В Прощеное воскресенье Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Москва, 2 марта 2009 г.

1 марта 2009 года, в Неделю сыропустную, когда воспоминается изгнание Адама из рая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Красногорский Савва.

Загрузить увеличенное изображение. 1200 x 798 px. Размер файла 344244 b.

По прочтении Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

Первоиерарх напомнил слова из Евангелия от Матфея, которые читались в этот день за богослужением: где сокровище ваше, там и сердце ваше (Мф. 6. 21). Предложив поразмышлять над этими словами, Святейший Патриарх сказал: «Каждый человек стремится к счастью и благополучию, а счастье и благополучие определяются внутренним состоянием души. Это так очевидно, что и доказывать не требуется: человек может быть очень обеспеченным и внешне благополучным, но если в сердце такого человека ад, смятение, раздражение, зависть, которая особенно нарушает внутренний покой, то какое же это сокровище? Это мука, а не сокровище».

Где же должно быть сердце, чтобы сокровище было непреходящим, чтобы всегда были радость, мир, покой, сознание достаточности того, что имеешь, чтобы внутренне состояние побуждало к одному – благодарить за это Бога? «Сей день помогает нам понять, в каком случае человек способен обладать этим сокровищем. – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. – В последнее воскресенье перед Великим постом Церковь воспоминает изгнание первых людей из рая. Адам и Ева, созданные Творцом, были Им помещены в рай, где они находились в постоянном общении с Богом. Они должны были трудиться, возделывая этот Божий дар, но трудиться не в поте лица своего, не в скорби, а сочетая труд с радостью жизни в Боге. Господь дал первым людям все, чтобы ничто не мешало им радоваться жизни. Но одновременно Он обязал их к послушанию, предложил им связать счастливый образ жизни с одним только условием – быть Ему верными, не отказываться от Него, не обманывать, а жить в соответствии с законом, который Он им предложил. Таков был замысел Бога о мире и человеке: Он пожелал, чтобы люди были счастливы, чтобы у них на сердце всегда был мир и покой, чтобы никакие болезни, печали и воздыхания не касались их сердец, чтобы они трудились во славу Божию и радовались жизни с Богом. Библия свидетельствует о том, что по наущению диавола человек отказался от этого Божия плана, захотел владеть всем, что имеет Бог и не пожелал слышать голоса Господа и слушаться Его воли. Он нарушил самый главный закон – закон послушания Богу, и Господь предоставил человека самому себе. Изгнание первых людей из рая есть образ отторжения человека от жизни с Богом и в Боге».

В проповеди за воскресной литургией Его Святейшество напомнил: «Диавол, соблазняя первых людей, сказал: вкусите от древа познания добра и зла, от которого вам Бог запретил вкушать, потому что, если вкусите, то будете, как боги (Быт. 3. 5). Зачем слушаться Бога, ведь можно надломить плод и стать, как Бог, наущал лукавый. И люди решили достичь Божественной высоты и силы не с Богом, а вне Его. Господь предоставил им такое право и такую возможность, но уже вне общения с Ним; разорвалась связь, соединяющая человека с Богом, человек оказался предоставленным самому себе. Он должен был жить только по своему разуму, трудиться ради пропитания, стараться защитить себя. В поте лица своего будешь есть хлеб (Быт. 3. 19), говорит Господь Адаму, изгоняя его из рая. С тех пор силы человека на протяжении всей истории направлялись только к тому, чтобы в поте лица добывать хлеб, жилище, одежду, обеспечивать себе условия для жизни; а чтобы это делать было легче, – достигать власти, порабощать других. И мы знаем, во что превратилась человеческая история: в череду конфликтов и войн».

Человек не достиг счастья, а стал глубоко несчастным, однако возникла иллюзия, что если он будет больше добывать хлеба, одежды, если будет получать больше возможностей в жизни, то он станет счастливым, восполнит то, что утратил, будучи изгнанным из рая, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Загрузить увеличенное изображение. 1200 x 798 px. Размер файла 279331 b.
«Где сокровище ваше, там и сердце ваше – эту великую мысль из Евангелия от Матфея замечательно иллюстрирует история первых людей, – отметил Святейший Владыка. – Где было их сокровище, где было их сердце? После изгнания из рая оно там, где нужно в поте лица добывать хлеб. Там было и первое убийство Авеля Каином, и вражда, и столь многие тяжкие грехи, что вскоре Богу было угодно всемирным потопом смыть человеческий род с лица земли. Сердце было там, где оказалось сокровище. У первых людей сокровище было в раю, в общении с Богом, там было и сердце. Если Бог – любовь, то и на сердце любовь. Если Бог – правда, то и сокровище – правда. Если Бог – мир, то мир в сердце и вокруг».

