Я не помню ни одного документального фильма, который вызвал бы столько эмоций, криков восторга, огульной критики, откровенных гадостей, остервенелого копания в мелочах! Что же так задело и друзей, и врагов? Впервые на государственном телеканале чётко и ясно было сказано: жизнь человека, страны, империи в руках Божи их. И как бы силён и талантлив ни был человек, каким бы великим и могущественным ни было государство, как только они предают Бога — их век заканчивается.
Это не научно-популярный, не публицистический фильм — это зримая притча о том, как мы ежедневно, ежечасно, на протяжении тысячелетий предаём Господа нашего Иисуса Христа, и что с нами случается. И не важно, человек это или общество, Византия или Россия.
Дело не в исторических параллелях, не в том, что явления и события тысячелетней давности в фильме объясняются современным языком: «вертикаль власти», «внешняя агрессия», «еврейские капиталы», «ненависть Запада»,
«коррупция», «преемники», «национальный вопрос», «демографическая проблема» и пр.
А суть в том, что фильм при открыл тайну нашего будущего, в которое мы всегда стремимся заглянуть. Православный народ, предавший Христа, считающий, что все религии и конфессии хороши, потерявший свою идентичность, православное самосознание — теряет смысл существования: предаётся порокам, алкоголизму, разврату, отсутствию желания продолжать свой род и в конечном итоге вымирает. Именно с предательством веры происходит вначале духовная, а потом и физическая катастрофа.
Впервые перед нами предстало православное видение мира, когда история рассматривается как единая связь времён, как единое целое.
И то, что люди увидели во внутренней и внешней политике погибшей Византии, её экономике и власти, в государственной идеологии, культуре, общественной и частной морали не только сегодняшнюю, но и будущую Россию, напугало и вызвало истерику разного рода либералов, русофобов, христоненавистников, сквозь писания которых проглядывает мерзкая бесовская харя.
Когда византийцы утратили главное сокровище — православную веру, — тогда завистливый Запад, подобно сатане, вначале прельстил их, потом ограбил и на награбленном создал свою цивилизацию, исполненную духом наживы. «Именно несметными богатствами Константинополя был выкормлен монстр ростовщической банковской системы современного мира», — подчёркивает автор фильма. Мы видим прямую связь зарождения «духа капитализма» с гибелью империи.
«Русские поняли, в чём заключается самое великое сокровище Византии! Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусство и науки. Главным сокровищем Византии был Бог… И на это сокровище наши великие предки создали не банки, не капитал и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию, духовную преемницу Византии».
В этом, по мысли псковского старца Филофея, не было заслуги самих русских, такова была Божия воля. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть!». Если и на Руси падёт Православие, то вместе с ним и мир вскоре закончится. Таким образом Филофей предупреждал Москву о великой исторической и религиозной ответственности. Унаследованный Россией византийский герб — двуглавый орёл — символ такой ответственности, тяжкий крест бремени за судьбы мира. Православная Россия — единственный защитник Православия от военно-политического и религиозного натиска и с Запада, и с Востока, единственное государство, которое «удерживает» приход антихриста и является залогом вечности христианства.
Основная мысль фильма: не забывайте о том, что вы — православные русские люди. Только у православной России есть будущее. Россия сохранится только в том случае, если народ сохранит свою веру.
Фильм «Гибель империи. Византийский урок» окончательно убедил меня ещё и в том, что, если бы власти дали православным хотя бы один центральный телеканал, то люди смогли бы увидеть и понять, что же на самом деле представляет собой Россия и как обеспечить стране достойное будущее.
Я считаю, что фильм снят не по заказу власти, как полагают его критики. Прежде всего, это — урок ей. Власть, просмотрев картину, должна содрогнуться от того, что может случиться в стране, когда-то созданной на православных ценностях, если государство не обратится ко Христу. После этого фильма вся сегодняшняя стабильность, о которой заявляют чиновники, представляется нам как иллюзия стабильности, а иллюзия, как известно, всегда рано или поздно заканчивается.
Что ждёт нас? Москва с колокольным звоном «сорока сороков» или с куполами Храма Христа Спасителя в обрамлении минаретов и отовсюду слышным муэдзином, синагога в Кремле или китайская пагода на Красной площади?
Пресвятая Богородица! «Зриши мою беду, зриши мою скорбь… Спаси нас!».