Москва, 1 апреля 2005 г.
Протоиерей Николай Балашов |
"Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, – говорится в заявлении, – считает, что ее дочь – Московский Патриархат – имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой".
Комментируя сообщения СМИ, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил в интервью "Церковному вестнику", что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода.
Архиепископ Скопелосский Всеволод и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Встреча в июле 2004 года в Киеве. |
Говоря о содержании опубликованного высказывания архиепископа Всеволода, протоиерей Николай указал, что подобного рода заявления уже звучали в прошлом и не являются чем-то новым и оригинальным. "Украинские раскольники в попытках посеять рознь между Константинопольским и Московским Патриархатами и ранее утверждали, будто Константинопольская Православная Церковь считает Украину своей канонической территорией. Чтобы положить конец недоразумениям, Священный Синод Константинопольского Патриархата 8 августа 2000 года выпустил официальное заявление, в котором эти измышления названы "совершенно ложными", а воспроизводящие их публикации – "основанными на неверной информации". Константинопольский Патриархат выразил тогда сожаление, что распространение таких слухов "вызывает не только разделение, но и конфликты между христианами, и представляет в неверном свете добрые намерения тех, кто жертвует собою и трудится ради восстановления единства христиан"".
Протоиерей Николай Балашов также напомнил, как Патриарх Константинопольский Варфоломей в 1993 году в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что "Вселенский Патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского – владыку Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины".
"Поэтому нам трудно поверить, что заявление, сделанное в Киеве архиепископом Всеволодом, действительно отражает официальную позицию Константинопольского Патриархата", – подчеркнул протоиерей Николай, добавив, что соответствующий запрос уже направлен в Константинопольскую Патриархию.
"С исторической точки зрения опубликованное заявление вызывает не меньшее изумление, – сказал секретарь ОВЦС. – Под грамотой Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия о восстановлении единства Киевской митрополии с Московским Патриархатом стоят подписи всех членов Священного Синода, в том числе митрополитов Халкидонского, Никомидийского, Ликийского, Фессалоникийского и других – всего около 20 иерархов. Кроме того, решение было согласовано и с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Досифеем, который от себя также издал подтверждающую грамоту. А в особой грамоте Патриарха Досифея к епископам и ко всем православным, живущим в Польше, было сказано, чтобы они слушались поставленного в Москве Киевского митрополита Гедеона, "коего все патриархи восприяли и как истинного и подлинного митрополита признают".
Соответствующие документы бережно хранятся в Российском государственном архиве древних актов и хорошо известны научному сообществу из работ знаменитого русского историка Н.Ф. Каптерева, опубликованных в конце XIX и в начале ХХ века. Эти факты никогда не подвергались сомнению и другими исследователями, даже если они не испытывали особой приязни к Москве. Так, известный украинский историк профессор И.И. Огиенко (впоследствии – глава непризнанной "Автокефальной украинской церкви в Канаде") в своей работе "Українська Церква: Нариси з історії Української Православної Церкви" подтверждает, что послы из Москвы и Киева вернулись домой, получив "все необходимые грамоты за подписями всего собора".
"Непонятно, с какой целью теперь предпринимается попытка переписать исторические данные, которые более трех веков никем не оспаривались и признаны всеми Поместными Православными Церквами. Неужели затем, чтобы бросить тень на прежних Предстоятелей Константинопольской и Иерусалимской Церквей и их священные престолы, чтобы умалить традиционное уважение к ним со стороны славянских верующих?" – сказал в заключение протоиерей Николай Балашов.