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что изгнание первых людей из рая есть проявление не жестокости Бога, а Его справедливости: хотели жить без Бога – живите, хотели быть счастливы без Бога – будьте; если вам Бог не нужен – живите, как хотите.

«Мы можем на своем опыте жизни свидетельствовать, что есть жизнь без Бога. Страна наша, великая и могучая, некогда процветавшая благочестием, в одночасье превратилась в место, где было страшно жить, потому что люди отказались от Бога, захотели без Него строить счастье, опираясь на собственный разум, на организацию, на силу власти, – сказал Его Святейшество. – Они думали, что построят благополучное, процветающее, справедливое общество, и так увлеклись этой идеей, что не заметили, как погубили десятки миллионов человеческих жизней ради того, чтобы воплотить сказку, чтобы только ухватить за хвост эту жар-птицу. Но не ухватили, не сумели».

И сегодня, напомнил Святейший Владыка, есть люди, которые говорят: в нашем прошлом было все плохо, потому что власти были дурные, программы и учение были плохие, а вот сейчас мы можем предложить новое учение и лучшую организацию жизни – так мы построим прекрасное общество и счастливый мир.

«Мне много приходилось в жизни путешествовать по миру, в том числе и по богатым, процветающим странам, – продолжил Святейший Патриарх. – В сознании жителей этих стран существует устойчивый миф, что все можно сделать самим, опираясь на науку, образование, на хорошую организацию управления, и при этом избежать ошибок, которые были в России после революции. Они уверены, что действительно можно самим построить счастье и материальное благополучие, и многое делается для этого. Но разве то, что сегодня происходит в мире – и в богатых странах, и в бедных – есть свидетельство благополучия? Разве не свидетельствуют об обратном безудержный рост самоубийств, рост психических заболеваний, распады семей, сироты при живых родителях, а также страшное, гнетущее чувство одиночества и отчуждения, когда человек осознает, что никого рядом с ним нет, что он один? Он думал, что через это одиночество обретет свободу: нет ни жены, ни детей – делай, что хочешь. А на самом деле он обрек себя на страшное одиночество и тоску. Да разве можно перечислить страдания мира сего?» Сокровище ваше там, где сердце ваше, вновь напомнил Евангельские слова Первосвятитель.

Но можно ли действительно иметь рай в сердце, задает вопрос Святейший Патриарх Кирилл и отвечает: «Ничего подобного сам человек не может достичь. Но опыт Церкви свидетельствует: можно вернуться в рай, можно вернуться к Господу. Творец, любящий Отец, послал Сына Своего, чтобы Он пострадал, искупив наши грехи, чтобы он смыл наши беззакония и открыл перед нами двери рая. Некоторые думают, что речь идет рае после смерти. Но он начинается в наших сердцах. Нельзя иметь ад в сердце здесь и обрести рай в вечности. Но если рай в сердце здесь, на земле, то он будет и в вечной жизни».

Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в ответ на великую искупительную миссию Спасителя, Который открыл перед нами двери рая, нужно установить тесные отношения с Богом, как то было у первых людей. И первым, самым важным шагом на пути восстановления этих отношений, на пути возвращения в рай является осознание своих грехов.

«Нельзя сохранить чистоту отношений с Богом, если сознание человека, его сердце разрушены грехом, если он не видит своей неправды, – сказал Святейший Владыка. – Поэтому первый шаг на пути к Богу, на пути в рай есть покаяние, осознание своего греха, горячая молитва ко Господу об исцелении внутренних недугов души. И в ответ на чистое покаяние и стремление человека жить с Богом Господь протягивает нам Свою длань».

