Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Идея создания фильма родилась вместе со мной

Интервью с кинорежиссером-документалистом Константином Харалампидисом - Кот-Оглы

"Константин
Константин с дочкой Анастасией, которой посвящен фильм
Константин Харалампидис - Кот-Оглы – грек по национальности, чьей родиной, как и многих его соплеменников, разбросанных по всему СССР, стал Казахстан, кинорежиссер-документалист, автор фильма «От Рождества до Воскресения». Этот фильм -  попытка понять причины тех катастроф, которые произошли с греками-понтийцами в прошлом, и возможный, по мнению автора, выход из кризиса, в котором греки пребывают сегодня. «От Рождества до Воскресения» - первая часть трилогии. Съемки двух других частей еще не закончены. Показ первого фильма в Афинах и в Москве в Обществе греков вызвал резко противоположные мнения об этой работе: от хвалебных со словами благодарности и предложениями о помощи до критики и полного неприятия.

В интервью данном для этого фильма Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, сказал: «Все эти процессы, которые происходят с греками, происходят и с русскими. Было много потерь, мы много пережили, но надо воцерковляться. Нужно понимать, что наши предки были люди верующие, религиозные, и вера поддерживала их».

Мы попросили Константина  самого рассказать о фильме.

- Когда начались съемки?

- Я начал снимать в 1999 году в Казахстане, затем на юге России. Это города Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Владикавказ, Сочи, естественно, Питер и Москва. Также я снимал в Греции - в Афинах, Салониках, в городе Патры, на Святой горе Афон. К сожалению, я не был в Цалке, но мне передали материалы, отснятые в 60-70-е годы на восьмимиллиметровую любительскую кинопленку. Качество, конечно, оставляет желать лучшего, но, я думаю, кое-что войдет во вторую часть фильма. Во второй части трилогии мне хотелось бы рассмотреть, как складывалась судьба греков, проживавших в Советском Союзе, начиная с 50-х годов и до конца XX столетия. Третья часть фильма будет посвящена рассказу о жизни греков, уехавших из СССР в Грецию.

- Как Вы пришли к идее создания этого фильма?

- Наверное, идея создания фильма родилась вместе со мной. Я рожден греком, и с ранних лет надеялся, что когда-нибудь буду снимать кино о моем народе. Обычно человек сначала выбирает профессию, а потом перед ним встают вопросы: что мне теперь делать, как реализовать полученные навыки? Передо мной такие вопросы не стояли. С детских лет я слышал от своего отца истории о судьбе моего народа. Рассказывал он так ярко, что все те события, которые происходили с моими предками, запали мне глубоко в сердце. Я думал в то время: как было бы хорошо, если бы и я мог очутиться там, внутри этих переломных событий в судьбе греков, и как было бы здорово, если бы у меня была кинокамера, чтобы запечатлеть происходящее. Так формировалось мое желание снимать кино о моем народе. И к своей профессии я всегда относился как к средству передачи тех идей, которые меня волновали.


«От Рождества до Воскресения» - так называется мой фильм. Один из героев картины говорит: «Все в жизни православного человека начинается от Рождества и… не заканчивается, а именно начинается после Воскресения. Когда родился Христос и пострадал за нас, Он даровал нам жизнь вечную, путь спасения, но этот путь исполнен скорбями и страданиями, только ими и излечивается душа наша от греха. Вот мы и пострадали и потеряли Родину (имеется в виду Трапезундская империя). Но тут же Господь дал нам второе рождение в России». Но, к сожалению, люди часто ищут виноватых в своих бедах, и эта обвинительная позиция по отношению к врагам, безусловно, не христианская. И раз уж мы – греки называем себя православными, а точнее, являемся таковыми, то мы не можем нарушать заповеди Божии.
Господь говорит в Евангелии: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 43-48).


Безусловно, события, которые произошли с нами, трагичны. Мы потеряли Родину, нас уничтожали и хотели стереть с лица земли как православную нацию. Но, если мы православные, то должны понимать, что все, что происходит с нами, дается «за что-то». Конечно, трудно полюбить врага, но ненавидеть его, как мы видим по опыту жизни уже нескольких поколений, бессмысленно, нерезультативно. За что-то ведь Господь попустил потерять нам Родину. Вот главный вопрос. Это психология православного человека: задавать себе вопрос, в чем виновен я, в чем виновен мой народ? Господь именно попускает страдать человеку и даже целому народу, ибо все в Его воле. Только бы нам понять – за что? Но большинство размышляют так: мы пострадали несправедливо, жили спокойно, никого не трогали, пришел враг, и все рухнуло. И при этом люди, так рассуждающие, называют себя православными, имея совершенно чуждую для православного человека психологию. Человек говорит себе: «Почему Бог так жесток, почему попустил случиться такому?» Да не Бог жесток, а мы - люди - образом своей жизни вызвали немилость Божию к себе.


