Разговор о богатстве

Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова
Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова
В конце 1960-х в мировой кинематограф ворвался Брюс Ли. Загадочный Восток в его подаче приобрел боевую окраску. Появился и быстро развился новый жанр кино – «кун-фу фильм». Вслед за кошачьими криками с экрана и молниеносными движениями бьющих рук и ног последовала волна массового увлечения боевыми восточными единоборствами. Дошла эта волна со временем и до Советского Союза. Дошла с заметным опозданием из-за «железного занавеса» и информационной закрытости. Но дошла, и тысячи молодых людей ушли в подвалы, чтобы бить боксерские груши и выжимать штанги. Ушли в парки и скверы, чтобы по утрам делать растяжку и разучивать непривычные движения. Многие со временем, вопреки дефициту тренеров и отсутствию материальной базы, достигли немалых успехов. И вот перед их мысленным взором, тех, кто достиг успехов, возник вопрос: Что дальше? «Я умею бить», - сказали они. Теперь нужно понять: кого бить? Или – зачем бить?

Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти применение полученным навыкам в различных «бригадах». Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони. А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее. Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра. Они стали почитывать не только методички по технике нанесения ударов, но и философскую литературу. А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что победа над собой – самая важная победа, и проч. Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у других расширилось до серьезных вопросов.

Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.

Например, в отношении богатства.

***

Богатство это, несомненно, философская категория. Говоря по хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому хватает того, что есть.

Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров богаче обладателя одной коровенки. И тут мы натыкаемся на специфическую проблему. А именно – богатство располагает к философии, то есть к размышлению о смыслах. Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек, овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими навыками делать?

У владельца одной коровы такие вопросы не возникают. Его корова – главный признак достатка, она – кормилица. А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо, и что дальше? Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще богаче и иметь еще одно стадо. Но это тупиковый ответ. Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему стаду, четвертому. В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира. И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.

Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство в его собственных глазах. Думать надо.

***

Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше бедного. Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя заложником своего движимого и недвижимого имущества. Он чувствует себя приставником к имению, почти – обслуживающим персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью, то калькуляцией. Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки. Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере стремления к ним. После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое бремя. И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти. Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной, всех ожидающей реальности. Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем о ней. Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за одним из жизненных поворотов.

Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно - о детях.

***

Они менее философичны, чем их родители. Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим опозданием. Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается чаще всего, как нечто само собой разумеющееся. Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервы в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет в помине. Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия, исходя из собственного опыта, дети не могут. Детям богатых людей изначально созданы все условия для того, чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя. У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия и презрения к бедному, простому, обычному человеку.

«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», - говорила одна особа «голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих. Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это правда. Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть самая глубокая и опасная пропасть.

Давно замечено, что наследственная аристократия более всех других общественных прослоек подвержена риску вырождения. То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства. Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего осознания величины наследства и ответственности за него. В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы то, что собиралось столетиями. И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами. Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности он должен считать своеобразным проклятием.

***

Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах, которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое или развозить пиццу на мотороллере. В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся, явление временное. Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.

Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности среди потомков богатых. Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается у людей, знающих цену куску хлеба. Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое главное, правильно его применить.

В отечественной истории есть пример – киевский губернатор Иван Фундуклей. Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде. Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность. Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости. Это был пример человека, использующего богатство, как средство мудрого служения обществу.

Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан к веслу. Деньги, как вода застаиваются и гниют без движения. Они же, как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они - тобой. Может показаться, что богатство рождает свободу. На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу, легкость и покой отнимает. Все это понимает человек довольно поздно, да и то – не каждый. И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут его на всех перекрестках, третьи – составляют планы как бы его богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей. Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.

***

Люди важнее всего. Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть правильно потрачены. С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать. Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять по ветру с любовницей. Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие. С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются. Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.

Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким словом от нее не отмахнешься. Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего ответа. Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения с женщинами. Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись адресом. В общем, богатство по определению вещь сложная. И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти темы. Так что…

Продолжение следует…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Артемий 1 сентября 2017, 14:44
Спасибо за труд и за статью. Нужно стремиться к богатству и достатку, но всегда помнить о Господе нашем Исусе Христе.
Татьяна 3 октября 2016, 12:36
Огромное Спасибо Вам за статью! Поставила "5", как в школе,не сомневаясь), а ведь шкала была 10 бальная) Поторопилась) Конечно, все родное, до узнаваемости! Пишите ещё,это важно! Очень важно! Бог в помощь!!!
Ласточка 12 мая 2013, 15:40
Все это ,конечно, замечательно, но мне. например, больно смотреть, когда золотые детки, не приложив ни йоты усилий, катаются на шикарных машинах, ездят на фешенебельные курорты, могут позволить себе образование в любом университете мира, когда не менее, а зачастую, что душой кривить, куда более талантливые дети не могут раскрыть свой потенциал, пробиться наверх, потому что нет денег и связей.

Знаю я одну девушку, очень талантлива, поет просто потрясающе, голос сильнейший - редкость для девушки, при этом ни кончала ни класса музыкальной школы. Пробовалась и в Фабрику звезд и в "Голос". Везде один ответ - данные хорошие, но денег нет, знакомых нет? - свободна!
Ну и где ваш хваленый Бог? Зачем давать человеку такой талант, и перекрывать все пути в его реализации?
Все это ляляля. Никакого промысла я не вижу. Бездари живут в свое удовольствие и все имеют, а таланты скромно сидят в своих урюпинсках.
Бог ваш вообще похоже слепец. Вера моя давно уже сгинула во мраке такой жизни. Переубедите меня, оправдайте всю эту несправедливость. Только пожалуйста без "неисповедимых путей" и прочей ереси. Надоело читать одно и то же.
Евгения19 сентября 2012, 21:57
Очень хорошая статья, под каждым словом бы подписалась! Спасибо за хорошие и добрые мысли!
Надежда23 июня 2011, 01:52
У меня есть знакомая, у которой богатство с каждым годом только растёт и умножается. Но когда её спросишь, как дела, она сразу же начинает ныть и жаловаться так, что инстинктивно хочется её пожалеть. Я уже при встрече и не спрашиваю ни о чём, так как заранее знаю, что будет.Между тем, сама по себе человек она неплохой, и к её скулежу я отношусь вполне снисходительно, хотя иной раз со смехом думаю, что она даже не догадывается, что я порой питаюсь одной кашей.
кариан 3 июня 2011, 14:29
Очень хорошая статья. Только хотелось бы написать комментарий "Максиму". Деньги - не есть зло... Зло - не совсем правильное к ним отношение. Так же как и еда. И способ выживания и возможное чревоугодие. Наши мысли видит только господь Бог. Но наши эмоции, причем адресные, контролируются злом. Всячески провоцируют, подставляют и разводят на этих самых эмоциях.... Нет ничего предосудительного в карьере. Но если понимать для чего она тебе нужна, а в поведенческом и духовном смысле не отступать от Бога. И иногда отступиться от следующей ступени, если совесть того желает.... Господь вернет сторицей, возможно в другом варианте или виде. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ-ЕСТЬ СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ДУШИ НА ПУТИ ДОМОЙ. Важно домой вернуться, а не на золотом унитазе сто часов в жизни земной отсидеть.
Антонина 2 июня 2011, 17:01
Да, тема поднята берущая по житейски за живое. Вот только сама статья - почти ни о чем. И мысль не будит, размышления такие все обыденные, скучные. Ау, дорогой автор, огоньку!!!
Сергей 2 июня 2011, 16:52
