Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Проблемы сохранения памятников церковного искусства обсудили в Институте реставрации

Москва, 18 декабря 2007 г.

Доклады, посвященные проблемам сохранения фрески в современных условиях, реставрации стенописей в действующих храмах, использования высоких технологий при исследовании и реставрации древнерусских памятников монументальной живописи прозвучали, в числе прочих, на конференции, прошедшей 11-13 декабря в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Международная научно-методическая конференция «Исследования в консервации культурного наследия», приуроченная к 50-летию основания ГосНИИР, прошла при финансовой поддержке Федерального агентства  по культуре и кинематографии. На форуме обсуждались также проблемы атрибуции золотых панагий из собрания Ярославского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля, отличия современных и дореволюционных иконных подделок и другие, сообщает Благовест-инфо.

Главный художник-реставратор корпорации «Укрреставрация» Инна Дорофиенко (Киев) в своем докладе «Проблема сохранения фрески в современных условиях» отметила, что в настоящее время «стала реальной угроза повреждения фресковой росписи от жирной копоти не только восковых, но и стеариновых свечей». Проблема стала актуальной не только для памятников с фресковой росписью, но и масляной, так как количество людей в храмах-памятниках за последние 15 лет значительно возросло. «К сожалению, этого не осознают ни органы охраны памятников, ни заказчики, на даже реставраторы», - отметил докладчица. В качестве примера она привела состояние едва не пострадавшей от копоти фресковой композиции «Страшный суд» в храме Выдубецкого монастыря XI века в Киеве. «Как стало известно, попытки решать эту проблему с помощью специальных улавливателей копоти наметились у румынских коллег и их опыт был бы весьма полезен в сохранении древних фресок и вообще росписей и напоминал реставраторам об ответственности по обеспечению сохранности раскрываемого памятника в перспективе», - подытожила докладчица. В то же время, считает она, «учитывая незначительное количество подлинной живописи домонгольской поры, хотелось бы защитить ее от передачи Церкви специальным решением правительства».

Реставратор высшей категории Отдела реставрации темперной живописи ГосНИИР Николай Брегман и главный специалист по высоким технологиям ГосНИИР Владимир Чистяков представили доклад, посвященный бюджетным методам документирования процессов реставрации, ставшими доступными широкому кругу реставраторов и исследователей благодаря применению высоких технологий. Докладчики привели результаты фиксации состояния реставрируемых экспонатов и их фрагментов цифровыми камерами в видимом и инфракрасном диапазонах, а также представили перспективы развития методов документирования на примере съемки фрески праотца Ноя кисти Дионисия со свода собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Татьяна Ромашкевич в своем докладе предложила методику восстановления фрагментированной монументальной живописи с использованием компьютерной технологии и продемонстрировала ее на примере композиций церкви Спаса Преображения на Нередице. Автор доклада проанализировала также другие перспективные направления использования компьютерных технологий в реставрации древнерусских памятников, в частности, цветовую реконструкцию утраченной живописи, виртуальное трехмерное воссоздание архитектуры со стенописью.

Директор Института реставрации Александр Трезвов отметил, что ГосНИИР всегда занимался и занимается реставрацией памятников как светского, так и религиозного характера, но главным заказчиком этих работ в основном выступают музеи. Институт реставрирует иконы, монументальную живопись в виде фрагментов или в храме, а также предметы прикладного искусства в виде церковной утвари. Одной из работ, выполненных в последнее время непосредственно по заказу Русской Православной Церкви, была реставрация скульптурного завершения храма Гребневской иконы  Божией Матери в селе Гребнево Московской области – ангела, держащего крест. «Для ангела высотой 3,5 метра, держащего крест величиной 4,5 метра, мы вынуждены были освобождать целую комнату. Вызывает удивление, что в XVIII веке мастер, зная, что этот памятник будет стоять на большой высоте, что величина его не будет видна с земли, тем не менее выполнил эту работу настолько тонко, что когда мы его сняли, увидели такое чудо, что было жалко с ним расставаться ...» 10 августа этого года ангел был освящен и поднят на купол храма.

Также, по словам директора ГосНИИР, весь иконостас Спасо-Преображенского собора Ново-Спасского монастыря был восстановлен специалистами отдела темперной живописи института, - по их собственной инициативе, бесплатно. В настоящее время один из сотрудников ГосНИИР реставрирует икону XI века Петра и Павла из Софийского собора Великого Новгорода.

В последние годы, сказал далее Александр Трезвов, количество реставрируемых институтом объектов уменьшилось, и причиной тому – «недостаточное финансирование, юридическая ситуация в стране, принятие недодуманных законов, экономика, в которую мы вписаться никак не можем». «Невозможно переводить научную реставрацию на рыночные отношения», - отметил он. По его словам, осуществить реставрацию иконы Петра и Павла из Софийского собора – «домонгольской, довизантийской, размером 2,5 м на 1,5 м» - способны всего один –два человека в стране. «О каких тендерах, о каких конкурсах может идти речь?» - задает вопрос директор ГосНИИР. Расцвет музейной реставрации был в 80-е годы, считает Александр Трезвов, хотя сейчас, по его словам, что-то начинает «меняться в лучшую сторону».

18 декабря 2007 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×