Давайте обратимся к историческим источникам, в которых есть много  свидетельств о том, что происходило в канун трагических для греков событий. Иосиф Аскет (1350-1421), выдающийся греческий богослов, учитель св. Марка Эфесского, известный святостью своей жизни, обращался к жителям Константинополя с такими словами: «В скорби покидаю я этот город. Через несколько лет я умру. Знайте, однако, что столица за грехи своих жителей, по попущению Божию, будет занята турками, но православие сохранится». Услышав эти слова, великий нотариус Дукс Лукас в ужасе вскричал: «Не может быть, чтобы Господь попустил гибель такого города, ведь Он обещал Аврааму сохранить Содом и Гоморру, если найдет в них десять святых! Здесь еще есть и тысячи справедливых!» «Знаю, - ответил Иосиф Аскет, - но за великие прегрешения, которые не перестали совершать жители этого города, исполнятся мои слова. Ты сам будешь тому свидетелем, и тогда вспомнишь сказанное мной». Так и произошло.


В чем же была вина жителей Константинополя? Ответ находим в поучениях монаха Иосифа. В 47 разделе он пишет: «Когда увидите карающий перст Божий – не удивляйтесь, за что и почему он приближается. Лучше восхититесь Божиим милосердием, ибо нет зла, которое не нашло бы места среди нас… большинство из нас не отдают себе отчета в том, что значит быть православными, пренебрежительно относятся ко всему, что Божие. Клир бывает рукополагаем за деньги или дары. Многие из них позорно согрешили с женщиной либо совершили иные грехи плоти. Охватили их бесчестие и духовное затмение. Греша, осмеливаются они приступать ко Святому Алтарю. О, пощади их, Боже! За взятки отпускают они на исповеди тягчайшие грехи, разрешают без покаяния принимать Святое Причастие. Часто встречаются богохульства и святотатства, в то время как мы должны жизнь положить за имя Божие; мы проклинаем собратьев, проклиная тем самым самих себя, присягаем на имени Божием – и, не задумываясь, нарушаем присягу. Ропщем на Бога: один – за то, что идет дождь, другой – почему его нет, третий – почему одни богаты, а другие бедны. Одним словом, становимся судиями Бога. Всюду нагота: не только мужчины наполовину наги, но и женский пол не проявляет ни малейшего стеснения. Девушки предаются распутству, вдов пожирает зависть о мужчинах. Церковные праздники сопровождаются танцами, песнями, пьянством, возмутительными обычаями… в случае болезни людей и скота каждый спешит к знахарям и колдунам, минуя Бога, Церковь и честных врачей. Нет такого дня, чтобы мы не участвовали в обжорстве, пьянстве, половой распущенности, зависти, воровстве  или убийстве… все это приобрело характер публичный, а о том, что делается втайне, и говорить стыдно. Такое положение вещей, если не изменится к лучшему, приведет нас к заслуженной каре». Несколько лет спустя, в 1453 году, Константинополь был разграблен турками.
Цель моего фильма – не обличать, но призвать мой народ обрести иной, может быть не привычный, взгляд на события, произошедшие с нашими предками. Грек живет либо прошлым, либо будущим. Да, в прошлом у нас – высочайшие достижения времен Древней Эллады и Византийской империи. Но прошло уже много лет, как рухнула Великая Византия, но грек и сегодня живет надеждами на возрождение Византии и Трапезундской империи. Но ведь это только мечты, а жизнь реальная проходит мимо. Что нам гордиться прошлым? Гордыня – грех! Что нам мечтать  о будущем?  Мечтания и грезы – тоже грех! По словам одного современного священника, мечты чрезвычайно энергоемки, они уводят нас в мир иллюзий, отодвигая тем самым от реальной жизни. Важнее для нас осознать, в чем наш собственный грех, который привел нас к утрате Родины и который не дает нам и сегодня обрести эту Родину.

                        
Один пожилой человек говорит в фильме: «Зачем нам кого-то винить? В битве за Трапезундскую империю турецкими войсками командовал Махмуд-паша – грек, принявший ислам. И его двоюродный брат Амирутзис, который был советником Трапезундского царя Давида, тоже принял ислам вместе со своими детьми. А царь Давид был казнен в 1463 году, т.к. отказался принять ислам. Были казнены и его дети. И скорейшему разрушению Царьградских стен способствовал тоже грек Гертук, который известил турецкого султана Магомета о слабых местах городских стен. Так что все, что происходит с нами, происходит за что-то. Не важно где – в Византии, Трапезундской империи или в России, мы пройдем наш путь к Царству Небесному. Главное - обрести Небесное Отечество». Вот та великая цель, ради которой многие наши предки, отказываясь от мира материального, спасали свою душу и вели за собой, своим примером указывая и другим путь ко спасению. Такими были, например, Великие каппадокийцы: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст.


