«Голос страждущей Украинской Православной Церкви должен быть услышан во всем мире»

Беседа с епископом Барышевским Виктором (Коцаба)

Молитвенное стояние духовенства Винницкой епархии у стен областной администрации Молитвенное стояние духовенства Винницкой епархии у стен областной администрации

Наш собеседник – епископ Барышевский Виктор (Коцаба), глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях. Редакция портала «Православие. Ru» попросила владыку ответить на некоторые вопросы касательно вопиющих нарушений прав верующих на Украине, рассказать о том, как ему удается доносить голос Украинской Православной Церкви до международной общественности.

Епископ Виктор (Коцаба) Епископ Виктор (Коцаба)

– Владыка, благословите. Вы несете ответственные церковные послушания как глава Административного аппарата Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, а также представляете нашу Церковь на международном уровне, возглавляя Представительство УПЦ при европейских международных организациях. Какова цель создания такой церковной структуры?

– Представительство при международных организациях было учреждено 27 мая 2017 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви с целью донесения позиции УПЦ по мировоззренческим, религиозным, общественным и другим важным вопросам до мировой общественности. Участвуя в таких мероприятиях, мы четко выражаем позицию Украинской Православной Церкви и защищаем права и свободы православных граждан Украины – нашей паствы, которая сегодня является многочисленной и неотъемлемой частью украинского социума. Поэтому мы должны использовать все имеющиеся возможности, в том числе и международные площадки, чтобы пытаться улучшить довольно напряженную религиозную ситуацию на Украине.

– Какова главная тема ваших выступлений и обращений за этот период?

Храмы нашей Церкви захватывают, верующих избивают

– Как известно, сегодня православные верующие Украины стали заложниками политической игры первых лиц государства, вовлекших в эти процессы и Константинопольского Патриарха Варфоломея, что уже привело к многочисленным столкновениям на религиозной почве. Международная общественность должна знать, что храмы нашей Церкви, которая имеет тысячелетнюю историю, захватывают, верующих избивают. Чиновники принуждают священнослужителей УПЦ переходить в поддерживаемую государственной властью на всех уровнях так называемую «Православную Церковь Украины», а это самое прямое нарушение европейского принципа автономии религиозных организаций, что очень хорошо понимают в Европе. При этом служба безопасности Украины вызывает на допросы духовенство, а наши епископы пересекают госграницу только после предварительного допроса и усиленного досмотра специальными государственными службами. С этими и другими вопросами мы и обращаемся в международные организации различного уровня.

– Владыка, а каков уровень этих международных площадок, где вам приходится принимать участие?

– Важные международные мероприятия проходят в рамках официальных конференций и совещаний, а также в формальных и неформальных общениях с представителями международного сообщества. В истекшем 2018-м году к таким мероприятиям можно отнести три регулярных сессии Совета по правам человека ООН, которые проходят весной, летом и осенью в Женеве, а также совещание ОБСЕ по вопросам человеческого измерения. Эти площадки носят правозащитный характер, на них рассматривается общеполитическая и правозащитная тематика. В 2018-м году деятельность Представительства УПЦ при европейских организациях была сосредоточена на актуальных проблемах защиты прав верующих УПЦ, эти вопросы мы старались поднять на всех доступных для нашего участия площадках.

– Приходилось ли вам за это время общаться с представителями Римо-Католической церкви или православными других Поместных Церквей? Как они реагируют на грубые вмешательства государства в дела Церкви, на нарушение 35-й статьи Конституции Украины?

– Конечно, участвуя в разных мероприятиях, мы пересекаемся и с посланниками католической конфессии. К сожалению, вмешательство государства в дела Церкви в современном мире становится частым явлением, в том числе и в развитых странах. Поэтому представители религиозных сообществ, в том числе католических, настроены на совместное отстаивание прав своих членов и организаций.

Что касается нарушений прав верующих УПЦ, то они постоянно вызывают международный резонанс, вопросы о правонарушениях поднимаются представителями многих правозащитных организаций. Откровенно говоря, я был даже немного удивлен, когда в сентябре прошлого года на ежегодном заседании ОБСЕ по человеческому измерению в Вене до момента моего выступления уже несколько участников успели высказаться на тему нарушений прав человека на Украине, в том числе и по религиозному признаку.

