«Нужно благодарить Бога за опыт»

Беседа с архимандритом Амвросием (Макаром)

В этом году 60-летие со дня рождения отмечает известный на всю Италию православный духовник, архимандрит Амвросий (Макар). Отца Амвросия знает не только общество православных русских, молдавских и украинских эмигрантов, но и научный богословский мир Италии и Украины. Служение батюшки в Италии сопряжено с различного рода заботами — это и окормление многонациональной паствы, это и ходатайство перед властями Италии о помощи нуждающимся эмигрантам, это и богословский диалог с Католической Церковью, а также пастырское служение в совершенно отличных от Украины и России условиях. Мне удалось поговорить с батюшкой о служении в Италии, об общинной жизни, о традициях Церкви и пользе их для современного человека, о скорбях и путях их преодоления, об отношениях — их построении и о преодолении боли расставания. Тема взаимоотношений сегодня очень актуальна, поскольку в наш век оскудела любовь, и люди часто ищут друг в друге вовсе не то, что находят... И вот, живое, победоносное слово отца Амвросия предлагается вниманию читателей.

Архимандрит Амвросиq (Макар) и Сергий Епик Архимандрит Амвросиq (Макар) и Сергий Епик
    

— Отец Амвросий, расскажите, пожалуйста, об опыте пастырского служения в Италии.

— По существу, служение здесь практически не отличается от служения дома у нас. Поскольку мир светский не отличается. Но здесь больше искушений. И это, с одной стороны, затрудняет служение, с другой стороны, открывает возможность к непосредственному служению. Поскольку люди попадают в разные трудности и обращаются к Богу, в Церковь. Трудностей много в нашем служении, потому что это диаспора заработчан, у которых разбитые или разделенные семьи.

— Сложно ли их привести к Богу? Что может помочь таким людям?

— Прежде всего — жизнь общины. Община у нас — это корабль церковный, который должен быть. И это помогает очень во многих вещах. Сама община помогает священнику нести служение здесь и оказать помощь нуждающимся.

— Бывают ли у вас трудности с Католической Церковью?

— Мы должны честно сказать, что если бы не Католическая Церковь, мы бы, не имея храмов, многого бы не имели. Поскольку эмигранты не могут ничего сделать. Если они приехали на заработки, то им нужна только поддержка.

— Известно, что в Италии больше эмигрантов из Украины. А как с УГКЦ?

— Где есть православная община — там их нет.

— В Украине сильное движение униатов — мешают ли они тут?

— Если мы активно совершаем свое служение, то они не могут нам мешать. Фактически Рим дает нам зеленый свет. Во многих религиозных явлениях, таких как Всемирный Совет Церквей, униаты не участвуют. И здесь, в Италии, Католическая Церковь более дружна с православными, нежели с УГКЦ.

Все, что есть в Италии, способствует хорошему развитию Православия. Но, к сожалению, мало сделано, а многое нужно сделать.

Если человек живет верой, то он найдет себе пару

— Мы уже упоминали о людях, которые выехали за границу, семьи которых разрушились или рушатся. А как все-таки создать счастливый брак и обрести путь?

— Все зависит от веры. Если человек живет верой, то он найдет себе пару. Если человек верующий и не раздваивается между этим миром и Богом, то, конечно, Господь с ним, и Он ему поможет найти пару и — самое главное — совершить свою жизнь по-христиански, что не так-то и просто в наши дни...

— Многие говорят: «Вот, вы знаете, сложно найти человека, чтобы прожить с ним всю жизнь». А все-таки — сложно ли найти?

— Конечно, этот вопрос очень актуальный. Мы часто касаемся этого вопроса на наших встречах в Милане, где говорим об этом мире и о том, как именно формируется сознание человека, в том числе верующего. То, о чем вы сейчас сказали, — это продукт мира, и, естественно, этот мир ищет удовлетворения своих страстей. А это говорит о том, что человек не верит Богу, не верит в то, что возможно встретить человека — такого, с которым можно всю жизнь спокойно и в радости прожить.

Верующий человек всегда остается самим собой

— Как человеку, приехавшему из Украины или России, не потерять свою идентичность здесь?

