Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

В Кирилло-Белозерский музей-заповедник возвращены уникальные иконы

Москва, 17 апреля 2009 г.

Пять уникальных икон XV века из иконостаса деревянной церкви Ризоположения из села Бородава Кирилловского района были возвращены в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.  

Церковь Ризоположения - древнейшая точно датированная деревянная церковь, построенная в 1485 году в селе Бородава на берегу реки Шексны. При строительстве Волго-Балтийской водной системы село Бородава попало в зону затопления, и церковь Ризоположения была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского музея. Тогда директор Музея им. А.Рублева Давид Арсенишвили в виду плохой сохранности икон церкви предложил Кирилло-Белозерскому музею передать их на реставрацию в Москву. В 1956 году Музей им. А.Рублева вывез из Кирилло-Белозерского музея 19 икон из иконостаса церкви Ризоположения, о чем директоры обоих музеев подписали договор, согласно которому Музей им. А.Рублева обязался вернуть иконы в Кириллов после реставрации. Однако по окончании реставрационных работ без согласования с Кирилло-Белозерским музеем иконы были включены в художественную экспозицию музея им. А.Рублева.

Последовавшая затем многолетняя переписка между музеями и Министерством культуры подтверждала временное хранение кирилловских икон, гарантировала их сохранность и возврат. В течение 53 лет Кирилловский музей, а также Правительство области, предпринимали попытки возвращения икон. Неоднократные обращения, встречи, обсуждения этого вопроса в Министерстве культуры не приносили положительных результатов. Только в 1998 году в связи с 600-летним юбилеем Кирилло-Белозерского монастыря благодаря настойчивости Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва и содействия Правительства РФ удалось вернуть 14 икон. Это иконы деисусного ряда, местные иконы и царские врата, датируемые XVI веком. Самые древние и самые ценные в художественном отношении 5 икон продолжали оставаться в Музее им. А. Рублева.

Последняя рабочая встреча Губернатора области Вячеслава Позгалёва с Министром культуры РФ Александром Авдеевым состоялась 17 марта этого года в Москве. И снова речь шла о возвращении на Вологодчину оставшихся пяти уникальных икон. Министр культуры Александр Авдеев поддержал предложение и заверил, что в ближайшем будущем эти иконы займут свое место в коллекции Кирилло-Белозерского монастыря. Словам Министра культуры не разошлись с делом и уже 14 апреля этого года иконы были переданы в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Как отмечают специалисты, самая известная икона – храмовый образ «Положение пояса и ризы Богородицы во Влахернском храме в Константинополе». Икона написана в Москве в ближайшем окружении Дионисия. В основе сюжета лежит представление о ризах и поясе Богородицы как святыне, защищающей город от нашествия врагов. После падения Константинополя в 1453 году тема заступничества Богородицы воспринималась темой защиты Москвы – единственной заступницы и хранительницы православной веры. Поэтому с уверенностью можно говорить, что церковь Ризоположения и ее храмовый образ воспринимались современниками, как оберег северных русских земель.

Также возвращены на Вологодскую землю еще 3 иконы из деисусного ряда с изображениями Василия Великого и великомучеников Георгия и Димитрия, в иконографии которых есть черты, роднящие с работами Андрея Рублева. Создавший их ростовский художник придал им совершенно иное духовное звучание: иконы покоряют простотой образа, глубиной и ясностью миропонимания. Исследователи древнерусской живописи считают эти иконы эталонными памятниками ростовской живописи второй половины XV века.

Последняя икона, вернувшаяся из «полувековой реставрации» – двухсторонний выносной образ. На лицевой стороне изображена Богородица Смоленская, а на оборотной стороне – Николай Чудотворец. Особенностью иконы является то, что образ на лицевой стороне несет в себе признаки, роднящие его с московской школой иконописи, а на обороте – с ростовской. Слияние приемов различных школ иконописания во второй половине – конце XV века с каждой новой крупной работой становится все более очевидным и приводит к рождению в начале XVI века общерусского стиля иконописи.      

Эксперты уверены, возвращение икон из церкви Ризоположения делает очевидным уникальность ситуации, сложившейся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Музей стал хранителем не просто самого древнего точно датированного деревянного храма, но и хранителем первоначального убранства его интерьера.

Благодаря возвращению всех 19 святынь на Вологодскую землю стало возможным создание единого комплекса иконостаса хорошо сохранившейся деревянной церкви XV века, что чрезвычайно интересно в условиях начинающейся реставрации церкви Ризоположения. В ходе реставрационных работ иконостас церкви будет представлен зрителям в родном интерьере и создана экспозиция, не имеющая аналогов в России.

Православие.Ru

17 апреля 2009 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×