Первосвятитель.
23 февраля 2009 года Патриарху Алексию II исполнилось бы 80 лет…

Восемнадцать лет назад, 10 июня 1990 года, в день интронизации в Богоявленском Патриаршем соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес речь, в которой кратко охарактеризовал задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью.

«Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней духоносной Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви. Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его Святой Церкви».

Случилось то, что в конце XIX века предсказывал великий Глинский старец — иеромонах Порфирий (Левашов). После падения веры в России, когда блеск земной славы ослепил разум и слова истины были в поношении, придет время, когда «…за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное».

В девяностые годы прошлого века наш народ пережил невиданную в мировой истории цивилизационную катастрофу. Сверхдержава была разделена на суверенные государства, уничтожен огромный экономический и научный потенциал, самая сильная в мире армия перестала существовать, началось вымирание русского народа, разъединенного в осколках страны, обезлюдели русские деревни, пахотные поля начали зарастать кустарником. Общество в своих внешних проявлениях стремительно утратило традиционные нравственные устои.

Единственным островом спасения оставалась Русская Православная Церковь. Светильник веры вновь засиял на вершине горы. Именно на этом острове началась православная самоорганизация русского народа. Именно в это неописуемо трагическое и одновременно великое время русское Православие показало свою жизненную силу и спасительность. В последние 18 лет совершилось невиданное чудо, которое трудно осознать, находясь внутри него и участвуя в нем. Стремительно возрождались церковные приходы, возникали православные братства, благотворительные и просветительские фонды и издательства. Старушки отдавали последнее на восстановление храмов, а восемнадцатилетние юноши героически переносили неимоверные тяготы войны в горах Кавказа и шли умирать с именем Господа Иисуса Христа на устах. Скромные самоотверженные школьные учителя, врачи и офицеры, годами не получая зарплату, оставались на своих местах и трудились, не покладая рук, по сути, во славу Божию. Все здоровые силы общества устремились в церковную ограду. Соработниками Церкви и Патриарха стали Георгий Свиридов, Владимир Солоухин, Игорь Шафаревич, академики, генералы, промышленники. Евангелие, «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и православный молитвослов стали для миллионов настольными книгами…

«Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества. Немало усилий потребует восстановление великих и малых монашеских обителей нашей страны».

Ритуальное убийство на Пасху трех оптинских монахов раскрыло многим, ищущим спасения, величие и тяготы монашеского служения. Книга «Пасха красная», посвященная оптинским новомученикам, в течение нескольких лет издавалась огромными тиражами.

Сухие цифры свидетельствуют: в 1990 году в Русской Православной Церкви существовало 19 монастырей, в 2008 году — 804. За всю историю христианства никогда не было, чтобы за 18 лет народ, даже такой талантливый и сильный, как русский, основал и возродил более 700 монастырей.

«Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые».

Символом возрождения храмов в это время стало восстановление Храма Христа Спасителя в Москве. Храм создавался как благодарение Богу за отражение нашествия европейских завоевателей в 1812 году, как храм-памятник русским героям Отечественной войны. Среди этих героев почетное место занимает генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — предок Патриарха Алексия П. Храм изображен на иконе новомучеников и исповедников Российских XX В6КЯ. Святейший Патриарх освящал воссозданный храм. Именно в этом возрожденном соборе совершилась канонизация православных христиан, погибших в период гонений на Церковь после октябрьского переворота. Именно здесь был подписан Акт о каноническом общении двух ветвей Русской Православной Церкви — во Отечестве и в рассеянии сущей. Это событие Святейший Патриарх считал важнейшим делом своей жизни.

Патриарх Алексий II скончался 5 декабря, в день, когда в 1931 году взорвали Храм Христа Спасителя.

Во время патриаршества Алексия II созидались и новые храмы, подчас в непредсказуемых ситуациях. Приведем один из многочисленных примеров. Огромная стратегическая подводная лодка «Советский Союз» с атомным оружием на борту была предназначена к списанию и утилизации ввиду окончания эксплутационного ресурса части агрегатов. У государства денег на ремонт не оказалось. Экипаж подводной лодки отказался выполнять решение о списании и взялся за ремонт лодки самостоятельно. Решение отчаянное, уповать можно было только на чудо. И оно произошло. Ремонт моряки начали не совсем обычно. Вначале они сменили имя своего грозного ракетоносца — теперь субмарина называется «Георгий Победоносец». Следующим шагом экипажа было создание в лучшем помещении подлодки православного храма. Слухами земля полнится. Почта стала оперативно доставлять на Камчатку на адрес подводного храма посылки от неизвестных благотворителей с книгами, утварью, иконами. Как проходил ремонт агрегатов и механизмов подлодки, неизвестно, известно лишь, что атомный ракетоносец «Георгий Победоносец» вскоре встал на боевое дежурство, а экипаж его дружит с архиепископом Петропавловским и Камчатским Игнатием. Владыка прошел курс специального обучения и сдал все нормативы моряка-подводника. В течение длительных подводных походов на борту «Георгия Победоносца» архиепископ Игнатий занимается религиозным просвещением моряков. По свидетельству владыки, о пастве с такими чистыми душами можно только мечтать…

Напомним, к 2008 году в России открыто более 15 000 храмов. Сейчас количество вновь построенных храмов сопоставимо с числом восстановленных и отреставрированных.

«Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возраста-С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества».