Главы и иерархи Поместных Церквей оказывают Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием всестороннюю поддержку. Известно, что на Священном Синоде Болгарской Православной Церкви еще в 2017-м г. было принято письменное обращение к Президенту Украины относительно недопустимости вмешательства в дела Церкви, а Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва сделал несколько официальных заявлений в нашу поддержку. Другие Поместные Церкви, такие, как Антиохийская, Сербская, Чешских земель и Словакии, также выступают в защиту нашей Церкви, они не разделяют позиции Фанара, с болью и состраданием взирают на религиозную ситуацию в нашей стране и стараются повлиять на изменение положения православных в лучшую сторону.

– Многие верующие недоумевают, почему все Церкви мира совместно не выразили свое несогласие с действиями Патриарха Варфоломея.

Многие пока медлят, но без всеправославной оценки произошедшего уже не обойтись

– Дело в том, что для таких заявлений требуется внимательный и многогранный анализ ситуации. Это для нас – очевидные вещи, а внешним наблюдателям нужно время для углубленных рассмотрений и разбирательств. К тому же некоторые Поместные Церкви, как и Святая Гора Афон, находятся в прямой зависимости от Константинополя, они молятся за своего Патриарха, доверяют ему. А выступить с осуждением его действий – дело очень серьезное, ведь даже в простой семье осудить неправильные поступки отца его собственным детям очень непросто. Поэтому многие пока медлят, но без всеправославной оценки произошедшего на Украине вследствие действий Фанара уже не обойтись.

– Бывают ли на упомянутых вами форумах представители Константинопольского Патриархата, и как они реагируют на ваши заявления? Так же скажите, был ли какой-либо резонанс на вмешательство Патриарха Варфоломея в церковную жизнь УПЦ, на рейдерские захваты храмов раскольниками, или они ограничиваются молчанием и «принятием к сведению»?

Выступление епископа Виктора (Коцабы) на совещании ОБСЕ в Варшаве 14 сентября 2018 г. Выступление епископа Виктора (Коцабы) на совещании ОБСЕ в Варшаве 14 сентября 2018 г.

– Международная правозащитная система, в том числе такие организации, как ОБСЕ, СПЧ ООН и другие, оказывают положительное влияние на ситуацию тем, что в рамках их процедур мы можем заявлять официально о нарушениях прав верующих УПЦ и подавать в процедурном порядке оформленную в правовой форме информацию. Наши заявления, отчеты правозащитных организаций, а также достоверные факты, публикуемые СМИ, становятся материалом для работы дипломатических миссий, в результате чего происходит широкая международная огласка событий, о которых мы говорим. Очень важно, что УПЦ имеет возможность непосредственно «из первых рук» предоставить информацию о реальном положении наших общин в стране, ответить на вопросы дипломатов, политиков и правозащитников.

Украинская Православная Церковь убеждала Патриарха Варфоломея не вмешиваться в дела нашей конфессии

Конечно, мы не можем уйти от оценки действий Константинопольского Патриархата, так как решения Фанара непосредственно катализировали угрозу массовых нарушений прав верующих в Украине. Украинская Православная Церковь неоднократно просила и убеждала Патриарха Варфоломея в необходимости воздержаться от принятия необдуманных решений и не вмешиваться в дела нашей конфессии.

К огромному сожалению, наши доводы не были услышаны, и сейчас мы наблюдаем ухудшение положения верующих УПЦ в результате использования агрессивно настроенной частью общества решений Патриарха Варфоломея для нового витка нарушений прав верующих в Украине.

Доклад представителя УПЦ епископа Виктора (Коцабы) на заседании Межпарламентской Ассамблеи Православия в Афинах (июнь 2018) Доклад представителя УПЦ епископа Виктора (Коцабы) на заседании Межпарламентской Ассамблеи Православия в Афинах (июнь 2018)

Владыка, в контексте нашей беседы имеет смысл напомнить читательской аудитории о принятии противоправных и антицерковных законов в Верховной Раде Украины. Поясните, пожалуйста, в чем эта противозаконность состоит?

– На рассмотрении Верховного Совета Украины уже несколько лет находится ряд законопроектов, принятие которых может привести к еще более драматическим последствиям. К сожалению, недавно два из них, 5309 и 4128-д, стали законами, что значительно ухудшило правовое положение православных верующих в Украине.