Максим, а с этим никто и не спорит: "на оставшуюся половину надо умудриться прокормить семью. Вот вам и побуждающая причина к желанию карьеры и большому заработку, без серебролюбия и прочих страстей". Я один из тех, перед кем периодически (постоянно) встают вопросы изыскать средств на то, другое, третье... Мои знакомые по обстановке решают те же проблемы разными способами. Среди них есть те, кто больше остальных преуспел в раздобывании денег. Проблема-то в том, что раздобыл те самые миллионы и... -- дальше-то что? или кто ты лично после этого? Опять же вопрос: а сколько этих самых миллионов надо? А может еще пару миллиончиков раздобыть? А зачем? Процесс-то затягивает. А потом выясняется, что просто прерывать этот процесс раздобывания денег не хочется -- попался... Французская революция и более поздние события стали ярчайшей иллюстрацией убийственного ответа на старый вопрос: кто более жаден и жесток чем богачи? Оказалось -- бедняки. Не у всех есть сила сказать: "Хватит". Тем более, что не у всех есть цель и мера: когда же хватит. А из-за денег запросто можно потерять друзей, семью, себя -- в этом состоит большая проблема. Хотя все так хорошо начиналось: "без серебролюбия и прочих страстей" -- в начале пути за деньгами проблема не видна, в том и есть ее коварство.
Леонид 2 июня 2011, 10:50
Сильная статья.
Хотелось бы прочитать продолжение...
Максим31 мая 2011, 06:11
Я может и не хочу думать о карьере и деньгах, но скажите где взять эти миллионы, чтобы у моей семьи наконец то появилась своя крыша над головой, а не из года в год съeмная халупа,за которую отдаешь пол своей среднестатистической зарплаты,а на оставшуюся половину надо умудриться прокормить семью. Вот вам и побуждающая причина к желанию карьеры и большому заработку, без серебролюбия и прочих страстей.
Иван30 мая 2011, 19:56
Спасибо батюшка за эту статью, да поможет нам православным христианам Бог Иисус Христос, аминь.
Сергей30 мая 2011, 14:51
Спасибо, батюшка, за затронутую тему. С надеждой жду продолжения. Чувствую, что где-то рядом ответ на один из важных для меня вопросов. В большинстве комментариев вижу благодарность и напряженное ожидание, похожее на мое.
Некоторое недоумение вызвал Сергий:
"Рядом с Христом не было ни одного богача" -- так ли?
Один из богачей "богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учил­ся у Иисуса" упомянут Матфеем. Иисус не говорил, что невозможно богатому войти в Царство Божие, а говорил, что трудно. В статье так же не говорится о богатстве как о чем-то однозначно неприемлемом. Стоит ли так категорично?
Коммунист, своим заявлением: "практически нет легально нажитых капиталов, подавляющее большинство нажито не своим трудом и умом, а путем уголовных преступлений. Приятное исключение составляет только область компьютерных технологий," -- заставил смеяться весь наш отдел. Вы, товарищ, видимо просто не в курсе компьютерных технологий. Кто в курсе -- не даст соврать: нельзя эту область считать исключением, т.к. преступлений и здесь совершено совсем не мало.
Олег Кузьмичёв29 мая 2011, 23:07
Спаси Вас Господь за назидание. Верно подмечено, что большое богатство - большая ответственность. А сейчас и малую ответственность несем мы с трудом. Вот об ответственности и надо нам почаще напоминать.
Людмила29 мая 2011, 21:19
Никто и не говорит, что статья плохая.Просто тема "острая",задевает.И, считать,что,экономика никак не касается нас,верующих-лукавство.Очень часто сталкиваюсь сейчас с охлаждением в вере именно из-за этого вопроса.И еще ни разу не встречала человека,готового отдать не то,что последнюю рубашку,но не ценящего своих материальных благ.
И очень обидно,что бизнесом теперь стало все: работа, учеба, здоровье, даже семья.А отсюда и отношение к людям, к жизни, к Богу.
Татьяна28 мая 2011, 10:08
Христос Воскрес!
Хорошая статья. Слежу за Вашими публикациями, о.Андрей! Не хватает бесед "На сон грядущим". Все-таки ТВ легко доступно селам в грубинке, а интернет не всегда.
А заботы у всех разные:"У кого суп жидкий.., у кого жемчуг мелкий.." Мне кажется, что большое богатство и крайняя бедность (на грани голода) одинаково опасны и вредны, только богатство больше на виду. Вспомните, до чего доводил украинцев голод в 1932-33гг. Да и сейчас: маленькие зарплаты, рос цен, отсутствие работы - вызывает озлобленность и никак не способствует духовному росту. Это то же рабство - соблазнов и возможностей только меньше.
Елена27 мая 2011, 22:04
Христос Воскресе!
Будем ждать продолжения.
Храни Вас всех Господь.