— Если он будет верующим человеком, то никогда не потеряет идентичность, а еще и детям ее передаст вместе с верой, и так будет жить род. А вот светские люди стараются сохранить, но без веры это очень сложно, поскольку неизбежно ассимилируются здесь и становятся, как и все остальные. Верующий человек всегда остается самим собой, сохраняя свою жизнь, связь со своей родиной, с семьей — самое лучшее явление!

— Наверное, вам приходится утешать сердца многих здесь живущих, приходящих за советом и для беседы?

— Много таких.

— Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что сердце священника должно быть подобно базарной площади — для блага прихожан. Но ведь это очень непросто. Бывает ли у вас желание немного уединиться?

— Нет. Хочется еще больше быть с ними (прихожанами). Потому что чувствуешь тут благодать Божию, благодарность людскую. Чувствуешь то, чего в другом месте не находишь. И я верю, что общинная жизнь — это Церковь настоящая, которая живет этой жизнью. И не печалится! Это самая большая проблема людей сегодня — не печалиться в своей жизни. К сожалению, печалятся теперь сплошь и рядом. А когда верующие общаются с пастырем и между собой, живут надеждами церковными, живут в общине церковной — это замечательно.

Приход во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане Приход во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане
— А Евхаристия?

— Евхаристия — в центре внимания. Это первый вопрос общинной жизни.

— Вы замечаете изменения в своих чадах, которые под вашим окормлением годами живут и причащаются?

— Они становятся более смиренными и выносливыми. Но это делает в них Христос! И священнику намного легче возглавлять движение такой семьи церковной.

— Преподобный Серафим Саровский говорил, что причащаться лучше почаще — как вы относитесь к практике частого причащения, указанной старцем?

— Это истина! Это настолько конкретно и ясно сказано, что много и не нужно говорить. Если человек часто причащается, то он и готовится к причащению. А значит, и жизнь свою старается проводить в чистоте, постоянно готовясь к Таинству. Конечно, диавол будет искушать этого человека. Но его дело искушать, а дело человека — готовиться к Таинству и жить благочестиво!

— Вопрос о христианской ответственности. Многие люди считают, что главное дело перед Причастием — исповедаться в день литургии, якобы «чистеньким» подойти к Чаше, — а вот потом катятся «с горки».

— Да, обычно часто так бывает с теми, кто редко приступает к Евхаристии. А кто часто причащается, живет иначе. Если человек регулярно готовится к Исповеди и Причастию, то он уже успешно поборает все страсти.

— А как вы видите отделение Исповеди от Причастия? У католиков, к примеру, это отделено.

— И у греков тоже! Я думаю, что мы должны благодарить нашу Русскую Церковь за традицию частой и обязательной исповеди. Чем чаще священник встречается с верующими, тем лучше. И я благодарю Церковь за то, что у нас есть. Потому что каждый день я могу поговорить с приходящим ко мне человеком. А если этого нет, то тогда трудно. Да, на это уходит много сил, но это — центральный вопрос. Кто часто причащается — я благословляю, конечно, иногда и без исповеди. Но все-таки лучше прийти и пообщаться.

— Как человеку подсказать, если мы видим, что человек врет сам себе и считает себя правильным, верующим или благочестивым? Стоит ли вообще подсказывать ему?

— А вы думаете, что он поймет вас?

— Верно, Соломон сказал: не обличай неразумного, да не возненавидит тебя... (Притч. 9, 8), но все же в нашем церковном обществе есть такая проблема с «замоленными» людьми. Как, по-вашему, ее можно было бы решить?

— Во-первых, не надо смущаться этим вопросом. А во-вторых — искать пути решения этих вопросов. Опять же — община. Если община живет во Христе и в диалоге внутреннем, — тогда есть гармония. С помощью общины церковной можно преодолеть многие трудности. Что происходит в общине? — Общение священника со своими прихожанами. Постоянное общение. Это встречи, просвещение, это духовные беседы, которые всегда должны осуществляться в церковной общине. Мы сейчас страждем от того, что есть возможность просвещаться, становиться более крепкими христианами, а мы не готовы к этому...

Трудности преодолеваются надеющимся на Бога сердцем

— Говоря об общинной жизни, вы сказали, что люди в Церкви живут беспечально. Но вот тема печали и скорби: мы так привыкли сегодня жаловаться. Как пережить сегодня трудности? У некоторых есть настоящие трудности.