Эти законы в их совокупности, в том числе оставшийся в повестке дня законопроект № 4511, усложняют деятельность юридических лиц – общин, монастырей и других организаций УПЦ, а также создают основания для усиления притеснений верующих по их религиозным убеждениям.

Отмечу, что, благодаря постоянным критическим замечаниям на внутреннем и международном уровне, наиболее опасный для нашей организационной структуры законопроект № 4128 был все-таки кардинально изменен, практически переписан заново: из него исключили очень спорное понятие о так называемой «самоидентификации». Как известно, эта концепция могла бы легализовать массовые захваты наших храмов. Сейчас такой возможности на законном уровне у правонарушителей нет, поэтому при совершении правонарушений очевиден незаконный характер их действий.

Что это значит?

– Теперь рейдеры не могут прикрываться этим законом при проведении захватов наших храмов, так как в его тексте четко указано, что все решения, касающиеся жизни общины, принимаются только общим собранием ее членов в порядке, предусмотренном уставными документами. Однако остаются серьезные проблемы в связи с принуждением наших общин изменить их официальные названия.

Так, принятый законопроект № 5309 требует, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в стране, признанной парламентом Украины «агрессором», включали в свои наименования сведения о принадлежности к такому центру. Официальная позиция УПЦ заключается в том, что, согласно нашим учредительным документам, центр управления Украинской Православной Церкви находится в Киеве, и поэтому указанный закон на нее не распространяется.

– И какова реакция?

– Государственные органы считают иначе, что подтверждают многочисленные заявления государственных чиновников. «Закон о переименовании» предусматривает, что если община, в отношении которой чиновники приняли решения об изменении ее названия, не совершает этого действия, т.е. не меняет официальное название, – то ее Устав теряет силу в части своего наименования. Таким образом, эта община уже не сможет оформить официально движимое и недвижимое имущество, так как фактически для государственной системы она остается безымянной. Поэтому наши религиозные организации будут отстаивать, и уже отстаивают, свои права в судебных инстанциях, чтобы защитить интересы прихожан. По каждому случаю нарушений прав верующих юридические службы УПЦ проводят правовую работу, и это помогает верующим доказывать свои права.

– Сейчас во многих епархиях уже происходят рейдерские захваты храмов представителями ново созданной «ПЦУ» («СЦУ»), в планах захватчиков – лавры и старинные монастыри. Как вы думаете, удастся ли им осуществить задуманное, и каковы могут быть последствия?

– Действительно, с момента подписания Константинопольским Патриархом Варфоломеем Томоса о создании «ПЦУ» начался новый виток захватов храмов наших общин, которые средствами массовой информации трактуются как добровольные переходы. На украинском телевидении, в Интернет-изданиях также усилилась агрессивная риторика по отношению к верующим и всей Церкви. Совершенно очевидно, что реальная статистика таких «переходов» не соответствует действительности. Но должностные лица в СМИ и всевозможных телешоу во всеуслышание преподносят искаженную информацию. Таким образом, нагнетается ложное представление о религиозной жизни в стране у рядовых граждан, особенно у далеких от Церкви людей.

Молитвенное стояние у Верховной Рады Украины «О невмешательстве власти в дела Церкви» 20 декабря 2018 г. Молитвенное стояние у Верховной Рады Украины «О невмешательстве власти в дела Церкви» 20 декабря 2018 г.

А как реагируют православные верующие? Ведь это многомиллионная армия…

Среди православных верующих УПЦ существует твердое желание отстаивать свои святыни

– Среди православных верующих УПЦ существует твердое желание отстаивать свои святыни, и в случае возникновения угроз или попыток захвата крупнейших духовных центров нашей Церкви верующие будут в массовом порядке выходить на их защиту, как это уже неоднократно происходило при подобных провокациях в отношении Свято-Успенской Почаевской и Свято-Успенской Киево-Печерской лавр. Очевидно, что попытки захватить крупнейшие святыни Украины могут привести к массовым столкновениям и жертвам среди мирного населения, но мы надеемся, что украинские власти все же найдут возможности и способы сдержать агрессивно настроенных лиц, и мы избежим серьезной дестабилизации в религиозной сфере нашей страны.

