Москва, 11 апреля
На Западе раскручивается шумиха вокруг так называемого "Евангелия от Иуды". В Российском библейском обществе считают, что делается это исключительно с коммерческими целями, передает ИТАР-ТАСС.
Существующий в единственном экземпляре древний коптский манускрипт с текстом "Евангелия от Иуды" впервые обнародован в четверг в Вашингтоне в штаб-квартире Национального географического общества США.
"Слухи о том, что на черном рынке краденного антиквариата циркулирует коптский манускрипт "Евангелия от Иуды", появились еще в конце ХХ века, но широко стало известно об этом, когда несколько лет назад очередному покупателю не удалось продать свиток в музей, и тот решил вернуть деньги посредством издания", – сказал в интервью ИТАР-ТАСС главный редактор РБО Михаил Селезнев.
Наиболее верным считается утверждение, что папирус, датируемый IV веком, был найден в египетском местечке Наг Хаммади в середине ХХ века вместе с другими древними текстами, отметил собеседник. Известно, что большая часть рукописей была передана в музей, а эта была украдена и только спустя полвека появилась на рынке антиквариата.
Михаил Селезнев считает, что публикация в США не случайно приурочена к Пасхе, а в прессе связывается с романом Дэна Брауна "Код да Винчи".
Что же касается авторства документа, то, по мнению Михаила Селезнева, в этом нет ничего удивительного: "Почти каждому апостолу приписывались те или иные тексты свидетельства о Христе, однако только четыре Евангелия признаны Церковью каноническими". Между тем, в научном мире известны десятки так называемых апокрифических евангелий, например, евангелия от Петра, от Фомы, от Иакова, и даже два евангелия от Филиппа и так далее.
Тем не менее, в РБО считают, что "Евангелие от Иуды" заслуживает внимания с исторической точки зрения. "Мы не исключаем своего участия в работе над переводом на русский язык и изданием этого манускрипта, но не в рамках программы публикации канонических текстов, а книг, которые позволяют прояснить в той или иной мере текст Евангелия", – сказал ученый. При этом он подчеркнул, что "такие тексты представляют интерес только для ученых, ни одна христианская церковь не включит его в Священное Писание".
Публикация «Евангелия от Иуды» вряд ли повлияет на религиозные убеждения большинства верующих и скептиков, считают в Русской Православной Церкви. "Не думаю, что этот текст уменьшит количество верующих или увеличит количество скептиков", – сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в пятницу, 7 апреля, передает РИА «Новости».
В нем по-иному, нежели в четырех канонических Евангелиях, трактуется образ Иуды — он предает Иисуса не из алчности или злобы, а якобы по воле и указанию самого Христа, помогая Учителю принести жертву во искупление человеческих грехов.
Для того, чтобы вынести о содержании публикации строгое суждение, надо увидеть текст и подробные данные о его происхождении, заключил протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, не первый раз обнаруживаются и распространяются апокрифические произведения неясного происхождения, пусть и достаточно древнего. "Еще в первые века христианства такие тексты составлялись и ходили по рукам в разных общинах", – отметил он. Отношение к каноническому Евангелию, добавил представитель Московского Патриархата, определяется не наличием тех или иных апокрифов, а "собственным душевным состоянием человека, его убеждением, его настроением и его жизнью".
Профессор Московской Духовной академии диакон Андрей Кураев убежден, что «Евангелие от Иуды» ничего не добавит к каноническим представлениям о жизни Спасителя или апостольской общины, передает «Интерфакс-Религия».
"Данный документ не может восходить к Иуде Искариоту просто по той причине, что Иуда повесился в день распятия Христа, и никакого Евангелия от Иуды быть не может. Вероятнее всего, это произведение было создано одной из гностических сект III-IV столетия", – сказал отец Андрей в интервью "Интерфаксу".
По его словам, в этот период, в частности, в Египте пышно процветали псевдохристианские оккультные секты. Некоторые из этих течений нарочито брали себе имена самых негативных библейских персонажей. К примеру, секта офитов почитала своим духовным наставником змея, соблазнившего Адама и Еву в Эдемском саду (от греческого слова "офис" – "змей"). Секта каинитов вела свое название от Каина – первого убийцы из Ветхого завета.
"Я полагаю, что так называемое «Евангелие от Иуды», конечно, может уточнить наши представления о гностических верованиях данного времени, однако едва ли эта рукопись хоть как-то изменит или обогатит наше представление о жизни Христа или первой христианской апостольской общины первого столетия", – заявил отец Андрей.
Он также призвал "не путать газетную публикацию и введение данного текста в научный оборот" и напомнил, что научное издание рукописи предполагает несколько стадий: описание истории находки, физического состояния носителя рукописи, степени сохранности, анализ шрифта, культурного контекста ее возникновения.
"Пока всего этого нет, никаких серьезных комментариев так называемого «Евангелия от Иуды» быть не может", – отметил отец Андрей.