Генуя – древний итальянский город, расположенный на берегу Лигурийского моря. Город известен как крупнейший морской порт Италии. Здешние места славятся своим мягким климатом и замечательными пляжами; здесь же находится один из лучших в Европе аквариумов.
Генуэзцы, как и остальные итальянцы, в основном исповедуют католицизм. Православие в Генуе представлено церквями трех юрисдикций: Вселенского, Румынского и Московского Патриархатов. Самая многочисленная церковь (как и почти везде в Италии) – румынская. В церковь Вселенского Патриархата ходят в основном местные греки (причем греческая церковь в Генуе первая по дате основания). Церковь Московского Патриархата самая многонациональная и, судя по всему, наиболее миссионерская. Настоятель церкви –протоиерей Иоанн (Джованни) Ла Мичела – коренной итальянец, пришедший в Православие путем сложного духовного поиска.
Справка. Священник Иоанн Ла Мичела родился в Генуе. Был крещен в католицизме, но в подростковом возрасте отошел от церкви; некоторое время даже придерживался атеистических взглядов. Православие принял в 1989 году. В 2000 году рукоположен в священный сан; с того же года – настоятель церкви Преображения Господня в Генуе.
В Геную мне удалось съездить из Турина, где я находился на академическом мероприятии. В первой половине дня я ознакомился с городом, а ближе к вечеру отправился на встречу с батюшкой. В то время как отец Иоанн вел свой рассказ, в моем воображении вырисовывалась целостная картина того, как генуэзец стал православным священником. Удивительная картина – как человек, родившийся в северной Италии в католической семье, прошел путь от исповедания римской веры до принятия священного сана в Православной Церкви.
Джованни разочаровался в католицизме где-то в 12 лет. Более того, в его душу ворвалась гнетущая пустота атеизма. Ему казалось, что мир лишен смысла, но в то же время в сознании будущего батюшки отчетливо формировалась мысль: есть нечто, дающее человеку воодушевление; есть то, чем человек живет. Джованни начал искать этот смысл; он обращался к различным политическим учениям, интересовался восточными религиями. Изучал, присматривался, но не увлекался, так как обнаруживал, что за определенной чертой ничего нет, лишь одна духовная пустота. Всё было холодным и не согревало; всё казалось лишенным подлинного смысла и вдохновения. Затем будущему пастырю попался труд об истории религий, в котором речь шла и о христианстве. Изложение материала оказалось довольно объективным.
– В этой книге было написано, что православные христиане – единственные, кто сохранил апостольские традиции, – рассказывает отец Иоанн. – Самое интересное, что я до тех пор не обращал на это внимания. Прочитав, вдруг понял, как далеко я ушёл в своих исканиях, не зная о том, что истина совсем рядом. Тогда я начал больше изучать Православие, убеждался в его истинности. И в одно воскресенье пришел на службу в православную церковь в Генуе.
Это была церковь Преображения Господня, в юрисдикции Зарубежного Синода. В то время в ней служил священник Амвросий Боццо, итальянец (сейчас отец Амвросий миссионерствует в Доминиканской Республике, но, к сожалению, за рамками канонической юрисдикции). Служба поражала простотой: не было хора, многие песнопения читались; порой остро ощущалась нехватка богослужебных книг. Отец Амвросий служил на итальянском и церковнославянском, но Литургия звучала так, что многие молящиеся не замечали времени. Среди них оказался и Джованни.
Время исчезало, его просто не существовало. Я жил Литургией. Приходил до службы – боялся потерять начало службы, начало всего…
– Время исчезало, его просто не существовало, – вспоминает отец Иоанн. – Я жил Литургией. Приходил до службы, ждал священника у входа в церковь. Просто потому, что боялся потерять начало службы, начало всего. Православная служба, православная жизнь подхватила меня и понесла за собой… Я ни о чем не просил, но со временем отец Амвросий сам мне сказал, что мы поедем в Болонью, чтобы меня крестить. Так всё и произошло, и я принял крещение в Православной Церкви в январе 1989 года.
Ближайшие родственники отца Иоанна отнеслись к его решению достаточно спокойно. На работе произошло маленькое чудо: коллеги, узнав о решении Джованни, сделали ему подарок, причем будущему священнику преподнесли… подрясник. Почему – он так и не смог тогда понять. Тем более что путь к священству отца Иоанна не был известен заранее, ведь община, в которой он приобщился к Православию, пережила немало сложностей. Основанная в 1980 году, она впоследствии сменила несколько юрисдикций, а в 1994 году перешла в подчинение неканонического «киевского патриархата». Один из «архиереев» этого «патриархата» рукоположил Джованни в священный сан. Через шесть лет приход Преображения Господня, по единодушному стремлению верующих, покинул раскольников и перешел в юрисдикцию Москвы. Отец Иоанн получил каноническое рукоположение, совершенное архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым). По-другому быть не могло, ведь каноны не позволяют принимать «в сущем сане» иерея, получившего свой сан у раскольников.
Еще до этих событий священник Амвросий Боццо уехал в Доминикану (в середине 1990-х), поэтому на плечи отца Иоанна легли все труды приходской жизни. Много лет община молилась в маленькой комнате на улице Салита делла Сета и только в конце 2012 года перешла в церковь святого Георгия, в помещение, предоставляемое католиками. Это сделали из практических соображений: число прихожан намного превысило вместимость старого церковного здания.
Длительное время в Генуе было два православных прихода: русский и греческий. Храм Преображения Господня стал родным уголком для православных самых разных национальностей – русских, болгар, поляков, итальянцев. Ходили в него и румыны, вплоть до открытия в 2000 году в Генуе румынской церкви. Сейчас в приходе доминируют украинцы и молдаване, есть также русские, итальянцы и другие национальности. По мнению отца Иоанна, несмотря на внушительную численность румынской церкви, приходы Московского Патриархата в Италии играют более значимую миссионерскую роль.
– Порой возникает ощущение, что в румынской церкви не особенно видят разницу между Православием и католицизмом, а если и видят, то не обращают на это внимания, – говорит отец Иоанн. – Мы же подчеркиваем, что наша вера – это вера наших отцов. И если к нам приходит итальянец, мы разрешаем ему присутствовать на службе, даем книги, брошюры, приглашаем на следующие Литургии. Я сам итальянец и считаю, что я вернулся в Православие. Все святые отцы здесь – православные. Благодаря Русской Православной Церкви в наши края вновь пришла вера наших святых отцов.
По словам моего собеседника, итальянцы продолжают приходить в Православие, причем по самым разным причинам. Так, одна учительница – Лоретта – приняла истинную веру благодаря ученику-грузину, который познакомил ее с Православием. Итальянец Франко узнал о Православии от своих русских друзей. Священник Мариан (Марио) Сельвини (рукоположен в декабре 2013 года) узнал о Православии как об апостольской вере от отца Амвросия Боццо. Марио принял Православие в 1992 году, когда ему было 19 лет.
Сегодня во главе прихода Преображения Господня находятся коренные итальянцы – священники Иоанн и Мариан. Но на службах, наряду с итальянским, звучат церковнославянский и румынский языки. Оба батюшки несут свое служение в свободное от основной работы время – община пока не может содержать духовенство. Но ревностное служение священников-итальянцев, соединенное с бескорыстием и искренним миссионерством, позволяет надеяться на доброе будущее прихода – даже в условиях растущего секуляризма и непростого католического окружения.