– Владыка, можно ли сказать, что голос Украинской Православной Церкви был услышан на международном уровне?

– Наши заявления и выступления не могут пройти бесследно, ведь они подаются и остаются в документальных базах ОБСЕ, СПЧ ООН и других международных организаций. Благодаря информационному распространению официальной позиции УПЦ, даже в докладе Госдепа США по правам человека и отчете Верховного комиссара ООН по правам человека, нашли свое отражение вопросы о нарушении прав верующих Украинской Православной Церкви. Замечу также, что, кроме официальных выступлений, у представителей УПЦ есть возможность общаться и в кулуарах с депутатами, представителями европейских средств массовой информации, рассказывать о реалиях сегодняшнего дня в религиозной среде Украины.

Мы делаем все от нас зависящее, чтобы голос страждущей Украинской Православной Церкви был услышан во всем мире. А многомиллионная православная паства Украины непрестанно возносит свои молитвы ко Господу, помня слова псалмопевца Давида: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26, 1).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Украина: тогда и теперь Украина: тогда и теперь
Протоиерей Андрей Ткачев
Украина: тогда и теперь Украина: тогда и теперь
Протоиерей Андрей Ткачев
В XVII веке на Украине тоже изгоняли православных из их храмов – методы униатов используются и теперь. Тогда миряне объединились против бесчинствующих властей и продажных епископов – и это пример всем нам.
О будущем Православия на Украине и в мире О будущем Православия на Украине и в мире
Архиеп. Феодосий (Снигирёв)
О будущем Православия на Украине и в мире О будущем Православия на Украине и в мире
Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)
Гордые речи о расовом превосходстве и религиозной исключительности по типу: «Боже, благодарю Тя, и прочие безумные глаголы»... Патриарх говорит такие вещи так открыто и пафосно, что становится страшно.
Почему я остаюсь со своей Церковью Почему я остаюсь со своей Церковью
Владимир Коваленко
Почему я остаюсь со своей Церковью Почему я остаюсь со своей Церковью
Владимир Коваленко
Люди, обвиняющие сегодня мою Церковь, в нее не ходят. Кто-то из них представляет другие религии, кто-то атеист, кто-то откровенный богоборец, но все они понятия не имеют, кому и за что мы молимся.
Комментарии
Вадим К. 7 марта 2019, 11:57
Константин, пока не душат, а наступают на ноги и толкают. Если есть силы одолеть, тогда нужно давать сразу отпор. А если нет их, лучше не лезть сразу на рожон, чтобы действительно не стали душить и пускать кровь. Тем более, за что провозглашать анафему Порошенко, мирянину? Он же не стал писать свое евангелие, как Лев Толстой, и какое-то свое учение проповедовать? Его достаточно не допускать до Чаши до раскаяния как уже едва ли православного. Про 28 лет. В том-то и дело, что тормозов и вовсе не было, сам народ и его руководители строили то, что теперь получилось: незалэжность от всего русского и без 5 минут автокефалия от него же. И намерены строить дальше свой шлях в Европу. Разве нет?
Константин 6 марта 2019, 11:59
Вадим, я православный. Патриарха нашего очень уважаю. Но он же как-то очень хорошо сказал: задача Церкви - свидетельствовать об Истине. Не всегда можно противостоять злу, но всегда можно отвратиться от него, ясно обозначив свою позицию.
"А Церкви не нужны потрясения, которые можно избежать" - избежать уже не удалось. 28 лет спускали на тормозах: может одумаются, успокоятся, покаятся и т.п. А нарыв зрел. Сейчас прорвался, и гной заливает все вокруг. Когда разбойники душат вашу жену, Вы предлагаете бегать вокруг и уговаривать ее: потерпи, дорогая, может обойдется?
Вадим К. 6 марта 2019, 10:35
Константин, официальное отлучение Порошенко от Церкви только распалит страсти и подтолкнет к еще большему противостоянию вплоть до кровопролития. Он сам себя уже отлучил от канонической Церкви. А Церкви не нужны потрясения, которые можно избежать. А Вы сами кто наш или нет? Если наш, то почему так говорите о своем патриархе?
Константин 5 марта 2019, 18:42