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что святые угодники Божии, имена которых каждый день поминаются на отпусте в завершение богослужения, есть люди, вернувшиеся в рай при жизни. «Нельзя сказать, что их жизнь была всегда легкой, но в сердце у этих людей был рай, в сердце было счастье. Была полнота жизни, потому что они жили с Богом, – свидетельствует Его Святейшество. – Церковь призывает людей к тому, чтобы они жили в раю, чтобы они были счастливы. Конечно, рецепт человеческого счастья очень отличается от того, что вы услышите по радио, увидите по телевизору или прочитаете в газетах. Но только этот путь и никакой другой ведет человека в рай, дарует ему полноту жизни. Святые угодники запечатлели это возвращение в рай своей собственной жизнью. Они были настолько счастливы внутренне, настолько радостной была их жизнь в Боге, что когда от них требовали отречения от Христа, они не были способны отказаться от этого внутреннего рая даже под угрозой смерти. Именно опытом переживания Божественного присутствия объясняется невероятная и непонятная уму человеческому сила святых мучеников».

Обращаясь к верующим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал их: «Вступая в Великий пост, будем помнить, что мы с вами вступаем не в некую серую или черную полосу года, которая так разительно отличается от праздников. Мы вступаем не в тоску смертельную, не в скуку длинных богослужений, как некоторые говорят, – мы входим в то время, когда можем попробовать, опираясь на молитву и покаяние, совершить если не возвращение, то, по крайней мере, поворот в сторону дверей рая, чтобы увидеть Божий свет, почувствовать силу Божия присутствия. И если, встречая светлый день Святого Воскресения, мы сможем сказать, что семь недель Великого поста были для нас временем великого счастья, – мы нашли то, чего не имели, обрели то, о чем помыслить даже не могли, – то это и будет нашей победой над грехом, выражением нашей готовности принять Божий мир, принять Божий замысел о человеке и быть достойными этого замысла».

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех с воскресным днем, а причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. «Пусть благодать Божия, которая прикоснулась к нашим сердцам в момент совершения Божественной литургии, укрепляет нас и за пределами этого храма. Для этого мы должны стараться удерживать эту благодать, напрягая волю и разум, чтобы следовать заповедям Божиим, делать то, чему Господь научил нас и с чем он связывает наше благополучие и наше счастье. Да поможет всем нам Господь жить в единстве с Ним, в общении, питаясь Его благодатью и укрепляясь Его силой на всех путях нашей жизни», – сказал Святейший Патриарх.

Вечером 1 марта 2009 года, в Прощеное воскресенье, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл овершил вечерню в сослужении архиепископа Истринского Арсения, епископа Дмитровского Александра, ключаря храма протоиерея Михаила Рязанцева, духовенства стольного града.

Загрузить увеличенное изображение. 1200 x 798 px. Размер файла 267127 b.

По отпусте вечерни был совершен Чин прощения. В Первосвятительском слове Его Святейшество отметил, что этим чинопоследованием полагается начало поприщу Великого поста.

«Еще совсем недавно понятие греха было общим для всех людей, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Люди знали, что хорошо, а что плохо, ибо сердцем, совестью своей чувствовали и умом осознавали, что есть правильно, а что ложно, что греховно, а что свято. Опасность нынешнего времени заключается в том, что из сознания современных людей вытесняется понятие греха. Еще несколько сотен лет назад стали появляться философские течения и учения, которые утверждали, что человек рождается светлым и чистым и приходит в этот мир совершенным, а задача воспитания заключается в том, чтобы не мешать раскрытию внутренних сил человека, ибо все в нем хорошо, все прекрасно. Развитие этой опасной мысли позже, в XX веке, стало приводить людей к убеждению, что не существует вообще никакого греха: человек сам призван определять, что для него хорошо, а что плохо; никакие внешние авторитеты не должны диктовать человеку то, что касается его внутренней нравственной жизни. И постепенно вместо понятий добра и зла, вместо вытесняемого из жизни человека и общества представления о грехе насаждается убеждение, что каждый человек – сам себе хозяин. Он мерило добра и зла и если совершает нечто греховное, но сам это деяние таковым не считает, то оно перестает быть для этого человека греховным».

