Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

Проблемы сохранения памятников церковного искусства обсудили в Институте реставрации

Москва, 18 декабря 2007 г.

Доклады, посвященные проблемам сохранения фрески в современных условиях, реставрации стенописей в действующих храмах, использования высоких технологий при исследовании и реставрации древнерусских памятников монументальной живописи прозвучали, в числе прочих, на конференции, прошедшей 11-13 декабря в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Международная научно-методическая конференция «Исследования в консервации культурного наследия», приуроченная к 50-летию основания ГосНИИР, прошла при финансовой поддержке Федерального агентства  по культуре и кинематографии. На форуме обсуждались также проблемы атрибуции золотых панагий из собрания Ярославского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля, отличия современных и дореволюционных иконных подделок и другие, сообщает Благовест-инфо.

Главный художник-реставратор корпорации «Укрреставрация» Инна Дорофиенко (Киев) в своем докладе «Проблема сохранения фрески в современных условиях» отметила, что в настоящее время «стала реальной угроза повреждения фресковой росписи от жирной копоти не только восковых, но и стеариновых свечей». Проблема стала актуальной не только для памятников с фресковой росписью, но и масляной, так как количество людей в храмах-памятниках за последние 15 лет значительно возросло. «К сожалению, этого не осознают ни органы охраны памятников, ни заказчики, на даже реставраторы», - отметил докладчица. В качестве примера она привела состояние едва не пострадавшей от копоти фресковой композиции «Страшный суд» в храме Выдубецкого монастыря XI века в Киеве. «Как стало известно, попытки решать эту проблему с помощью специальных улавливателей копоти наметились у румынских коллег и их опыт был бы весьма полезен в сохранении древних фресок и вообще росписей и напоминал реставраторам об ответственности по обеспечению сохранности раскрываемого памятника в перспективе», - подытожила докладчица. В то же время, считает она, «учитывая незначительное количество подлинной живописи домонгольской поры, хотелось бы защитить ее от передачи Церкви специальным решением правительства».

Реставратор высшей категории Отдела реставрации темперной живописи ГосНИИР Николай Брегман и главный специалист по высоким технологиям ГосНИИР Владимир Чистяков представили доклад, посвященный бюджетным методам документирования процессов реставрации, ставшими доступными широкому кругу реставраторов и исследователей благодаря применению высоких технологий. Докладчики привели результаты фиксации состояния реставрируемых экспонатов и их фрагментов цифровыми камерами в видимом и инфракрасном диапазонах, а также представили перспективы развития методов документирования на примере съемки фрески праотца Ноя кисти Дионисия со свода собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Татьяна Ромашкевич в своем докладе предложила методику восстановления фрагментированной монументальной живописи с использованием компьютерной технологии и продемонстрировала ее на примере композиций церкви Спаса Преображения на Нередице. Автор доклада проанализировала также другие перспективные направления использования компьютерных технологий в реставрации древнерусских памятников, в частности, цветовую реконструкцию утраченной живописи, виртуальное трехмерное воссоздание архитектуры со стенописью.

Директор Института реставрации Александр Трезвов отметил, что ГосНИИР всегда занимался и занимается реставрацией памятников как светского, так и религиозного характера, но главным заказчиком этих работ в основном выступают музеи. Институт реставрирует иконы, монументальную живопись в виде фрагментов или в храме, а также предметы прикладного искусства в виде церковной утвари. Одной из работ, выполненных в последнее время непосредственно по заказу Русской Православной Церкви, была реставрация скульптурного завершения храма Гребневской иконы  Божией Матери в селе Гребнево Московской области – ангела, держащего крест. «Для ангела высотой 3,5 метра, держащего крест величиной 4,5 метра, мы вынуждены были освобождать целую комнату. Вызывает удивление, что в XVIII веке мастер, зная, что этот памятник будет стоять на большой высоте, что величина его не будет видна с земли, тем не менее выполнил эту работу настолько тонко, что когда мы его сняли, увидели такое чудо, что было жалко с ним расставаться ...» 10 августа этого года ангел был освящен и поднят на купол храма.

Также, по словам директора ГосНИИР, весь иконостас Спасо-Преображенского собора Ново-Спасского монастыря был восстановлен специалистами отдела темперной живописи института, - по их собственной инициативе, бесплатно. В настоящее время один из сотрудников ГосНИИР реставрирует икону XI века Петра и Павла из Софийского собора Великого Новгорода.

В последние годы, сказал далее Александр Трезвов, количество реставрируемых институтом объектов уменьшилось, и причиной тому – «недостаточное финансирование, юридическая ситуация в стране, принятие недодуманных законов, экономика, в которую мы вписаться никак не можем». «Невозможно переводить научную реставрацию на рыночные отношения», - отметил он. По его словам, осуществить реставрацию иконы Петра и Павла из Софийского собора – «домонгольской, довизантийской, размером 2,5 м на 1,5 м» - способны всего один –два человека в стране. «О каких тендерах, о каких конкурсах может идти речь?» - задает вопрос директор ГосНИИР. Расцвет музейной реставрации был в 80-е годы, считает Александр Трезвов, хотя сейчас, по его словам, что-то начинает «меняться в лучшую сторону».

18 декабря 2007 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×