Да, но у верующего человека всегда эти трудности преодолеваются спокойным сердцем, надеющимся на Бога сердцем. Поэтому, кто страждет от смуты в своем сердце, то ему, конечно, и вопросы трудно решать. Но мы должны всегда помнить, что Господь всегда над всеми нашими проблемами. Если человек верующий, он их (проблемы) решает с Божией помощью.

Говоря об эмигрантах здесь, мы коснулись темы распада семей. Тема разрыва: если приходит время расстаться с человеком, как не причинить боль человеку и не иметь греха перед Богом?

— Если пара расстается и прекрасно понимает, в чем дело, то это важный момент всей жизни, поскольку эти двое не расстаются по непонятным причинам. А наоборот — им все ясно, они видят, что лучше так, и решили это вдвоем. Такое расставание верно. Всякое расставание не является злом, а является испытанием. Испытание — это плод наш. И если мы расстаемся с этим плодом, благодаря Бога за то, что было такое явление, была дружба, согласие, а потом разошлись, потеряв согласие, — это все-таки духовный опыт. И не нужно огорчаться никогда! Нужно благодарить Бога за опыт! В этом-то и суть: научиться жить не так, как нам бы хотелось, а так, как Бог управит. Всякое испытание для верующего человека — это плод положительный.

— Говорят, что если расстаешься с человеком, то лучше и не молиться о нем, чтобы не вспоминать и не грустить. Верно ли это?

— Забыть о человеке невозможно, молиться о нем нужно. Молиться нужно, чтоб Господь управил пути расставшихся — тогда не будет грусти. Если люди, которые расстались, будут грустить, то это несправедливо. Они разделились. Они поступили так, как должны были поступить. А все прочее Господь управит. Он знает, как нам лучше. Для верующего человека это ясно. Если Он дал испытание, то это благо для нас, хоть мы на данном этапе и не знаем — для чего.

— Отношения бывают сложными от недостатка взаимопонимания, особенно если теряется доверие. Если тебе лукавят — как поступать?

— Мы должны всегда жить надеждой и никогда — оценкой ближних. Относиться нужно к людям проще и не замечать лукавства. Даже если заметили — то Господь над нами. Свет не видит лукавства, он просто светит! Поэтому нужно помнить, что солнце светит для добрых и злых, на лукавых и искренних. Поэтому нужно избегать таких светских элементов, как копание в ближнем.

Нужно принимать действие Божие в нашей жизни

— Что можно посоветовать человеку, который сокрушается о разрушенных отношениях и «сожженных мостах», порою ищущему восстановить утраченное?

— Мы не должны над этим думать. Это воля Божия. Перед нами есть испытание — нужно смиряться. Пришло испытание — «Господи, как Ты управишь!». А все эти размышления — это происки диавола. Не надо желать того чего нам хочется, надо желать того, что угодно Богу. А Богу угодно наше терпеливое отношение, смирение. А в чем тогда смирение, если перед нами трудность, а мы пасуем?

Нашему уму не по силе понять, «почему так или инак». И более того, если мы стремимся понять, «почему так или не так», то мы не с Господом. Мы с Богом только тогда, когда мы готовы на все, когда Он управляет, а я своим умом только подчиняюсь Его воле. И часто бывает, что Господь устрояет дела противоположно нашему опыту или нашим ожиданиям. Нужно принимать действие Божие в нашей жизни.

— И в заключение — могли бы вы сказать из своего личного опыта о том, как побеждать печаль и переносить трудности?

