В Москве прошли Первые Филаретовские чтения

Москва, 12 декабря 2005 г.

В Москве прошли Первые Филаретовские чтения. Их устроителем выступили Межвузовская ассоциация молодых исследователей-филологов и Филологический факультет Московского государственного педагогического университета, сообщает корреспондент Православия.Ru О.Кирьянова. Проведение научной конференции, посвященной памяти святителя Московского Филарета (Дроздова) благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Чтения проходили в актовом зал храма Архангела Михаила в Тропарево под почетным председательством настоятеля храма протоиерея Георгия Студенова, который совершил молебен святителю Филарету, а затем выступил на открытии конференции с приветственным словом.

Круг тем, затронутых участниками первых Филаретовских чтений оказался весьма широк, как широка и многогранна была деятельность Московского архипастыря, которого недаром называли "Филаретом мудрым". 

Об истории Всемирного Русского Народного Собора и его роли в общественной жизни России последнего десятилетия рассказала Н.Б. Жукова, заместитель Председателя ВРНС. Она кратко обрисовала основные вехи на пути развития этого церковно-общественного движения, созданного тринадцать лет назад. По словам докладчицы, главной проблемой Собора является практическое отсутствие его представительств в субъектах Российской Федерации, что затрудняет обратную связь, а во многих регионах до сих пор не знают ни о существовании Собора, ни о его задачах.

Как сообщила Жукова, очередной Всемирный Русский Собор, намеченный на апрель 2006 года, будет посвящен теме «Вера. Земля. Человек». Она пригласила всех желающих посетить соборные слушания, которые пройдут 21 декабря 2005 года в Москве в гостинице «Даниловская». Их участники постараются сформулировать и изложить церковный взгляд на проблему прав человека и достоинство гражданина – вопрос, являющийся ныне предметом многообразных политических спекуляций.  

Нина Борисовна подтвердила, что сферой приоритетного внимания участников Собора является среднее образование, отстаивание его классических традиций и нравственных принципов, а также сохранение русского языка. В ближайшее время по ее прогнозам эта тема вновь станет на повестке дня. Сегодня столичные школы сталкиваются с острой проблемой: стремительно растет доля учащихся, для которых русский язык не является родным. В основном, это дети мигрантов из стран ближнего Зарубежья, в некоторых школах они составляют половину класса. В результате за одной партой оказываются те, кто не владеет в должном объеме даже разговорным русским языком и те, кто впитал его «с молоком матери». В силу разного уровня подготовки их одновременное обучение чистописанию, правилам русской грамматики и орфографии в обычной средней школе практически не возможно.

Значительный интерес вызвало живое и яркое выступление протоиерея Александра Макарова, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, редактора журнала «Церковь и время. «О церковности и клерикализме» – так обозначил он тему своей речи. Клерикализм сейчас является термином, имеющим негативную окраску, отметил священник, однако, по сути, клерикал означает человека, который всю свою жизнь, все свои силы отдает на служение Церкви. «Что может быть почетнее? Что может быть важнее служения Церкви, Которая ведет нас к спасению? – вопросил он. – В этом смысле, если кого-то назовут клерикалом – это замечательно. Нам сейчас не хватает именно клерикализма».

Суждения о.Александра были резки, но эта резкость, несомненно, оправдана. Попытка назвать грех грехом в западном либеральном обществе, продолжающим считать себя христианским, вызывает негативную реакцию, констатировал священник, подчеркнув: «Если для человека нормы веры не являются нормами жизни, то он – не верующий». Озабоченность вызывает и перекос в восприятии Православия некоторыми политиками. «К сожалению, в патриотическом лагере идею Церкви пытаются низвести до уровня других хороших идей, например, идеи монархии, – напомнил о.Александр, – Но не нужно забывать, что монархия для нашего государства годна только в том случае, если она будет православной. Думаю, митрополит Филарет подписался под этим требованием. Великая Россия может быть только православной. Иначе может быть  государство большое или маленькое, сильное или слабое, но оно уже  будет не Россией. Всматриваясь в образ святителя Филарета – великого патриота и великого человека Церкви мы призваны наконец это понять».

Русской лексике времен святителя Филарета посвятил выступление доктор филологических наук, профессор МПГУ И.Г. Добродомов. Сегодня, подчеркнул докладчик, особенно важно помнить о значимости слова, уметь чувствовать нюансы и оттенки, которыми так богат наш язык. «Каждое слово содержит таинственное недоумение», которое находит свой отзвук в сердце слушателя, заметил он. Наш лексикон беднеет и деградирует, с тревогой констатировал профессор, а наши современники все чаще утрачивают даже воспоминания о смысле слов, употреблявшихся нашими бабушками и дедушками. В качестве примера Игорь Георгиевич привел слово «облучок», процитировав известные строки Пушкина: «Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке...». Большинством опрошенных оно воспринималось, как синоним слова «козлы». Это же – ошибочное толкование приводилось во многих справочниках и словарях. Между тем, «облучком» именуется доска на краю телеги, где и сидел ямщик, а «козлы» – возвышенное место, предназначенное для кучера в более элегантном экипаже, чаще всего карете.

Чтения посвящались памяти святителя Филарета, поэтому большая часть докладов и сообщений, так или иначе, касалась его личности и трудов. В ходе выступлений было затронуто отношение святителя Филарета к инославию и старообрядчеству, его воззрения на начальное народное образование. Примечательно, что именно в просвещении народа святитель видел залог борьбы с расколом, распространение которого в XIX столетии приняло угрожающие формы, именно из-за слишком терпимого отношения властей. Как рассказала Дария Королева студентка государственного Института русского языка и литературы им. А.С.Пушкина эффективным средством противодействия раскольнической пропаганде Владыка Филарет считал повсеместное устройство сельских школ для наставления крестьянских детей в Вере Христовой.

Студент МПГУ В.А. Павлов проанализировал, осуществлявшуюся в первой половине XIX столетия, деятельность Российского Библейского общества, которое занималось переводом Священного Писания на русский язык. В трудах общества активно участвовал московский архипастырь, искренне убежденный в том, что его соотечественники должны иметь возможность читать Библию на родном языке.

Всего на чтениях прозвучало свыше двадцати докладов. За окнами зала уже давно стемнело, когда конференция завершила свою работу. Как сообщил ведущий чтений аспирант МГПУ, член Союза писателей РФ А.С.Мельков, по итогам работы предполагается издание научного сборника с тезисами сообщений.

12 декабря 2005 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×