Сейчас практически при каждом храме действует воскресная школа и библиотека. Десятки крупных православных издательств выпускают массовыми тиражами православную литературу. Многие государственные библиотеки открывают специализированные отделы православной литературы. Выпускаются сотни православных фильмов и аудиоальбомов. Проводятся фестивали православных песнопений, песен и фильмов, работают православные радиостанции, интернет-порталы, выходят в свет многочисленные православные газеты и журналы.

Наиболее серьезные общественные начинания, такие, как духовно-образовательный форум «Глинские чтения», предполагают введение основ Православия в учебный процесс средней и высшей школы.

«Мы сознаем, что движение к этим целям потребует от нас увеличения числа Духовных школ, углубления духовного образовабудущих пастырей, развития столь славной в прошлом отечественной богословской науки».

Число высших и средних Духовных учебных заведений в 2008 году составило более 80, православных гимназий — более 100.

Преподавателями МГУ поднят вопрос о создании богословского факультета в столичном университете и соответствующего отдела в Высшей аттестационной комиссии.

«Церковь наша — и это мы явственно видим — вступает на путь широкого общественного служения. На нее как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает все наше общество. Ответить на это — наша историческая задача».

Через десять дней после произнесения этих слов на вторую по значимости кафедру России — Петербургскую — был поставлен митрополит Иоанн (Снычев), глубоко чтимый и любимый паствой, ставший подлинным голосом Церкви. Статьи и книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна стали настольными для большинства граждан нашей страны, активно созидающих наше православное Отечество.

В 2000 году были канонизированы новомученики и исповедники Российские — засвидетельствован подвиг веры русского народа в XX веке в период семидесятилетнего «вавилонского пленения». Церковные события вызвали в обществе живой интерес к отечественной истории, к истории трагического XX В6КЯ. Стало возможным возвращение на Родину праха генералов А.И. Деникина и В.О. Каппе-ля, философа И.А. Ильина, писателя И.С. Шмелева…

Благодаря просветительской деятельности Церкви стали возвращаться народу национальные культурные традиции. Русское национальное возрождение стало возможным именно в лоне Православной Церкви. Формула «быть русским — значит быть православным» во всей полноте была осознана за последние два десятилетия.

«Во время трудных, судьбоносных преобразований в стране Церковь не остается безучастной свидетельницей происходящих событий: она поддерживает благие и гуманные устремления нашего общества в решении нелегких задач построения жизни на началах законности и справедливости».

Именно при Патриархе Алексии II Церковь напоминала обществу и властям о бедственном положении пенсионеров и сирот, инвалидов, беженцев, безработных, заключенных. Именно Церковь боролась и борется с целенаправленным растлением молодежи, спаиванием населения, распространением наркотиков. Церковь стала основой для сохранения и отстаивания здоровых начал в сфере культуры, образования и здравоохранения.

Патриарх Алексий II всегда указывал на крепкую многодетную семью как на основу возрождения нашей государственности.

Именно Церковь предупреждает об опасности чудовищных экспериментов в области генетики и клонирования.

Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия II неоднократно указывал на опасность глобализации и вторжения информационных технологий во внутреннюю жизнь человека, отнимающего свободу и способность к творчеству, дарованную Богом.

«В последние десятилетия наша Церковь предпринимала много усилий во внешнем миротворческом служении. Продолжая его, мы видим ныне наш долг и в развитии внутреннего миротворчества и общественного служения в свойственных Церкви формах, среди которых следует особое внимание уделить возобновлению служения милосердия и широкой благотворительности».

Переговоры в резиденции Патриарха в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве самого Святейшего приостановили кровопролитие у Белого дома в 1993 году и спасли народ от новой гражданской войны.

Именно Патриарх возвысил свой голос против натовских бомбежек Сербии, в защиту православных святынь Косова и Метохии.

Все планы, изложенные в слове Патриарха 10 июня 1990 года в день интронизации, были за 18 лет не только осуществлены, но и многократно перевыполнены. Дерево узнают по плодам его. Плоды жизни Русской Православной Церкви в период Патриаршества Алексия II благодатный обильны.

Великие потрясения русской жизни выдвигали Предстоятелей Церкви в вершителей судеб народа и государства: в Смутное время Святителя Ермогена, во время крушения Российской империи — Святителя Тихона, во время распада СССР — Патриарха Алексия II. Судьбы этих людей глубоко символичны. Они сами стали символами своего времени.

Патриарх Алексий II стал достойным учеником и преемником своих великих учителей — Патриархов Алексия I и Пимена. Добрые семена, посеянные этими усердными делателями нивы Христовой в землю, политую кровью новомучеников и исповедников Российских, дали обильные всходы уже при Патриархе Алексии II.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II стал духовным лидером Вселенского Православия. Его мудрого слова ждали десятки миллионов людей. Для многих он был не только иерархом Церкви, но и духовным отцом. Патриарх был исключительно терпим к различным мнениям и всегда выбирал срединный, царский путь любви, милосердия и соборности. Патриарх лично посетил все епархии Русской Православной Церкви, укрепляя единство нашего бескрайнего Отечества.

Со временем все более ясно будут вырисовываться не только великие церковно-государственные свершения почившего Первоиерарха Русской Православной Церкви, но и светлый лик мудрого и доброго пастыря, направлявшего любимую паству ко спасению.

Последнюю свою Литургию Патриарх Алексий II совершил в Успенском соборе Московского Кремля в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И это символично. Русский народ, Россия, по милости Божией, были введены в возрожденный храм Православной Веры во время Патриаршества Алексия П.

Вечная ему память.

Николай Маслов

Источник: Журнал «Пастырь»

23 февраля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×