Агафон27 мая 2011, 10:51
Уважаемый протоиерей Андрей, Вы так хорошо пишите про "обладание всеми коровами мира", что возникает вопрос, почему же подавляющее большинство современных попов не знают, куда ведёт дружба, а точнее страстная любовь, с тем монстром, которого Вы так красочно изобразили.
Леван27 мая 2011, 04:47
Спаси Господи за интересную статью!

Виктор26 мая 2011, 19:27
Спасибо!!! Да поможет Вам Господь в Вашем труде.
Сергий26 мая 2011, 09:28
Отец Андрей, спасибо за статью. Ждём продолжения.
Спаси Господи!

Информационный портал Святой Горы Афон
http://www.isihazm.ru/?id=1067

Что такое богатство?

Богатство и власть – это мусор мира сего, но смирение и скромность – это истинное сокровенное богатство души, которое нелегко отыскать.

Каков ориентир богатствa?

Ориентиром для мира служит властный, гордый и жестокий ум; ориентиром для Царства Небесного является незлобивое, безгневное, чистое сердце – сердце ребенка.

Кому нужет богатый?

Богатый и властный человек, без своего богатства и власти, не нужен никому, ибо потеряй он богатство и власть – и его будет трудно назвать человеком.

Правда ли, что богатством делятся?

Оставь другим то, что люди вырывают друг у друга – мир страстей и злобы; себе возьми то, к чему никто не стремится – мир покоя и Небесной радости. Оставь другим то, к чему стремится большинство – гордость и тщеславие; себе возьми то, что никому не нужно – смирение и уничижение.

Что такое деньги?

Деньги – это тот самый крючок с наживкой, который мир предлагает своим жертвам.

Надеяться на деньги – это то же самое, что быть рыбой, которая заглотила крючок с наживкой и думает отсидеться на глубине, полагая, что ее не заметят…

