Вена, 23 марта 2005 г.
20 марта 2005 года, в Неделю Торжества Православия, в венском Свято-Николаевском кафедральном соборе состоялась межправославная вечерня, совершенная клириками Константинопольской, Антиохийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Чехо-Словацкой Православных Церквей. По сложившейся традиции, такое богослужение совершается в одном из православных храмов Вены ежегодно в вечер Недели Православия, сообщает пресс-служба Венской и Австрийкой епархии. За богослужением присутствовали митрополит Австрийский Михаил (Константинопольский Патриархат) и другие высокие гости.
По отпусте вечерни представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион обратился к собравшимся с проповедью, в которой, в частности, сказал: «Во многих странах Запада Торжество Православия стало днем, когда православные разных юрисдикций собираются вместе для того, чтобы вместе помолиться и засвидетельствовать о единстве своей веры. Это единство непросто сохранить в тех условиях, когда между Поместными Православными Церквами православными иной раз возникают противоречия, недоразумения и даже конфликты. В отличие от Католической Церкви, Православная Церковь не имеет единого главы, кроме Самого Господа Иисуса Христа, не имеет единой административной структуры, но у каждой Поместной Церкви свой предстоятель, и управляется она самостоятельно. Несмотря на эту кажущуюся разобщенность, единство мирового Православия сохраняется, и свидетельство и служение Православной Церкви продолжается».
Отвечая на вопрос о том, в чем заключается Торжество Православия в наше время, столь далекое от IX века, Владыка сказал: «Прежде всего, в том, что, несмотря на жесточайшие гонения, Православная Церковь не потеряла свою веру, свое литургическое предание, отразившееся в ее храмовой архитектуре, иконописании, церковном пении, во всем строе ее богослужения. Православную Церковь подвергали гонениям и притеснениям на протяжении многих веков – и арабы, и крестоносцы, и монголы, и турки, и большевики в Советской России. Беспрецедентные по своим масштабам репрессии были развязаны против Русской Церкви в XX столетии, когда сотни епископов, десятки тысяч священников и монахов, миллионы мирян были расстреляны, множество храмов взорвано, все монастыри и духовные школы уничтожены, когда была поставлена цель вообще стереть Церковь с лица земли. Но Церковь выстояла, сохранила свою веру и свое единство ценой крови многочисленных Исповедников и Новомучеников, которые являются нашими предстателями и молитвенниками перед Богом».
«Сегодня множество храмов строится, восстанавливается и реставрируется – это свидетельствует о востребованности Православия, о его непреходящей актуальности, о его жизненности и духовной силе, – продолжил епископ Иларион. – Храмы в России и других православных странах наполняются людьми, а те православные люди, которые вынуждены покинуть родину, ищут храм за рубежом, потому что жить без Церкви не хотят и не могут. И этот святой храм, в котором мы сегодня собрались, стоит в лесах и реставрируется, потому что и он востребован, и он нужен людям. Никогда – ни в дореволюционную эпоху, ни в период между двумя мировыми войнами, ни в послевоенный период – в этом храме не собиралось столько людей, сколько в последние годы. Что притягивает их сюда? Богослужение, иконы, церковное пение? И то, и другое, и третье. Но прежде всего – то, что здесь, в храме, люди молитве и в святых таинствах встречаются с Самим Богом Живым. И эту встречу ничем невозможно заменить».
Как сказал далее епископ Иларион, Торжество Православия заключается в том, что в течение многих веков догматическое учение Православной Церкви осталось неповрежденным, и она по-прежнему хранит ту самую «веру апостольскую, веру отеческую, веру православную», которую проповедовали Отцы и учители Церкви. Православная Церковь бережно хранит свое литургическое предание, а также свою аскетическую и монашескую традицию. Сегодня во многих величественных монастырях Запада, некогда вмещавших по 500 или 1000 иноков, живет по 10-15 монахов, а некоторые обители и вовсе пустуют: молодежь не хочет идти в монастырь, идея одинокой жизни во имя Бога ее не вдохновляет. А православные монастыри пополняются иноками и инокинями. В одной только Русской Православной Церкви сегодня около 700 монастырей, тогда как еще 15 лет назад их было всего 18. Многие церкви на Западе жалуются на нехватку священников и на постепенное уменьшение числа прихожан. А Православная Церковь – одна из немногих христианских конфессий, численность которой постоянно увеличивается и в которой число священников не падает, а растет. В одной только Русской Церкви 15 лет назад было 6 тысяч священников, а сейчас 27 тысяч, и еще несколько тысяч молодых людей учится в духовных семинариях и богословских школах. Духовное возрождение наблюдается и в Румынии, и в Сербии, и в Грузии, и в других странах, где Православие еще недавно было гонимым и притесняемым.
Все эти факты, подчеркнул Владыка, глубоко радуют православных христиан, однако они не должны становиться поводом для безудержного триумфализма, превозношения над братьями и сестрами из других христианских общин. Напротив, сегодня, как никогда раньше, необходима межхристианская солидарность, взаимопонимание, взаимопомощь: «Сегодня все христиане – и православные, и католики, и протестанты – стоят перед вызовом воинствующего безбожия. Нашим детям в школах внушают, что Бога нет, что мир не сотворен Богом, а произошел в результате стечения случайных обстоятельств, что религиозное мировоззрение, представленное в Библии, не соответствует современным "научным данным". Недоказанные гипотезы выдаются за факты, и наши дети верят в то, что люди произошли от обезьяны, а обезьяна – от рыбы или растения. Родители же нередко беспомощно опускают руки перед безудержным натиском атеистической пропаганды, не зная, как защитить от нее своих детей».
«Сегодня молодежи внушают неуважение к традиционным ценностям, говорят, что эти ценности вышли из моды, отжили свой век. Идеалы целомудрия, супружеской верности и чадородия стали непопулярны: вместо них проповедуется свободная любовь, права сексуальных меньшинств, аборты и контрацепция. Всеобщему торжеству гедонизма и индивидуализма есть только один ответ – и этот ответ дает религия. Вопреки всем новым веяниям, она провозглашает, что человек – не обезьяна и не скотина, что жить он должен не для удовлетворения своих плотских похотей, а для высших целей, ибо создан по образу и подобию Божию. И сегодня задача всех христиан – напоминать миру о вечных истинах, о нетленных ценностях, которые никогда не устаревают, но всегда остаются актуальными».
В заключение своего слова Владыка призвал верующих разных юрисдикций, собравшихся в этот день в Свято-Николаевском соборе, дорожить бесценным даром православной веры и передавать эту веру своим детям и внукам, делиться ею с ближними и дальними, чтобы Православие продолжало торжествовать, наполняя жизнь людей радостью, смыслом и духовным содержанием.
Далее со словом приветствия к епископу Илариону и собравшимся в храме верующим обратился митрополит Австрийский Михаил. В своем слове глава Австрийской митрополии Константинопольского Патриархата выразил благодарность Владыке Илариону, духовенству и верующим Свято-Николаевского собора за предоставленную возможность совершить в храме межправославное богослужение.