Не может быть целью человеческой жизни поиск рая на земле. Рая на земле нет. Его невозможно нигде найти и даже построить. Наше пребывание в этом мире временно, все мы умрем, и всех нас закопают в землю, и черви съедят наше тело, о котором мы сейчас так заботимся. Бессмертна только человеческая душа, а именно она пренебрегаема нами. Зачем жить человеку на этой земле, если он предает свою веру и свой народ? Сейчас я говорю о прошлом. Что же касается настоящего, то я скажу очень нелицеприятную вещь. Братья греки, давайте будем честны перед самими собой, как только рухнул Советский Союз и появилась возможность уезжать в Грецию, что нами двигало, когда мы покидали Россию и Казахстан? Любовь к исторической Родине? Ложь! Разве Греция – наша историческая Родина? Зачем же мы тогда говорим о нашей понтийской самобытности, о нашем древнем языковом диалекте? Если мы называем себя понтийскими греками, то наша историческая Родина - Понтос, Трапезундская империя. Уезжали в Грецию  в поисках лучшей жизни, в поисках материального благополучия, оставляя Россию в самые трудные для нее годы перестройки.

Один из героев моего фильма говорит: «Россия стала нам второй Родиной. Когда-то греки покрестили Русь, но прошло много лет и мы,  греки, оказавшись в России, принимали крещение в русских церквах, у русских священников. Как можно винить Россию в том, что мы были репрессированы и депортированы? До революции в России греки жили хорошо. Многие губернаторы на юге России были греки, много греков служило в царской армии, были среди них и генералы. После революции, конечно, все изменилось, но русские люди пострадали не меньше, а больше нас. Империя пала, царь погиб. Как можно винить Россию, русских людей? Ведь их, так же, как и нас, подвергали репрессиям». Подобно тому, как Господь попустил падение Константинополя, также было попущено Им лихолетье советской власти в России. Но сегодня Россия и русский народ потихоньку выбираются из бездуховного кризиса, свидетельством чему является восстановленный храм Христа Спасителя в Москве, а вот Константинополь и по сей день называется Стамбулом.


Поиск врага – это путь тупиковый. Грек устроен так, что свое собственно мнение, не важно на чем оно основано, он ставит превыше всего. Гордыня не дает возможности нам видеть в ближнем нечто позитивное. «Я мог бы лучше», «я тоже грек», «я круче» - так чаще всего мыслят греки. Но где же она, эта «крутизна», в чем она выражена? В количестве материальных благ, накопленных отдельными лицами? Нация разобщена, мы сами себя разрываем на греков цалкинских, казахстанских, эллинов. Эллины, т.е. те греки, которые живут в Греции, сегодня первейшие враги для понтийских греков, выехавших в Грецию. Но, позвольте, не они приехали к нам, а мы к ним. «Они не такие, как мы», «они живут по-иному», «нам чужд их образ жизни» - таково наше мнение о целом народе, который жил без нас и еще, поверьте, прожил бы много лет. Да кто, вообще, спрашивает наше мнение на этот счет?  Имеешь мнение, так держи его при себе.

Я понимаю, что нация пребывает в глубочайшем кризисе, но это не значит, что у нас нет выхода. Выход есть всегда. Огромное количество людей, с которыми я познакомился во время съемок фильма и которые стали его героями, а также люди, которые помогали мне в создании  картины, верят, что смысл нашей жизни лежит за пределами нашего земного бытия. Они верят, что эта цель заключается в обретении Царства Небесного, а потому очень важно, как, собственно, мы проживем отведенный нам отрезок жизни на этой земле. Придем ли мы к покаянию, что в переводе с греческого означает «перемена образа мыслей».

Я прекрасно понимаю, что мой фильм  не будет интересен людям, которые ожидают увидеть на экране «выворачивание кишок». Я не дам им возможности поплакать еще раз о том, какие мы несчастные и как много мы пережили. Пусть эти люди сами берут в руки камеру и снимают «шедевры» о многострадальной судьбе великого греческого народа. Те, кто не принимает моего фильма, говорят о том, что присутствие детских голосов за кадром снижает трагизм происходящего. Милые дамы и господа! Я понимаю, что мой фильм сделан не в столь любимом вами жанре «мыльной оперы», простите, что не дал вам возможности увлажнить ваши носовые платки. Но у меня была совсем иная цель. Дети рассказывают в моем фильме обо  всех событиях, которые произошли с греческим народом. Они говорят от своего собственного лица, и их взгляд на эти события не всегда совпадает со взглядом взрослых людей. Эти дети уже знакомы с церковной жизнью, они читали Евангелие, и в их сердцах живет любовь. Греческие дети также рисуют страны и города, где проживали и проживают наши соплеменники. Рисунки эти легли в основу изобразительного решения картины. Детские рисунки, на которых изображен Казахстан, радужны, они нарисованы от чистого сердца. Поверьте, дети знают, что пережили их предки, оказавшиеся депортированными в 40-е годы. Но они имеют чистые детские сердца, в них нет ненависти к земле, где они родились. На казахстанской земле растут такие же одуванчики и над ней летают такие же бабочки, как над греческой или российской землей.

Константин Харалампидис - Кот-Оглы

1 марта 2005 г.

Рейтинг: 5.5 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×