Вызывает искреннее недоумение, почему до сих не отлучен от Церкви Петр Порошенко. Он православный (можете легко найти в интернете его фото в священническом облачении и т.п. информацию). Он же является инициатором и главной движущей силой раскола, легализации анафематствованного Денисенко, постоянно во всеуслышание хулит Церковь. У священноначалия не хватает доказательств (смешно)? Или смелости (печально)?
Опасность в том, что такая невнятная позиция Церкви вносит смятение в умы простого народа. Многие начинают думать: видать у Московского патриархата действительно рыльце в пушку, раз помалкивает, а "Петро Перший" прав.
Катерина 2 марта 2019, 23:47
Где воля, там и путь. Уже один факт подобного иска может привлечь внимание нормальных честных людей. И пусть практической пользы и облегчения не будет. Но положительную прессу можно собрать. Тем более совсем недавно по немецкому тв-каналу показывали Донбас, кстати, вполне нейтрально и с сочувствием к людям, проживающим с обеих сторон линии фронта. Ну не все же журналисты продажны.
Катерина 2 марта 2019, 23:43
Где-то между 2000-2009 бывший офицер Военморфлота, по совместительству гринписовец был "подстрижен и посажен", поскольку оказался по совместительству еще и японским шпионом, продающим секреты Военморфлота Родины (под "крышей Гриписа работают секретные шпионские организации, это пожалуй общеизвестно). Вышел удивительно быстро, через смешные 4 года. Подал в этот суд по правам. На Россию. И проиграл.
Татьяна 2 марта 2019, 10:21
Катерина 28 февраля 23.53: Ваше предложение собирать материалы и обращаться в ЕСПЧ -недалекое. Сам этот суд является квинтэссенцией Содома и Гоморры. Это политический орган и продвигает идеалы светского гуманизма в большинстве случаев за редким исключением. Почитайте решение ЕСПЧ «Алексеев против РФ».
Катерина 28 февраля 2019, 23:53
"Не надейтеся на князи на сыны человеческия в них же нет спасения". Это Содом-то с Гоморрой обратят внимание на страждущих верующих и прийдут на помощь? Да ни в жизнь! Те, кто могут протянуть реальную руку, есть самые злейшие враги Православия. А друзья сами подвешенны на тонкой ниточке. Единственная возможность - международный суд по правам человека. Собирайте материалы, владыко, и подавайте. я б даже не удивилась бы, если б совокупная жалоба частных лиц выиграла б дело. Только практической пользы от этого мало. Но я попыталась бы все-равно. Из принципа. Вадим К.27 февраля 2019, 13:07 - соглашусь с Вами.
Татьяна27 февраля 2019, 16:40
Какие же рассудительные и мудрые наши батюшки.Помощи Божией священству и мирянам на дорогой нам Украине!Любим и молимся за Вас!
Вадим К.27 февраля 2019, 13:07
Что касается того, что в Европе будто бы плохо осведомлены о притеснениях на Украине, кстати не только религиозных, но и политических, так думать наивно до недопустимого. Трубят же они о нарушении прав человека где-то за океаном в далекой Венесуэле и трубить не перестанут. Да и чем закончилась подобная миссия только в США владыки Гедеона(Харона)? Какая может быть надежда найти справедливость у детей отца лжи? Господь искал ли ее у Каиафы при допросе на суде в синедрионе? Что Он сказал ему в ответ на его лицемерные вопросы? Стал ли объяснять, как все было? Нет, но сказал: у тебя есть служители, которые сами все знают, спроси их, а Меня вы все равно не станете слушать и не отпустите. Вот так.
Вадим К.27 февраля 2019, 12:51
Можно согласиться с объяснениями той осторожной неторопливости в отношении осуждения действий патр. Варфоломея (кстати, не его одного, но и иже с ним принимавших те злополучные решения) со стороны его подопечных. Но все же есть предел. Есть поступок, нехороший, а есть явное преступление канонов Церкви и угроза жизни и спасению многих Христовых людей. Не в этом ли случае следует вспомнить заповедь Христа: "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах". И другие: "кто мать Моя и кто братья Мои? Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного". Так что если иерарх исполняет не Его волю и делать это не перестает, он не может и не должен уже называться отцом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×