с 3х лет и хотя бы лет до 7. Моей дочке пока 2 года, рассказываю курочку рябу, колобка, теремок, понятно, что потом начнём приобщаться к Пушкину, Крылову. А что ещё можно почитать в дошкольном возрасте ребёнку? У самой была 5ка по литературе, но любовь к чтению пришла только сейчас к 30ти годам.
Елизавета29 марта 2017, 19:00
Могу сказать, что автору повезло. Наша семилетняя дочь категорически не хочет читать. Телевизор дома не включается, планшетов нет. Мама читает книжки, папа - то книжки, то телефон. Мама не аниматор, т.к. есть дела домашние. Ребенку читаем с самого раннего возраста. Книжки у нас ещё бабушкины, мамины, читанные-зачитанные. И не читает ребенок!!! Мучается, зевает, отлынивает... и не знаем, что делать, просто ждём
ТаняСем29 марта 2017, 16:00
Очень позитивная картинка в заглавии сюжета-папа с книгой и сыном,с милыми лицами и улыбкой....вот бы в каждой семье так было,а то когда две руки и одна голова на все ,то и приходится "включать кнопки",чтоб хотя бы ужин приготовить и мусор вынести в мусоропровод,прости меня ,Боже,сама не люблю особо тв смотреть,но и дочке дозирую,в основном рисованные мультики сов.периода,а уж читать перед сном,если сама не усну,то читаю...Очень порадовалась комментам,где детки с 3-х лет читали,нам 6 и только буквы знаем,а уж читать-опять те же руки не доходят,но надо уже,ведь на будущий год в школу....
Лариса Ром29 марта 2017, 15:00
По-моему, в доме с родителями любителями чтения, и дети читают.Вот Анна пишет, что ближе к школе родители спохватываются. А в некоторых странах, где дети идут в школу в 4-5 лет, просят родителей не учить ребенка читать. Учительница мне сказала, что она сама научит.В 8 лет сын начал писать рассказы. Я храню полностью исписанный им блокнот.Школа дает ребенку величайшие знания, даже не стоит этого отрицать.А чтение вещь индивидуальная.Я могу проглотить 2 книги в день, а потом несколько дней не читать,кроме рассказов и статей.Так же и ребенок.
Анна29 марта 2017, 14:00
Проблема "не хочешь - заставим" возникает, к сожалению, уже ближе к школе. Родители только тогда спохватываются, а до этого на детских площадках взахлеб делятся, сколько и каких мультиков ребенок просмотрел. Книга должна быть сначала, с самого раннего детства, но она требует от родителей гораздо больших усилий, чем включение кнопки. И вот потом просят такие родители одномоментного рецепта у редких родителей читающих детей. А его нет... Просто люди живут по-другому. Как и Елена - автор статьи. Кстати, создается ощущение, что статью оборвали на полуслове. Но всё равно спасибо. Это весточки из другой, правильной, семейной жизни.
Анна29 марта 2017, 13:00
Спасибо автору. Полностью согласна, что мама не должна служить круглосуточным аниматором. Школьные учителя говорят, что мои дети обладают "врожденной грамотностью". Мне кажется это потому, что как только дочки начинали садиться (в 6 месяцев), я начинала им читать книжки. В основном, Чуковского.Внятно, четко, эмоционально. Листали книжки,показывали пальчиком. Даже кашу ели за столом под стихи. Как научились читать сами - не помнят. Все произошло автоматически. С 3-х лет читали азбуку с крупными буквами. Дальше - уже не остановить. Правда, к моему огромному сожалению, к 15-16 годам круг чтения стал несколько ограниченным. Но есть надежда, что интерес к настоящей литературе вернется.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×