Рядом с Христом не было ни одного богача, и это заставляет глубоко заглянуть в свое сердце...
валентина26 мая 2011, 08:08
Христос Воскресе!!!Спасибо своевременно полезно и снова и снова повторять на всех уровнях и власти идля воспитания молодежи нашего будущего...Хорошо бы преподавались эти основы жизни и в школе и в вузах.
Юлия26 мая 2011, 07:36
Спасибо большое, отец Андрей, за статью.
Меня всегда удивляла такая постановка вопроса, повторяемая многими людьми: мол, почему такая несправедливость: одним - все, а другим - ничего? А именно потому, что мы считаем, что богатство - это "все", тогда как это всего лишь материальный достаток, который может никак не коррелировать при этом с духовным состоянием. Богатство - это не "все", это почти ничего. Оно ничего не прибавляет к единственному нетленному капиталу, который у нас есть. Более того, часто оно даже отнимает очень многое от него или просто не дает прибавить.
Почему среди святых подвижников нет никого, кто бы жил в роскоши и получал от нее удовольствие, а мы называем это "всем"? Они всегда стремились избавиться от всего лишнего, поскольку даже малое лишнее имущество всегда обременяет душу, отвлекает ее от горнего, а мы так и не научились довольствоваться тем, что имеем, и, ползая по земле, жаждем все больше и больше и никак не можем оторвать глаз от этих тленных удовольствий и богатств, чтобы поднять их к небу.
Евгений26 мая 2011, 02:11
СТАТЬЯ ХОРОШАЯ И ВОПРОС ПОДНЯТ СЕРЬЕЗНЫЙ – ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. УЖ СЛИШКОМ ЛЕГКО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ПРОМАТЫВАЕТ ТО, ЧТО БЫЛО НАКОПЛЕННО ПРЕДЫДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ. НЕ УМЕЯ ПО-ДОСТОИНСТВУ ОЦЕНИТЬ ТРУД НАШИХ ПРЕДКОВ, ЛЕГКО РУШИТСЯ И РАЗБАЗАРИВАЕТСЯ ТО НАСЛЕДИЕ КОТОРОЕ КОПИЛАСЬ ГОДАМИ, А ПОРОЙ И ВЕКАМИ. ТАК БЫЛО В 1917Г., ПОВТОРИЛОСЬ В 1991Г. И ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕЙЧАС. И Я НЕ СОВСЕМ СОГЛАСЕН С ЛЮДЬМИ КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЦЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТО ЛЬКО ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА, ВЕДЬ НЕ НАУЧИВШИСЬ К БЕРЕЖНОМУ ОТНОШЕНИЮ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ВЕЩАМ НАВРЯДЛИ МОЖНО ПОТОМ БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ К СВЯТЫНИ (ВЕРНЫЙ В МАЛОМ БУДЕТ ВЕРНЫЙ И В МНОГОМ). ДРУГОЙ ,КОНЕЧНО, ВАЖНЫЙ ВОПРОС- «ЗАЧЕМ?» ИЛИ «ЗАЧЕМ СТОЛЬКО?» КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ УЗНАТЬ МЕРУ ДЛЯ СЕБЯ , СКОЛЬКО ИМЕННО НУЖНО МНЕ, ТАК ЧТОБЫ АЛЧНОСТЬ НЕ СДАВЛИВАЛА ГОРЛО И НЕ СТАТЬ РАБОМ СВОЕГО БОГАТСТВА? ТЕМА СЕЙЧАС АКТУАЛЬНАЯ И ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ. СПАСИБО ОТ.АНДРЕЙ, ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ…
Василий25 мая 2011, 21:10
Полностью согласен с автором. Богатство, бизнес - это прежде всего огромная, бесконечная ответственность. Как владелец собственного дела, вынужден думать о нем с момента пробуждения и до отхода ко сну. Но я отношусь к этому как к кресту, который уготован именно мне, и надо пройти этот путь до конца, как можно честнее. Мое предприятие обеспечивает работой 60 человек, которые могут спокойно жить и трудиться. Могу помочь первому встречному, не задумываясь, достоин он этой помощи или нет. Вместе с друзьями помогаем родному храму. Конечно,есть комфорт, материальные блага, но это не главное. Бог поможет не потерять веру, семью, друзей, в этой бесконечной игре на выбывание. Именно вера дает мне ответ на вопрос "Зачем?" Что бы жить нормально. Потому что трудно, но интересно. Что бы было, что дать ближним и дальним. "Блаженнее давать."
Наталья25 мая 2011, 21:01
Читаю комментарии и вижу, что большинство их авторов не поняли, что хотел сказать отец Андрей. Ведь речь-то в статье об ОТВЕТСТВЕННОСТИ. И не надо примешивать сюда ни политику, ни экономику, ни тем более политэкономию. Надо просто задать вопрос: зачем? - и постараться ответить на него.
наташа25 мая 2011, 18:49
Люди! Люди! Время на покаяние - это и есть БОГАТСТВО!!
да то что у вас где есть жить с семьей, с детьми своими и Храм рядом с домом и есть богатство!! Какое счастье на фоне страданий житейских - иметь жилье и ходить на Литургию, и видеться с Духовником и исповедываться и Причащаться Святых даров. Это и есть богатство!!! Все остальные немощи - от века...
Вот у меня нет своего жилья, и денег нет, чтобы купить или даже снимать, и приходится гораздо сильнее мучиться, даже чем богатые. КТО БЫ МНЕ ПОДАРИЛ НЕМНОГО ЖИЛЬЯ,ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛО ВРЕМЯ НА ПОКАЯНИЕ!!!
Олег25 мая 2011, 18:29
К счастью такие статье наводят на размышление в вопросе "КАК БЫТЬ?", а не "КАК СТАТЬ?". Ведь в наше время очень много литературы, фильмов и тому подобных источников информаций - как стать миллионером, ТОП-менеджером и посто эгоистом, а не как быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Любовь25 мая 2011, 17:49
Спасибо "за попадание в цель".Впрочем,как и все предыдущие статьи.
О.Андрей, а где теперь можно послушать ваши передачи:"На сон грядущим"?Простите за вопрос, но в эти 10мин.так многое становится понятно.
Шурио25 мая 2011, 16:08
Ну... И согласен, и нет. Понятие "богатство" для меня очень тесно сопряжено с понятием "несправедливость". У одних есть всё (и даром - у многих из них), а у других (большинства), вкалывающих и горбатящихся - ничего. Поэтому богатство - всегда более хорошо, чем плохо, с точки зрения не владеющего им. Ну да и добровольно отрёкшихся от денег миллионеров что-то тоже не видно. Так что - всё размышления, размышления...
Андрей25 мая 2011, 15:26
А вот как быть, когда муж доволен тем, что имеет семья в материальном плане, а жена, не разделяющая этих взглядов, не довольна и требует богатства? Требует чтобы муж что-то придумал, перестал быть придурком и идиотом, стремился построить карьеру, стать крутым и богатым,обеспечить бОльшим, чем есть на самом деле. Как быть? Сказка о рыбаке и рыбке кажется дает ответ, но..Полностью ли?
Людмила25 мая 2011, 14:13
Отче Андрей!
Благодарю за интересную статью.И, как ваша соотечественница ,прошу затронуть тему,более нам близкую,- нищету.Ведь этот крест еще тяжелее,особенно на фоне безработицы и копеечных зарплат.Особенно для молодежи.
Начинающий коммерсант25 мая 2011, 14:02
"...Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие. С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются..."
Можно ли теперь сделать вывод, что прибыль - это благословение, а убыток - проклятие?
Георгий25 мая 2011, 13:03