— Много было трудностей... Естественно, этого не избежать ни одному человеку, при любых обстоятельствах. Но я никогда не вникал в то, какова трудность и почему она пришла в мою жизнь. Для меня самым важным было — служить Христу Господу и делать то, что Ему угодно. А остальное — Он Сам управит. И я не ищу чего-то особенного, без трудностей. Без трудностей жизни нет — это безумие. Пример для всех — это святые мученики! И каждый христианин скажет это. Поэтому слава Богу за все!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Генуя: путь к Православию отца Джованни Генуя: путь к Православию отца Джованни
Сергей Мудров
Генуя: путь к Православию отца Джованни Генуя: путь к Православию отца Джованни
Сергей Мудров
«Мы подчеркиваем, что наша вера – это вера наших отцов, – говорит отец Иоанн. – Я сам итальянец и считаю, что я вернулся в Православие. Все святые отцы здесь – православные».
Храмы Милана Храмы Милана
Прот. Андрей Ткачев
Храмы Милана Храмы Милана
Протоиерей Андрей Ткачев
Позднейшие века заставляли храмы расти в размерах и пышно украшаться. Пышность, рожденная во славу Бога, могла собой Бога и заслонять. В храме Амвросия этого нет. Здесь всё в меру, не хватает только звучания григорианского хорала.
Православие в Венеции Православие в Венеции
Свящ. Алексий Ястребов
Православие в Венеции Православие в Венеции
Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым
Антон Поспелов
В течение всего времени венецианского карнавала город настолько переполнен туристами, что подчас образуются своего рода «человеческие пробки», заторы, в которых можно простоять десять, а то и двадцать минут, не шелохнувшись. В день открытия на узкие венецианские улочки-калле выходят даже регулировщики – полицейские, руководящие живым потоком людей, а местные жители, если не работают в сфере услуг, прячутся или разъезжаются, кто куда может.
Комментарии
Елена11 июня 2017, 17:51
Поклон и пожелание от всей души и всего сердца многого и благого лета Батюшке Амвросию. Он весь в своих словах - очень простой, очень сильный, очень глубокий, очень верный Христу, очень любящий людей, очень настоящий. Благодаря его Братству в честь Амвросия Медиоланского довелось побывать на приходе в Милане в День Рождества Пресвятой Богородицы и разделить трапезу с Его прихожанами, устроенную для нас. Ощутить трудность и скудность "тамошнего" жития и щедрость душ и тепло сердец, и как бесконечно нужен им их Батюшка - умница, богослов, настоящий полиглот, всех вмещающий в своем сердце. Отложивший свои "внешние" таланты,ради главного - нести на своих раменах, вслед за Христом, Его овец.
Nina Khoodaykova11 июня 2017, 13:54
Читаю статьи, потом комментарии. Насколько грамотные люди пишут . А я не всегда и смысл могу понять. Потому благодарю и за статьи и за комментарии, кто их даёт и, главное за сайт и его душеполезное содержимое. Спаси, Господь, трудящихся во благо людей.
31 мая 2017, 01:33
Спасибо Ваше Высокопреосвященство, архимандрит Амвросий! Низкий поклон и благодарность за всегда поучительную лекцию! Вы наш Светильник в этом мире, дорога и надежда ко спасению грешных душ! Слава Всевышнему Господу за дарованную милость иметь Вас духовным наставником! Ещё раз низкий поклон и многая благая лета во здравии и спасении!!!
тамара30 мая 2017, 23:56
Батюшка Амвросий,Божией Вам помощи в служении.Статья очень нужная и полезная...Храни всех,Господи...А всем тем,кто на заработках в Италии,терпения и смирения,тепла и радости,живите и думайте,что вас ждут на РОДИНЕ.Я тоже работала в Италии,знаю,что это такое.Помоги вам,Господи,братия и сестры во Христе...
Николай30 мая 2017, 15:29
Ваше Высокопреподобие Отец Амвросий,в нашем селе находится община Русской зарубежной церкви не присоеденившейся к Московскому Патриархату, там окормляются мои родственники.Возглавляет эту общину иеромонах Николай Завялов. Что Вы можете посоветовать как православный духовник, пастырю и овцам этой общины? Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю р. Б. Николай.
Татьяна30 мая 2017, 14:02
А что же удивительного в том, что УГКЦ (униатов) нет во Всемирном Совете Церквей, когда там самой Католической церкви нет - она, якобы, только наблюдает? Странный аргумент.
Виктория30 мая 2017, 13:40
Многая лета и здоровья, сил батюшке отцу Амвросию. Очень утешил своими высказываниями. Читать было действительно интересно. Многие вещи смотрятся по-другому. Слава Богу за все!
ТаняСем30 мая 2017, 12:12
Очень понравилась беседа с батюшкой Амвросием!!!! Многая лета ему и низкий поклон за такое трудное и очень полезное служение! Спасибо автору Сергею за публикацию,лично для себя нашла актуальные ответы именно в моей ситуации расставания и самое главное,что я тоже задавала глупый вопрос - для чего это? А вот прочитала эти строки и поняла,что надо положиться на Господа,а не раздваиваться,как я, к сожалению между миром и Богом! Прости меня, Боже и не оставь, глупую! Слава, Тебе за все!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×