Конец человеческой истории, пришествие в мир антихриста связано с принятием людьми зла, с исчезновением добра, напомнил Первосвятитель. «Еще совсем недавно было трудно себе представить, как же люди смогут принять антихриста, несущего и проповедующего зло, как можно вообще согласиться со злом, неправдой и ложью. Но если опасные заблуждения нашего дня, которые вытесняют понятие греха из нашей жизни и стирают в сознании грань между добром и злом, будут нарастать, то в какой-то момент люди будут абсолютно уверены в том, что зло есть добро, а добро – зло. Это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже является состоянием современного человека, из жизни которого исчезает понятие греха», – заявил Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл рассказал, как однажды ему довелось исповедовать одного образованного и культурного человека, который прожил до семидесяти с лишним лет и никогда прежде не исповедовался: «Когда я спросил, в чем он грешен, этот человек поднял на меня полные удивления глаза и сказал: я ни в чем не грешен, я никогда не совершал греха. То не была ложь, но было глубочайшее заблуждение этого человека, в сознании которого грех не существовал, а существовала лишь его собственная правда и его понимание добра и зла».

Перед всеми вступающими в Великий пост с серьезными намерениями стоит очень важная задача: необходимо научиться видеть свой собственный грех, подчеркнул Святейший Владыка. Если человек раскаивается перед Господом, если способен попросить прощения у Бога и у ближних, значит, в сознании его присутствует понятие греха. Такой человек знает, что есть грех, и это уже является важным свидетельством состояния души. Даже если такой человек совершает грех, но сознает, что действие его является греховным, у него есть надежда на спасение и на очищение.

«Мы знаем, как бывает трудно просить прощения друг у друга, и сей день есть экзамен для каждого, – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. – Если мы подходим к кому-то и просим прощения сами не знаем за что, в силу некоего обычая, некоего обряда, то как просто сказать человеку, с которым никогда не ссорился: прости меня, Христа ради. Вот сегодня ко мне в алтаре подошел один батюшка и говорит: простите меня, а я ему с легкостью: Бог простит. Мы как бы обменялись добрыми приветствиями, потому что ни он мне, ни я ему ничего плохого не сделал. Но каждый знает, как тяжело подойти к человеку, с которым находишься в реальном конфликте, особенно когда чувствуешь, что он пред тобой согрешил. Когда сознаешь свою правду, когда винишь этого человека в конфликте, как же невероятно трудно преклонить пред ним колена! Но нужно помнить: чем тяжелее преклонить колена, тем больше причин это сделать, потому что этим мы прикасаемся к некоему духовному нерву, затрагиваем нечто существенное в своей внутренней жизни. И если, несмотря на сопротивление, которое проистекает от нашей гордости, от нашего надмения, мы все-таки раскаиваемся перед ближним, то делаем очень важный первый шаг, который свидетельствует, что мы не утратили способность различать добро и зло, что мы не утратили понятие греха, что грех уязвляет нашу совесть».

«Пока грех будет уязвлять нашу совесть, будет надежда на спасение, потому что с уязвленной совестью жить очень тяжело, – сказал Первосвятитель. – Когда угрызает нас совесть, то мы желаем освободиться от этого состояния и если достигаем этого не через самоуспокоение, не через некое убаюкивание себя, а через прощение и покаяние, то это означает реальный шаг на пути духовной жизни», – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Он напомнил, что Церковь не случайно предлагает нам испросить прощения друг у друга именно в начале великопостного поприща: с одной стороны, это экзамен состояния души и ума, а с другой стороны – первое испытание, которое нужно пройти для того, чтобы встать на путь освобождения от греха.

Его Святейшество призвал верующих после возвращения домой попросить прощения у своих родных, близких, у своих соседей, а назавтра – у своих сослуживцев, особенно у тех, с которыми он находятся в ссоре. «Даже если человек не поймет того, что вы делаете, не стесняйтесь, – продолжил Святейший Патриарх. – Если кто спросит смысл происходящего, объясните своими словами и скажите, что без взаимного прощения нет очищения души».

Как подчеркнул Первосвятитель, тот факт, что Прощеное воскресенье снова возвращается в общественную жизнь, есть важное событие духовной жизни народа. «Это свидетельствует о многом и, может быть, в первую очередь о том, что все эти новомодные представления о нравственности, которые в конце концов всякую нравственность разрушают, не порабощают сердце народа нашего, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – И пока будет так, у нас всегда будет надежда на спасение и на возрождение нашей личной, семейной, общественной и государственной жизни. Прощением мы начинаем подвиг святой Четыредесятницы, прощением мы начинаем путь духовного возрождения, и да поможет нам Господь совершить этот первый шаг во славу Его и себе во спасение».

2 марта 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×