Одному дай оружие - будет бандит. Другому дай - будет воин. Наверное также и с материальными благами. Эти вещи гармонично смотрятся на фоне чего-то более серъезного. Если внутренняя шкала ценностей отсутствует - возможно богатство будет катастрофой для человека. Вопрос только в том - кто что вкладывает в понятие - шкала ценностей...
р.Б. Анатолий25 мая 2011, 13:01
Христос Воскреси!
Спаси Господи за статью, очень поучительная, а то молодежь рвется к карьере, к славе, к деньгам, к богатству, а зачем и сама не знает, что это не только роскошь но и оковы, которые мешают жить и в рай не пускают. Жду продолжения. Спаси Господи.
Дарья25 мая 2011, 12:59
Спасибо,очень интересно.
Татьяна25 мая 2011, 12:04
О.Андрей!Какие же глубокие и цельные размышления...!Спасибо!
Виктор25 мая 2011, 10:48
Смеялся и дышал полной грудью!Согласен полностью с изложенными мыслями и фактами, поскольку они давно известны(немного яда во здравие чтобы не зазнавался).
Это как будто встретил в дурдоме старого знакомого и мы с
ним крепко обнялись.Совпадение с моим видением данной философской категорией 100%.Жаль только,что не актуально в нашей нищей и вымирающей стране.
Коммунист25 мая 2011, 10:40
Автор пытается применить опыт дореволюционной, сравнительно честной буржуазии, к нынешним злостно-уголовным российским капиталистам. На постсоветском пространстве практически нет легально нажитых капиталов, подавляющее большинство нажито не своим трудом и умом, а путем уголовных преступлений. Приятное исключение составляет только область компьютерных технологий.
Елена25 мая 2011, 06:53
Спасибо. Хорошая статья. Нужно формировать правильное отношение к имуществу, собственности и конечно же богатству. Иногда в православной трактовке богатство порицается, и у молодежи или людей далеких от церкви возикает ошибочное мнение о православном человеке как неком несовременном архаическом уникуме далеком от всего человеческого. А это ведь не так! Не с богатством и богатыми нужно бороться, а учить равильно воспринимать, оценивать и использовать богатство именно по христиански "для людей".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×